Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Кооперативноеинекооперативноеповедение
Вот реальнаяситуация.Директоркрупнойкомпаниинесколько развденьобходилофисысотрудников.Каждыйраз,заходяикомнату,онприветствовалсвоихподчиненных:«Здравствуйте!»Как-тоодинизслужащихпоинтересовался:«Шеф!Почемувыэтоделаете?Мыведьужевиделись».Руководительобъяснил:«Поскольку историческислово“Здравствуйте!”–этопожеланиездоровья,чрезмернымонобытьне может.Мненетрудноиприятнопожелатьвамздоровья“лишний”раз».Исотрудникамэтотожебыло приятно.Здесь мы имеемделосситуаци-ейкоммуникативноговыбора:приветствоватьснова илинеприветство-ватьчеловека,скоторымтывстречаешьсянесколькоразвдень?Такихситуаций,вкоторыхмынезнаемточно,какбылобывежливопосту-пить,великоемножество.Присомненияхследуетвыбиратьнаиболеекооперативныйвариантповедения–тот,который«скажет»собесед-нику:Яготовксотрудничеству.«Сотрудничество»здесьпонимаетсяв самомширокомсмыслеслова:какобщение,позитивноевзаимодейст-вие,готовностьадекватнореагироватьнаситуацию.Известныйамери-канскийпсихотерапевтЭрикБерн–авторзамечательнойкниги«Игры,вкоторыеиграютлюди.Люди,которыеиграютвигры»–пишет:«Каквыговорите“Здравствуйте”?Вэтомвопросезаключенсекретмногихрелигий(христианства,иудаизма,буддизмаидр.).Нопреждевсеговнем содержится один из принципов гуманизма.Правильно сказать «здравствуйте»–этозначитувидетьдругогочеловека,почувствоватькакявление,воспринятьегоибытьготовымктому,чтоунегобудетадекватнаяреакция.Обнаруживаютэтуспособностьввысшейсте-пенителюди,которыеобладаютоднойизвысшихдрагоценностеймира–настоящейестественнойулыбкой.Онаобычновозникаетпо-степенно,освещаявселицо,идлитсянедолго,новполнедостаточно,чтобы быть ясноувиденной.Исчезаетонастаинственноймедлительно-стью,какбудтобытает...ДлятогочтобынаучитьсяговоритьЗдравст-вуйте,необходимоизбавитьсяот«мусора»,скопившегосяувасвголо-вестехсамых пор,каквыприбылиизродильногодома.Ночтобыэто-мунаучиться,могутпотребоватьсягоды.Длятогочтобыответитьнаприветствие,такженеобходимоизбавитьсяотмусоравсвоейголове.Могутпотребоватьсягоды,чтобынаучитьсяприветствоватьчеловека,которыйидетвамнавстречуикоторомувыдолжныответитьнаегоприветствие...» Чтожеза«мусор»скапливаетсяунасвголовеимешаетдоброже-лательнообщаться?Проанализируемодинпример.Впереполненномсалонетроллейбусаилимаршрутногоавтобусамыпротискиваемсякдвери:некоторыеделаютэтомолча,некоторые пользуютсяэтикетнымиформулами:Выбудетевыходить?Давайтепоменяемся(местами).Разрешите(пройти),пожалуйста.Простите,выпозволите?«Молчу-ны»вданномслучаеруководствуютсяоднимизсамых вредныхкомму-никативныхфакторов –обычнойленью.Импрощепротолкнутьсячерезтолпу,чемпопросить,спросить,извиниться.Вотон–«мусор»вобще-нии.Теже«молчуны»вответнавопрос«Вывыходите?»неразожмутгубы,отделаютсялегкимкивком,неповорачиваяголовыкспросивше- му,пренебрегаястоящимрядомчеловеком,заставляяегочувствоватьсебяназойливым. Иначекакнекооперативнымтакоеповедениененазовешь:во-первых,онохужерешаеткоммуникативнуюзадачу,чемнормальныйответнавопрос(частооказываетсятруднопонять:кивнулчеловекилипомоталголовой–ивообще,ктебелиотносилосьэтонеопределенноедвижение);во-вторых,упассажира,задавшеговопрос,возникаютне-нужныенегативныеэмоции. Желаниеэффективноорганизоватьречевоевзаимодействиедлядостижениясвоихцелейвполнеоправдано.Дляэтогоиразработаныразнообразныетактики переговоров, делового общения, слушанияит.д.Дляуспешнойкоммуникациитребуетсязнаниенекоторыхобщихпринциповобщения,конкретныхприемовисознательнаятренировканавыковэффективногослушания,аргументации,использованияневер-бальныхсредствкоммуникации. Общиепринципыкоммуникации Средиобщихпринципов,обеспечивающихуспехкоммуникации,важнейшимиявляютсядва,сформулированныеамериканскимилин-гвистамивторойполовиныXXвекаврамкахтеорииречевыхактов(иначеназываемой«Словокакдействие»–поработеодногоизосново-положниковтеорииДж.Остина).Этопринципкооперацииипринципвежливости. Принципкооперацииуказываетнанеобходимостьсобеседниковотноситьсякобщению какксотрудничеству,вносить внегодобросове-стныйвклад.Он заставляетнасзадуматьсянетольконадтем,чтоимен-нонамговорят,ноинадтем,каки,главное,зачемнамэтоговорят,т.е.помогаетразглядетькоммуникативнуюцельсобеседника.Амери-канскийлингвистГ.Грайс,сформулировавшийэтотпринцип,утвер-ждал:«...Отвсякого,ктостремитсякдостижениюконечныхцелейре-чевогообщения/коммуникации(это можетбыть передачаиполучениеинформации,оказаниевлияниянадругихиподчинениесебячьему-товлияниюит.п.),ожидается,чтоонзаинтересованвэтомобщении;ре-чевоеобщение,всвоюочередь,можетбытьвыгодноиполезнотолькоприусловии,чтособлюдаетсяпринципкооперации...» Принципкооперациисостоитизнесколькихправил,которыеназываютсятакже«мАксимыГрайса»: 1. Правилоколичества:давайтенужноеколичествоинформации.Вашинформационныйвкладвразговордолженбытьнебольшиминеменьшим,чемтребуется. 2. Правилокачества:старайтесьсделатьвашвкладвразговорправдивым.Неговоритетого,что высчитаетелживым.Неговоритето-го,чемууваснедостаточносвидетельств. 3. Правилорелевантности:говоритето,чтоимеетотношениектемеразговора,будьтепоследовательны. 4. Правилоспособавыражения:избегайтедвусмысленностиине-определенности,говоритекороткоиупорядоченно. Следуетотметить,чтомаксимыГрайсауглубляютпредставленияотрадиционныхкритерияхречевойкультуры(правильности,точности,уместности,выразительности,лаконичности),хотяинетождественныим:этоне толькоправилакультуры речи,ноиэстетические,нравствен-ные,социальныепостулаты. ПравилаГрайса–этопреждевсегозащитаправадресата,слу-шающего.Однаковреальномречевомобщении(ивразговорнойречи,ивхудожественномтексте)максимыГрайсанарушаются.Относитель-ностьмаксимГрайса обусловленавомногомтем,чтонельзяустанавли-ватьправиларечевогообщенияводностороннемпорядке,пониматьихтолькокакзащитуправадресата.ПомнениюизвестноголингвистаН.Д.Арутюновой,многоедурноевязыке(например,грубые,бранныеслова,штампыидр.)лежатнасовестинетолькоговорящего,ноислу-шающего. Так,склонностьораторовкпроявлениюречевойагрессиипрово-цируетсясклонностьюихаудиторииквнушению.Нередкосовремен-ныйораторвполнесознательноделает«установкунавнушение»:По-литикунужноиметьлицоиуметьговорить!Яспособеновладеватьаудиторией–некаждомуэтодано.Язавораживаюзал–людихлопа-ютнакаждуюхорошуюфразу(В.Жириновский). Однаконесмотрянавнушаемостьсовременнойаудиториииот-дельныхадресатов,имвовсёбольшейстепенисвойственныикритич-ностьвосприятия,иосознаниестратегийманипулированияобществен-нымсознанием,пониманиетого,что«снамичто-тоделаютприпомо-щиречи». Правилорелевантностипомогаетнаминтерпретироватькосвен-ныевысказывания,например: А.:Уменявкомнатебылакоробкасконфетами.В.:Детизаходиликтебепослеобеда. Напервыйвзгляд,говорящийА.сделалутверждение.НоБ.совер-шенноправильнозадумалсяотом,почемуэтоутверждениесделано,ипришелквыводу,чтопосутионоявляетсобойвопрос:Кудапропалакоробка?ОтвечаетБ.так жекосвенно,какА.«спрашивает»,намекаянапричастностьдетейкисчезновениюконфет.А.,учитываякооператив- ностьБ.ииспользуяправилорелевантности,пойметвысказываниесо-беседникаправильно. Нарушенияправиларелевантностииспользуютсякакспособрезкопрерватькоммуникацию(1)иливцеляхречевойигры(2): 1) –Уменявкомнатебылакоробкасконфетами. – Яопаздываю. 2) Преподаватель:–Когосегоднянебылоназанятиях?Староста: – ДжорджаВашингтонаиЛьваТолстого. Принципвежливостивключаеттакиеправила: 1. Правилотакта:уважайтеграницыличнойсферысобеседника.Например,извозможныхспособоввыраженияпобуждениявыбирайтетот,вкоторомподчеркиваетсявыгодадлясобеседника:сформулируйтепобуждениенекаккоманду,акаксовет. 2. Правиловеликодушия:извозможныхспособоввыражениявы-бирайтетот,вкоторомминимизируетсявашаличнаявыгода.Необре-меняйтесобеседника,невынуждайтеегосвязыватьсебяобещаниями,клятвами,нетребуйтеизвиненийипокаяний. 3. Правилоодобрения:большехвалитесобеседника,будьтепози-тивнывсвоейоценкесобеседника,другихлюдей,мира.Однакобудьтеисдержаннывоценочныхсуждениях:есливашаоценка(положитель-наяиотрицательная)тогоилииногопредметанесовпадаетсоценкойсобеседника,этосоздаеттрудностивкоммуникации. 4. Правилоскромности:меньшехвалитесебяитактичноотказы-вайтесьотпохвалвсвойадрес.Вашивысказываниядолжнысодержатьобъективную–незавышенную,ноинивкоемслучаенезаниженную(см.нижеопринижающе-уступчивомобщении)–самооценку. 5. Правилосогласия:выражайтесогласиессобеседником,мини-мизируйтенесогласие.Невставайтевоппозициюксобеседникубезвескихоснований.Умейтеотказатьсяотконфликтавпользурешенияболеесерьезнойзадачи-сохранениякоммуникации. 6. Правилосимпатии:выражайте симпатиюк собеседнику,мини-мизируйтеантипатию.Будьтеблагожелательны.Небудьтенеблагоже-лательны,небудьтебезучастны. Правилотактаиногданазываютправиломобратнойвежливости:вежливость,вложеннаявпобудительноевысказывание,обратнопро-порциональнавыгодностидляадресататогодействия,ккоторомуегопобуждают.Так,пожеланиеОтдыхайхорошо!иформулаугощенияСъешьещеконфетку–требуютгораздоменьшевежливости,чемза-прещенияНе ставьсюда своюсумкуипросьбытипаПочистикартош-ку. Преподавательвшколеиуниверситетескажет:Откройтететра-ди,запишитетемузанятия...,иниктонеобвинитеговнедостаточнойвежливости,втом,чтоонзабылсловопожалуйста.Ведьэтидействия – квыгодестудентов. Ноеслипреподавательхочетпопроситьчто-то,выходящеезарам-киучебнойдеятельности,запределыобычныхобязанностейстудента,тоонвложитвсвоепобуждениебольшевежливости:Принесите,по-жалуйста,мелилиВынемоглибысходитьнакафедруипредупредитьлаборанта,чтобы,еслидляменяпринесуткурсовыеработы,онасло-жилаихнастоле? Принципкооперацииипринципвежливостивзаимодействуют.Согласиевыполнитьчью-топросьбуилираспоряжениененужда-ется вобосновании,тогда какотказтребуетобъясненияпричин,ср. 1.и 2.: 1. –Тыпоможешьмненакрытьнастол?–Хорошо.Этотответненуждаетсявпояснении, например:«...потомучтоуменя естьсвободноевремя».) 2. –Тыпоможешьмненакрытьнастол? –Тынеуправишьсясама,а?Мнеещенадо пропылесоситькомна- ту.
(Ответитьпросто«нет»вданномслучаебылобыгрубо.) Иногдапринципкооперацииипринципвежливости могут конфликтовать. Так,впарикмахерской, формулируясвои представленияоновойприческевформевопросовМожнолисделатьтак-тоитак-то?Ачто,если...?,выследуетеправилам,составляю-щимпринципвежливости.Ноесливэтихвысказыванияхвыражаютсяужепринятыевами,совершенноопределенныерешения,товопроси-тельнаяформанарушаетправилоколичестваинформации.Мастерпри-нимаетзасомненияидипросьбуосоветето,чтофактическиявляетсяужеинформациейкисполнению. Сравнимтакжедваспособаотдатьраспоряжениеподчиненному: 1. –Мнебыхотелось,чтобывысделалиX; 2. –Нужно,чтобывысделалиX. Перваяфразанарушаетправилоколичества.Требуемоедействиепредставляетсякакличноежеланиеговорящего,анекак«производ-ственнаянеобходимость».Второевысказываниепостроеноправильно:онопонимаетсяименнокакраспоряжение. Основныетактикиобщения Помимоуказанныхпринципов,полезнознатьосновныетактики общения: • понимающееобщение; • принижающе-уступчивоеобщение; • директивноеобщение; • защитно-агрессивноеобщение. Основнымиусловиямиэффективностилюбогопрактическогооб-щенияявляютсяуменияинавыкичеловекависпользованиитакназы-ваемыхпонимающихидирективныхприемовреагированияпривзаи-модействиисдругимилюдьми.Основнымипричинаминеэффективно-стилюбогообщенияявляютсясклонностиипривычкичеловекаприбе-гатьвовзаимодействииссобеседникомкпринижающе-уступчивойизащитно-агрессивнойформамповедениякакнеадекватнымзаместите-лямпонимающегоидирективногообщения. Понимающееобщение–этоцеленаправленноевзаимодействие,ориентированноенапониманиесобеседникаипроявлениеуважениякеголичностивформенеоценочныхреакцийнаеговысказыванияиэмоциональныесостояния. Принижающе-уступчивое–этоцеленаправленноевзаимодейст-вие,ориентированноенапониманиесобеседника,носодержащеереак-циинеуместногопринижениясвоихчувств,стремленийицелей,атак-женеоправданныеуступкисобеседнику. Директивноеобщение–этоцеленаправленноевзаимодействие,ориентированноенаоказаниепрямогопсихологическоговоздействияначеловекадлядостижениясвоихцелейисостоящееизреакции,выра-жающихсобственныеоценки,стремленияицели.Этицеликаквлич-нойжизни,такивпрофессиональнойдеятельностимогутвширокомсмыслесостоятьвдостижениивзаимовыгодныхсоглашенийспартне-ром, впсихологическомвоздействиинанего,вотстаиваниисвоихинте-ресоввусловияхразногласийиконфликтовиливсобственнойзащитеотагрессивныхнападокиугрозсосторонысобеседника. Защитно-агрессивноеобщение–этоцеленаправленноевзаимо-действие,ориентированноенаоказаниепрямогопсихологическоговоз-действиянасобеседникадлядостижениясвоихцелей,ноосуществляе-моевтакойформе,котораяможетунизитьегочувствособственногодостоинства. Понимающийстильобщениявключаетследующиеустановки: 1. Установканапонимающеереагирование,т. е.ориентация насистемуотсчетасобеседника,аненасвоюсобственную;осознанноестремлениереагироватьнамыслиичувствапартнерапообщениюсце-льюувидетьмирегоглазами;способностьпониматьипредсказыватьреакциисобеседника,ставясебянаегоместо. Понимающеереагированиенеозначаетсогласиясовсем,чтоска-жетпартнер,оноявляетсяпроявлениемнашейнепредвзятости,помога-етсобеседникураскрыться,ощутитьдовериекнамижеланиевзаимо-действовать.Такоереагированиенамногоэффективнееоценивающегореагирования,новстречаетсягораздорежеего. 2. Установканаприятиеличностисобеседника,напроявлениеуважениякнему,внезависимостиотегодостоинствинедостатков;признаниеего правабыть таким,каковонесть;умениесоздатьдля него «климатбезопасности». 3. Установканасогласованностьсвоегоповедениясповедениемсобеседника,т.е.искренностьвобщении;допусксобеседникак«обме-нудоверием»,разрешениевнекоторойстепенизаглянуть«внутрьсе-бя».Конечно,выполнениеэтойустановкивобщениисовсемилюдьмивовсехжизненныхситуацияхневозможно,апоройинежелательно.Ноонажизненноважнав техслучаях,когда партнерыдействительнохотятпонятьдругдругаистремятсякразвитиювзаимоотношений. Понимающеереагированиевключает: • простыефразы,подтверждающиеконтактссобеседником(верно,да-да,так-такит.п.); • перефразированиемыслей ичувствсобеседника,выраженных от-крыто(чтобысообщитьему,чтомыпонимаем,очемонговорит,иличтобыпроверитьнашуинтерпретациюсказанногоим); • выяснениескрытыхилидаженеосознанныхмыслейичувствсо-беседника(предполагающее внимательноеотношениекинтонациям,паузамвразговоре,мимикеижестамговорящего); • подбадриваниесобеседника,заверениявсвоемсочувствии; • понимающее молчание и ободряющиеневербальныереакции(по-глаживаниепоплечу,сочувственныйкивок,изумленнораскрытыеглазаи т.п.); • вопросысточкизрениясобеседника,проясняющиееготочкузре-ния(Значит,высчитаете,что...Яправильнопонимаю?)или«зонди-рующие»егочувства (Васэтосильнотревожит,да?). Дляговорящего,принявшегопонимающийстильобщения,оченьважнонестатьпростымзеркаломпартнера.Нужновыбратьпра-вильныйбалансмеждусочувственнымреагированиеми«подталкива-нием»разговора,чтобынепроизошлотого,чтопсихологиназывают «зацикливанием»наоднойитой жетеме.Сказанноепартнеромнадонепростоповторять,ноуглублять,прояснять,развивать,Необходимопра-вильноопределитьглубину,илисилу,реагированияиеговремя:наширеакциинедолжнызапаздывать,ноинедолжнынарушатьпотокраз-мышленийпартнера. Ещеодноправилопонимающегообщения–следуетизбегатьсте-реотипныхреакций,использованияоднихитехжесигналовпониманияисочувствиясноваиснова.Постоянноеповторениестандартныхввод-ныхфразтипа Значит,выполагаете, что... илиподтвержденийконтак-таЯвасслушаювнимательнолишаетвасдовериясобеседника:онна-чинаетподозревать,чтовыиграетес нимвкакую-то игрулиборазгова-риваетемеханически,невникаявсутьдела. Неполучитсялитак,чтоприпонимающемобщениимы«утратимсебя»,нереализуемсвоихкоммуникативныхцелей?Нет,еслимыбудемчеткоосознаватьграницумеждуповедениемпонимающимипри-нижающе-уступчивым.Вбольшинствеситуаций,когданамнадодос-тигнутьвзаимопониманиясдругимчеловеком,понимающееобщениеприправильном(подкрепленномтренировкой)использованииявляется:самымэффективным.Но,безусловно,этонеуниверсальнаятактика.Естьслучаи,когдамыдолжныприбегатькдирективномуобщению. Директивныйстильобщенияосновываетсянаследующихуста-новках: 1. Установканаоткрытоеповедение,активныедействияподости-жениюсвоихцелей.Когдавыведетесебядирективно,выпрямоиясновыражаетесвоинамерения,аргументыиоценки,позволяетесобеседни-куузнать,кчемувыстремитесь,четкоформулируетесвоипозиции,за-щищаетесвоиправа,своиубеждения.Этопозволяетвашемусобесед-никучеткопредставитьсебевашупозициюиосвобождаетегоотнеоб-ходимостидомысливатьвашислова;лишаетситуациюнеопределенно-сти 2. Установканапрямойиоткрытыйотказвыполнитьдействия,ко-торыесвашейточкизрениянеслужатвашимзначимыминтересамицелямиликоторыекажутсявамнеприемлемымиэтическилибоподру-гимпричинам.Нодирективностьнеподразумеваетэгоистичности,иг-норированияинтересовдругихлюдей.Директивностьтолькоподразу-мевает,чтовынеигнорируетесвоихинтересоввугодудругим,умеетесказать«нет»,еслиэтотребуется. 3. Установканаэффективнуюирешительнуюзащитусебяотаг-рессивногоповеденияпартнерапообщениюиличныхнападок(угроз,критики,оскорблений);способностьзащищатьсебябезтого,чтобыса-момустановитьсявраждебнымилизащитно-агрессивнымпоотноше-ниюкоппоненту. 4. Установканадостижениесвоихцелейвовзаимодействииспартнером,сучетомегоинтересовипотребностей.Этаустановкапред-полагаетконтрользасвоимэмоциональнымсостоянием,стремление связатьсвоицелисцелямисобеседника,отказотоценочныхвысказы-ванийвпользу«объективных»,неоценочных. Так,директивнаякритикаошибки,допущеннойсобеседником,несодержитприниженияеголичности,вотличиеотзащитно-агрессивнойкритики,ср.:Тывсевремяопаздываешь,когдамывстречаемся.Дляменяэтонеудобно.Мыэтотвопросужеобсуждали,иякатегориче-скитребую,чтобытыприходилвовремя(директивнаяреакция)иТывсевремяопаздываешь.Какможнобытьтакимбезответственныминенадежным человеком?Тебеневозможнодоверять.Еслиещеразопо-здаешь,ябольшестобойнебудуниочемдоговариваться(защитно-агрессивнаяреакция). Следуетпомнить: • любойвопросможносформулироватьвоценочнойинеоценоч-нойформе,ср.:Чтоязабылкупить?(неоценочнаяформа)иСудяпотвоемулицу,явсесделалнетак.Чтоэтотакоеважноеязабылку-пить,чтотытакнедовольна?(оценочнаяформа); • любуюкритикуможноотнестикданнойконкретнойситуацииилираспространить(оправданноилинеоправданно)начеловекавце-лом,ср.:1)Ввашемотчетемалоцифровойинформации.Оннедаетпредставленияорезультатахдеятельностиотделаи2)Увасабсо-лютнонеорганизованныйум.Вы,какобычно,непозаботилисьснаб-дитьотчет цифровой информацией. Для васвообщехарактерна такаярасплывчатость,недопустимаядляменеджеравысшегозвена. Неоценочнаяформавопросаикритика,направленнаянаконкрет-нуюситуацию,болееэффективны,невызываютлишнейагрессииилизащитнойреакциисостороныадресата. Вдирективнойформемогутбытьвыраженысовет,предложение,разъяснение,предупреждение,убеждение,принуждение,директивныйвопрос –вопрос,задаваемыйнес позиции собеседника(для проясненияеготочкизрения),ассобственнойпозиции–длятого,чтобыперевестиразговорнадругуютему,вызватьусобеседникасомнениевеготочкезрения,направитьегомысливрусло,необходимоенам. Директивнаятактикаможетсочетатьсяспонимающейдажевпределаходнойреплики:Понимаете,ябыпредпочелдействоватьпо-другомуприрешенииэтойпроблемы.Однакомнехотелосьбыполнееуслышатьовашемподходе,которыйпорядупозицийотличаетсяотмоего.Высказываятакимобразомнесогласиессобеседником,вывы-ражаетеэффективнуюдирективнуюреакцию(прямоенеоценочноеза-явлениесвоейпозиции)иодновременнопонимающую(проявлениеин-тересакточкезренияпартнера).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 174. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |