Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЛЕКЦИЯ8.МОНОЛОГИЧЕСКОЕДЕЛОВОЕОБЩЕНИЕ:УСТНОЕПУБЛИЧНОЕВЫСТУПЛЕНИЕ
Требованиякпубличнойречи Публичныеречимогутбытьвключенывдругиеформыделовойкоммуникации,такие,какделовыесовещания,конференции,дискуссии,презентации,амогутиметьисамостоятельноезначение.Речьвделовойсреденаправленанадостижениепрагматическихцелей,например,речьадвоката–чтобыэффективнозащититьклиента,речьруководителянасовещании–чтобыстимулировать высокуюпродуктивностьработыегоучастников,дляинформирования,речьнамитинге –чтобыубедитьучастников,склонитьихкдействиюит.п. Речькаккомпонентделовогообщениядолжнаобладатькачествамихорошегособеседованияиприэтомбытьнетолькоубедительной,ноикрасноречивой,доказательной,логичной,продуманной,красивой. 1. Речьдолжнабытьсначалаидоконцазахватывающеинте-реснойиполезной.Французскаяпоговоркагласит:«Хорошийоратордолжениметьголову,анетолькоглотку!».Слушателинамногочаще,чемдумаютиные,точночувствуют,насамомлиделемельницаречиперемалываетзерно,илионатрещиттакгромколишьоттого,чтовнут-рипусто. 2. Онадолжнабытьсоставленаправильновкомпозиционномотношенииисодержатьвступление,основнуючастьизаключение. Улюбойречидолжнабытьтщательнопродуманавнутренняяструктура. 3. Речьдолжнабыть ориентировананаслушателейвзависимо-стиоттого, предназначенаонадля индивидуальногособеседованияилидля выступленияперед большойаудиторией. Онаможетбытьобращенакразнороднойаудитории. СэрГамильтондумаллаконичноисвязно,оставивнампятьзапо-ведейискусстваречи: • Понять,чтоследуетсказать; • Упорядочить:чтоподелу,ачтошуткиради; • Облечьвсловаи украситьслогом; • Запечатлетьвпамяти; • Приятноидостойноизложить. ПольЛ.Сопервкниге«Основыискусстваречи.Книгаонаукеубеждать»даетследующиесоветыначинающимораторам: 1. Выбирайтетему,соответствующуювашимпознаниямиинтересам.Выбирайтекругвопросов,подготовкапокоторымможетдатьвамбольшезнаний,чемобладаютвашипотенциальныеслушатели,илитемуизтакойобласти,вкоторойуваспокрайней меренеменьшийопыт,чемуслушателей.Выступающийдолжениметьобщественныеинтересыиширокийкругозор. 2. Подбирайтеуместнуютему.Выбортемызависитотместа,времениинастроенияпублики,отактуальностиконкретногомомента.Официальныйповодследуетиногдаиспользоватькакисходныйпунктдляразвитиявыбраннойвамитемы,которая,всвоюочередь,можетстатьинтереснейиважней. 3.Выбирайтетему,соответствующуюаудитории.Темадолж-набытьинтересна,важнаипонятнадляслушателя.Этозависит,глав-нымобразом,отследующихфакторов:а)основныхинтересоваудито-рии; б)групповыхинтересов;в)злободневныхинтересов;г)конкретныхинтересов;д)новизнытемы;е)заложенныхвтемеполярныхмнений. Классификацияречей Дляэффективноговыступлениясречьюделовомучеловекунедос-таточнотольковыбратьеетему,необходимоподуматьионазначенииречи.Есличеловекберетслово,затемвстаетиначинаетговорить,неимеяясногопредставленияотом,чего радионговорит ичтохочетска-зать,тодлятакоговыступления,несомненно,нетдостаточногооснова-нияиононедопустимо,т.к.отсутствуетпредметречи. Информационная речьимеетцельюобогатитьаудиториюслушате-лейновымизнаниями,датьновоепредставлениеопредмете,процессе,явлении,пробудитьлюбознательность.Этоможетбытьповествование,описание,объяснение.Повествование–связныйрассказ;описание–расчленяетпредмет,показываетчастностиипридаетимнаглядныйвид,какнакартине;объяснение–показывает,каковпредметвдействиииликаковоегоустройство.Вовсехинформационныхречахпреобладаетка-кая-либооднаизэтиххарактерныхчерт.Например, Повествование:Ростиупадоккорпорации.Компьютеризациятру-даменеджера.Микроэлектроникаиееперспективы. Описание:Домсибирскогокрестьянина.Нашгородсвысотыптичьегополета.Жизньвстратосфере. Объяснение:Чтовдохновляетполитика.Смыслфеминизма.Дело-выеигрыкакметодикаобучения. Информационнаяречьдолжнаотвечатьследующимтребованиям:А)внейнедолжнобытьничегоспорного; Б)онадолжнапробуждатьлюбознательностьслушателя;В)онадолжнаудовлетворятьзапросыслушателя; Г)сообщениедолжнобытьсделанонаактуальнуютему. Убеждающаяречь–внейлюбымиметодами–логическимиииными–ораторубеждаетсогласитьсяснимвсложномвопросе,поко-торомувобщественетединойточкизрения.Вместестем,хотятакаяречьстремитсяопределитьобразмышленияиповедения,онанепред-ставляетсобойпризывакнепосредственномудействию.Вовремяубе-ждающейречидоказываютсяилиопровергаютсякакие-либоположе-ния,вызываютсяуслушателейтеилииныечувства.Предметубеж-дающейречи–вопросы,факты,свидетельствующиеотом,чтопред-ставляетистиннуюправду,ачтонет,иливопросыповедения,т. е.чтоследуетпредпринимать,акакиедействиянедопустимы. Интересаудиториикпредметуречистимулируетсясамойспорно-стьювопроса,иотораторатребуютсяответынавопросы:«Чемужеве-рить?»или«Чтоделать?».Еслипредметречиневызываетуаудиторииреальногоилипотенциальногоинтереса,илинельзяприобсуждениипроблемыпредложитьеерешение(илихотябыпомочьвэтом),тотакаятемавыступлениянеподходитдляубеждающейречи.Чтобыизбежатьподобногородаошибокнеобходимыследующиешаги. 1. Выбиратьдействительноспорныйи актуальныйвопрос.Следу-етпомнить,чтомногиеактуальныетемыустаревают,ихострота снижа-ется,ивопределенныйпериодвремени онаможетуженевызыватьин-тереса.Поэтомудляречиубеждающегохарактералучшевсегобратьтемыпополитическимисоциальнымвопросам,например:торговляспиртныминапитками,службамолодыхлюдейвармии,безработица,детская преступность,коммунальнаяреформаиеепроблемыит.п.Этитемывызываютживойинтересуслушателей,ораторнесомненнопокаждойизнихможетпредложитькакие-товариантырешений,что-токонструктивноеиновое,очемужедавнонеслышалааудитория. 2. Выбиратьсодержательнуютему.Дажееслиречьбудетостро-умнаиувлекательнапоформе,необходимо,чтобыобсуждаемыйво-проснепосредственнокасалсяслушателейизатрагивалихинтересы. 3. Выбирать разрешимый вопрос.Несомненно,самаречьнеможетпрактическирешитьтотилиинойвопрос,нопродемонстрироватьвоз-можныепути,подходыкрешению,обозначить теиные вариантыдейст-вий–этосделатьораторунеобходимо. Призывающаякдействиюречьотноситсякчислуагитационных,аследовательно,онадолжнасодержатьнеобходимыефакты,пробуждатьпсихическуювосприимчивость,приводитьксогласию,Ноглавное–призыватькконкретномудействию:кновому,кпродолжениюилипрекращениюпрежнего.Призывкдействиюбываетпрямымикосвен-ным;действиеможетнаступитькогда-нибудьилинемедленно;речьна-правленаименнонатехслушателей,которыесидятваудитории. Ораторвэтомслучаедолженбытьнастолькоубедительным, чтобыуслушателейпоявиласьпотребностьименноздесьисейчассделатьто,очемихпроситоратор. Привыборетемыдляречи,призывающейкдействию,необходимо: 1. Проверить,вызоветлитемадостаточныйинтересуслуша-теля.Самаятруднаяаудиториядляпобуждающихречей–эторавно-душнаяаудитория.Поэтомуоченьважно,какивречах,описанныхвы-ше,выбратьволнующуюслушателейтему,задевающуюихинтересы,провоцирующуюпотребностьподдержатьоратора.Этозависит,всвоюочередь,оттого,способенливыступающийдатьпочувствоватьслуша-телю,чтовопросидетосрочных,полезныхижелательныхдействиях. 2. Выяснить,способнылислушателикдействию.Дляответанаэтотвопроснеобходимосоотнестинетолькоинтересыаудитории,ноиееособенности,напримеркакойсмыслпредлагатьслушателямприоб-рестичто-либо, еслиунихнетсредствилиониужесделалито,очемихпросят? 3. Уточнить,неслишкомли сильнаоппозиция.Внекоторыхауди-ториях прямойпризывкдействиямможетненайтиоткликапопричиневнутреннего противодействия,наличияоппозиции.Поэтомуважноубе-дитьхотябынекоторыхслушателей.Какизвестно,слушателейпобуж-даюткдействиюматериальные,нравственныеилиобщественныеблага,поэтому следуетуяснитьдлясебяиобъяснить это слушателям,скольковремени,энергии,денегзатратятони,следуявашемупризыву, будутлиихдействиясопровождатьсяпсихологическимитравмами,иесли-да,топойдутлионинаэто. Ораторувовремяагитационнойречиследуетконтролироватьси-туацию,иеслианализсвидетельствует,что своимипризывамивытоль-кообостритеоппозицию,тонеобходимонаданныймоментпожертво-ватьагитационнойцельювпользучистоинформационнойбеседы.Вреальнойпрактикеможностолкнутьсясситуацией,когдаопределеннаяораторскаясмелостьтакжеможетбытьуместна.Речиподобноготипаобычнонепланируютсязаранееинеготовятсядлительноевремя,тема-тикаихможетменятьсявзависимостиотактуальныхсобытий.Они представляютсобойкакбы«оперативные»речи,поэтомуважнымитребованиямидлянихявляются: – излагатьмыслитакимобразом,чтобыслушателиотождествлялиполучаемуюинформациюсосвоимипроблемамииразмышлениями; – задеватьличныемотивыслушателей,ихинтересы; – краткоиэмоциональновыражатьмысли; – ориентироватьаудиториюнаконкретныепрагматическиедейст- вия;
– пользоватьсялогическибезупречнойаргументацией,учитывая приэтомэмоциональнуюкультуруслушателейиихубеждения. Речьпоспециальномуповодуобращены,какправило,гораздоболеекчувству,чемкразуму.Ониимеютчетыреосновныеформы: – Протокольная(рамочная)речь–приветствие,благодарностьи т. д.
– Траурнаяречь. – Торжественнаяречь. – Речьвдружескомкругу. Произнесениеречейпоспециальномуповодудлямногихлюдей представляеттрудности,вызванныетем,что: а)нужновыбратьситуативноуместныймомент; б)необходимоуловитьосновноенастроениесобравшихсяиотра-зитьэтовречи; в)требуетсявыразитьглубокиечувствапростымязыком;г)надоговоритькакможнокороче; д)сказанныеслова,речьдолжныбытьнеповторимы; е)использованиецитатдопустимо,нокороткихисглубокимсмыслом. Протокольная(рамочная)речьнеявляетсяцентроммероприя-тия,нообрамляетсобытие.Эторечипоповодуоткрытия,презентации,приветственныеиблагодарственныеречи. Вприветственнойречикраткопредставляютсяосновнойвысту-пающий(приэтомсчитаетсянецелесообразнымслишкомговоритьвегоадресмногокомплиментов).Тот,ктопредоставляетслововыступаю-щему,долженпомнить,чтоосновнуюречьдержит оратор,поэтомунельзяунего,какговорится,«отниматьхлеб». Начинаяприветственнуюречь, необходимособлюдатьследующуюпоследовательность: – открытьвстречу,собраниеиприветствоватьслушателей; – поприветствоватьилипредставитьдокладчика(докладчиков); – предоставитьсловодокладчику. Заканчиваяприветственнуюречь,следует: – сказатьсловаблагодарностиоратору; – краткообосноватьэтублагодарность; – попрощатьсясослушателями. Организаторутакихсобранийдлядемонстрацииконструктивнойкоммуникациицелесообразно:избегатьстереотиповтипамневыпалаособаячестьилиаплодисментыпоказывают,что...;темувыступленияобрисоватьдвумя-тремяфразами(итовслучаенеобходимости),анесообщать краткоесодержаниедоклада;неиспользоватьчрезмерныети-радыспревосходнымистепенямивадресвыступающего,новместестемвполнеуместнокое-чтосказатьоличностидокладчика,сделавэтоизобретательно,ярко,сюмором.Вообще уместныпростые,деловые ивтожевремясердечныеслова.Позавершениидокладаегооценкутакжеможносделатьдвумя-тремяфразамипоповодусамыхсущественныхмоментов. Торжественнаяречь–это,какправило,эмоциональноевысказы-ваниепоторжественномуповоду.Цельтакойречи:создатьпразднич-ноенастроение,согретьсердцаслушателей,удовлетворитьихожида-ния.Длятакойречиуместныкрасивыеслова,эпитеты,художествен-ные,образныевысказывания,авансированнаяпохвала,эмоциональнаяподдержка.Еслиречи говорятпоследовательнонесколькоораторов,на-примернаюбилее,тогдаонидолжныбытьнепременнокороткимииоригинальными.Речьпослучаююбилеязаслуженногочеловека,напри-мер,можетвключатьвсебяследующиесоставляющие: – приветствие; – поводдляпроизнесенияречи; – перечислениеважныхмоментовжизненногопутиюбиляра; – краткаяхарактеристиканаиболеесущественныхегочерт; – акцентнаположительных,хорошихсторонахеголичности; – приведениеяркихпримеровизегожизни; – рассказо событиях,вкоторыхвыступающийличновзаимодейст-вовалсюбиляром; – рассказозначенииюбилярадляорганизации(фирмы),вкоторойонработает; – выражениеблагодарностизаучастие,вкладвочто-тозначимое; – высказываниедобрыхпожеланийнабудущее. Речьвдружескомкругу.Внеформальномобщениииспользуютсяречиразнообразнойформы.Этомогутбытьзастольныеречи(тостыпослучаю)илиречьруководителяпредприятия,членаколлективавовре-мяторжественногомероприятия,например,презентациипроекта,но-выхтоваровилиуслуг.Припроизнесениитакихречейнеобходимоот-ражатьследующиемоменты: - приветствиеиуказаниенасмыслмероприятия; - ретроспективныйобзор проделаннойработы, остроумноприправ-ленныйупоминаниемкакого-либопроисшествия; - выражениенадеждынадальнейшеесотрудничество; - объявлениепрограммыипожеланиерадостноговремяпрепрово-ждения. Высказывания,вкоторыезаложентакойсмысл,должныбытькраткими,энергичнымиицелеустремленными. Вовремязастольявделовомобщениииспользуютсятакжеразвле-кательныеречи,ихцель–развлечьиразвеселитьслушателей.Втакойречиуместнышуткаисерьезнаямысль,правдаивымысел.Этоможетбытьсвязноеповествование,аможетбытьдайджестизанекдотов.Юмор,кое-чтоличное,ирония,насмешливаясерьезность,карикатураипреувеличения,шутливыевыпадыпротивтойилиинойгруппы,напад-кинапротивоположныйполилиотдельныхлюдей –и всеэтонадруже-ственнойноте–этотипичныесоставляющиеразвлекательнойречи.Ес-лиречьнеюмористическая,внейдолжныбытьновизна,конкретность,повозможностиконфликтные,драматическиемоменты,контрасты,действие.Вюмористической речи,наоборот:нелишнипреувеличениявописанииобычныхситуацийилиличныхкачеств; уместенироническийпоказоборотнойсторонытого,очемговориторатор;целесообразноприбегатькумолчаниюивнезапнойразвязке,показыватьлюдейвне-лепомилинеловкомположении.Такимобразом,добраяшуткаиблаго-желательныйтон–этонеотъемлемыечертыречейвдружескомкругу,внеформальномделовом застолье.Главнаяхарактеристикатакихречей–этолаконичность. Выступлениеспубличнойречью КогдаНельсонМанделасовершалсвой«победныйтур»поСоеди-неннымШтатампоследвадцатисемилетнеготюремногозаключениявЮАР,онипрезидентСШАДжорджБушобменялисьречами,стояря-домналужайкепередБелымДомом. ПрезидентБушвыступал,какобычновтакихслучаях,поготовомутексту,нополучалосьэтоунегоестественноичутьлиненебрежно.Мандела,которомубылоужезасемьдесят,говорилторжественно,нониразунеопустилглаз,чтобысверитьсясбумажкой!Егоанглийскийязыкбылбезупречным,речь–четкойипоразительноискренней.ДжорджБушбылпоражентем,чтоМанделаговорил,неприбегаяк за-ранееподготовленномутексту.КогдаонинаправилиськБеломуДому,параболическиемикрофоныпрессыуловилиегослова:"Отличнаяречь.Ибезбумажки.Простоудивительно". Этовсегдапроизводитналюдейвпечатление–когдакто-тогово-ритгладкоичетко,незаглядываявбумажку.Ноэтовозможно тольковтомслучае,когдачеловекмысленновидитто,чтоговорит.Какправило,егоречьтечеттаклегкоименноблагодаряэтойвоображаемойкартине. Своеобразиеречисостоитвтом,чтоонавоздействуетнаслушате-лейнетолькословами,использованнымиприпостроениифразы,ноитем,какименноэтисловасказаны(интонация,сила,высотазвуканипр.).Эффективноевоздействиенааудиториюпроисходитнестолькоиз-затого,чтоговорят,сколькоиз-затого,какэтосказано.ОдноитожесловоНЕТможетбытьсказаноповелительноилиравнодушно,задум-чивоиликолюче,категоричноилинерешительно. Наслушателейдействуеттакже обстановка,в которойпроизно-ситсяречь:помещение,составслушателей,наличиеилиотсутствиесвежеговоздуха,освещение,технические средства,личностьсамогооратора,еговнешнийвидимногоедругое. Речьвоздействуетчерезструктуруиспособпроизнесения:«За-частуювтонеголоса,вслезахивовсейатмосфере,которуюораторраспространяетвокругсебя,такжемногокрасноречия,какввыбореслова»(Ларошфуко). Ксожалению,вреальнойпрактикеделовойкоммуникацииоченьмалопокатакихвыступающих,которыеговорятпередаудиторией,незадумываясьнадтем,какониэтоделают.А.П.Чеховписал:«Лектормедленнозасыпал,аудиториянамногоегоопередила». Чтобыприйтикуспеху,ораторунеобходимокаждыйразпомнитьоследующем: 1. Выступающийпринимаетнасебянекоеобязательствопередпубликой.Онстараетсядоказатьнечтотакое,чтодолжнополучипод-держкуслушателейивылитьсявнекоедействие. 2. Слушателимолчаоцениваютвыполнениеэтогообязательства(«Естьливэтомсмысл?»,«Точнылиэтифакты?»,«Внушаетлимнедовериеэтот человек?»).Апослеокончанияречипублика,какправило,выноситприговор.Опытныйораторнедопуститотрицательногоре-зультата,онхорошоподготовитсяквстречеибудетпостоянноследитьзатем,какеговыступлениевоспринимаетсяаудиторией,поневербаль-нымсигналам:когдавыступлениененравится,слушателиначинаютменятьположениетела,смотретьначасы,разворачиватьногивсторонудвери,поворачиватьсякораторубоком,спиной,зевать,закрыватьлобруками,опиратьсяголовой наоберуки,разговаривать ссоседом,всяче-скипоказываянежеланиеслушатьоратора. Какпроизвестиположительноевпечатление.В.О.Ключевскийписал:«Сидящихвзалеслушателейможносравнитьлишьсголодными гостями,уставившимисянавас».Помняобэтом,следуетуженаподхо-дектрибунедержатьсяуверенно,производитьхорошеевпечатление.Психологиутверждают:большинствослушателейвтечениепервыхми-нутвыступленияуделяютораторувсесвое внимание.Онивнимательноприсматриваютсякнему:каконидет,какначинаетговоритькакведетсебязатрибуной.Кромедемонстрациижестовуверенности,необходи-моустановитьсослушателямиконтактглаз,демонстрироватьуве-ренный,прямойвзгляд.Социологиустановили,чтоеслиоратортолькодва-триразаукрадкойпосмотритнаприсутствующих,егорейтингзна-чительноснизится.Тожесамоепроисходит,еслиговорящийсмотритповерхголовысидящеговпоследнемрядуилинепродолжительноевремясмотритвокно.Вовсехэтихслучаях аудиториянедоверяетора-тору,решает,чтовыступающийнеискрененилинеуверен.Необходимообращатьсвой взглядсразуженанесколькихслушателей, желатель-новразныхконцахаудитории,охватываякакбывсехсразуиникогоприэтомнеоставляябезвнимания.Взгляддолженбытьтеплым,доб-рожелательным,дружеским.Избегайтеприэтомсмотретьнакого-либоискоса,поворачивайтеголову,переводявзглядсодногонадругого. Дляустановленияпсихологическогоконтактасаудиториейис-пользуйтеулыбку.«Улыбка,–пишетД.Карнеги,–ничегонестоит,номногодает.Онаобогащаеттех,ктоееполучает,необедняяприэтомтех,ктоеюодаривает.Онадлитсямгновение,авпамятиостается поройнавсегда.Никто небогат настолько,чтобыобойтисьбезнее,и неттако-гобедняка,которыйнесталбыотнеебогаче.Онасоздаетсчастьевдо-ме,порождаетатмосферудоброжелательностивделовыхвзаимоотно-шенияхислужитпаролемдлядрузей». Специалистыпоречевойкоммуникациисоветуют: • Исключайтебезличныепредложения.Например,былопроведе-но...,былоизучено...,былиспланированыперспективныенаправления...Широкоиспользуйтеформупервоголица:мыспланировали...,яизу-чил...и"ВЫ-подход":вамбудетинтересноузнать...,этопоможетвам...,длявасважно.... • Говоритенеслишкомбыстро,дажеесливременинавыступле-ниемало,говоритевумеренномтемпе. • Голосомвыделяйтесущественныемоментывашейречи:слова,понятия,частипредложений,цифры. • Неперегружайтесвоюречьиностраннымисловами,придаваяейтемсамымважностьилинаучность.Например,Амбивалентностьконструкцииредуцируетсязасчетконтракцииеередундантныхэле-ментов.Чтобыразобратьсяв смыслеподобнойфразыслушателюнеоб-ходимообратитьсяклингвистическомусловарю,изкотороговыяснит- ся,чтоамбивалентность–этодвусмысленность;редуцироваться–со-кращаться;контракция–стяжение; редундантный–избыточный.Такимобразом,нарусскомязыкеэтопредложениезвучитпростоипо-нятно. Вместестембываютситуации,когдавыступающийпреднаме-ренноиспользуетиностранныеслова,чтобыввестивзаблуждениеслушателей.Известентакой,например,случай.ОдинизпротивниковсенатораК.Паппера,выступаяпередаудиторией,заявил:«...всёФБРикаждыйчленконгрессазнают,чтоКлодПаппербесстыдныйэкстра-верт.Болеетого,естьоснованиясчитать,чтоонпрактикуетнепотизмпоотношениюксвояченице,сестраегобылафеспианкойвгреховномНью-Йорке.Наконец,иэтомутрудноповерить,хорошоизвестно,чтодоженитьбыПапперпрактиковалцелибат».Избирателивозмутились,иК.Папперпотерялместовсенате.Невладеющийподобнымлексико-номслушательпопалсявловушку.Насамомделеэтисловаозначают:экстраверт–общительныйчеловек;непотизм–покровительствород-ственникам;феспианка–поклонницадраматическогоискусства;цели-бат–безбрачие. • Обращайтевниманиенавашижесты;пользуйтесьимисуче-томихинформативностииситуативноуместно. Подготовкапубличнойречи Публичнаяречьтребуетдажеотопытныхораторовтщательнойподготовки,адляначинающих деловыхлюдей,молодыхспециалистов,этообязательноетребование.Подготовкаречиявляетсятворческойра-ботой,доставляющейавторурадостьиимпровизационныйазарт.Кта-койподготовкеотноситсяпреждевсегообдуманнаяпоследовательностьвсехэтаповработы. Принятовыделятьследующиеэтапыподготовкиречикпроизнесе- нию
1. Сборматериала. 2. Отборматериалаиегоорганизация. 3. Обдумываниематериала(связкадеталей). 4. Перваяредакцияключевыхслов(предварительнаяредакция). 5. Стилистическоеоформлениеглавнойчасти(упражнениевсло- весномоформлении). 6. Формулированиевступленияизаключения. 7. Общийконтроль. 8. Втораяредакцияключевыхслов(окончательнаяредакция). 9. Мысленноеосвоение. 10. Риторическоеосвоение(пробаречи). Иногдакороткиеделовыесообщениянетребуюттщательнойпод-готовки.Вэтомслучаеможноиспользоватьследующуюсхему. 1.Выбортемыиформулированиерабочегоназваниявыступления →2.Сборматериала→3.Рабочийплан→4.Введениеизаключение→ 5. Краткийпросмотрцелого(дляпроверкилогикиидостиженияцелейвыступления,атакжеправильностирасчетавремени). Запомните!Чтениевслуходнойстраницыпечатноготекстазани-маетвсреднем2мин. Еслитемавыступлениязаданазаранее(информативноевыступле-ниенасеминаре;убеждающаяречьвконфликтнойситуацииит.п.),подумайте,каклучшепреподнестиееаудитории.Тольковыопреде-ляете,какимобразоминакакомматериалебудутраскрытыоснов-ныеположенияпредложеннойтемы. Выбравтему,сформулируйте«рабочее»названиевашеговыступ-ления(см.Табл.5).
Требованиякназванию Таблица5 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 162. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |