Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как 1, так и 2 классификации являются нелинейными.




Вопрос № 22. Развитие общества как цивилизационный процесс.

Что такое цивилизация?

 В современной социальной философии при объяснении факторов исторической динамики общества все чаще используется понятие цивилизация. Сам термин цивилизация (лат.сivilis – гражданский, государственный) до сих пор не имеет однозначного толкования. В мировой философской литературе он чаще всего употребляется в следующих основных значениях:

- как синоним культуры (А. Тойнби).

- как определенная стадия в развитии локальных культур, характеризующаяся их деградацией и упадком (О. Шпенглер).

- как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

- Как социокультурная общность людей, объединенная системой духовных ценностей, а также единством происхождения, территории, экономической жизни.

- Глобальный период развития общества, выделенный на основании определенного технико-технологического базиса.

В последнее время понятие цивилизация легло в основу цивилизационного подхода к анализу социодинамики. Его сущность заключается в построении такой типологии общественных систем, при которой периоды развития социума анализируются на основе выделения качественно различающихся между собой:

 1) культурных социокодов;

2) социально-этнических и социально-психологических особенностей тех или иных регионов планеты;

3) технико-технологических условий развития.

Эти основания лежат в основе цивилизационно-глобального подхода, цивилизационно-локального подхода и цивилизационно-стадиального подхода к типологии цивилизаций.

Какие типологии цивилизаций существуют?

1. Цивилизационно-глобальный подход. Это одна из наиболее распространенных сегодня типологий связана с выделением восточной и западной цивилизаций. Это глобальное деление сделано на основе вычленения общего культурного социокода, присущего очень разным по религиозному признаку, экономическому состоянию, истории и политической культуре региону. Что общего у Афганистана и Японии?

Общая основа выделена в таком понятии цивилизации: Ц. - социокультурная общность людей, объединенная системой духовных ценностей, а также единством происхождения, территории, экономической жизни.

Западная цивилизация характеризуется:

-целерациональным стилем мышления, ориентированным на конкретный результат деятельности и эффективность социальных технологий;

- на изменение мира и самого человека в соответствии с человеческими представлениями и проектами;

- Европейская цивилизация при соприкосновении с иными цивилизациями обнаруживает тенденцию к социокультурной экспансии, при этом часто проявляется нетерпимость к иным культурам как низшим и неразвитым;

-  Научная мысль Запада всегда была обращена на познание и преобразование мира, что проявлялось в ее повышенном внимании к естествознанию, фундаментальным исследованиям;

-  Для Западной Европы свойственна установка на инновационный путь развития, который предполагает сознательное вмешательство людей в общественные процессы, культивирование таких интенсивных факторов развития как наука и техника;

-  В политической сфере западной цивилизации присущи гарантии частной собственности и гражданских прав личности как стимула к инновациям и творческой активности, стремление к установлению гармонии общества и государства, к формированию институтов гражданского общества.

В 20 в. западная техногенная цивилизация достигла высшей точки своего развития: это период т.н. «организованного» капитализма, представленного высокоразвитыми индустриальными обществами с социально ориентированной (смешанной) экономикой, демократией, массовым обществом, высокими стандартами жизни, стремительным развитии науки и технико-технологического потенциала (научно-техническая революция).         

Восточная цивилизация чаще всего определяется как традиционалистская, при этом обращается внимание на социально-политические и духовные особенности данного региона. В отличие от Запада здесь отмечается:

-  господство авторитарно-административной системы, характеризующейся деспотической формой правления, высокой степенью зависимости людей от властвующих структур и институтов. Данные обстоятельства определяют научные и духовные ориентации восточной цивилизации;

-  Развитие научных знаний характеризовалось не столько ростом теоретических компонентов, сколько формированием практических, рецептурных приемов деятельности, неотъемлемых от индивидуального опыта исследователя;

- В познании господствовал не логический, а интуитивный метод, что предполагало ненужность строгого понятийного языка. Высшей целью науки считалась трактовка трудов древних мыслителей, при которой демонстрировались идейная привязанность к классическим авторитетам. На Востоке доминировал художественно-образный стиль мышления с его интуитивностью, эмоциональной окрашенностью. Это придавало большую значимость процедуре интерпретации, а не выработке механизмов обоснования накопленных знаний и опыта.

Таким образом, традиционность Восточного общества обусловила специфику социальной динамики - непрерывность его развития. Для восточной цивилизации характерна очень маленькая скорость развития общественных отношений: на протяжении тысячелетий социальные отношения устойчиво воспроизводились в прежнем качестве, развитие общества происходило непрерывно (без революций).

2.Цивилизационно-локальное деление опирается на теопределения цивилизации, которые характерны для концепции О.Шпенглера, А. Тойнби.

Американский исследователь цивилизаций С. Хантингтон отметил процесс выдвижения на первый план цивилизационных различиймежду локальными Ц. Он выделил на карте мира 8 Ц.: западную, исламскую, китайскую, индийскую, японскую, латиноамериканскую, африканскую, православную.К началу 21 в. локальные Ц. пришли с резкой дифференциацией основных макропоказателей, экономического, военно-политического потенциала, что является предпосылкой для усиления сотрудничества, с одной стороны и столкновения, с другой.

Как 1, так и 2 классификации являются нелинейными.

3. Цивилизационно –стадиальная типология. Весьма широко распространены типологии цивилизаций, в которых выделяются доиндустриальный, индустриальныйипостиндустриальныйпериодыразвитиячеловечества (Р. Арон, У. Ростоу, О. Тоффлер). Эта типология цивилизаций является линейной..

Вкачествекритериявыделенияданныхэтапов цивилизационной динамики рассматриваетсяразвитиетехнико-технологического укладаитесносвязанныхснимсоциально-политическихидуховных отношений.

Доиндустриальное общество иногда еще называется аграрным, традиционным, ему присуща ориентация на аграрный сектор экономики и хозяйства. В данном обществе господствует натуральное хозяйство и сословная иерархия. Оно отличается нединамичностью социальных изменений, поскольку главную роль здесь играют традиции, которые во многом регламентируют жизнь социума. Инновационные технологии в такой культуре если и встречаются, то выглядят скорее как исключение из правил.

Возникновение индустриальной цивилизации в 17-18 в.в. связано с переходом к промышленно развитому обществу, где господствует массовое рыночное производство. Оно предполагает создание крупной машинной промышленности, переход к фабричной организации труда и, как следствие, рост его производительности. Активизируются процессы урбанизации. Наука становится системообразующим фактором общества, а научно-технический прогресс определяет возможности и перспективы социального прогресса. Данные процессы ведут к изменению места и роли человека в обществе, формируется буржуазно-демократический строй, для которого характерно провозглашение равных гражданских прав, нарастание демократических тенденций в социально-политической сфере.

Постиндустриальная цивилизацияначинает развиваться после 2-й мировой войны и отличается рядом новых особенностей. В ней доминирует так называемый «третий сектор» – сектор сферы услуг, где ведущую роль приобретают наука, образование, информация. На первый план выходят наукоемкие информационные технологии, оттесняя на задний план тяжелую промышленность. Господство собственности на средства производства постепенно сменяется правом на обладание информацией, благодаря чему формируется новая доминирующая социальная группа – профессионалов-управленцев. Постиндустриальному обществу присуща децентрализация экономики, эффективное антимонопольное законодательство. Компьютерные технологии широко представлены в основных сферах его жизнедеятельности. По Тоффлеру, Масуде - это информационное общество.

 

 

Неравномерность развития цивилизаций, напряженность в их отношениях объясняет достаточно высокую значимость прогнозов (сценариев) взаимодействия цивилизаций в 21 в. Два крайних сценария – столкновение или партнерство локальных цивилизаций. Сценарий столкновения цивилизаций наиболее детально проработан С. Хантингтоном. По Хантингтону, столкновение цивилизаций практически уже начало осуществляться в виде череды локальных межцивилизационных конфликтов (Косово, Чечня). Пока западная цивилизация располагает возможностями не допустить перерастания локальных конфликтов в глобальные. Но вполне реальна угроза столкновения цивилизаций – прежде всего исламской и западной, исламской и индийской, иных других. Угроза прямых столкновений будет «смягчаться» «тихой экспансией» перенаселенных цивилизаций – мусульман, китайцев, латиноамериканцев и т.д.

Другой крайний сценарий – партнерство цивилизаций- перспективен, но наиболее сложен. Предполагает выработку эффективного механизма разрешения неизбежно возникающих межцивилизационных противоречий, поддержки более бедных и слабых народов при их политическом равноправии, развитой глобальной демократии и т.д. Модель политического партнерства отработана на примере Швейцарской конфедерации в течение трех столетий; Евросоюза, Европарламента и ОБСЕ – на протяжении последних десятилетий. Однако в реальности эта модель не выдерживает напряжения в следствие глубоких внутренних противоречий.

Кроме названных сценариев возможны «промежуточные»: продление на будущее нынешнего шаткого равновесия; установление глобального диктата одной цивилизации при ограничении самостоятельности и независимости других. Уважаемые эксперты разных стран, в т.ч. З. Бжезинский, допускают этот вариант глобального тоталитаризма с большой долей вероятности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 104.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...