Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Итоги урока. Выставление оценок.




Природно -ресурсныйпотенциал России

Цели:

· Дать понятия “природные ресурсы”, выявить особенности классификации природных ресурсов, определить проблемы использования природных ресурсов и наметить пути их решения.

· Продолжить формирование умений и навыков решения проблемных вопросов.

· Продолжить формирование экологической культуры учащихся.

Средства обучения:учебник: И.И. Баринова. География  России. Природа. 8 кл. – М.: Дрофа, 2011,

 атласы 8 кл., настенная физическая карта России, мультимедиа проектор.

Ход урока

Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания:

Какие секторы входят в первичный сектор экономики?

Какие из них ведущие?

Использование каких природных ресурсов можно было бы сократить без ущерба для экономики России?

Какова роль первичного сектора экономики?

2. Изучение нового материала:

Учитель: Сегодня на уроке мы должны ответить на вопросы: в чём достоинства и недостатки природно-ресурсного потенциала России? Какие проблемы существуют в использовании природных ресурсов, каковы пути решения? Откроем тетради, запишем число и тему урока.

Учитель:Какие виды природных ресурсов вы знаете? Это задание вы должны выполнить в структуре «РАУНД ТЭЙБЛ», в которой учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги. Сейчас каждый из вас подумает, какие природные ресурсы ему известны (даётся время подумать). А теперь запишите свои мысли/предположения (ПО ОЧЕРЕДИ). Начнут участники под буквой «Б» (на время). Далее, опрос участников.

Ответ: водные, минеральные, почвенные, биологические, агроклиматические, рекреационные, земельные.

Учитель: Так что же такое природные ресурсы? Давайте сформируем понятие о природных ресурсах.

(Учащиеся предлагают варианты)

Учитель:Многие из ваших ответов были близки к истине, но давайте посмотрим более точное определение в технологических картах. Один из учащихся зачитывает определение вслух.

Природные ресурсы - это компоненты природы, используемые человеком в процессе производства.Слайд 1

(учащиеся записывают определение в тетрадь)

Учитель: Чем природные ресурсы отличаются от природных условий? (варианты ответов).

Природные условия - это тела и силы природы, необходимые для существования человека, то есть то, что человека окружает, созданное природой. Запишите определение в тетрадь. Слайд 2

Учитель: Важнейшая отличительная особенность природных условий заключается в том, что это не материальные тела и объекты, а их свойства и они могут только существенно облегчать или затруднять развитие производства.

Следующее задание мы выполним в структуре «ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН» (подумай-запиши-обсуди в команде)

Что обычно рассматривают в качестве природных условий? (климат, рельеф, свойства почвенного и растительного покрова, характер залегания подземных вод и т.д.)

Могут ли природные условия стать природными ресурсами?

Так могут ли природные условия стать природными ресурсами?

Ученики:На разных этапах развития общества природные условия могут становиться природными ресурсами. Например- солнечная энергия, энергия приливов, ветра и т.д.

Учитель:Существует много классификаций природных ресурсов. С какими из них вы знакомы? (варианты ответов). Наиболее распространённая классификация по исчерпаемости.

Работа по таблице.вопросы по таблице:

· Как вы понимаете слова “неисчерпаемые”, “исчерпаемые”?

· Что значит “возобновимые”, “невозобновимые”?

Учитель предлагает классификацию природных ресурсов по другим признакам. Учащиеся записывают в тетрадь.

По происхождению: Слайд 3.

· водные

· биологические

· земельные

· минеральные

По характеру использования: Слайд 4.

А) используемые непосредственно человеком ( питьевая вода, животная и растительная пища)

Б) используемые в производстве (минеральное сырьё, гидроэнергия)

В) рекреационные ресурсы (туризм, отдых, лечение)

Все указанные классификации условны, но они дают возможность наиболее глубоко раскрыть и оценить природные ресурсы.

Учитель:Давайте выясним, какими ресурсами богата Россия?Это задание вы должны выполнить в структуре «ТАЙМД РАУНД РОБИН», в которой каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течении определенного времени

Какими ресурсами богата Россия? (да).

Какие ресурсы имеются в Республике Татарстан? (минеральные, водные, почвенные, агроклиматические, биологические).

Учитель:По разнообразию и величине ресурсного потенциала Россия опережает многие страны. Недра России дают значительную часть мировой добычи многих полезных ископаемых. Слайд 6.              

В чем особенности природно-ресурсного потенциала России? Это задание вы должны выполнить в структуре «ТАЙМД ПЭА ШЭА», в которой 2 участника делятся развернутыми ответамив течении 30 сек. Подумайте (время). Теперь с партнёром по плечу обсудите свой выбор. Начнёт участник под буквой «А». Каждому участнику даётся по 30 сек.

Ответы учащихся

В ходе беседы выясняются причины:

1. Сырьевые базы России сдвигаются на восток и север - добывать сложнее и дороже.

2. Многие виды сырья Россия получала из республик бывшего СССР, сейчас требуются дополнительные затраты для освоений российских месторождений

3.Недра России разведаны далеко не полностью, геологическая изученность России намного ниже, чем в развитых странах, а обеспеченность разведанными ресурсами меньше среднемировой

4.Нерациональное использование природных ресурсов, устаревшие технологии, низкое качество продукции, большое количество отходов, недостаточное использование вторичного сырья

Каковы пути решения проблемы?

В ходе беседы находятся пути решения:

1. Бережное, экономное использование природных ресурсов

2. Применение современных энергосберегающих технологий

3. Повышение качества продукции

4. Использование вторичного сырья - каждый из нас может принять участие: сбор макулатуры и т.д.

А мы можем участвовать в экономии природных ресурсов? (да) Как? (бережное отношение к воде, бумаге и т.д.)

Большое значение имеет общий уровень развития хозяйства страны. Чем он выше, тем более глубокая переработка сырья осуществляется в стране и она, как правило, эффективнее. Например, США, заготавливая древесины вдвое больше, чем Россия, производит основных изделий из неё в 10-20 раз больше, т.е. экономнее использует сырьё.

Учитель: В природе ресурсы размещаются в виде сочетаний, расположенных на определенных территориях.

Крупные территориальные сочетания природных ресурсов называются ресурсными базами.

На территории России их несколько: Северо-Европейская, Центральная, Урало-Поволжская, Северо-Сибирская, Южно-Сибирская, Приморская, Дальневосточная. Именно в них ведётся основная добыча полезных ископаемых и сосредоточена большая часть добывающей промышленности России

Обобщение.

А теперь давайте ответим на вопросы:

· В чём преимущества природно-ресурсной базы России? (много разнообразных ПР)

· В чём недостатки? (истощение, размещение в восточной части, где условия добычи затруднены)

· Проблемы использования ПР в России. (истощение, нерациональное использование)

· Пути решения.

o бережное, экономное использование ПР

o применение современных энергосберегающих технологий

o повышение качества продукции

o использование вторичного сырья - каждый из нас может принять участие: сбор макулатуры и т.д.

Слайд 7.

Группа отходов Пути решения
Пищевые отходы 1. Компостирование. 2. Отдать на корм скоту.
Бумага 1. Экономить, особенно цветную бумагу. 2. Сдавать макулатуру.
Пластмассы Предпочитать товары и тару многоразового использования. Не покупать товары в излишней упаковке.
Опасные отходы Ограничить использование приборов на батарейках, пользоваться аккумуляторными батарейками.
Металлы Сдавать алюминиевые банки.

Итоги урока. Выставление оценок.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 152.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...