Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социально-педагогический менеджмент специалиста и сетевое взаимодействие в работе социального педагога
Социальный педагог - специалист образовательного учреждения, не является руководителем, но управление процессами и деятельностью по успешному достижению целей входит в его полномочия. Поскольку в настоящее время понятие менеджмент прочно вошло в теорию и практику управления, ведущий его смысл можно применить при рассмотрении организационной стороны деятельности социального педагога. Правда, это понятие не имеет единого принятого определения, но в данном случае за основу можно принять следующее: социально – педагогический менеджмент – это искусство целеполагания, планирования, и контроля, лидерство путем активизации творческого педагогического потенциала людей и оптимизации организационных ресурсов для рационального разрешения проблемы в социальной жизни ребёнка. Социальный педагог, как менеджер, использует совокупность принципов, методов, приемов и форм для организации (во времени и пространстве) событий социальной жизни, деятельности специалистов, возможностей социальной-инфраструктуры. Социальные педагоги определяют направление развития социально –педагогической деятельности образовательных организаций, выступают в роли лидеров и принимают решения об использовании организационных ресурсов для достижения педагогических задач. В данном видении заключены две важные идеи, а именно: организация через целеполагание, планирование, реализацию ресурсов и контроль в решении социальных проблем; а также - лидерство в эффективном и рациональном достижении педагогических целей организации. Таким образом, мы можем рассматривать социально – педагогический менеджмент как специфический инструмент для получения результата педагогической деятельности образовательного учреждения в решении социальных проблем ребёнка. Такой взгляд на работу социального педагога с позиции культуры управления позволяет поднять её статус на новый уровень. Как показывает опыт, новое значение социально – педагогической работы и лидерство социального педагога в школе вырастают на базе социальных норм, ценностей, установок, привычных форм поведения, вырабатываемых во взаимодействии с педагогами, родителями, учащимися и специалистами других организаций. Социально – педагогический менеджмент проявляется в стремлении к неформальным, гибким и рациональным способам управления процессом достижения цели. Это средство развития горизонтальной организационной системы профессионально - должностного взаимодействия специалистов, в основе которой лежит корпоративный интерес учреждения и личностно - средовый подход к разрешению проблем социальной жизни ребёнка; способ создания максимально возможного комфорта в психолого-педагогическом сопровождении ребёнка, в социальных связях участников проблемной ситуации и субъектов социально-педагогической деятельности. Социальный педагог строит свои отношения на единстве уважения и требовательности к людям и к себе, опирается на доверие и взаимную ответственность, ориентируясь на собственный успех, создает условия для его достижения всеми. Известный американский теоретик менеджмента П. Друкер утверждает, что современный менеджмент – это специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления организацией, как и от собственных усилий и отдачи людей. Для этого надо решать следующие задачи: сплотить людей вокруг общих целей, развивать в каждом участнике событий его потребности и по возможности их удовлетворять, ни на минуту не останавливать развитие людей. Поскольку навыки и профессиональная подготовка людей, различны, и сотрудники разных учреждений выполняют разнообразные виды работ, постольку их деятельность должна строиться одновременно на основе коммуникации и на их индивидуальной ответственности. Социальный педагог – менеджер посредством целеполагания, планирования, контроля разрабатывает и осуществляет рациональное достижение цели, добивается единства педагогических целей всех специалистов, педагогов и участников проблемной ситуации. При этом, планирование становится непрерывным процессом, так как ситуация находится под влиянием постоянно изменяющихся внешних социальных условий, приходится постоянно вносить коррективы в планы действий. Обеспечивая условия для исполнения планов, социальный педагог, в первую очередь, заботится о пробуждении положительной мотивации, укреплении оптимизма у себя и у других участников разрешения проблемной ситуации. Его задача определить истинные побуждения участников, смысл личных и значение общих целей деятельности. Разрабатывая социально – педагогические технологии решения типичных проблемных ситуаций, можно брать за основу законы логистики, процедуры организации деятельности, принципы и способы контроля за ходом и результатом процесса решения поставленных задач, представленные в теории и практике менеджмента. Целеполагание в рамках социально – педагогического менеджмента имеет свои особенности. Оно базируется на личностно – средовом подходе, так как социальный педагог работает с ребёнком, с родителями, учитывая социальные условия, в которых протекает их жизнь. При этом сущность деятельности и функций социального педагога имеет прежде всего педагогический смысл, социальная направленность его роли определяется причинами возникновения и средствами достижения педагогического результата. Необходимо постоянно сверять свои решения с необходимостью соблюдения педагогического приоритета над социальным. В 2012 году проведён анализ структуры перспективных планов (42 – в Санкт – Петербурге, 37 – в интернете из школ России, Белоруссии и Украины). Из них только 20% имеют аналитическую записку, на основе которой строится план по развитию социально – педагогической деятельности. Цели сформулированы в 60%, задачи – в 40%, текстовый анализ и содержание планирования имеется в 10%, и 90% перспективных планов представлены в виде таблицы (№, Мероприятия, сроки, ответственный). Такая картина свидетельствует, что большинство планов носит скорее мероприятийный характер, то есть перечень мер, принимаемых кем – то, но недостаточно связанных между собой и с целями, указанными в плане. Цели недостаточно обоснованы и скорее констатируют намерения авторов, чем отражают жизненно важные перспективы развития профессиональной деятельности. В содержании целей, задач не просматривается логика и динамика процесса их решения, в подборе форм работы не учитываются организационные ресурсы и возможная процедура достижения целей. Нелогичность, нечёткость в достижении намеченных результатов происходит и потому что, нет единства в содержании форм текущего, календарного и перспективного планирования. В опыте социальных педагога не всегда согласованны между собой, ежедневный, недельный, план-сетка на месяц, план социального педагога на учебный год или раздел социально-педагогической работы в перспективном плане образовательного учреждения. Для доказательности такой возможности надо рассмотреть некоторые примеры. План - график на день. Существуют дни, когда нужно совершить много обязательных действий и надо разумно распределить время. Посвящая весь день решению одной проблемы, специалист может погрузиться в тему, собрать и осмыслить информацию, чтобы глубже понять проблему, спрогнозировать дальнейшие действия, продумать пути рационального движения к цели, откорректировать последующие планы и оформить необходимые документы. Таблица 3.3. Вариант плана работы социального педагога на день
План - график на неделю включает распределение по дням регулярно повторяющихся мероприятий: · консультации (один день в 1,2,3,4 недели для разных слоев населения), · регулярные встречи с членами администрации, · организационно-методические совещания (совет по профилактике, совещание классных руководителей и службы сопровождения и т. п.), · выезды в государственные учреждения (ПДН, муниципальный совет) · проведение занятий, событий и встреч (курс социальной практики, родительский совет многодетный семей, клуб правопорядка)вместе со своевременным оформлением документации запланированная занятость должна быть не более 30 - 40 % рабочего времени из 36-часовой недельной рабочей нагрузки социального педагога, остальное время заполняется текущей организационной и спонтанно возникающей повседневной работой, подготовкой последующих дел и событий, мерами педагогического контроля и своевременного воздействия на воспитанников. План-сетка на месяц · оформляется матрица по месячному календарю и в сетку заносится традиционный план-график работы, (он может быть размножен на все месяцы учебного года); · идет наполнение дней другими событиями из календарного плана и постепенно заносятся формы текущей работы; Для наглядного представления о всех формах организации социально – педагогической деятельности и оперативности поиска нужного момента используются индексы, символы, а также компьютерные технологии комплексного планирования. Таблица 3.4. План-сетка на месяц
Перспективный план не должен содержать только мероприятия, это документ, который отражает итоги прошедшего периода работы, показывает оценку настоящего состояния дел и прогноз на предстоящий период, что отражается прежде всего в аналитической записке. Структура разделов в рассмотренных нами перспективных планах представлена в различном виде, их можно сочетать между собой в зависимости от целей и задач, возможно создать и комплексную структуру перспективного плана. имея ввиду что на практике планирование представлено в таких формах: - по календарному принципу (в соответствии с датами), - по категориям клиентов (работа с детьми, с семьями, с родителями, с «группой риска») - по категориям специалистов ОУ (свой личностный рост, работа с учителями, классными руководителями, психологами) - с другими социальными институтами (ПДН, КДН и ЗП, комитеты и учреждения социальной, молодёжной политики) - по типам технологий (реабилитация несовершеннолетних, склонных к правонарушениям; детей, переживших насилие или стресс; учащихся, находящихся в списках по «Скрытому отсеву» и т.д.) - по функциям, то есть решение педагогических задач в работе с детьми: Профилактическая работа с детьми, испытывающими проблемы свободы выбора, социального творчества и находящимися в проблемной ситуации. Защитно – охранная работа с детьми, испытывающими проблемы адаптации и дезадаптации и находящимися в трудной жизненной ситуации или социально - опасном положении, Координационная работа с детьми, испытывающими трудности в интеграции и дезинтеграции, то есть в установлении связей и контактов с нужными социальными институтами, социальной средой. Поскольку на многочисленных совещаниях и конференциях утвердилась структура социально – педагогической деятельности, которая имеет три ведущие функции, то при планировании целесообразно вычленять цели профилактической, защитно – охранной и координационной работы и соответствующие им три раздела плана. При достижении цели в каждой функции решаются задачи по направлениям деятельности. Например, в профилактической работе: «Развитие волонтёрского движения», «Социально – правовое просвещение», «Профориентационная работа» и т. д. Задачи направлены на разрешения проблем определённой социальной группы детей. Их может быть несколько в каждом разделе плана, например, в разделе по защитно – охранной работе – подраздел по направлению: «Меры социально – педагогической реабилитации несовершеннолетних, стоящих на внутришкольном контроле, или на учёте в КДН и ЗП, в ПДН», задача на определённый год может звучать так: «Систематизировать работу со специалистами разных ведомств по индивидуальному сопровождению учащихся, поставленных на учёт в ПДН». В плане появится один из пунктов: «Разработка и утверждение Положения о межведомственном взаимодействии с органами полиции, с отделом опеки и попечительства муниципального образования». При решении каждой из задач в план записываются действия по диагностике состояния проблемы; по разработке программ и проектов; по информированию и привлечению педагогов, родителей, учащихся; по организации и контролю за ходом событий; по оформлению соответствующей документации и обработке диагностических данных. Всё это входит в общий объём рабочего времени социального педагога. Планирование – это одна из форм прогнозирования в развитии социально – педагогической деятельности. Существуют также формы моделирования, проектирования и программирования. Моделирование - управление развитием СПД, как дополнение к планированию, когда возникает необходимость в кардинальных изменениях результативности решения проблем. Например, становится очевидно, что отдельным специалистам этого не осуществить и нужно объединить их усилия. Возникает необходимость построения модели службы социально-педагогического сопровождения. Процедура идёт от создания концептуальной идеи или типового положения к структуре деятельности конкретных специалистов в реальной практике с обновлённой идеей и замыслом, в новой организационной форме или в новом ресурсном обеспечении. Модель всегда есть отражение педагогического замысла, это конструирование системы профессиональной деятельности, с учётом необходимости создания определённых педагогических условий для решения проблемных жизненных ситуаций. Программирование СПД - разработка системы целей и средств для подготовки воспитанников к мобилизации и концентрации сил для разрешения наиболее трудной или наиболее болезненной проблемной ситуации и контрольных действий на пути к цели. · Программа занятий по профилактике правонарушений несовершеннолетних. · Программа движения волонтёров - подростков по развитию здорового образа жизни. · Программа занятий и деятельности «Клуба правопорядка». · Программа профориентации для учащихся 9 классов. Программа может иметь определённую структуру и включать следующие разделы: 1. Пояснительная записка раскрывает актуальность темы, законодательную базу и анализ условий реализации в образовательном учреждении для определённых групп учащихся. 2. Концептуальные подходы и раскрытие понятийного аппарата, заложенного в идеологию программы, цели и задачи, тематическое планирование занятий. 3. Основная часть: цели и задачи практической деятельности, этапы реализации, функции социального педагога, предполагаемый результат и точки риска. 4. Список литературы. При реализации программы надо: точно рассчитать время занятости социального педагога по разработке, проведению занятий и практической деятельности группы, затем включить его в общую систему планирования рабочего времени; скрупулезно анализировать результат занятий и движения воспитанников к цели, причины успеха и неудач в их практической деятельности по применению знаний на практике; корректировать цели или изыскивать не вскрытые резервы; совершенствовать свое профессиональное мастерство. Социально-педагогическое проектирование есть способ улучшения окружающей среды путём привлечения специалистов, общественности и самих воспитанников для достижения конкретных целей, задач, мер и действий по решению проблем социальной жизни социальной группы детей, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели. Проект – от латинского слова «progectus»: брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий. Это операция, которая имеет фиксированное начало и окончание во времени, ориентирована на достижение цели, имеет заданные параметры. Это процесс, вкотором результат задаётся на основе тщательного анализа ресурсных возможностей, просчитывается возможное качество результата и допустимый уровень риска. Это деятельность, которая жёстко ориентирована на конкретный результат, регламентирована в затратах времени и ресурсов, чётко организована, определена в границах свободы и ответственности всех причастных лиц. Таблица 3.5. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 251. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |