Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Требования к содержанию методических разработокСтр 1 из 2Следующая ⇒
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ о методических разработках
Рудный, 2013
Методические указания подготовлены методической службой Рудненского социально-гуманитарного колледжа с целью повышения эффективности профессионального образования и самообразования педагога колледжа. Предназначены для преподавателей и студентов Рудненского социально-гуманитарного колледжа имени И. Алтынсарина.
Автор-составитель: Гомонова В.Г., заместитель директора по научно-методической работе
Рассмотрено на заседании учебно-методического совета Протокол №___от «__»_________________20__г. СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения ……………………………………………………….. 4 2. Классификация методических разработок ……………………………… 5 3. Структура методической разработки ……………………………………. 6 4. Требования к содержанию методических разработок …………………. 7 5. Основные требования к оформлению методических разработок ……… 8
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РК «Об образовании»; Уставом колледжа.
1.2. Настоящее Положение устанавливает требования к содержанию, структуре и оформлению методических разработок преподавателей.
1.3. Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.
1.4. Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или качества подготовки по учебным специальностям.
1.5. Главная цель методической работы педагогического коллектива Колледжа - совершенствование квалификации и профессионализма преподавателя, повышение его компетентности, а также создание методических систем обучения, ориентированных на развитие профессиональных компетенций студентов в соответствии с будущим профилем их деятельности и современными условиями информатизации общества.
1.6. В зависимости от цели, задач, качества и значимости, методическая работа может быть разных уровней: 1 уровень - преподаватель работает с литературой с целью изучения и накопления материала для последующего изменения содержания преподавания, изучает передовой опыт по проблемам разрабатываемой темы; 2 уровень - преподаватель использует в работе элементы изученного передового опыта, изменяет содержание и технологию обучения. Представляет методическую работу в виде цикла лекций, описаний лабораторных и практических работ; 3 уровень - преподаватель создает новую систему, несущую элементы передовых подходов, творчества, диалектического стиля мышления. Результатом этой работы могут быть дидактические пособия, учебно-методический комплекс по разделу или теме, включающий цикл уроков или внеклассных мероприятий; 4 уровень - преподаватель создает работу творческого характера: разрабатывает авторскую программу и проводит экспериментальную работу по ее внедрению, разрабатывает новые дидактические пособия или новые формы и методы обучения; 5 уровень - преподаватель принимает участие в исследовательской или экспериментальной работе по созданию новых дидактических и технологических систем. Разрабатывает УМК к электронному учебнику.
Формой работы 4 и 5 уровня может быть распространение своего опыта работы и может выполняться как индивидуально, так и творческими группами преподавателей - единомышленников.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
2.1. Методическая разработка может представлять собой: • Разработку конкретного урока; • Разработку серии уроков; • Разработку темы учебной дисциплины; • Разработку частной (авторской) методики преподавания предмета; • Разработку общей методики преподавания предметов; • Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания; • Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.
2.2. Учебные издания подразделяются: a) Учебник • содержит систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе; • официально утвержден; • предназначен для студентов. b) Учебное пособие • частично или полностью дополняет или заменяет учебник; • допускает отход от программы для того, чтобы дать возможность учащимся углубить свои знания какой-либо темы или проблемы; • может быть выпущено на одну из частных тем учебной дисциплины; • официально утверждено; • предназначено для студентов. c) Учебно-методическое пособие: • содержит материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания; • предназначено для преподавателей. d) Практикум: • сборник практических заданий и упражнений, способствующих усвоению, закреплению, проверке знаний; • предназначен для студентов. e) Пособие учебное: • словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, диаграммы, схемы, диафильмы, диапозитивы, кодопозитивы, видеофильмы, звукозаписи, слайды и др. • предназначено для студентов.
2.3. Методические издания a) Методическая разработка: • содержит конкретные материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, темы, урока) или проведения внеклассного мероприятия, по современным технологиям обучения, по обобщению передового опыта; • планирование материала по курсу (примерная и рабочая программа, рабочий учебный план), положения по вопросам учебно-воспитательной работы (на основе нормативных актов); • предназначена для преподавателей. b) Методические пособия делятся на методические рекомендации и методические указания. Методическое пособие: • содержит комплекс четко сформулированных рекомендаций, указаний по выполнению курсовых и дипломных проектов, лабораторных и практических занятий, решению вопросов практики, по подготовке к НОК; практические задания с примерами их выполнения; • предназначено для студентов.
3. Структура методической разработки
3.1. Структура: • Аннотация (кратко, 3-4 предложения) Указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна • Содержание • Введение (раскрывается актуальность данной работы (1-2 стр.), т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования) • Основная часть • Заключение • Список использованных источников • Приложения
3.2. Структура текста методических указаний 1. Название темы и обоснование ее актуальности. 2. Учебные цели: a. овладение компетенциями (конечная цель); b. в результате освоения темы студент должен уметь; c. для формирования умений студент должен знать (исходные базисные знания и умения). 3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы. 4. Вид занятия (практическое, семинарское, лабораторное занятие). 5. Продолжительность занятия (в академических часах). 6. Оснащение: таблицы, плакаты, муляжи, фантомы, лабораторные данные и др. 7. Содержание занятия: a. контроль исходного уровня знаний и умений в виде заданий (тестов) разного уровня, типовых задач; b. разбор с преподавателем основных и наиболее сложных вопросов, необходимых для освоения темы занятия; c. разбор узловых вопросов изучаемого материала; d. демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме; e. самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (решение задач, лабораторная работа, оформление результатов проведенной работы и т.д.); f. контроль освоения темы занятия (тестовый контроль, решение ситуационных задач и др.). 8. Учебно-исследовательская работа по данной теме (написание рефератов, подготовка наглядных пособий, стендов и др.). 9. Литература: основная; дополнительная. В методических указаниях в лаконичной форме может быть дана справочная информация по изучаемой теме, графологическая структура темы, методические советы и указания студентам по выполнению контрольных заданий, эталон решения задачи, контрольные задания в необходимом количестве вариантов, дающие возможность обеспечить индивидуальное выполнение задания студентом. В заключении можно представить тестовые задания (тест-контроль) для самостоятельного контроля уровня усвоения темы с эталоном ответов.
Требования к содержанию методических разработок
4.1. Предварительная работа над методической разработкой • выбор темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт; • определение цели методической разработки (например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.); • изучение зарубежной и отечественной литературы, методических пособий, передового опыта по выбранной теме; • составление плана и определение структуры методической разработки; • определение направления предстоящей работы.
4.2. Требования, предъявляемые к методической разработке: a. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели. b. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения. c. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе. d. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко. e. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу. f. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт. g. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса. h. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения. i. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить». j. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 179. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |