Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социология как наука, её полипарадигмальный характер.




Каков предмет философии науки?

Для ответа на это вопрос следует выявить соотношение философии науки с иными дисциплинами.

Науковедение и науко­метрия изучают проблемы организации научной деятель­ности, процессов формирования и функционирования научного знания.

Социология науки исследует структуру научных со­обществ и анализирует науку как особый социальный институт по производству нового научного знания.

Психология науки исследует проблемы научного творчества.

История науки описывает процессы, касающиеся научных от­крытий и изобретений.

Ни одна из этих дисциплин спе­циально не изучает процесс научного исследования, рост и разви­тие науки.

В отличие от них философия науки как раз ставит главной целью исследование процесса познания в науке. При этом в отличие от истории и социологии науки, она учитывает лишь общий характер воздействия общест­ва, его материальных и духовных потребностей на развитие науки. Вместе с тем философия науки тесно взаимосвязана с частными научными дисциплинами, исследующими науку.

Главная цель философии науки состоит в раскрытии тех методов, спо­собов и приемов, с помощью которых достигается объективно ис­тинное знание об окружающем нас мире.

Методология науки – составная часть философии науки, которая изучает методы и способы познания.

Научное знание можно изучать с двух точек зрения:

во-первых, с точки зрения процесса исследовательскойдеятельности; в этом случае предмет анализа – научное исследование и его методы,

во-вторых, с точки зрения результата этого процесса, в этом случае предмет анализа –существующее знание и методы его обоснования.

В первом случае речь идет ометодологии научного исследования, во втором случае – ометодо­логии анализа существующего научного знания.

Становление методологии науки.Верное осмысление роли метода в науке произошло не сразу. В античную эпоху задачу исследования методов науки решали философы, поскольку в то время сама наука, за исключением математики и астрономии, развивалась в рамках философии.

Древнегреческое слово «метод» обозначает путь к дос­тижению какой-либо цели, и впервые проблемы научного метода стали изучаться именно в рамках древнегреческой философии. Античная наука не знала опытного естествознания, поэтому речь шла только о теоретических методах исследования. Ярким образцом становления таких методов является силлогистика Аристотеля как основание классической дедуктивной логика и аксиоматический метод.

В эпоху Нового времени исследованием методов познания также в первую очередь занимались в основ­ном философы. При этом наибольший вклад в исследование научной методологии внесли те из них, которые одновременно были выдающимися учеными в конкретных науках (Г. Галилей, Р. Декарт, Г.В. Лейбниц). Становление экспериментального естествознания в XVII ве­ке потребовало разработки методов и средств опытного изучения природы. Именно поэтому в центр философских систем выдающихся философов того времени Ф. Бэкона и Р. Декарта выдвигается проблема научного метода, и при этом – метода экспериментального естествознания в своих сочинениях уделили большое внимание проблеме исследования методов получения нового знания в науке.

Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, который освещает путнику дорогу в темноте. Он стремился создать такой метод, который мог бы быть «органоном» (орудием) познания, обеспечить человеку господство над природой. В «Новом Органоне» в качестве такого ме­тода представлена индукция (в противоположность «Органону» Аристотеля, в котором раскрывалась суть дедуктивного метода). Аристотелевскую дедукцию Бэкон считал принципиально непригодной для развития наук о природе. В свою очередь, индукция требует от науки основываться на опытном базисе, исхо­дить из эмпирического анализа, наблюдения и эксперимента. Только на такой основе, по Бэкону, можно познать причины и законы.

Так же остро ставил проблему научного метода французский философ Р.Декарт: «Уж лучше совсем не помышлять об отыскании каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода, ибо совершенно несомненно то, что беспорядочные занятия и темные мудрствования помрачают естественный свет и ослепляют ум»[11]. Его основные философские работы посвящены проблемам метода. Это, прежде всего, «Рассуждение о методе». Работа «Правила для руководства ума» – это фактически «разложенный по полочкам» алгоритм использования научного метода в процессе исследования.

Определение метода по Декарту не только раскрывает его структуру, но и показывает, вслед за Бэконом, роль метода в системе научного познания: «Под методом я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует приня­тию ложного за истинное и, без лишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступ­но»[12].

В связи с этим он выдвигает три правила метода:

1) начинать с простого и очевидного;

2) из него путем де­дукции получать более сложные высказывания;

3) действуя при этом так, чтобы не было упущено ни единого звена, т.е. сохраняя непрерывность цепи умозаключений.

 

Социология как наука, её полипарадигмальный характер.

 

Социология - учение об обществе, наука, кот изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют. Объект - общество и информация о нем, полученная другими науками.Предмет изучения - закономерности функционирования, развития общества и взаимодействие общностей разного типа

Исторические предпосылки возникновения социологии:

· Распад традиционных социальных связей в ряде стран Запада

· Промышленная революция

· Урбанизация

· Великая Французская буржуазная революция

Социология выполняет функции:

· Объяснительная

· Описательная

· Прогностическая функция

Объект социологии – общество – многообразные формы совместной жизнедеятельности, взаимодействий и объединений людей

Предмет социологии по Веберу – социальные действия людей, которые:

· наделены смыслом

· ориентировано на других

Предмет социологии по Дюркгейму – социальные факты (государство, система права), которые:

· существуют вне человека

· независимы от человека

· оказывают на людей принудительное воздействие

Структура:

· макросоциология (анализ общества как целого и его структуры как части – экономическое и политическое устройство, религия, постиндустриализм, etc.),

· микросоциология (взаимодействие людей в малой социальной группе, соображения, которыми они руководствуются).

· теории среднего уровня (распределение ролей в социологическом институте),

Парадигмы – совокупность основных теоретических положений и принципов, лежащих в основе теории или ряда теорий.

В них входят 3 группы:

· структурные (рассматривают организацию, функционирование и развитие общества как единой системы целого, в основном на макроуровне),

· интерпретивные (основные – изучение и интерпретацией чел поведения, его мотивов в основном на макроуровне),

· интегральные и объединительные (анализ социальных реалий с точки зрения единства объективного и субъективного, структуры и индивида).

Огюст Конт - отец основатель социологии (середина 19-ого века)

Классификации:

По способам получения знания: теоретическая и эмпирическая социология

Методы эмпирического исследования: Количественные и качественные методы.

По уровням: Макросоциология, микросоциология, теории среднего уровня

Отраслевые социологические теории: По сферам деятельности или социальным институтам










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 264.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...