Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 2. Определение морфологии патологически измененных тканей и органов при нарушении крово-, лимфообращения и иммунопатологических процессах
Цель: определение морфологии и клинических проявлений патологически измененных тканей, органов при нарушении крово-, лимфообращения и иммунопатологических процессах. Задачи: - знать понятие о микроциркуляторном русле, основные причины и механизмы нарушения микроциркуляции: внутрисосудистые, сосудистые и внесосудистые, понятие о сладже, стазе и ДВС – синдроме; - изучить нарушения периферического кровообращения (артериальная гиперемия, венозная гиперемия, ишемия, инфаркт тромбоз, эмболия) - определение, причины, виды, механизмы возникновения, клинико-морфологические проявления, исходы; - изучить кровотечения: определение, причины, виды, исходы, компенсаторно-приспособительные реакции организма при расстройствах местного кровообращения; - описывать иммунопатологические процессы.
Задания для самоподготовки 1. Для усвоения темы 2. повторите темы «Изучение физиологии крови», «Изучение строения человеческого тела: анатомия и физиология сердца», «Изучение строения человеческого тела: сосудистая система» (учебная дисциплина «Анатомия и физиология человека»), лекцию 4 (учебная дисциплина «Основы патологии») 2. Ответьте на контрольные вопросы: а) В чём сущность механизмов компенсации при сердечной недостаточности? б) Каковы виды и основные клинические проявления сердечной недостаточности? в) В чём различия артериальной и венозной гиперемии? г) В чём сущность понятий «стаз» и «сладж»? д) В чём причина возникновения ишемии? е) Каковы исходы ишемии? ж) Каковы механизмы возникновения кровотечений? з) Каковы основные механизмы возникновения лимфатической недостаточности?
3. С целью закрепления знаний ответьте на вопросы словарного диктанта: 1. Прижизненное внутрисосудистое свёртывание крови _____________________________. 2. Нарушение проводимости в проводящей системе сердца___________________________. 3. Острое снижение или прекращение кровоснабжения органа или его части____________. 4. Выход эритроцитов через неповреждённую стенку сосуда _________________________. 5. Закупорка просвета сосуда инородным телом ____________________________________.
Обучающий контроль 1. Найдите соответствия разных видов артериальной гиперемии с причинами, вызывающими их.
2. Дайте определение Венозная гиперемия – ........................................................................................................................ ................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................ Причины венозной гиперемии ................................................................................................................................................................ ................................................................................................................................................................ ................................................................................................................................................................ 3. Дайте определение понятиям. Индурация легких – ............................................................................................................................ ................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................ Мускатная печень – ............................................................................................................................. ................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
4. Напишите определение. Ишемия – ............................................................................................................................................. ................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................ Причины развития ишемии. 1. .......................................................... 2. .......................................................... 3. .......................................................... 4. ..........................................................
5. Перечислите виды инфарктов, их строение и локализацию. 1. .................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... 2. .................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... 3. ....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
6. Дайте определение. Тромбоз – ............................................................................................................................................ ................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
7. Опишите механизмы образования тромбов. 1. .................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... 2. .................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... 3. ....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
8. Заполните таблицу, вписав строение тромбов.
9. Дайте определение механизмам нарушения лимфообращения. 1. .................................................................................................................................................... 2. ....................................................................................................................................................
10. Напишите определение Слоновость – ....................................................................................................................................... ................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
11. Впишите виды эмболий и их причины:
Педагогический контроль 1. Решение ситуационных задач а) У больного П., 65 лет неделю назад появилась слабая боль в правой нижней конечности, незначительное покалывание. Состояние больного, ухудшилось, и он поступил в горбольницу в хирургическое отделение с жалобами на острую боль, нарушение чувствительности и движений в правой нижней конечности. Объективно: в области голени кожные покровы бледные, похолодание, отсутствие пульса. В анамнезе атеросклероз аорты. 1) О каком типовом патологическом процессе идет речь, если учесть нарушение чувствительности, движения в правой нижней конечности и другие симптомы. 2) Какое заболевание могло способствовать возникновению данного нарушения регионарного кровообращения? 3) Назовите 3 симптома, свидетельствующих о наличии данного нарушения регионарного кровообращения. 4) Назвать возможный механизм данного нарушения регионарного кровообращения в этом случае?
б) Больной, страдавший язвенной болезнью желудка, умер от желудочного кровотечения. На вскрытии – выраженное малокровие органов и тканей. Какой вид малокровия имеет место? Как микроскопически будут выглядеть органы?
в) Больному, страдавшему хронической ишемической болезнью сердца, произведена операция протезирования коронарной артерии. При микроскопировании артерии обнаружен большой склероз интимы. В суженном просвете артерии видны сгустки фибрина с эритроцитами, лейкоцитами, замещенными на значительном протяжении соединительной тканью. Как называют образование, обнаруженное в просвете артерии? Назовите изменения, которые возникли в этом образовании? г) У больного, страдавшего врожденной аневризмой левой средней мозговой артерии, внезапно наступила смерть. На вскрытии обнаружено скопление крови в левой височной доле, ткань мозга разрушена. Какова причина кровотечения? Какой вид кровоизлияния имеет место (название)?
д) Больной страдал ревматическим митральным пороком сердца. В клинике выражены явления хронической сердечной недостаточности (одышка, цианоз, отеки нижних конечностей, при кашле выделяется мокрота с бурым оттенком). О каком нарушении кровообращения можно думать? Какие микроскопические изменения могут развиться в легких?
Оценка ___________________ Подпись преподавателя ________________
Тема 3. Определение морфологии патологически измененных тканей и органов при опухолях Цель: определение морфологии и клинических проявлений патологически измененных тканей, органов при опухолях. Задачи: - знать общую характеристику опухолей, теории возникновения опухолей; - изучить особенности строения и свойств опухолей (атипизм, анаплазия), виды роста опухолей; - уметь выявить признаки доброкачественных и злокачественных опухолей; - понимать роль опухолей в организме человека, патогенные влияния опухолей на организм человека; - классифицировать опухоли.
Задания для самоподготовки 1. Для усвоения темы 3. повторите тему «Функциональные системы человека: учение о тканях» (учебная дисциплина «Анатомия и физиология человека»), лекцию 5 (учебная дисциплина «Основы патологии»)
2. Ответьте на контрольные вопросы: а) Дайте определение понятия «опухоль». б) В чём сущность тканевого и клеточного атипизма? в) Каковы виды опухолевого роста? г) В чём сущность метастазирования и каковы его пути? д) Каковы механизмы местного и общего воздействия опухоли на организм? е) В чём состоят различия доброкачественных и злокачественных опухолей? ж) В чём суть основных теорий возникновения опухолей? Какие из них представляются наиболее рациональными? з) Каковы наиболее часто встречающиеся виды доброкачественных и злокачественных опухолей из эпителия, соединительной, пигментной и кроветворной ткани? 3. С целью закрепления знаний решите предлагаемые тесты – выберите один или несколько правильных ответов: 1. Какая из предложенных опухолей не относится к доброкачественным: а) Миома б) Невусы в) Карцинома г) Липома 2. Какие из предложенных признаков характерны для доброкачественных опухолей: а) Инфильтрирующий рост б) Клеточный атипизм в) Экспансивный рост г) Метастазирование 3. Рост опухоли в просвет полого органа носит название: а) Эндофитный б) Инфильтрирующий в) Экзофитный г) Эспансивный 4. К злокачественным опухолям мезенхимального происхождения относят: а) Карциномы б) Меланомы в) Саркомы г) Лейкозы 5. Повторный рост идентичной опухоли на месте её хирургического удаления называют: а) Метастазирование б) Рецидивирование в) Малигнизация г) Мутирование 6. Укажите, к какой группе опухолей относится аденокарцинома: а) Эпителиальным б) Тератомам в) Мезенхимальным г) Железистым 7. Процесс перехода доброкачественной опухоли в злокачественную называют: а) Мутация б) Метастазирование в) Малигнизация г) Рецидивирование 8. К видам клеточного атипизма опухолевого процесса относят: а) Морфологический б) Анаплазия в) Функциональный г) Метастазирование Обучающий контроль 1. Дайте определения. Опухоль – ............................................................................................................................................. ................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................ Наука, изучающая опухоли, называется ........................................................................................... Опухоль с преобладанием паренхиматозной ткани на ощупь ........................................................ ......................................., стромы - ....................................................................................................... Атипизм – ............................................................................................................................................. ................................................................................................................................................................ 2. Запишите виды предопухолевых процессов. ............................................................................................................................................................. ............................................................................................................................................................. ............................................................................................................................................................. 3. Напишите виды атипизма и их характеристики.
4. Найдите соответствие между теориями образования опухолей и определением.
5. Опишите вид опухолей при различным формах роста.
6. Впишите в таблицу название опухолей в зависимости от вида ткани.
Педагогический контроль 1. Решение ситуационных задач а) Тучная женщина, 45 лет, ростом 160 см, массой тела 75 кг, домохозяйка, в течение 6 лет отмечает на коже боковой поверхности грудной клетки справа уплотнение величиной с голубиное яйцо. Ограничивала себя в еде, усиленно занималась спортом и гимнастикой с целью уменьшения массы тела: за 3 месяца “сбросила” около 15 кг. Однако уплотнение не уменьшилось. Обратилась к врачу, который констатировал наличие образования, мягкой консистенции с четкими контурами, подвижного, безболезненного, не спаянного с кожей и подлежащими тканями. При биопсии в уплотнении микроскопически обнаружены жировые клетки различных размеров, но сами клетки не изменены и имеют нормальное строение (отсутствует клеточный атипизм). Ваше мнение о диагнозе и предполагаемом лечении.
б) После ушиба колена у мальчика появилось опухолевидное разрастание в области эпифиза бедренной кости. После стационарного обследования принято решение ампутировать бедро. При обследовании удаленной конечности в области нижнего эпифиза бедра обнаружено разрастание опухоли, разрушающей кость, не имеющей четких границ, серо-розового цвета, на разрезе вида "рыбьего мяса". 1. Назовите опухоль. 2. Доброкачественная она или злокачественная? 3. Из какой ткани развилась? 4. Где можно ожидать первые метастазы опухоли?
в) Пенсионер в течение двух лет без видимых причин стал замечать нарушение акта мочеиспускания, неприятные нарушения внизу живота и в промежности. Затем появилось учащенное мочеиспускание сначала ночью, затем и днем; позывы на мочеиспускание без болей, приводящие к недержанию мочи. Вскоре симптомы сменились неполной хронической задержкой мочи, а затем и задержкой мочи с ее недержанием. Какое заболевание у больного можно предположить?
Оценка ___________________ Подпись преподавателя ________________
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 318. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |