Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Результаты исследования и их обсуждение.




Введение.

Источники получения исторической информации в краеведении достаточно многочисленны. Это литература, Интернет, устные свидетельства и воспоминания людей, личные и государственные архивы. Наряду с этим значительно расширить объём краеведческих знаний помогает нам и такая вспомогательная историческая дисциплина, как вещеведение (реалогия). Старинные предметы могут рассказать очень многое, если их изучать внимательно. Именно на это направлена работа археологов, музееведов, палеографов и других специалистов.

Занимаясь в краеведческом объединении Дома детского творчества, в предыдущие два года в своих учебных исследованиях я работала со старыми предметами – это книга из домашней библиотеки и иконы XIX века из нашего приходского храма. Результаты тех исследований показали мне интересный путь извлечения и углубления краеведческих знаний. Кроме того, полученная краеведческая информация была связана с общей историей нашего Отечества. Поэтому я решила продолжить изучать старинные вещи, сохранившиеся в нашем городе.

Я думаю, что при внимательном отношении к деталям, любой старый предмет может выдать нам определённое количество исторической, этнографической и технологической информации, особенно, если он побывал в руках многих людей. Конечно же, количество информации, полученной при изучении различных вещей, будет не всегда одинаковым. Поэтому мне, как начинающему вещеведу, особенно интересно было найти предмет со следами, оставленными на нём бывшими хозяевами. Таким предметом чаще всего бывает книга. Отсутствие бумаги в домах небогатых людей нередко становилось причиной возникновения записей на полях книг.

В нашем городе старые книги в большом количестве сохранились в церковной библиотеке. Мне разрешили там поработать. Осмотрев все дореволюционные издания, я выбрала книгу с наибольшим количеством пометок на полях. Этот предмет и стал объектом моего исследования.

Итак, цель моего исследования – посредством изучения предмета получить разностороннюю информацию, связанную с историей нашего края и подтверждающую известные исторические факты.

Задачи моей работы:

· Исследовать старинную книгу из церковной библиотеки

· Сделать выводы о её бывших хозяевах, о жизни и быте этих людей, по возможности, узнать что-то новое о нашем крае.

· Найти взаимосвязь местной, краевой информации с общей историей России.

Исследование проходило в библиотеке собора Рождества Пресвятой Богородицы и дома в течение двух месяцев. Перед началом работы я попыталась найти в Интернете литературу, содержащую рекомендации по методике исследования старинных вещей. Таких книг оказалось не много. Одна из них – «Введение в вещеведение: Естественнонаучный подход к изучению древних вещей», автора: Щаповой Ю.Л. [9]. Книга предназначена для археологов и музейных работников. Её автор описывает историю введения в научный оборот типологического метода изучения древних вещей, доказывает его недостаточность и предлагает альтернативную методику описания и исследования предметов – вещеведение. Так же я изучила статью А.Н. Балаш, доцента кафедры музеологии и культурного наследия СПб ГУКИ «Вещеведение как междисциплинарная проблема музеологического образования» [1]. Благодаря этим источникам, я получила представление о научном подходе к исследованию вещей и определила для себя круг научных терминов, используемых в подобных исследованиях. А именно:

Вещь -  отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. Определённость вещи задаётся её структурными, функциональными, качествами и количественными характеристиками.

Вещеведение. В археологии и музееведении название отрасли, занятой первыми этапами изучения археологического материала (вещей) и вещественных музейных экспонатов (учет, классификация, типология, систематика, описание).

Материальная культура - включает в себя разнообразные по типам и формам «артефакты», где природный материал и объект превращается в вещественный, т.е. в предмет, созданный творческой деятельностью человека.

Артефакт – в культурологии — какой-либо искусственно созданный носитель социально-культурной информации, жизненно-смысловых значений, средство коммуникации; предмет культуры в трёх основных сферах её бытия: культура материальная, духовная, человеческих отношений.

Методика исследования.

В своём исследовании я старалась придерживаться методики, рекомендованной в вещеведении для описания музейных предметов. В частности, алгоритмом для описания артефактов, рекомендованным в книге Ю.Л. Щаповой «Введение в вещеведение» [9] в полной мере я воспользоваться не смогла, т.к. для этого нужны специальные профессиональные знания по археологии и музееведению, но выяснила, что предмет моего исследования (книга) относится к группе архитипов М8 (изделия) и в рамках этой группы – к морфологическому типу Х4 (изделия информации и связи, носители информации).

Методические рекомендации по научному описанию редкой книги, предложенные Н.А. Макаровой, ведущим специалистом красноярского краевого краеведческого музея [7], помогли мне выполнить моё исследование в том объёме, который соответствует моим знаниям и жизненному опыту.

Для сбора, анализа и систематизации визуальной информации мною было выполнено сканирование форзацев изучаемой книги и фотографирование записей на её полях в основном блоке листов.

Результаты исследования и их обсуждение.

Итак, предметом моего изучения является старинная церковная книга (см. приложение 1). Размер в трёх измерениях - 85 х 220 х 340 мм. Обложка кожаная тёмно-коричневая, кожаный корешок утрачен. Имеются две кожаные застёжки с металлическими наконечниками в форме листиков растения. Застёгиваются на металлические штырьки, вделанные в торец обложки. Обрезы книжного блока темно-коричневого цвета. Бумага в блоке светло-жёлтого цвета, плотная, структура неоднородная.

Титульный лист утрачен. На первой из имеющихся страниц – текст о правящей императорской семье. На обороте первого листа – продолжение текста с перечислением великих князей и княжон, наименование книги – Псалтирь и дата и место напечатания. Дата и нумерация страниц – в церковно-славянском формате, т.е. буквенные.

С помощью консультанта Юрия Самуиловича Терентьева [1] мне удалось установить следующее: книга, так называемая «Cледованная псалтирь» (или Псалтирь с восследованием), 1797 года, напечатана в Москве, в синодальной типографии, при Императоре Павле I. Богослужебная книга, состоящая из собственно Псалтири, Часослова и разделов, куда входят песнопения и молитвословия. Глава 22 (КВ)"Месяцеслов всего лета"по сути  - церковный календарь. Месяцеслов в составе СП или как приложение к книгам Св.Писания был, по сути дела, единственной формой общедоступного церковного календаря до того, как он приобрел ныне известный нам вид (что произошло сравнительно недавно, уже в послереволюционные времена).

После консультации со специалистом, я начала исследование пометок на форзацах и полях книги, а именно:

· Выявила все информационные надписи (их количество)

· Систематизировала их

· Попыталась связать информацию надписей с историей края и историей страны (см. таблицу  – приложение 2)

Всего мною было обнаружено 52 надписи – 40 из них на форзацах книги и 14 – на полях (приложение 3,4). Условно я разбила надписи на 4 типа – «В» - владельческий (о владельце книги), «Р» - родословный (сведения о семейной истории), «Ф» - фенологический (наблюдения за явлениями природы), «И» - исторический (сведения о событиях местной или общей российской истории). Количество надписей в каждой группе: тип «В» - 3; тип «Р» - 32; тип «Ф» - 11 и тип «И» - 6.

Хронологический период надписей – 1806 – 1888 гг. Самая ранняя надпись относится к типу «В» и повествует следующее: «1806-го года Января 18 дня сия книга презентована любезному моему дяди царскосельскому псаломщику Семёну Никитичу племянником его Яковом Сидоровым сыном Петровым в знак ево добросердечия и любви». Стиль и содержание текста позволяют предположить, что даритель имел начальное или среднее образование (сложная фраза, но имеются грамматические ошибки) и некоторый достаток. В начале XIX века книга в России являлась предметом роскоши. Да и читателей среди крестьян и мещан было очень мало по причине неграмотности населения. Системного статистического учета в это время ещё не велось, но историки предполагают, что в 1820—1830-х годах грамотными в стране были порядка 5% населения [10]. Псаломщик, относящийся к духовному сословию, должен был быть грамотным человеком, т.к. основная его обязанность – чтение священных книг во время богослужений. Племянник псаломщика, который «презентует» книгу, вероятно был из того же сословия. Образование в начале XIX века мог получить в духовном или народном училище, либо на дому.

Наша книга была издана в 1797 году в Московской синодальной типографии, и могла быть приобретена в книжной лавке при типографии (Москва, Никольская улица) [2], но могла быть куплена и в наших краях, т.к. первый владелец – царскосельский житель. К началу XIX века на Невском проспекте располагались 22 книжные лавки и магазина [2].

Проанализируем каждую группу надписей. Группа «В» даёт нам возможность убедиться, что в течение XIX века у книги было несколько хозяев. Причины смены владельца – дарение, продажа. В 1830 году появляется надпись о том, что псалтирь куплена у Никифора Фёдорова, кем же куплена, неизвестно. И третья надпись типа «В» без даты, но называет владельца книги Ивана Ивановича Окольнишникова. Можно предположить, что кто-то из его предков купил книгу в 1830 году, т.к. с 1832 по 1888 гг было сделано множество записей типа «Р», свидетельствующих о событиях в семейном сообществе Окольнишниковых – Беспаловых.

    Вторая группа надписей типа «Р» самая большая – 32 из 52-х - более 60 %. Т.е. из всех событий, записанных для памяти на полях псалтири, событиям семейным придавалось наибольшее значение. Основная тема таких записей – рождения – крещения детей и смерти родственников или близких. Имеется две записи о браке, шесть записей об армейской службе и одна запись о посадке дерева. Фамилии, фигурирующие в записях – Окольнишниковы, Беспаловы, Гурылёвы, Барсуков. Предположительно, Окольнишниковы, Гурылёвы и Беспаловы были родственниками, потому что называются на протяжении многих десятилетий вперемешку. Барсуков назван один раз, он мог быть не близкими родственником или покровителем.

Чтобы подтвердить свои предположения относительно родственных связей и уточнить написание некоторых фамилий, я обратилась к метрическим книгам Новоладожских церквей [3]. Часть событий, записанных на полях книги, подтвердились метрическими записями, и некоторые метрические записи уточнили или дополнили исходную информацию. Например, запись «Преставился батюшко сего числа по полудни 12 часу 1832 года» была дополнена именем умершего. В метрической книге новоладожской Климентовской церкви за 1832 год [12] нашлась запись от 12 мая о смерти новоладожского мещанина Ивана Автономова (Автономовича) Окольнишникова в возрасте 65 лет от чахотки. Интересно, что запись о смерти не содержит в себе ни числа, ни месяца, но была сделана на полях «Месяцеслова». Месторасположение записи – напротив упоминания Святителя Германа Патриарха Константинопольского, память которого в православной церкви по старому календарю праздновалась 12 мая. Таким образом, можно предположить, что именно Иван Автономович Окольнишников купил псалтирь в 1830 году, а через два года, после его смерти книга перешла к сыну Ивану Ивановичу Окольнишникову, о чём и сообщалось в одной из владельческих записей. Смерть Ивана Ивановича в 1849 году зафиксирована в псалтири дважды - на переднем форзаце и на заднем и подтвердилась метрической книгой Климентовской церкви за 1849 год [13]– Иван Иванович умер от лихорадки в возрасте 57 лет. Далее записи велись сыновьями и внуками.

Часть записей типа «Р» касаются армейской службы. Одна из них сделана от первого лица: «Родился я в 1758 году в службу поступил - 1791 в отставку вышел – 1811 году». Интересно то, что указанные даты службы говорят нам о рекрутском наборе и сроке службы на рубеже 17-18 вв – 20 лет, а возраст поступления на службу подтверждает исторический факт, что до Крымской войны (1853—1856 гг.) призывной возраст для рекрутов был от 20 до 35 лет [3]. Ещё одна запись на тему службы «1854 года Егор Беспалов здан в службу – 13 марта был в отпуске прожил 2 года – 3 месяца пошёл на службу 1860 года января 23 дня» говорит о том, что солдаты могли отпускаться в длительный  отпуск, если не было никаких военных действий. В данном случае дата начала службы Егора Беспалова приходится на Крымскую войну, потом был в отпуске, и прожив дома более 2-х лет вновь ушёл в армию в 1860 году. Т.е. предположительно был отпущен в отпуск после окончания военных действий, в 1857 году. Ещё одна запись о службе Егора: «1868 год октября 25 дня уволен брат Егор 6-го ноября Безпалов» указывает на срок службы – 14 лет. Мы видим, что в 60-е годы срок рекрутской службы намного сократился (по сравнению с началом века) [4].

В записях о рождениях и смертях обращают на себя внимание педантичность по отношению ко времени суток. В них обязательно указывается час события. Некоторые записи подчёркивают религиозность автора: «Бог дал дочь Марию», «Умерла бабушка … на Собор Пресвятой Богородицы».

Третья группа надписей типа «Ф» очень интересна не только для краеведов, но может быть использована для истории метеорологии. Фенологические наблюдения в России стали вестись систематически, с привлечением добровольцев, с 1885 года 19 века [6]. А на полях нашей псалтири мы имеем уникальные записи 60-70-х годов, отражающих даты замерзания реки Волхов. Таких записей – 9. Одна запись – об открытии реки. Эта тема была под пристальным вниманием владельцев книги, вероятно потому, что имела жизненно-важное значение для благополучия семьи. Историческая особенность Новой Ладоги заключалась в том, что большая часть торговли города шла водным путём, и состояние рек и каналов всецело определяло грузооборот, а значит и доходы жителей. Со времён постройки Ладожского обводного канала, предприимчивые ладожане богатели на торговле, перекупке товаров, конной промышленности (конной тяге), т.к. водный путь по реке Волхов и ладожскому каналу до 1904 [4] года был самой напряжённой транспортной магистралью, доставляющей грузы в Санкт-Петербург. Из записей типа «Ф» видно, что самый теплый осенний период в 60-70 года пришелся на 1878 год, когда река Волхов покрылась льдом только к Рождеству – 25 декабря. А самая холодная осень пришлась на 1875 год, когда река закрылась уже 15 октября. Одна запись из группы «Ф» отличается от других. Она сделана гораздо раньше, в 1806 году, вероятно владельцем книги царскосельским псаломщиком, и повествует о том, что 17 июля 1806 года «был град в Санкт-Петербурге почти во грецкий орех».

    Четвёртая группа надписей, типа «И», представляет самый большой интерес для краеведения. Их не много, всего 6, но каждая отражает часть истории – местной или общей российской. В хронологическом порядке: первая запись - «1861 года июнь июль был на лошадей падёшь гонки и разные суда тянули народом по канавы» свидетельствует о тяжких временах для жителей Новой Ладоги, когда из-за эпизотий сибирской язвы в 60-е годы часто прекращалось движение по Тихвинской и Мариинской водным системам [5]. В данном случае мы имеем историческое подтверждение, что люди вынуждены были впрягаться в лямки вместо лошадей и тянуть грузы до Санкт-Петербурга, а это более 100 км.

Следующая, совсем короткая запись, в которой не указан год, а только число «4 апреля память Комисарову» - на первый взгляд наводит на мысль о дне памяти какого-либо родственника. Но т.к. фамилия Комиссаров ни разу не встретилась мне в метрических книгах, я набрала дату и фамилию в поиске в Интернете, и была удивлена, что оказывается именно 4 апреля Осип Комиссаров, шляпных дел мастер, спас жизнь Императора Александра II во время первого покушения на него в 1866 году в Санкт-Петербурге. Это известный исторический факт, но что же означает запись на полях? Вероятно, всем россиянам предписывалось поминать 4 апреля царского спасителя в благодарственных молитвах.

Всего на царя Александра II было совершено 7 покушений. Их пытались осуществить революционно настроенные молодые люди из интеллигенции. В народе же царя очень любили за отмену крепостного права. Простые люди очень переживали каждую новую попытку преступников расправиться с царём. Подтверждением этого является ещё одна запись на полях псалтири – «Покушено на государя 2 дня». Запись без даты, но сделана в «Месяцеслове» на апрельской странице напротив молитвы преподобному Титу Чудотворцу, память которого церковью празднуется 2 апреля. Эта дата совпадает с третьим покушением на Императора – 2 апреля 1879 года.

Одна из записей «И» посвящена взятию Плевны. Это эпизод Русско-турецкой войны. Осада Плевны длилась несколько месяцев, и после успешного завершения, видимо, имела большой эмоциональный отклик у русского народа. В нашей книге надпись про Плевну сделана ярко-красным карандашом.

Самая загадочной для меня надписью стала эта – «1879 года ноября 24 дня с 30 ноября на 1 декабря ночью делали пролом и возили коров на лотках». Я предположила, что для того, чтобы возить куда-то коров на лодках, да ещё ломать для этого лёд на реке (или канале), нужна была очень веская причина. Это могла быть, например, вакцинация животных от инфекций. И просмотрев литературу в Интернете по истории ветеринарии, я нашла удивительный факт из истории нашего города, о котором нет упоминаний в краеведческой литературе. Оказывается, первые опыты вакцинации скота на государственном уровне были проведены именно в Новой Ладоге – в 1883 году. И это понятно, потому что Новая Ладога – центр уезда, по территории которого проходил крупнейший транспортный путь в столицу, и движение по нему осуществлялось с помощью лошадей. Были привиты лошади, коровы и овцы [5]. Но, к сожалению, дата этого события не совпадает с датой, указанной в псалтире. Вероятно, в 1879 году была какая-то другая причина возить коров на лодках. Возможно, их вывозили с дальних пастбищ, потому что оставлять скот на морозе было опасно, а мост, например, был повреждён. Каким бы простым ни было решение загадки этой записи, положительный момент размышлений над ней я вынесла в открытии нового исторического факта.

Последняя запись, заслуживающая особого внимания такая – «1874 год октября 18 дня помер в Париже генерал Филосопов и хоронить был привезён на исат 16 числа ноября Алексей Ларионыч». Это удивительная запись простого обывателя, рассказывает в точности о конце жизни знаменитого русского дворянина Алексея Илларионовича Философова, генерала, воспитателя младших сыновей Николая I [3]. Он был новоладожским помещиком – родовое имение Философовых Загвоздье находилось недалеко от села Иссад. Генерал, действительно, умер в Париже, и по завещанию, его тело привезли на родину [8]. В метрической книге посольской церкви в Париже за 1874 год есть запись о смерти 18 октября генерала от артиллерии, генерала-адьютанта Алексея Илларионовича Философова в возрасте 74 лет «от удара». В графе «Где погребён» записано «Тело до отправления в Россию временно поставлено в церковном склепе» [14].

Выводы.

Итак, закончилось моё исследование.

Выводы по его результатам оказались таковы.

Являясь артефактом материальной культуры, описанная выше старинная псалтирь содержит в себе массу краеведческой информации о жизни и быте людей XIX века, это:

а) книга последовательно принадлежала нескольким жителям Санкт-Петербургской губернии;

б) семьи, в которых находилась книга, не принадлежали к привилегированным сословиям, это были церковнослужители и мещане;

в) книга передавалась по наследству и являлась своеобразной семейной летописью; на её полях и форзацах отразились события, имеющие наибольшее значение в жизни хозяев, или вызвавшие сильный эмоциональный отклик;

д) хозяева книги уважительно относились к семейному родству, были глубоко религиозными людьми, преданно любили царя и Отечество;

е) основой благополучия семьи последних хозяев, предположительно, могла быть новоладожская торговля;

ж) в записях на полях книги отразились особенности жизни новоладожского уезда в XIX веке; а также некоторые исторические события государственной важности.

Заключение.

Изданная 220 лет назад церковнослужебная книга, сохранившаяся в библиотеке собора Рождества Пресвятой Богородица в городе Новая Ладога,  поведала мне много интересного о истории России и Приладожья в XIX веке.

Следующим этапом исследования может стать работа по выявлению исторической информации из других старинных книг в этой же библиотеке. Перспективы для этого есть. Храм располагает несколькими десятками дореволюционных изданий, многие из них до сих пор используются псаломщиками по прямому назначению.

Практическая польза моего исследования заключается в возможности с помощью его презентации или публикации пробудить интерес школьников к исследованию артефактов, тем самым привлечь к изучению истории края.

 

 

Источники и литература

1. Балаш А.Н. Вещеведение как междисциплинарная проблема музеологического образования. Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2014. № 11 (89). C. 32-35.

2. Баренбаум, Иосиф Евсеевич. Книжный Петербург: Три века истории: Очерки изд. дела и кн. торговли / И.Е. Баренбаум. - СПб. : КультИнформПресс, 2003 (Акад. тип. Наука РАН)

3. Брокгауз Ф. А . Энциклопедический словарь / под ред. проф. И. Е. Андреевского. - Санкт-Петербург.1902, Т. 35-А. С. 851

4. Иванов Ф.Н. История рекрутской повинности в России (1699 – 1874 гг.) : учебное пособие по дисциплине «История вооруженных сил России» / Ф.Н. Иванов. – М.: Изд-во «Перо», 2017. С. 18

5. История ветеринарной медицины. Лекции. ГБОУ ВПО «Чеченский Госуниверситет». Агротехнический институт. Кафедра «ветеринарии». Грозный. 2014. Лекция 12 «Борьба с эпизотиями в России второй половины XIX века».

6. Крюкова К.А. Данченко А. М. Фенологические наблюдения в России: краткая история развития: Вестник Томского государственного университета. 2013. № 377. С. 192-195

7. Макарова Н.А. Научное описание редкой книги. Научно-фондовая работа в музее. Методическое пособие. Красноярск, 2002

8. Михайлова А.Н. Лермонтов и его родня по документам архива А.И. Философова. — М.: Изд-во АН СССР, Кн. 2. — 1948. С.685

9. Щапова Ю.Л. Введение в вещеведение: естественнонаучный подход к изучению древних вещей. М.: Изд. МГГУ, 2000. 144 с.

10.  https://gorky.media/context/primenitelno-k-xix-veku-nelzya-govorit-o-chitatelyah-voobshhe/

11.  http://maxbooks.ru/mosbook/mbooks22.htm

12.  ЦГИА СПб.Ф.19.Оп.124.Д.180.Л.37

13.   ЦГИА СПб.Ф.19.Оп.124.Д.187.Л.116

14.  ЦГИА СПб.Ф.19. Оп.123.Д.30.Л. 37об.,38

 

 

Приложение 1

    

  

 

 

Приложение 2

Типы надписей, выявленных на книге Псалтирь 1797 года

Условный тип, количество Место размещения Дата (даты) Текст Историческая составляющая

Владельческий

«В»

 

3

Форзац – 1   1806, 18 января 1806-го года Января 18 дня сия книга презентована любезному моему дяди царскосельскому псаломщику Семёну Никитичу племянником его Яковом Сидоровым сыном Петровым в знак ево добросердечия и любви  
Форзац 3 1830, 14 августа 1830 года августа 14 числа куплена псалтирь следованная у Никифора Фёдорова три чк пятого …..  
Форзац 2   Сия из книг принадлежит ладожскому мещанину Ивану Иванову Окольнишникову  

Родословный

«Р»

 

32

Форзац 4 1758, 1791, 1811 Родился я в 1758 году в службу поступил - 1791 в отставку вышел – 1811 году Призывной возраст для рекрутов был достаточно неопределённым. До Крымской войны сохранялись пределы от 20 до 35 лет.
Форзац - 1 1806, 15 июля 1806-го года июля 15-го дня в 9-ть часов и три четверти по полудни родилась дочь Мария  
Форзац - 1 1809, 4 августа 1809 года августа 4 дня в 12 часов родилась Наталья дочь  
Форзац - 1 1811, 20 апреля 1811 года апреля 20-го дня родился сын Михаил (?) пополуночи в 12-м часу  
Форзац - 1 1814, 18 октября 1814 года октября 18 дня помер …  
  1813, 18-25 числа (месяц?) В 1813 году … 18-го числа родил (ся, ась - ?) … пополуночи .. в 12-ть часов … сего же …месяца 25-го день ангела  
Форзац - 1 1816, 2 мая 1816 года мая (?) 2 дня родился сын Михаил в 11 часу по полуночи  
Поля 1832 Преставился батюшко сего числа по полудни 12 часу 1832 года ЦГИА СПб ф.19оп.124.д.180.стр37
Поля 1841 Родился сын Егор 1841 года марта 26 числа тогоже дни назначено имя Егор родился  
Форзац 3 1844, 27 февраля 1844 года февраля 27 пополудни девять часов вечера родился сын Василий назначено имя апреля 12 число Василия епископа Парисково (вероятно Парийского) Васи́лий Пари́йский (греч. Βασίλειος Παρίου; † 1-я треть IX века) —епископ города Пария, сторонник иконопочитания, пострадавший в иконоборческие гонения в Византийской империи. Почитается Православной церковью в лике святых исповедников, память совершается 12 (25) апреля.   ЦГИА СПБ. Ф.19.оп.111.д.564.стр.66
Поля 1844, 30 сентября 1882, 13 октября 1844 года родился сын Михаил сентября 30 числа Помер брат Михаил 13 октября 1882 года
Поля 1845, 15 сентября 1845 года родился сын Иван сентября 15 числа
Форзац 2 1849, 10 августа 1849-го года августа 10-го числа в 6-м часу пополудни Иван Иванович помре = ЦГИА СПб ф.19.оп.124.д.187.стр.116
Форзац 4 1849, 10 августа 1849 года августа 10-го числа в 6 часу по полудни помер Иван Иванов Окольнишников ЦГИА СПб ф.19.оп.124.д.187.стр.116
Форзац 4 1852, 27 марта 1852 года Иван Беспалов помре марта 27 дня
Форзац - 2 1854, 13 марта 1860, 23 января 1854 года Егор Беспалов здан в службу – 13 марта был в отпуске прожил 2 года – 3 месяца пошёл на службу 1860 года января 23 дня Рекрутская повинность — способ комплектования вооружённых сил Российской империи (Русской императорской армии и флота) до 1874 года. Рекрутская повинность введена в России Петром I в 1705 году.
Поля 1862 1862 года померла Ирина Ивановна 3 часа
Форзац 4 1863, 30 декабря 1863 года 30 – на 31 число декабря в 10 часов вечера Анна Ивановна помре = Гурылёва
Форзац 4 1866, 21 января 1871, 1 марта – 1 апреля 10 декабря – 10 января 1866 года поступил на службу января 21 дня Василий Иванов Окольнишников 1871 года был в отпуску 1 марта по 1 апреля прибыл в отпуск на один месяц 10 декабря по 10 января
Форзац 3 1867, 17 марта 1867 года марта 17 дня помре дядя Василей
Форзац 2 1868, 6 июня 1868 года июня 6 дня (числа) я посадил дерево тополь в полисаднике полисаднике  
Форзац 3 1868, 6 ноября 1868 год октября 25 дня уволен брат Егор 6-го ноября Безпалов Срок службы в рекрутах сокращён реформами Александра II
Форзац 4 1871, 5 марта – 1 апреля Окольнишников был 2-й раз в отпуску с 5 марта по 1 апреля 1871 года  
Форзац - 2 1871, 1 ноября 1871 года ноября 1 числа был брак Ивана Окольнишникова  
Поля 1874, 4 апреля, 12 апреля 1874 года 4-го апреля 3 часа пополудни родился сын Василий крестился 12 апреля в День своего Ангела в Сумском у И.И.О. ЦГИА СПб. Ф.19.оп.124.д.227.стр.219
Поля 1877, 23 января 1877 года января 23 числа вступил в законный брак Михаил Иванов Окольнишников с девицею Натальей Егоровной Жышковой (Рыжковой?) ЦГИА СПб.ф.19.оп.125.д.246.стр.508 ЦГИА СПб.ф.19.оп.125.д.251.стр.82
Поля 1877, 25 марта 1877 года 25 марта 4 часа вечера померла сестра Анна Петровна Окольнишникова  
Поля 1878 1878 год 10 часов утра дал Бог дочь Марию ЦГИА СПб.ф.19.оп.125.д.251.стр.82 (24-28 января)
Форзац 4 1880, 2 марта 1880 года 2 марта 2 часа дня помер Гурылёв  
Поля 1880, 2 марта 2 мартя 1880 года 2 часа пополудни помер М.А. Гурылёв  
Поля 1888, 26 декабря Умерла бабушка Елена Ивановна Окольнишникова 1888 года декабря 26 дня в 9 часов вечера на Собор Пресвятой Богородицы  
Поля   1879 (81 - ?) года 17 на 18 по полуночи 2 часа Бог дал дочь Елизавету именины 22 октября и крестили 22  
  Форзац - 2 3 марта Марта 3 числа преставился Тит Лазарич Барсуков  

Фенологический

«Ф»

 

11

Форзац - 1  1806, 17 июля Сего месяца 17 дня был град в Санкт-Петербурге почти во грецкий орех.  
Форзац 4 1860, 12 декабря 1860 года декабря 12 дня стала река Волхов Вследствие малых скоростей течения воды почти на всем протяжении реки условия замерзания Волхова приближаются к озерным или точнее - лиманным. Замерзание происходит равномерно по всему протяжению реки. Замерзает Волхов в среднем в середине ноября, вскрывается в конце второй декады апреля
Форзац 2 1863, 26 ноября, 2 декабря 1863 года ноября 26 на Егория Волхово было поло закрылось Волхов декабря 2 дня  
Форзац 3 1863, 4 декабря 1863 года стало река Волхов на Варваров день Варварин день — день в народном календаре у славян, приходящийся на 4 (17) декабря.
Форзац 3 1865, 22 ноября 1865 года стала река Волхов 22 числа ноября =
Форзац 4 1870, 19 ноября 1870 года 19 ноября стала река Волхов
Форзац 2 1875, 15 октября Река Волхов закрыло 15 октября 1875 года  
Форзац 4 1877, 30 ноября 1877 года ноября 30 числа стала река Волхов на 1 д (день?)  
Форзац 4 1878, 29 марта 1878 года марта 29 дня открылась река Волхов  
Поля 1878 число не указано, но надпись нанесена напротив упоминания в тексте Рождества Христова, т.е. 25 декабря по ст. ст. Стала река Волхов (25-?) 25 декабря
Форзац 3 1879, 2 ноября 1879 года ноября 2 дня стала река Волхов Изменение климата обнаруживают и явления в бассейне р. Волхова за период в 140 лет. Эпоха 1881—1920 гг. дает для моментов первых подвижек льда Волхова сроки, на 3—5 дней более ранние, чем период 1859— 1878 г. Далее оказалось, что, когда в годы ранних вскрытий в период 1881—1920 гг. весь Волхов был уже совершенно чист от льда, — в период 1783—1830 гг. был еще прочный ледостав и самое раннее движение льда не случалось скорее, чем через 13—18 дней после этого. В общем, в конце XIX и начале XX века весенние явления в районе р. Волхова наступали гораздо раньше, чем в первые три четверти XIX и в конце XVIII века; очевидно, рассмотренные эпохи относятся к различным климатическим периодам Источник: http://www.activestudy.info/izmenyaetsya-li-nash-klimat/ © Зооинженерный факультет МСХА

Исторический

«И»

 

6

Форзац - 1 1861, июнь-июль 1861 года июнь июль был на лошадей падёшь гонки и разные суда тянули народом по канавы Большие опустошения причиняла сибирская язва в Европейской части России. Так, за 1864 г. по неполным данным, погибло от сибирской язвы более 90 тыс. животных и 667 человек. Значительный ущерб приносила сибирская язва лошадям, которых использовали в Тихвинской и Мариинской водных системах; в 60-е годы трупы павших лошадей сотнями валялись по берегам рек и озер, прекратилось тягловое передвижение судов
Форзац 4 4 апреля 4 апреля память Комисарову Запись сделана не ранее 1866 года, когда было совершено первое покушение на царя Александра II
Форзац 2 1877, 28 число 77 г. 28 чи взято Плевна Осада Плевны (Плевена) — эпизод Русско-турецкой войны 1877—1878 гг., военная операция русско-румынских войск против укрепившихся в городе Плевне турецких войск Османа-паши. Упорная оборона турецких войск задержала продвижение русской армии и позволила османскому правительству укрепить Стамбул и Адрианополь, однако из-за неумелых действий высшего турецкого командования, гарнизон Плевны был принуждён к капитуляции. Осада Плевны - 8 (20) июля 28 ноября (10 декабря) 1877года
Форзац 2   1879 года ноября 24 дня с 30 ноября на 1 декабря ночью делали пролом и возили коров на лотках В 1883 г. в г. Новая Ладога были проведены опыты вакцинации животных. Комиссия Медицинского департамента Министерства внутренних дел высказалась отрицательно в отношении прививок лошадям и овцам, но дала положительную оценку результатам прививок крупного рогатого скота.
Форзац 4 1874, 18 октября, 16 ноября 1874 год октября 18 дня помер в Париже генерал Филосопов (Философов) и хоронить был привезён на исат (на Иссад) 16 числа ноября Алексей Ларионыч Алексей Илларионович Философов (26 января 1800[1] — 18 октября 1874) — русский военный, генерал-адъютант, генерал от артиллерии из рода Философовых. Известен главным образом как воспитатель младших сыновей Николая I. Скончался в Париже «от удара», тело его было привезено в Россию и похоронено в родовом имении — селе Загвоздье. ЦГИА Санкт-Петербурга. — Ф. 19. — Оп. 123. — Д. 30. — Л. 37 об., 38
  Поля Надпись без даты но сделана в «Месяцеслове» напротив упоминания о Св. Тите Чудотворце, память которому празднуют 2 апреля (ст. ст.) Покушено на государя 2 дня 3-е покушение на Императора Александра – II совершено 2 апреля 1879 года.

 

Приложение 3

 

 

Приложение 4

 


[1] Терентьев Юрий Самуилович – специалист по церковно-славянской литературе, переводчик с греческого языка, редактор издательства при Спасском Братстве, г. Москва

[2] «Первый Печатный двор в России был основан около 1553 г. В Москве для того, чтобы проверить все писанные от руки церковные книги, в которые прокралось много ошибок, искажений, и заменить их печатными. В 1721 г. печатный двор вместе с другими типографиями был передан Синоду, а в 1727 г. к Московскому печатному двору были присоединены все петербургские типографии, кроме типографии при Сенате, которая должна была печатать указы правительства, и типографии Академии наук. Сделано это было для того, чтобы церковные книги печатались в одном месте. Первый печатный двор, переименованный в Синодальную типографию, находился на Никольской ул. вместе с книжной лавкой. Синодальная типография была одной из самых больших в России, она практически полностью удовлетворяла спрос на богословскую и богослужебную литературу. Потребность в изданиях Синодальной типографии в первой половине XIX в. оставалась высокой прежде всего среди низших и средних слоев населения. Именно по книгам, вышедшим из Синодальной типографии, учились дети в церковноприходских школах, духовных академиях, семинариях. Распространена была церковная литература и среди купечества» [11]

 

[3] На сайте «Архивы Санкт-Петербурга»

[4] В 1904 году от Санкт-Петербурга была проложена железная дорога через станцию Званка (20 км от Новой Ладоги), и транспортное значение водного пути по Волхову и каналам пошло на убыль.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 174.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...