Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды нарушений зрения и их причины




Зрение        (зрительное         восприятие) - процесс психофизиологической

обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой, и позволяющий получать представление о величине, форме и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними.

За нормальную остроту зрения равную единице (1,0), принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии 5 метров. Способность к различению света от тьмы соответствует остроте зрения на уровне светоощущения. Неспособность к различению света от тьмы означает, что острота зрения равна 0. В зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу при использовании очков, и, соответственно, от возможности использования зрительного анализатора выделяют следующие группы детей.

Слепые​-это дети с отсутствием зрительных ощущений.

а) абсолютно, или тотально, слепые - дети с полным отсутствием зрительных ощущений;

б) частично, или парциально, слепые - дети, имеющие светоощущения, форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) с остротой зрения от 0,005 до 0,04.

Слабовидящие -дети с остротой зрения от0,05до0,2.Главное отличиеданной группы детей от слепых состоит в том, что при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо. Кроме снижения остроты зрения слабовидящие могут иметь отклонения в состоянии других зрительных функций (цвето- и светоощущение, периферическое и бинокулярное зрение).


В отдельную группу выделяют детей с амблиопией и косоглазием.

зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:

В слепорожденные -это дети с врожденной тотальной слепотой илиослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;

В ослепшие​-дети,утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными.

Анализ причин нарушений зрения показывает, что в 92 % случаев слабовидение и в 88% случаев слепота имеют врожденный характер.

Врожденная слепота обусловлена повреждениями плода в период внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения. К отрицательным факторам, воздействующим на плод или эмбрион относятся: инфекционные и вирусные заболевания матери, перенесенные во время беременности; хронические заболевания или их обострения во время беременности; общесоматические заболевания; различные интоксикации (медикаментозные, алкогольные, никотиновые, наркотические, бытовые, химические и др.); облучения; токсикозы беременности; авитаминозы; травмы; недоношенность плода и т. д.

Приобретенная слепота обычно бывает следствием заболевания органов зрения (сетчатки, роговицы), заболеваний центральной нервной системы (менингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит), осложнений после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина), травматических повреждений мозга (ранения головы, ушибы) или глаз.

Слабовидение возникает вследствие глазных болезней на фоне общего заболевания организма. Чаще всего причиной слабовидения является аномалия рефракции. Наиболее распространенная ее форма – миопия (близорукость), достаточно часты гиперметропия (дальнозоркость) и астигматизм.

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения

 

Слепота и слабовидение представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития.

При врожденном нарушении зрения у ребенка не формируются зрительные представления об окружающем мире. При этом возникают затруднения в формировании вертикального положения тела, прямохождения, страх пространства и новых предметов. Это вызывает задержку развития пространственной ориентации и предметной деятельности.

Развитие высших форм познавательных процессов (внимания, логического мышления и речи, памяти) у слепорожденных детей протекает практически нормально. Вместе с тем, нарушение взаимодействия сенсорных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии их мыслительной деятельности. Так, слепые дети легче усваивают отвлеченные понятия, нежели слова с конкретным значением, у них с большим трудом формируется правильное соотношение между накопленными словесными (отвлеченными) знаниями и конкретными представлениями.

Потеря зрения оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой сферы и характера. Трудности в учении, игре, овладении профессией, бытовые проблемы вызывают сложные переживания и негативные реакции.

В одних случаях своеобразие характера и поведения проявляется в неуверенности, пассивности, склонности и самоизоляции, в других - в раздражении, возбудимости и даже агрессивности. Одновременно с вторичными отрицательными симптомами возникают и компенсаторные симптомы, развивающиеся в результате приспособления аномального ребенка к требованиям среды. Так, у слепых развивается «шестое чувство» - способность определять приближающиеся предметы даже при полном отсутствии зрения. Известна и повышенная способность слепых при помощи осязания различать размеры, форму предмета. Также обостряется слух, позволяющий ориентироваться в пространстве.

Применение системы условных обозначений позволяет обучать слепых чтению и письму по рельефной системе Брайля. Она включает в себя рельефно-точечный шрифт, каждая буква которого состоит из выпуклых точек. Различные комбинации этих точек дают возможность получить определенное количество знаков для обозначения всех букв алфавита и цифр.

Ослепших детейотличает от слепорожденных время потери зрения(дошкольный или школьный возраст), при этом большое значение для их развития имеет сохранность ранее сформированных зрительных представлений. Чем позже ребенок потерял зрение и чем больше следов прежних зрительных представлений сохранилось в его памяти, тем легче воссоздается образ предмета или явления на основе словесных описаний.

У слабовидящих детей в результате замедленного и затрудненного зрительного восприятия отмечается ограниченный запас представлений, их искажение, нечеткость и нестойкость; затруднена пространственная ориентировка.

в помощь слабовидящим предоставляются специальные оптические средства коррекции зрения (очки, контактные линзы, лупы), создается повышенная освещенность в учебных помещениях, применяются учебники с крупным шрифтом.

Многими исследованиями показано, что нарушение зрения в целом не тормозит психическое развитие ребенка, если у него нет исходной нервнопсихической патологии и он оказывается в благоприятных условиях обучения и воспитания.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...