Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Подготовительныйэтапработынадтекстом




Любойвидобщениятребуетцеленаправленнойподготовительнойработы.Присоставленииделовогописьмаобдумываетсяцельсообще-ния,уточняетсяличностьадресата,подбираетсянужныйматериал,оп-ределяетсяформаподачисообщения.

Цельсообщения.Пишущийдолженчеткопредставлятьсебе,длячегоонготовитделовоеписьмо,чегоонхочетдобиться.Пишущийдолженопределить,чтоонделает:научноелиэтосообщение,выдви-жениеликакой-либоточкизренияилипобуждениечитающегоккон-кретнымдействиям.Следуетдать совет:воздержитесь от написаний де-ловогописьма,еслинечегосказать.


Иногдапишущиевстречаютсяструдностямивсамомначалерабо-тынад письмом.Частотакиетрудностипреодолеваютсяпослетого,какпишущийспроситсебя:

– Очем япишу?

– Чтомнехочетсясказатьадресату?

– Чтояхочу,чтобыадресатсделал?

Читатель.Какизвестно,слово,атемболеефраза,имеютсвойсмысл и значение.Всвязис этимкаждыйчеловекпонимаетнаписанноепо-своему.Поэтомупрежде,чемписать,надопрояснитьсведенияочи-тателе.

Позаголовкучитательдолженпрогнозироватьсодержаниетекста.

Аннотацияпредставляетсобоюкраткоеизложениетекста.Онадолжнауместитьсяводномпредложении.Предназначениеаннотации–ознакомитьссодержаниемтекстазанятогочитателя,датьемусведенияотекстебезтщательнойработынадним.

Введение–это«лицо»письма(доклада).Здесьобосновываютсяак-туальностьиновизнаизложения,даетсякраткийобзорматериалов.Ес-лисудитьпоопытуподготовкиделовыхписемнашимихозяйственны-мируководителями,введениечастопишутпослетого,какнаписанаос-новнаячастьивыводы.Однакотакаяпоследовательностьработынадтекстомнежелательна:страдаетлогикаизложения.Написаниевведенияпризавершенииработыоправданоприподготовкепублицистическихстатей,когдапишущийменяетхарактеризложения,исходяизвдохно-вения.

Основнаячасть–этоглавныйкомпонентписьма(доклада).Онна-чиненфактами,идеями,рекомендациями.Каквсеонибудутрасставле-ны,зависитотихприроды.Однаковделовойпереписке(илиприсо-ставлениидоклада)частоприменяютсянаработанныеиапробирован-ныеправила:

– проанализируйвсесобранныефакты.Отбросьвсеприходящее,еслиестьнеобходимость;

– сгруппируйфактыповыбранномуоснованию.Выбериподзаго-ловкидлякаждогораздела;

– напишикаждыйзаголовокнаотдельномлистебумагиисоставькнемусписоккраткихпамяток;

– обдумайпорядокизложениякаждогораздела;

– наметьлогикуизложения.Исходиизпринципа:отизвестногокнеизвестному;

– невдавайсявдетали.Непытайсяостанавливатьсянабанально-стях;

– используйграфики,схемы,таблицы,фотографииит.д.;


– старайсясделатьтекстудобочитаемым,дляэтогонебойсяпора-ботатьнадчерновиками.

Выводыирекомендациидолжнывытекатьизсодержанияосновнойчасти.Нередкоэтачастьделовогописьма(доклада)бываетплохосвя-занаспредыдущимсодержанием.

Написаниетекстаначинается,когдавсеприготовлениязаверше-ны.Теперьнужныхорошийстильиумениепревратитьимеющийсяма-териалвудобочитаемыйтекст.Укаждогоестьсвойопытработынадписьмом, иразличныеметодымогутбытьодинаковоуспешными. Стро-гоерегламентированиеманерынаписаниятекстаобычно малочтодает,темнеменеесуществуютнесколькоправил,которыеследуетвыпол-нять,инескольколовушек,которыенадообходить.

Подборслов.Людиобычноприменяютодиннаборсловдляведе-ниябеседы,адругой-когдаизлагаютсвоимыслиписьменно.Этовполнеобъяснимо.Ведьвбеседе словадополняютсятономголоса,ми-микойижестами.

Причтениичитательлишаетсявсейэтойневербальнойинформа-ции.Такимобразом,пишущийдолженбытьболеетребовательнымксебепривыбореслов.

Вместе стемделовоеписьмонетерпитвитиеватоголитературногооформлениятекста:онодолжнобытьясным,понятным,экспрессив-ным.Невдаваясьвдеталисложнейшей техникисочинительства,можновсежепосоветоватьпишущемуследоватьчетыремправиламподбораслов:

используйтебольшеглаголоввформеактивногозалога(ста-райтесьменьшеиспользоватьпричастий идеепричастий).Какизвестно,глаголобозначаетдействие,апричастие–признакпредмета:Кто-тоделаетчто-тоЧто-тосделанокем-то.Впервомслучаеглаголупотребляетсявактивномзалоге,вовтором-вформепричастия.Гла-голактивногозалогасоздаетяркие,запоминающиесяощущения.«Яподготовилдоклад!»–вэтойфразенарисованацелаякартинаупорнойработычеловеканадсозданиемсложногопроизведения.Однакоеслимыпрочитаем«Докладбыл подготовленмною»,тоувидим,чтоподчер-киваетсялишьсубъектдеятельности-доклад.Впечатляющейкартинынесоздается.

Кроме того,вовторомслучаеувеличилоськоличество слов,намно-госталобольшебуквизвуков.Аведьнамизвестно:«Краткость–сест-раталанта!»

– подыскивайтеконкретные,анеабстрактныеименасущест-вительные;

умереннонасыщайтетекстнаречиями;


подбирайтекороткиеслова,т.к.обилиемногосложныхсловзатрудняетизамедляетчтение.

Нужносказать,что подборслов–весьматонкаяитрудоемкаяпро-цедура.Это, по-видимому,связано стем,что, какписалпольскийписа-тельЯнПарандовский,«слово–великаятайна».«Магическаясиласло-ва,–подчеркивалон,–заключаетсявегоспособностивызыватьпред-ставления,образы…Поегозаклинаниюпоявляютсялюди,предметы,далекиеилинесуществующиевовсе.Аблизкиеиприсутствующиеде-лаютсяпо-настоящемуреальными,лишьбудучиназванными...Народнетерпитпредметов,оторванныхотдействительности,поэтомунепро-извольноонживет несредидеревьев,асредидубов,буков,берез,азла-кидолжныбытьилирожью,илипшеницей».

Стиль.Когдамы пишем,унас возникаетжеланиерассказать чита-телюокаких-тособытияхилипредметахнапонятномемуязыке.Мыстараемсянетолькоподбиратьнужныеслова,ноиобъединятьихвпредложения.Крометого,мысоединяемэтипредложениявгруппы,получаялогическисвязанныесинтаксическиеединства.

Грамматическипредложение–этопоследовательностьслов,выра-жающаязаконченнуюмысль.Онобываеткоротким,длиннымиоченьдлинным.Человек,неумудренныйопытомделовогописьма, имееттягукдлиннотам,чемвызываетнеудовольствиечитателя.Сегоднявпопу-лярнойпрессе,которуючитаютвсе,независимоотвозрастаиуровняразвития,предложениясоздаются из 12–14слов.Втекстахпоэкономи-ческимвопросам,атакжепопроблемамуправленияоптимальныйобъемпредложения18–20слов.Установлено,чтокогдачеловексталкиваетсясфразой,превышающей20слов,унеговозникаетжела-ниевернутьсяназадиперечитатьфразуещераз.Здесьследуетпод-черкнуть,чтоцифры18-20словявляютсясредними.Втекстемогутбытьфразы и в 30слов.Стремлениекодинаковымподлинефразамвы-зываетучитателяраздражениемонотонностьюконструкций.Кромето-го,людидажепричтениидокументовсклоннылучшевосприниматьпростыепредложения.Однакотекстнельзялишитьисложныхпред-ложений.Приэтомпишущийдолженпомнить,чтовпредложениидолжнабытьзаключенатолькооднамысль-тогдабудетлегчевоспри-нятьнаписанное.

Требованияксвязномутексту:

– воднуфразунельзявключатьслишкоммногоинформации;

– всяинформациявтекстедолжнабытьобъединенаоднойтемой;

– фразыдолжныбытькомпактными(«нерастекайсяподреву»);

– присоставлениифразпридерживайсяцифры18:такимдолжнобытьколичествословвпредложении;


– необходимо «одушевлять», т.е. иллюстрироватьипояснять, дажесамуюсухуюинформацию.

Последнее правилоследуетподчеркнутьособо. Ведьмногиехозяй-ственныеруководителиискреннесчитают,чтоделовойдокументнедолжен«дышатьэмоциями».Ониутверждают,чтоделовоеписьмо–этонесочинениеидаженепублицистическаястатья.Эти людивомно-гомзаблуждаются.Деловоеписьмо(доклад,инструкция,информаци-онноесообщениеит.д.),еслионоподготовленосучетомхотябыэле-ментарныхправилстилистики,будетвосприниматьсячитателембезот-торжения.

Пишущийдолженстремитьсяотразитьвделовомписьмечеловече-скиенатуры,показатьотношениелюдейкреалиямдня.Здесьмногоспособовиприемов.Например, «Я»или«Мы»воспринимаютсятеплее,чем«фирма»,«компания»,«завод»ит.д.ВЯпонии,правда,всенаобо-рот.Есликто-нибудьспрашиваетяпонскогоработника,кемтотработа-ет,последнийотвечает:«НаТойота»,«НаХонда»,«НаСони»ит.д.Востальноммиреимясобственноепредставляетсамую значительную со-циальнуюценностьчеловека.

Редактированиеиоформление.Имеютсяразличныеметодыко-личественнойикачественнойоценкитекстаделовогописьма.Однакопочтивсеонирассчитанынаспециалистов,снимитрудноработать.Полезныесоветы:

1. Послезавершенияписьмапрочитайтевнимательновесьтекст.Сформулируйте(словами)общеевпечатлениеодокументе(докладе,сообщении).

2. Определитесреднееколичествословвпредложении(еслиэтацифраблизкак18–всенормально).

3. Определитеобщееколичествоименсуществительных.Опреде-литечислоабстрактныхиконкретных.Вторыхдолжнобытьнеменее60%.

Короткиесловадолжныпреобладатьнаддлинными.

Послепросмотрапроведитетщательноередактированиетекста,обративвниманиенаточностьвыраженияиясностьпривосприятии,проверьтеграмматику,правописание,пунктуацию,подборслов,стиль.

Сверьтецифровойматериал,проверьтетаблицы,сноски,цитаты.

Оформление.Внешнийвидделовогописьма(доклада)создаетучитающегопервоевпечатление–составленныйвамидокументвлияетнавашвербальныйимидж.Поэтомунужнообратитьвниманиенатакиедетали:

– наличиеполейсправа,слева,сверху,снизу;

– выделениеабзацеввтексте;


– четкийипонятныйзаголовок;

– хорошеекачествопечати;

– списоклитературы(еслиэтоинформационноесообщение).


 

 







СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

1. БадмаевБ.Ц.,МалышевА.А.Психологияобученияречевомумас-терству.–М.:ВЛАДОС, 1999. – 224с.

2. БредемайерК.Искусствословеснойатаки.–М.:АльпинаБизнесБукс,2008. –178с.

3. ВведенскаяЛ.А.,ПавловаЛ.Г.Культураиискусство речи:Со-временнаяриторика.–Ростовн/Д:Феникс,1995. –332с.

4. ГолубИ.Б.Стилистикарусскогоязыка.–Изд.3.–М.:Айрис-Пресс,2001.–448с.

5. ДенниР.Естьконтакт!Приёмыделовыхкоммуникаций.–СПб.:Питер,2002. –128с.

6. КолесниковН.П.Культураписьменнойречи.–Ростовн/Д:Фе-никс,1984. –200с.

7. Кузина Ю.И.,МалервейнС.В.Деловаяписьменнаякоммуника-ция.–Томск:Изд-воТомскогополитехническогоуниверситета,2007.–159 с.

8. ЛьвовМ.Р.Основытеорииречи.–М.:Академия,2000.–248с.

9. Культурарусскойречи:учебникдлявузов/ подред.Л.К.ГраудинойиЕ.Н. Ширяева.–М.:НОРМА-ИНФРА,1998.–549с.

10.Педагогическоеречеведение. Словарь-справочник/подред.Т.А.ЛадыженскойиА.К.Михальской.–М.:Флинта,Наука,1998.–312 с.

11.РозентальД.Э.,ГолубИ.Б.Секретыстилистики.–М.:АйрисРольф,1996. –208с.

12.Русскийязыкикультураречи/подред.В.Д. Черняк.–М.:Выс-шаяшкола,2002. –509с.

13.Русскийязыкикультураречи/подред.О.Я.Гойхмана.–М.:ИНФРА-М,2008.–238с.

14.СелезневаЛ.Б.Современноерусскоеписьмо.–М.:Высшаяшко-ла,2004.–224с.

15.СидороваМ.Ю.,СавельевВ.С.Русскийязык.Культураречи:Конспектлекций.–М.:Айрис-пресс,2005. –208с.

16.Стилистическийэнциклопедическийсловарьрусского языка/ подред.М.Н. Кожиной.–М.:Флинта:Наука,2006.–696 с.


17 .СоперП.Основы искусства речи.– М.: Прогресс; Прогресс-Академия,1992. –416с.

18 .УэстонЭ.Аргументация:Десятьуроковдляначинающихавто-ров.–М.:Флинта:Наука,2005.–96с.


 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 154.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...