Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

IV. Самоопределение к деятельности




— Найдите в каждой группе лишнее слово.

1) Гора, пригорок, гореть. (Гореть.)

2) Лето, лётчик, полёт. (Лето.)

3) Кора, корка, покорить. (Покорить.)

Объясните свой выбор. (Эти слова не являются родствен­ными для остальных слов.)

Найдите в первой группе слово с приставкой. Назовите её. (Пригорок.)

Для чего служат приставки? (Для образования новых слов.)

Какое значение имеет в этом слове приставка при? (Около.)

— Найдите во второй группе слово с суффиксом. Назовите суффикс. (Лётчик.)

— Для чего служит эта часть слова? (Для образования новых слов.)

— Какие значения слов образуются при помощи суффик­са -ник? (Это может быть слово, связанное с профессией, например грузчик. А может быть слово с уменьшительно-ла­скательным значением, например стульчик.)

Какие ещё части слова вы знаете? (Окончание.)

Для чего служит эта часть слова? (Для связи слов в предложе­нии и словосочетании.)

Сформулируйте задачи урока. (Повторить роль значимых частей слова, потренироваться в разборе слов по составу, в подборе однокоренных слов.)

V. Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр. 86 (с. 55).

— Прочитайте первую группу слов.

— Назовите слова с приставками. (Согреть, поехали, поездка, наушники.)

— Докажите, что это приставки. Найдите корень в этих словах.

— Прочитайте вторую группу слов.

— Назовите слова, в которых выделенная часть не является суффиксом и входит в состав корня. (Чеснок, веник, майка.)

Назовите однокоренные слова, выделите корни.

— Какое языковое явление мы наблюдаем при образовании однокоренных слов? (Чередование согласных: чеснок чес­ночный, майка маечка, веник — веничек?)

Выполните письменные задания к упражнению.

Упр. 87 (с. 55).

Прочитайте текст.

— Определите его тему. (Животные и их детёныши.)

— Какова главная мысль текста? (Тетёрка заботливая мама.)

— Сколько частей можно выделить в этом тексте? (Три.)

— Прочитайте первую часть. Определите главную мысль. (Те­тёрка с птенцами вышла на прогулку.)

— Прочитайте вторую часть. Определите главную мысль. (Те­теревята разбежались по поляне.)

— Прочитайте третью часть. Определите главную мысль. (Мама следит за птенцами.)

Придумайте заглавие к каждой части.

— Объясните написание слов с пропущенными буквами.

(Свободный диктант. Учитель читает текст по частям, уча­щиеся записывают каждую часть по памяти. Самопроверка, са­мооценка.)

- Выделите в глаголах приставки.

- Подберите слова к первой схеме. (Курочка, тетёрка, тете­ревята и т. д.)

- Подберите слова ко второй схеме. (Пёстрая, поляна, куча и т. д.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Тестовая работа

1. Выберите ответ, в котором верно указаны все признаки род­ственных слов.

1) близки по смыслу и отвечают на один и тот же вопрос

2) имеют общую часть и отвечают на один и тот же вопрос

3) отвечают на один и тот же вопрос

4) имеют общую часть и близки по смыслу

2. Корень - это:

1) часть слова, стоящая в начале слова

2) общая часть родственных слов

3) часть слова, стоящая перед окончанием

4) часть слова, служащая для образования новых слов

3. Изменяемая часть слова - это:

1) корень                              3) приставка

2) окончание                          4) суффикс

4. Для связи слов в предложении служит:

1) корень                              3) приставка

2) окончание                          4) суффикс

5. Укажите состав слова полянка.

1) приставка - корень - суффикс - окончание

2) корень — окончание

3) корень суффикс окончание

4) приставка — корень — окончание

6. Выпишите из стихотворения однокоренные слова и выде­лите в них корень.

Шёл прогульщик на прогулку,

Шёл и песенку свистел.

Захотел он шоколадку,

Пососал бы леденцов...

Но прогуливал буфетчик,

И не видно продавцов.

(Взаимопроверка, самооценка.)

VIII. Рефлексия

- Разберите слова по составу. Воспользуйтесь памяткой на с. 148 учебника.

Вариант 1

Бессердечный, дубок, подъезд, лень.

Вариант 2

Позолота, розовый, указка, поход.

(Коллективная проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Из каких значимых частей состоят слова?

— Какие части слова служат для образования новых слов?

— В какой части слова заключён смысл слова?

— Как разобрать слово по составу?

Домашнее задание

Упр. 88 (с. 56).

 

_________________________

Тема:  Правописание гласных и согласных в корне слова

Цель:развивать умение проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; моделирование; анализ, сравнение, классификация объек­тов по выделенным признакам; к. - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматически­ми и синтаксическими нормами родного языка; р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с за­данным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения мате­риала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Какие слова вы подобрали к схемам? (Разбор любых четырёх слов по составу на доске.)

III. Актуализация знаний

— Запишите словосочетания и предложения. Подчеркните в корнях буквы безударных гласных и парных согласных.

1) Ходить гоголем, ходячий больной, дать задний ход, ходить ходу­ном, ходить на ходулях, ход конём, запасный выход, выходцы из России.

2) К нему в гости я больше не ходок.

3) Ходовой товар легко продать.

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте слова.

поздний              опоздать             поездка

солнце                зелёный             вылез

честный              бежать               пробежка

— По какому принципу их разделили на три группы? (Слова с непроизносимыми согласными в корне, слова с проверяемыми безударными гласными в корне, слова с парными согласными в корне.)

— Найдите среди слов однокоренные слова.

— Назовите сначала проверочное слово, затем проверяемое для непроизносимого согласного звука. (Опоздать — поздний.)

— Назовите сначала проверочное слово, затем проверяемое для парного согласного звука. (Бежать — пробежка.)

— Назовите сначала проверочное слово, затем проверяемое для безударного гласного звука. (Поздний — опоздать, про­бежка — бежать.)

Что вы заметили? Как пишутся гласные и согласные звуки в корнях слов? (Они пишутся одинаково в проверяемых и про­верочных словах.)

— Что объединяет все слова? (Это слова с корневыми орфограм­мами)

Сформулируйте задачи урока. (Повторить орфограммы кор­ня, способы проверки слов с орфограммами в корне.)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 414.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...