Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава I. Юридический словарь башкирского языка. 1 страница




Зианбердин Иршат Бикбулатович

Теория государства и права в Башкортостане

Уфа – 2018

УДК 340.12(075)

ББК 67.3

З - 59

 

Зианбердин И.Б.

З 59 Теория государства и права в Башкортостане – Уфа, 2018. – 192 с.

 

В первой части книги «Теория государства и права в Башкортостане» рассматриваются истории теории права и государства с древнейших времен по 114 год до рождества Христова.

 

 

УДК 340.12(075)

ББК 67.3

© Зианбердин И.Б., 2018

Предисловие к книге

Энциклопедические описания данной науки таковы (см. Википедия): «Тео́рия госуда́рства и пра́ва — это фундаментальная юридическая наука, которая изучает сущность, наиболее общие закономерности и тенденции происхождения, развития и функционирования государства и права в их постоянном взаимодействии, а также формирует общие для всех юридических наук понятия и категории. Без её усвоения проблематично разобраться в более конкретизированных, эмпиричных знаниях о государстве и праве, используемых основными юридическими науками. Научное исследование в теории государства и права ведётся не по отдельно взятой стране и не за какую-то одну историческую эпоху, а с ориентацией на наиболее развитые в настоящий момент формы права и государственности. В литературе нет единого подхода к определению предмета теории государства и права. Так, одни авторы указывают, что предметом данной науки являются «общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как таковых и специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права каждого в отдельности взятого классового (чаще употребляется термин «исторического») типа». Другие пишут, что предметом теории государства и права является «закономерный процесс возникновения и развития государства и права на различных исторических ступенях движения классового общества, сущность, содержание, формы и функции государства и права, взаимосвязь государства и права, правотворчество и правоприменение...». Есть и другие определения. В качестве составляющих, присутствующих практически во всех определениях предмета теории государства и права, М. Н. Марченко называет:

процесс возникновения, становления и развития государства и права, его общие закономерности;

взаимосвязь государства и права;

характерные признаки, формы, сущность, содержание и черты государства и права;

место и роль государства и права в жизни общества, в политической системе;

право, правосознание, законность, конституционность;

законодательный процесс и его отдельные стадии;

правомерное поведение;

правонарушение и юридическая ответственность.

Отмечается, что предмет теории государства и права не является незыблемым: как отдельные составляющие, так и их соотношение в связи с происходящими в обществе процессами претерпевают изменения, которые иногда являются довольно значительными. Так, если в трудах по теории государства и права советского периода значительное внимание уделялось таким концепциям, как «государство диктатуры пролетариата», «общенародное» государство и право, «государство всеобщего благоденствия», «государство — ночной сторож», то в современных источниках основное внимание уделяется изучению таких теоретических концепций, как «правовое государство», «социальное государство». Вновь стали вызывать интерес естественно-правовые теории и другие учения, практически не разрабатывавшиеся в советский период».

В то же время базовая составляющая теории государства и права на всём периоде существования данной науки остаётся неизменной: это основные закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. В то же время доступный и используемый при определении этих закономерностей исходный материал не остаётся неизменным, вследствие чего различные авторы в различные исторические эпохи приходят к разным выводам о сущности и эволюции государства и права, их значении для общества и взаимосвязях между собой и с другими социальными институтами. Ещё более подвержены изменениям частные теории, объясняющие отдельные государственно-правовые явления: они постоянно эволюционируют, развиваются и сменяют друг друга. Для теории государства и права как науки и учебной дисциплины характерно наличие большого числа спорных вопросов и различных точек зрения на основные проблемы, что объясняется причинами как объективного (противоречия в исходных данных исследования), так и субъективного характера.

Теория государства и права является преимущественно российской наукой (постсоветской, а ранее — советской наукой), во многих странах континентальной Европы дисциплины, предметом исследования которых является право и государство, преподаются отдельно. В последние годы наблюдается процесс все большего доктринального расширения роли и предмета теории государства и права до уровня философии права, что объясняется европейской традицией изучения государства и права.

Примечание: Из определений «российская наука\\наука государства русских» и «европейская традиция изучения государства и права\\христианская традиция европейских государств в изучении государства и права» вытекают цели и задачи данного исследования. Они сводятся к анализу теории государства и права с точки зрения рассмотрения истории различных пратюркских и тюркских государств, существовавших когда-то на исторических территориях нашего Отечества, и традиций различных исторических наших религий.

Актуальность написания данной книги выявилась в ходе научной переписки с АН тюркских республик еще в 2001 году, и при обсуждении моего доклада «Мантыйк hэм Фикх граффитиологияла\\Логика и теологика в граффитиологии» на заседании Гуманитарного отделения АН РБ в 2003 году.

Многие наши академики, которых уже, к сожалению, нет среди нас, они перешли в мир вечности, пусть души их покоятся в раю, горячо поддержали эту идею. Среди них такие как Ураксин З.Г, Галяутдинов И.Г, Баимов Р.Н, Мажитов Н.А, Акманов И.Г. Пусть эта книга будет памятью о них.

Были и противники, особенно доктора наук, основные исследователи грамматических законов современного литературного башкирского языка.

Но я не смог сразу же приступить к этой теме пока не изучил состояние современного архивоведения в Башкортостане, историю исторических башкирских письменностей и языков Башкортостана, документальную историю Башкортостана, башкирское и тюркское литературное наследие (в том числе антологию древнетюркской поэзии). Теперь, когда предварительно необходимые исследования проведены и по результатам этих исследований написаны соответствующие электронные книги (все они размещены на свободном доступе в интернет-сервере ВКонтакте) чувствую в себе силы к написанию столь необходимой для нашего общества книги.

Это нужно не только нам, всем гражданам Башкортостана, но и юристам и государственным деятелям республики, ибо именно отсутствие такой книги и привело к их, почти поголовному, превращению в простых чиновников Москвы.

При написании книги по теории государства и права в Башкортостане я опираюсь на ранее проведенные мной исследования и опубликованные в интернете работы, а именно.

1. «Введение в башкирское архивоведение. Издание I».

2. «Введение в башкирское музыковедение. Издание I».

3. «Тарих. В XII томах».

4. «Истоки, или Антология древнетюркской поэзии».

5. «Алифба».

Именно не восприятие большинством современной башкирской интеллигенции научных подходов, изложенных в опубликованных электронных книгах и выводов по их содержанию, убедили меня в необходимости написания данной работы.

 

Ведение к книге "Теория государства и права в Башкортостане"

Прежде всего нам необходимо дать разъяснения башкирским терминам "Будун\\Даулат\\Ил\\Урда" сответствующих русскому термину "Государство" и терминам "Йола\\Хокук\\Канун" соответствующих русскому термину "Право". Нужно будет нам предварительно расмотреть и башкирские слова "торк\\право", "кот\\благость; древность; изобилие", "мэликат\\царство", "мэлик\\царь", "сар\\царь", "сара\\путь", "уан\\царь, термин со значением "первый" - которые имеют непсредстенное отошение к теории права и гоударства тоже. Но сначала, для обоснования необходимости всего этого, обратимся к русским энцикопедиям.

Русские энциклопедии, приподносимые нам как научные источники общегоударственного (федерального) значения разъясняют эти термины так. Даю их определения по Википедии.

"Исто́чник (фо́рма) пра́ва — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Виды источников права. Самым первым источником права следует считать правовой обычай. Различают источник права в материальном, идеологическом и формальном (юридическом) смысле. Источник права в материальном смысле — это сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т. п. Источник права в идеологическом смысле — это правосознание и правовая культура. При этом имеется в виду как правосознание законодателей, так и правосознание народа, которое оказывает влияние на формирование права. Источник права в формальном (юридическом) смысле — это способ закрепления и существования норм права. Также можно говорить об источниках права в историческом и политическом смыслах: в историческом смысле он представляет собой различные памятники права (Законы Ману), а в политическом смысле под источником права понимается государство.

Состав и система источников права, существующих в той или иной стране, определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т. д.). Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской, существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные). Нередко при решении судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев, существующих в данной местности. В религиозных правовых семьях правовое значение могут иметь богословские доктрины.

В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле:

нормативный правовой акт;

основной нормативный правовой акт (в том числе конституция, религиозные тексты);

закон;

подзаконный нормативный правовой акт;

нормативный договор (в том числе международные, межправительственные договоры);

правовой прецедент (судебный или административный прецедент);

правовой обычай (в том числе урф);

правовая доктрина (в том числе религиозные догмы, кияс);

принцип права (в том числе принципы международного права, истислах).

Исследователи:

В России проблемы источников права специально исследовали Марченко Михаил Николаевич, Малько Александр Васильевич, Честнов Илья Львович (с общетеоретических позиций), Колесников Евгений Викторович (с конституционно-правовых позиций), Дорская Александра Андреевна (с историко-правовых позиций), Пряхина Татьяна Михайловна (с конституционно-правовых позиций) и др".

Как видите, первое, что бросаетя в глаза в определениях Википедии по рассматриваемому вопросу, это отсутствеи каких-либо данных об исследователях, по вопросам "Теории государства и права", с нехристианскими фамилиями-именами-отчествами. Данный факт уже ставит под сомнение комплексность, а значит и научность, российских исследований по данному вопросу. Остается согласиться с утвердившимся росийским мненем о том, что - "Источник права в идеологическом смысле — это правосознание и правовая культура". И это правсознание и правовая культура русско-православного (РПЦ-овского) толка!

Теперь проверим, что представляют собой "состав и система источников права"? Оказывается, там ничего башкирского, а значит ничего тюркского, ничего не христианского, а значит и исламского или буддийскоо или манихейскго, или зароострийкого, или иудейского и.т.д. не может быть! А так как, по определениям самих энциклопедий, в политическом смысле под источником права понимается государство, то и государств, и народов, создавших эти государства, в российской науке не могут быть!

Как и всякой политической науке, и российской теории государства и права, не чуждо стремление казаться научным. Вот, в этих строках и проявляютя эти "стремления" - "...Самым первым источником права следует считать правовой обычай...в историческом смысле он представляет собой различные памятники права (Законы Ману)...В религиозных правовых семьях правовое значение могут иметь богословские доктрины".

Обратим свое внимание и на российское определение сути государства как источника права. В энциклопедиях, в частности в Википедии дано такое пояснение: "Госуда́рство — политическая форма организации общества на определённой территории, удовлетворяющая некоторым дополнительным требованиям. Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство». «Страна» является близким, но не тождественным государству термином: например, не все страны являются государствами. Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя на древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» (давшее «господарьство»). Древнерусское «господарь» происходит от «господь». Таким образом, практически все исследователи сходятся на связи слов «государство» и «господь». Точная же этимология слова «господь» неизвестна. Можно предположить, однако, что, поскольку производные «государство», «господарьство» появляются позже, чем уже имевшие устоявшиеся значения «государь», «господарь», то в средние века «государство» обычно воспринималось как непосредственно связанное со владениями «государя». «Государем» в то время обычно являлся конкретный человек (князь, правитель), хотя существовали и заметные исключения (договорная формула «Господин Великий Новгород» в 1136—1478 годах или «печать Господарьства Псковского»).

Происхождение государства: Формы институтов власти и общеобязательные нормы поведения впервые сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным. Наиболее древними известными государствами в современном смысле понятия являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая). Единого мнения о причинах возникновения государств нет: существуют несколько теорий, таких как теория общественного договора и материалистическая теория, которые объясняют происхождение государства, однако ни одна из них не может являться окончательной истиной".

Как видим ничего определенного ни об отдельных народах, ни об их государствах! Но зато, как научное навязывается происхождение русского слова "государство", тонко намекая на не существование иных форм этого термина!

Вернемся к началу нашего разговора в этой, вводной части к книге "Теория государства и права в Башкортостане".

Термин "Будун\\Ботен" башкирское (тюркское тоже) определение со значением "Цельное; объединенное; все", используется в композитах для обозначения терминов "Ботен ил\\Государство", в буквальном значении "вся страна; единая страна". Или например - "Ботен халык" башкирский композит со значением "весь народ; единый народ". От этогоже слова происходит и хазарское слово "Бунд\\Союз", и сленг "Банда\\ватага". Встречается как в древнетюркских рунических тестах VI-VII веков нашей эры, так в и уйгуропсменном памятнике IX века - "Уйгурская версия биографии СюаньСцзяня", который рассказывает о завоевании тюркскими народами трк-кмк-твск-ишдк городов государств Инь и Шань и создании ими на их месте государства "Чжоу". Зафиксировано это слово также и в книге Махмуда Кашгари "Дивани лугат ат турки", смотрите пример.

Транскрипция: «Аитган киаш кбсади, амнчлг азш иасиади, артш сувин кчтди, будун анин аргушур».

Перевод: «Жаркое солнце пекло, благостные дни прошли, он переправился через Иртыш, страна от этого растревожилось».

Термин "Даулат" соответствует по своему значению русскому "государство; богатство; скот домашний". В обложке к данной книге "Теория государства и права в Башкортостане" дано факсимиле документа, где это слово зафиксировано в форме "Дулт", со значением "Государство".

Транскрипция: «Мнкбh. Мн Кбал батир фгилан ал бина Тктамиш дулати».

Перевод: «Я Кабал-батир создатель остова Туктамышева государства».

Но самая ранняя фиксация этого слова найдено в гетерографичесих текстах на поврхности бронзовых кельтов из уфимских могильников в форме "Длд", как антрооним участника погребального обряда. Не удивляйтесь, башкирские антропонимы и сейчас изобилуют этим термином в форме "Дэулэт", Дэлэтов", "Ишдавлетов", "Кушдавлетов", "Давлеткилдиев", "Кулдавлетов" и.тд. Не чужд этот термин и бшкирско-татарской литературе дореволюционного периода тоже. Например у Габдуллы Тукая – «Жир йозе жэннэт иде, дэулэт вэ нигмэт бар иде\\Во всей земли был рай, и государства и достаток были».

Термин "Ил", со значением "государство, страна", один из самых древних терминов башкирского языка. Зафиксировано и в книге «Дивани луга тат турки»  слово «аил куш\\присоедини страну (государство)».

В русских источниках по истории отечества этот термин используется как синоним определения как "объединения кочевых народов для организации завоевательных походов, и не более. Вот что пишет об этом слове Википедия: "Ордаì (древнетюрк. ordu — «ставка, резиденция хана, дворец») — военно-административная организация у тюркских и монгольских народов. В средние века этим словом обозначалась ставка, столица правителя государства, откуда произошло название крупных феодальных государств и союзов кочевых племён, например, Золотая Орда, Ногайская Орда, Белая Орда. Позднее в европейской исторической литературе в связи с созданием негативного образа древних степных народов Азии это слово приобретает негативное значение (нечто вроде «войско-стая врагов-кочевников-захватчиков»)."

По этим строкам мы видим, что стандартизация гуманитарного и социально-правового образования, которую усиленно начали внедрять с девяностых годов прошлого XX века, в Российской Федерации это ничто иное как современное оружие русификации нерусских народов нашей Федерации направленное на зачистку их исторической памяти и особенностей путем навязания им чужеродной мысли.

Обратимся к правовым терминам башкирского народа.

"Йола". Башкирское слово производное от "иул\\праведный путь, шариат; таррикат", синоним русского слова "писание; закон".

"Хокук". Башкирское, заимствованное с хазарского языка, слово, со значением "право".

"Канун". Башкирское слово, однокоренное со словами "гэни; хан; канг" со значением "относяшееся к деятельности государственных мужей; наследие народа Канг". Один из древнейших слов башкирского языка.

"Торк". Башкирский средневековый термин со значением "относящийся к писанию; закон".

"Кот". Древнее башкирское слово с прямым значением "благость; устоявшийся порядок".

"Мэликат". Башкирское слово, однокоренное со словом "мэлик\\царь" и "мал\\имущество; богатство, скот домашний".

"Сар". Башкирское слово со значением "царь" и "путь; тропа; шариат".

По введению к книге вы видите, что "Теория государства и права в Башкортостане" это не ответвление, не отросток аналогичной русской науки, а совершенно новая, современная национальная наука башкирского народа базирующая на собственной истории нашего народа.

Настоящее введение к книге "Теория государства и права в Башкортостане" поставила перед нами следующую задачу, вытекающую из ее содержания, а именно: Посвятить первую главу книги правовой терминологии башкирского языка.

 

 

Глава I. Юридический словарь башкирского языка.

А

"Абсолют монархия\\Абсолютная монархия" – термин современного литературного башкирского языка означающая форму государственного правления, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, она ничем не ограничена, конституция и парламент отсутствуют, разделения власти на ветви не существует. Исторически в башкирском обществе не существовала

"Автономия" – термин современного литературного башкирского языка означающая форму самоуправления части территории унитарного, а иногда и федеративного государства. В историческом башкирском праве использовались термины "Йомhуриэт\\..." и "Даруга\\..."

"Административ юрисдикция//Административная юрисдикция" – термин современного литературного башкирского языка означающая установленную законодательными актами деятельность органов государственного управления и должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке (без обращения в суд). В историческом башкирском праве использовался термин "Булун\\...", со значением "нахождение в плену, нахождение в зависимости".

"Административ-территориаль буленеш\\Административно-территориальное устройство" – термин современного литературного башкирского языка означающая разделение территории государства на определенные части (области, районы, провинции и др.), в соответствии с которыми строится и функционирует система местных органов власти. В историческом башкирском праве использовали слова "Аил\\..." и "Улус\\...".

"Акт\\Акт юридический (правовой акт)" – термин современного литературного башкирского языка означающий официальный письменный документ, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений.

"Актив hайлау хокугы\\Активное избирательное право" – термин современного литературного башкирского языка означающая право участвовать с решающим голосом в избрании и отзыве членов выборных государственных органов, а также в референдумах.

"Апатридтар\\Апатриды" - термин современного литературного башкирского языка означающий лиц, не имеющие прав гражданства в каком-либо государстве. В историческом башкирском праве использовали термин "кара халык\\...".

"Апелляция" – термин современного литературного башкирского языка означающая одну из форм обжалования судебного приговора. В историческом башкирском праве использовали термин "ялыу\\...".

"Арбитраж" – термин современного литературного башкирского языка означающий орган для разрешения имущественных и связанных с ними неимущественных споров, образованный по соглашению сторон или компетентными органами. В историческом башкирском праве использовали термин "махкэма\\...".

"Аутентик англатма\\Аутентичное (авторское) толкование" – термин современного литературного башкирского языка, означающий разъяснение смысла юридического акта самим органом, принявшим этот акт.

"Англатыу ысулы\\Грамматический (филологический, языковой, текстовой) способ толкования" – термин современного литературного башкирского языка, состоит в уяснении смысла правовой нормы на основе анализа текста какого-либо нормативного акта (выясняется значение отдельных слов, устанавливаются грамматические связи слов, определяется семантическая структура предложений, обращается внимание на знаки препинания, союзы, вводные слова).

"Азымдар\\Действия" – термин современного литературного башкирского языка, означающий такие юридические факты, которые связаны с волей хотя бы одного из участников правоотношений.

"Авторитар хокуки етэкселек итеу ысулдары\\Императивный (категорический, властный, авторитарный) метод правового регулирования" –термин современного литературного башкирского языка, означающий способ воздействия, не допускающий отступлении от правовых предписаний.

"Айырым хокуки монэсэбэттэр\\Относительные правоотношения" - термин современного литературного башкирского языка, означающий правовые связи, в которых поименно определены все участники (носители субъективного права и юридической обязанности).

"Англатма\\Толкование" – термин современного литературного башкирского языка, означающий разъяснение – деятельность, которая следует за уяснением и состоит в объяснении и изложении смысла государственной воли другим участникам отношений.

"Англау\\Толкование" – термин современного литературного башкирского языка, означающий уяснение – внутренний мыслительный процесс, не выходящий за рамки сознания само интерпретатора.

"Аулуг\\ " хазарописьменое написание башкирского слова "великий", в тексте перстня-печатьки из Волгорадской области

"Ав\\ " уйгурописьменное написание слова "дом; место проживания" по тексту Укекских берестяных грамот.

"Асгр\\ " уйгурописьменное написание слова "войско; вооруженные силы" по тексту Укекских берестяных грамот.

"Адлилд\\ " согдеписьменное (уйгурописьменное) башкирское слово "Дэлилэт\\Сведительство" из текста медали Асен шада найденной в селе Утягулово Зианчуринского района.

"Ал рахм\\ " арабописьменное написание башкирского слова "рэхимле\\милостивый" из текстов башкирских эпитафий.

"Ама\\ ; ; " рунописьменное написание башкирского слова "умма\\общество" по тексту эпитафий села Науруз Учалинского района.

"Ал рахман\\ " арабописьменное написание башкирского слова "рахман\\милосердный" из текстов башкирских эпитафий.

"Ама\\ " уйгурописьменное написание башкирского слова "умма\\общество" по тексту ....

"Ал\\ " руническое написание башкирского слова "ил\\страна" по тексту эпитафии села Юлдыбаево Кугарчинского района.

"Алтбр\\ " рунописьменное написание башкирского слова "илтабар\\не наследный принц; бастард" по тексту стереотипа из кости зуба мамонта найденного в реке Урген в Зианчуринском районе.

"Адамт\\ " рунописьменное написание башкирского слова "Эдэмиэт\\человечество; пготомки Адама" из текста памятника "Киленташ" села Бурангулово Альшеевского района.

"Ажр\\ " уйгурописьменное написание башкирского слова "эжер\\выгода" по тексту медали государства Караханидов найденной в селе Умбетово Зианчуринского района.

"Амадч\\ " рунописменное написание башкирского слова "имсэктэш\\молочный брат (сестра)" по тексту каменной грамоты на сырте Накас у села Санъяп Кугарчинского района.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...