Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Базальные (подкорковые) ядра (ганглии)
Анатомия спинного мозга Цель работы:изучить особенности строения спинного мозга. Оборудование: анатомические атласы, учебные таблицы, скелет, влажные препараты мозга, цветные карандаши. Ход работы 1. Дайте общую характеристику спинного мозга. По позвоночному столбу определите местоположение: верхняя граница – верхний край С1; нижняя граница – нижний край L1 Укажите размеры спинного мозга: длина – ………….., диаметр – ……………, масса – …………… Форма – ……………………………………………………….
4. По атласам, таблицам и влажному препарату изучите внутреннее строение спинного мозга (на срезе), распределение серого и белого вещества. Сделайте схематичный рисунок и отобразите на нем элементы строения спинного мозга и рефлекторной дуги
Рис. 3. Строение сегмента спинного мозга
5. По атласу изучите распределение основных проводящих путей спинного мозга. Сделайте подписи к рисунку5; покажите зеленым цветом положение собственных, красным – нисходящих, синим – восходящих проводящих путей.
Вопросы для самоконтроля 1. Укажите местоположение и размеры спинного мозга 2. На каком принципе основана классификация сегментов спинного мозга? 3. Какова локализация ядер серого вещества в спинном мозге?
Оценка _______________ Подпись преподавателя ___________ Дата __________ Лабораторная работа № 2 Спинномозговые нервы (СМН) Цель работы: изучить особенности строения спинномозговых нервов. Оборудование: анатомические атласы, учебные таблицы, скелет, цветные карандаши. Ход работы 1. На схеме образования СМН(рис. 6) изучите его основные ветви.
2. По таблицам и атласу найдите место образования и выхода 31 пары СМН: шейных – 8 пар, грудных – 12 пар, поясничных – 5 пар, крестцовых – 5 пар, копчиковых – 1 пара.
3. По атласу изучите особенности распространения и зону иннервации дорсальных ветвей. Отметьте эту зону желтым цветом на схематическом рисунке 7.
4. Изучите схему образования и иннервации межреберных нервов (Th2 –Th12). Отметьте эту зону синим цветом на рисунке 7.
5. Изучите особенности распространения вентральных ветвей СМН, участвующих в образовании сплетений (рис. 7). Укажите местоположение сплетений: 1) шейное сплетение (С1–С4) – в области шеи, позади грудино-ключично-сосцевидной мышцы; 2) плечевое сплетение (С5–Th1) – _______________________________ 3) поясничное (L1–L4) – _______________________________________ 4) крестцовое (L5–S5) – ________________________________________ 5) копчиковое (Со1) – _________________________________________
Отметьте зону иннервации каждого сплетения своим цветом на рисунке 7.
Рис. 6. Схема иннервации тела сегментами спинного мозга
6. Изучите особенности распространения и область иннервации нервов, отходящих от каждого сплетения.
Шейное сплетение:кожные ветви § малый затылочный – кожа сзади и над ушной раковиной; § большой ушной нерв – кожа в области ушной раковины; § поперечный нерв шеи – кожа боковой и передней поверхности шеи; § надключичный – кожа в области ключицы, дельтовидной мышцы, верхней части груди. Шейное сплетение:мышечные ветви § диафрагмальный нерв – диафрагма. Плечевое сплетение:ветви надключичной части § тыльный нерв лопатки; § передние грудные; § длинный грудной; иннервируют § подключичный; глубокие мышцы шеи § надлопаточный; и плечевого пояса. § подлопаточный; § тыльный нерв грудной клетки. Плечевое сплетение:ветви подключичной части § мышечно-кожный – передняя и наружная поверхности плеча (мышцы) и предплечья (кожа и мышцы); § подмышечный – плечевой сустав, мышцы оката плеча, кожа передней и наружной поверхности плеча; § локтевой – мышцы ладонной поверхности предплечья и кости, кожа и мышцы ладонной и тыльной поверхности мизинца и половины безымянного пальца; § лучевой – мышцы задней поверхности плеча, предплечья, кожу с тыльной поверхности 2,5 первых пальцев; § срединный (медиальный) – мышцы передней поверхности предплечья, кожа и мышцы ладонной поверхности 3,5 пальцев. Поясничное сплетение § подвздошно-подчревный кожа и мышцы живота,паха, § подвздошно-паховый наружных половых органов § полово-бедренный – кожа внутренней поверхности бедра, половых органов; § боковой кожный бедра – кожа наружной поверхности бедра; § запирательный – мышцы внутренней поверхности бедра, кожа над коленным суставом; § бедренный – мышцы передней поверхности, кожа передней и внутренней поверхности бедра, кожа внутренней поверхности голени и стопы. Крестцовое сплетение § верхний и нижний ягодичные – ягодичные мышцы; § задний кожный нерв бедра – кожа задней поверхности бедра; § седалищный – глубокие мышцы бедра, мышцы голени, подошвы, кожу подошвы (большеберцовый нерв); кожа и мышцы тыльной поверхности голени и стопы (малоберцовый нерв); § срамной – кожа и мышцы промежности, внутренние органы малого таза (прямая кишка, мочевой пузырь, внутренние половые органы). Копчиковое сплетение § копчиковый – кожа и мышцы в области копчика и ануса.
Вопросы для самоконтроля 1. Назовите основные ветви спинно-мозгового нерва 2. На каком принципе основана классификация спинномозговых нервов? 3. Какие ветви СМН причастны к иннервации туловища? 4. Назовите сплетения СМН. 5. Какие нервы причастны к иннервации верхней конечности? 6. Какие нервы причастны к иннервации нижней конечности
Оценка _______________ Подпись преподавателя ___________ Дата __________
Лабораторные работы№ 3–4 Анатомия головного мозга
Цель работы: изучить особенности строения головного мозга. Оборудование: анатомические атласы, учебные таблицы, череп, муляжи, влажные препараты мозга, цветные карандаши. Ход работы 1. Дайте общую характеристику головного мозга. Местоположение–…………………………………………………… Форма - Размеры: продольный – ………………поперечный – ……………………… передне-задний – ………………Объем – ……………………… 2. Изучите отделы головного мозга. При помощи муляжей отделы мозгаобозначьте отметьте разными цветами и подпишите отделы мозга:
3. Изучите расположение полостей головного мозга. Отметьте их римскими цифрами на рисунке 10:
4. Изучите особенности строения отделов головного мозга, определив по анатомическому атласу и рисункам их основные структуры.На рисунках 9–13 раскрасьте структуры, относящиеся к различным отделам мозга в те же цвета, что и на рисунке 8.
4.4.Промежуточный мозг(таламус,эпиталамус, гипоталамус и метаталамус). Верхняя граница – зрительный перекрест (хиазма), нижняя граница – выход зрительных трактов.
4.5.Большие полушария (конечный, или большой мозг).…..-Межполушарная щель; -- поперечная щель (отделяет конечный мозг от мозжечка); лобный, височные, затылочный полюсы. Доли: лобная теменная, затылочная, височная, лимбическая, островок (обозначьте цветом каждую долю мозга (рис. 14). Медиальная поверхность(сагиттальный разрез мозга) -Мозолистое тело (ствол, колено, клюв, терминальная пластинка, валик); -.. свод мозга; - прозрачная перегородка;Борозды: мозолистого тела – …, гиппокампа – …, поясная – …, шпорная – … ; сводчатая извилина (поясная извилина + перешеек + извилина гиппокампа) – …, предклинье – …, клин – … Верхнелатеральная поверхность Лобная доля:Борозды:центральная – …, прецентральная – …, верхняя лобная – …, нижняя лобная – … - Извилины:предцентральная – …; верхняя – …, средняя – … и нижняя – … лобные; треугольная часть – …, глазничная часть –… Теменная доля: борозды: теменно-затылочная – …, постцентральная – …, внутритеменная – … - Извилины: постцентральная – …, верхняя теменная долька – …, нижняя теменная долька (надкраевая и угловая извилины) – … Височная доля: борозды: верхняя – … и нижняя – … височные.Извилины: верхняя – …, средняя – … и нижняя – … височные. Нижняя поверхность Обонятельная борозда – … ; обонятельная луковица – ; обонятельный тракт - ; прямая извилина - ; глазничные борозды – … и извилины – …; парагиппокамп – …, крючок -
Рис. 14. Строение больших полушарий: А – верхнелатеральная поверхность, Б – медиальная. Базальные (подкорковые) ядра (ганглии) - Полосатое тело (…): хвостатое ядро–… (головка, тело и хвост) + чечевицеобразное ядро– … (бледный шар– … и скорлупа– …); ограда– …; миндалевидное тело - …; внутренняя – …, наружная – … и самая наружная – … капсулы
Вопросы для самоконтроля 1. Назовите основные отделы головного мозга. 2. Назовите основные отделы промежуточного мозга. 3. Какие нервы берут начало от головного мозга (назвать по отделам). 4. Основные ядра серого вещества (по отделам). 5. Основные борозды и извилины по поверхностям больших полушарий и по долям.
Оценка _______________ Подпись преподавателя ___________ Дата __________
Самостоятельная работа№ 1 Головной мозг 1. На рисунке 17 вместо (?) римскими цифрами обозначьте выход соответствующих пар ЧМН. Запишите
2. На карте мозга разным цветом обозначьте функциональные зоны КБП.
|