Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

IV. Самоопределение к деятельности




— Рассмотрите схему. Составьте словосочетания.

— Назовите пропущенные буквы.

— От чего зависит написание окончания имени существи­тельного?

— Почему с одним и тем же главным словом употребляются разные предлоги? От чего это зависит?

— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в употребле­нии имён существительных в разных падежах, в составлении словосочетаний из слов, в правописании бездарных падежных окончаний имён существительных.)

V. Работа по теме урокаРабота по учебнику

Упр. 243 (с. 128).— Прочитайте текст.

— Какова его тема?

— Какова его главная мысль?

— Озаглавьте текст.

— Посмотрите на слова с пропущенными буквами. На ка­кие две группы их можно разделить? (Слова с безударными гласными в корне и слова с безударными гласными в падежных окончаниях.)

Как проверить написание слов с этими орфограммами?

— Найдите в тексте фразеологический оборот. (Не тут-то было.)

Объясните его значение с помощью фразеологического словаря. (Ничего не получилось, не удалось осуществить что-либо.)

— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка, взаимооценка.)

Упр. 244 (с. 129).

— Прочитайте стихотворные строки.

— Определите их тему.

— Что бы вы дописали ещё, если бы были поэтом?

— Определите склонение и падеж выделенных имён сущест­вительных. Объясните написание пропущенных падежных окончаний.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка. Один ученик выполняет на доске разборслова орлом как части речи.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 245 (с. 129).(Работа в парах. Учащиеся объясняют написание пропущен­ных окончаний и изученных орфограмм. Запись под диктовку, самостоятельное выполнение грамматических разборов. Взаимо­проверка, самооценка.)

VIII. Рефлексия Графический диктант

(Учитель читает утверждение. Учащиеся ставят знак «+», если согласны с ним, и знак «—», если не согласны.)

1) В предложении «Капитан ведёт корабль» слово корабль стоит в именительном падеже.

2) Различить родительный и винительный падежи имён существи­тельных 2-го склонения можно, подставив существительное 1-го склонения.

3) В словосочетании идти по лестнице в существительном пишем окончание -и.

4) В творительном падеже в окончаниях существительных с основой, оканчивающейся на шипящий и ц, под ударением пишем о, без ударения — е.

5) В словосочетании работать без лени в существительном пишем окончание -и.

6) В предложном падеже существительные всех типов склонения имеют окончание -е.

7) В окончаниях существительных 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах пишется и.

(Взаимопроверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Чему вы научились сегодня на уроке?

- Какое задание было самым интересным?

- Что показалось вам трудным?

Домашнее задание

Упр. 246 (с. 130).

 

_________________

Тема: Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А.Тропинина «Кружевница»

Цель: развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отно­шение к картине.

Формируемые УУД: п. — осознанное и произвольное по­строение речевого высказывания в устной и письменной форме; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими норма­ми родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; л. — нравственно-этическое оценивание усваи­ваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: портрет В.А. Тропинина, фотографии коклю­шек, кружевного станка, образцы вологодских кружев.

Предварительная подготовка: учащиеся готовят сообщение о жизни и творчестве В.А. Тропинина, рассказ о плетении кру­жева.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте словосочетания, которые вы составили.

— Назовите падеж и склонение имён существительных.

III. Актуализация знаний

Устный диктант

(Учитель читает словосочетание, учащиеся показывают кар­точку с буквой в падежном окончании имени существительного.)

Появились на сирени, на краю деревни, пахнет черёмухой, повеяло холодом, бежит за курицей, послышались в роще, отдыхали под деревом, плыли в лодке, сидел у проруби, работает врачом, блестит на зелени.(Самооценка.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Послушайте стихотворение.

То ли тонкий морозный узор,

То ли ветер над полем пшеницы...

Удивляют весь мир до сих пор

Рукодельем своим кружевницы.

Будто слышится пение птиц,

Тихий звон родников потаённых...

Оживает в руках мастериц

То, что каждому сердцу знакомо.

Вологодские кружева...

Над коклюшками пальцы летают,

И узоры, как песни слова,

Нити тонкие выплетают.

Кружева — к узелку узелок —

Нам родные рисуют картины:

Полевой расцветает цветок,

И качает ветвями рябина.

Словно сказка, они хороши!

В них умелой работы прилежность,

Красота нашей русской души,

Терпеливая женская нежность.

Вологодские кружева...

Над коклюшками пальцы летают,

И узоры, как песни слова,

Нити тонкие выплетают.

Л. Юдников

— О ком рассказывает поэт?

— Кого называют кружевницами?

— Что такое кружево? (Декоративные элементы из ткани и ни­ток. Общим признаком всех видов кружева являются отвер­стия разного диаметра между нитками, которые образуют узор. Кружево используется в оформлении одежды: скатер­тей, тюлей, покрывал, белья.)

(Учитель показывает образцы вологодских кружев (можно фотографии).)

— С чем сравнивает узоры вологодских кружев поэт?

— Рассмотрите репродукции картин в «Картинной галерее» учебника. Попробуйте догадаться, какую картину мы будем сегодня описывать.

— Какие знания и умения нам понадобятся?

V. Работа по теме урока

Рассказ ученика о В.А. Тропинине

Василий Андреевич Тропинин — живописец-портретист, ро­дился в селе Карповка Новгородской губернии в семье крепостных.

(Слайд 1 — портрет художника.)

Ещё мальчиком В.А. Тропинин проявил способности к рисо­ванию, однако барин отослал его в Петербург в обучение к кон­дитеру. Там юноша украдкой стал посещать бесплатные классы Академии художеств. Его талант заметили. Тропинин обучался портретному искусству, и на академической выставке его картина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке» была замечена самой императрицей.

(Слайд 2 — репродукция картины.)

Среди работ того времени известны групповой портрет семьи Морковых, портреты украинских крестьян: «Украинская девушка с Подолья», «Мальчик с жалейкой», «Украинец с палкой», «Пряха».

(Слайды 3-7 — репродукции картин.)

Колорит этих работ мягкий, приглушённый — преобладают сероватые, охристые, зелёные тона. Но сходство с реальным пер­сонажем, выразительность, гармоничность образов покорили ценителей живописи во всём мире.

За картины «Кружевница», «Портрет Е.О. Скотникова» и «Нищий старик» В.А. Тропинин утверждён в звании так на­пиваемого назначенного академика (т. е. кандидата в академи­ки). А через год, после написания картины «Портрет медальера К.А. Леберехта», художник стал полноправным академиком.

(Слайды 8—11 — репродукции картин.)

Беседа по картине

- Рассмотрите внимательно картину «Кружевница».

— Какое впечатление она произвела на вас?

(Далее беседа по вопросам и заданиям упр. 247 (с. 130).) Итак, «Кружевница» была новым явлением в искусстве того времени. Впервые в русской живописи появилось произведение, поспевающее человека труда.

Для того чтобы понять картину, необходимо знать, как рабо­тали кружевницы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 263.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...