Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификационные параметры основных парадигм образования




Образование как система, процесс и результат

Образование - это неравновесная система, внутри которой в зависимости от различных факторов: уровня образования, возраста обучаемых, отношения к церкви и государству, социокультурной направленности - можно выделить разные подсистемы.

Образование как систему можно анализировать в трех измерениях:

• социальный масштаб рассмотрения, образование в мире, определенной стране, регионе, а также система государственного, частного, общественного, светского, клерикального и других форм образования;

• ступень образования: дошкольное, школьное, профессиональное (начальное, среднее специальное, высшее), послевузовское (аспирантура, докторантура) образование, повышение квалификации, переквалификация;

• профиль образования: общее, специальное (гуманитарное, техническое, медицинское и др.).

Все три измерения образования реализуются в различного рода учреждениях: международных организациях, министерствах, департаментах образования, вузах, колледжах, лицеях, гимназиях, школах, детских садах.

Образование как процесс представляет собой единство обучения и учения.

Обучение - это целенаправленная последовательная трансляция социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы (общеобразовательной, средней специальной, высшей), учреждений повышения квалификации и др. Обучение реализуется в педали и ческой деятельности учителя, преподавателя, мастера производственного обучения, инструктора.

Способность обучаемого к присвоению социокультурного опыта называется обучаемостью, результат процесса обучения обученностью.

Учение - это целенаправлен нос присвоение обучаемым транслируемого ему социокультурного опыта и формирование на этой основе индивидуального опыта: знаний, умений, навыков, обобщенныхспособов выполнения действий, социальных, учебных, профессиональных качеств и способностей.

Данная трактовка учения вбирает в себя предлагаемые исследователями разных поколений понятия этого многоаспектного феномена (Я.А. Коменский, А. Дистсрвег, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, И. Гербарт.К.Д. Ушинский, Ж. Пиаже, К. Коффка, И. Леонгарт, В.В. Давыдов, И.И. Ильясов и др.).

Образование как результат фиксируется в форме:

• стандарта;

• образованности человека.

Стандарт образования отражает оптимальный уровень социокультурного опыта, который должен приобрести обучаемый по окончании учебного заведения, и определяет:

• содержание и объем знаний и умений;

• требования к качествам человека которые должны быть сформированы при изучении данного предмета.

Образованность человека - это совокупность сформированных знаний, умений, социальных, интеллектуальных, поведенческих качеств и социокультурного опыта. Выделяют общую и специальную образованность.

Государственный образовательный стандарт профессионального образования (ГОС ПО) - совокупность требований к уровню, содержанию и качеству профессионального образования, отраженных в соответствующих нормативных документах; разрабатывается на основе Закона РФ «Об образовании» и утверждается постановлением Правительства Российской Федерации. ГОС ПО имеет следующие цели: 1) повышение качества профессиональной подготовки за счет регламентации требований к результатам обучения и упорядочения системы контроля за эффективностью работы образовательных учреждений; 2) сохранение и развитие единого образовательного и экономического пространства в Российской Федерации; 3) четкое определение и разграничение компетенций федеральных, региональных и местных органов управления образованием;4) обеспечение эквивалентности профессионального образования внутри страны и за ее пределами для участия России в между народном разделении труда.

Профессиональные стандарты -- это минимальные необходимые требования к профессиональному уровню работников с учетом обеспечения производительности труда и качества выполняемых работ в определенной отрасли экономики. Они включают в себя наряду с другими данными наименование должностей и указание соответствующих им квалификационных и образовательных уровней, перечень конкретных должностных обязанностей (рассматриваемых с точки зрения знаний, умений и навыков), выполнение которых позволит работнику реализовать трудовые функции в границах его компетенции.

Классификационные параметры основных парадигм образования

Парадигма - совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике.

В современной педагогике большинство исследователей выделяют следующие парадигмы образования:

• когнитивно-ориентированную;

• деятельностно-ориентированную;

• личностно-ориентированную.

Ассоциативно-рефлекторная теория обучения, лежащая в основе когнитивно-ориентированной парадигмы образования, оформилась в XVII в. Ее методологические основания были разработаны Дж. Локком, который и предложил термин «ассоциация». Окончательное оформление ассоциативная теория обучения получила в классноурочной системе Я.А. Коменского.

Главное в данной парадигме образования - информационное обеспечение личности, а нс се развитие, оказывающееся «побочным продуктом» реализующейся учебной деятельности, целью которой является усвоение определенных знаний и способов деятельности. У обучающихся не формируется опыт творческой деятельности, умение самостоятельно приобретать знания, готовность свободно включаться в любую управленческую сферу деятельности.

Поиск путей совершенствования обучения педагогами-новаторами направлен на выявление путей и условий развития познавательной самостоятельности, активности и творческого мышления учащихся. В этом отношении и показателен опыт педагогов-новаторов: укрупнение дидактических единиц усвоения (П.М. Эрдниев, Б.П. Эрдниев), интенсификация обучения на основе принципа наглядности (В.Ф. Шаталов, С.Д. Шевченко и др.), опережающее обучение и комментирование (С.Н. Лысенкова), повышение воспитывающего потенциала урока (О. Н. Ильин, Т.И. Гончарова и др.), совершенствование форм организации обучения и взаимодействия педагогов и учащихся науроке (Н.П. Гузник, В.К. Дьяченко, С Ю. Курганов, А.Б. Резник, И.М. Чередов и др.), индивидуализация обучения (И.П. Волков и др.).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 230.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...