Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психолого-педагогическая подготовка.
Ведущей задачей вуза является формирование и развитие личности будущего учителя-воспитателя, обладающего творческой индивидуальностью. Это означает, что не только научные знания для будущей профессиональнойдеятельности, но и овладение профессиональной культурой - как части общечеловеческой культуры. В начальной школе содержание учебного предмета реализуется толькочерез личность учителя, следовательно, учитель должен обладать общей ипрофессиональной культурой, профессионально-педагогическим мышлением. Поэтому в вузе любой будущий учитель должен соответствовать определенным обще-профессиональным требованиям, быть носителем общечеловеческих качеств личности, обладать педагогическими знаниями и умениямидля будущей профессиональной деятельности. Система многоуровневого педагогического образования. Ядром профессионально-педагогической подготовки являются знания вобласти педагогики и психологии. Эта часть подготовки является базовой,инвариантной(обязательной) для учителя любой специальности. Другаячасть предметов связана с вариантной частью подготовки, т.е. учет особенностей профиля научной подготовки студента. В структуре инвариантной части выделяют 3 основные блока: БЛОК 1. - связан с общефилософскими проблемами воспитания. А. Воспитание как путь развития всех сущностных сил личности, какусвоение общечеловеческих и выработка индивидуально-личностных ценностей. Б. Биологическая и социальная деятельность и общение, диагностика икоррекция. В. Связи между всеми направлениями воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое и т.д.) Г. Функции семьи и государства в воспитании, личность учителя в педагогике. БЛОК 2. - связан с теорией образования и обучения. А. Содержание образования (гуманизация). Б. Воспитывающий и развивающий характер обучения. В. Организационные формы и методы обучения. Г. Мотивация учения школьников. Д. Дифференциация и индивидуализация обучения. Е. Самообразование, самообучение школьников и т.д. БЛОК 3. - связан с организационными аспектами образования. А. Непрерывное образование. Б. Сравнительная педагогика образовательных систем разных стран. В. Школа как учебно-воспитательное учреждение (демократизация, гуманизация, и т.д.). Блок базового (или инвариантного) содержания педагогическойподготовки будущих учителей (общедидактический, или технологический подход) Здесь студенты осваивают знанияпо: - Учебным программам, учебникам и методикам их использования; - Системе средств обучения и методикам их использования; - Способам общения учителя, учащимся; - Организации деятельности учителя и учащихся в условиях различныхформ и видов учебной и внеучебной деятельности; - Проверке и оценке знаний, умений и навыков учащихся. Базовые (или инвариантные) профессионально-педагогическиеумения включают в себя следующие типы умений: 1. Диагностические умения – умения оценивать. 2. Проективные умения – умения прогнозировать. 3. Конструктивные умения – умения целенаправленно организовывать. 4. Коммуникативные умения – умения общения. 5. Аналитические – выделять, систематизировать. Базовые ( инвариантные) педагогические знания и умения – это стандартный механизм в содержании профессиональной подготовки педагогалюбого профиля. Функции педагогического процесса в вузе. 1) Обучающая функция - связана с формированием знаний, умений, навыков. Знания учителя представлены в виде компонентов: А. Профессионально-педагогические знания. Б. Опыт осуществления профессионально-педагогической деятельности. В. Опыт творческой педагогической деятельности. Г. Опыт ценностно-эмоциональной ориентации в процессе педагогической деятельности. 2) Развивающая функция - связана с развитием личности человека целом: психические процессы (память, мышление), способности, мотивация,установки и деятельность. 3) Воспитывающая функция – связана с формированием мировоззрения, нравственной, эстетической и общественной направленности личности сактивной позицией по профессиональному становлению. 4) Интегративная функция – в ней отражается органичная связь различных учебных дисциплин: - педагогика, - философия, - медицина, - социология и др. 5) Профессиональная функция связана с обще-профессиональной психолого-педагогической подготовкой, развивает у будущих учителей общую ипрофессиональную культуру, педагогическую направленность мышления,профессионально значимые качества личности. Профессиональная функция -это системно-образующий стержень профессиональной подготовки учителялюбого уровня. 6) Социализация личности – обучение, воздействуя на личность, способствует ее социализации, что влияет на формирование многих качествличности. Хотя это процесс происходит под влиянием всех функций образования, профессиональная социализация служит организующим моментом(неким стержнем) в процессе развития личности и определяет стиль будущейпрофессиональной деятельности.
Педагогическое общение. Педагогическое общение – это взаимодействие учителя и учащихся. Оно направлено на создание благоприятного психологического климата. Педагогика сотрудничества гласит: 1. Обучение эффективно, когда оно радостное, трудное, но победное, на основе сотрудничества, когда взрослый идет навстречу детям, стоит на тоске зрения ребенка, ведет за собой. 2. Демократизация личности (связана с идеями самоуважения самоуважения, ответственности, саморегуляции, уникальности, диалога). Взаимоотношения учителя с учеником можно рассматривать с 3 аспектов: 1. Социально-правовой аспект – он установлен законоположениями,правилами, традициями. 2. Учебно-деятельностный аспект – направлен на цели учебно-воспитательного процесса. 3. Эмоционально-психологический аспект – связан с характером взаимоотношений и эмоциями. Функции общения: 1. Коммуникативная функция – обеспечение связи между людьми. 2. Информативная функция – обогащение людей знаниями, умениями инавыками. 3. Педагогическая функция – формирование сознания, организациядеятельности и отношений. 4. Нравственно-эстетическая функция – связана с переживаниями, эмоциями, волевыми проявлениями и т.д. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 323. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |