Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Цели и задачи изучения курса




Необходимость изучения туризма в исторической ретроспективе обусловлена потребностью в получении объективной и достоверной информации об основных этапах и общих тенденциях развития туристской сферы в мире в целом, зарубежных странах и в Российской Федерации. Туризм — многоликое, комплексное и массовое явление; его можно рассматривать и как форму организации отдыха, и как способ познания окружающего мира и накопления духовного опыта, и как область широкого международного сотрудничества, и как сферу услуг и предпринимательской деятельности, и как направление государственной политики. Значение туризма в жизни общества настолько велико, разнообразно и многопланово, что вполне оправдано и справедливо туризм относят к категории феноменов современности1. Считается, что термин «тур» (tour — прогулка, поездка) имеет французское происхождение, а термины «турист» и «туризм» — английское. Первая письменная запись слова «туризм» датируется 1800 г.(Долженко Г. П., Савенкова Л. Б., 2011).

Туризм относится к такому виду деятельности людей, совершенствование которого определяется общей системой накопленных знаний.

Невозможно представить, чтобы качественное развитие цивилизаций происходило в абсолютно изолированных обществах. Контакты и путешествия

1 Зорин И. В. Феномен туризма : Избр. соч. : Миссия и функции туризма. Этнологические начала путешествий. Профессиональное туристское образование. Образование и карьера в туризме. М., 2005.

9

 

способствовали развитию общего цивилизационного фона, распространению передовых идей, образа жизни, образования, культуры. Туризм сыграл выдающуюся роль в становлении современного мира.

История туризма является отраслью всеобщей истории и истории Отечества. Изучение курса «История туризма» направлена на формирование у студентов понимания взаимодействия и взаимовлияния путешествий и туризма со всем многообразием форм жизнедеятельности человека, государства и общества в целом, раскрытие роли историко-культурного наследия не только как фактора развития туризма, но и как фактора, способствующего лучшему пониманию происходящих исторических изменений в туристском процессе.

Предметом истории туризма как научного направления является систематизация экономической, социальной, мировоззренческой и культурной деятельности людей, рассмотренных через призму эволюции истории путешествий, организационных форм и видов туризма в общемировом цивилизационном процессе, становление и развитие туризма как неотъемлемой части человеческого социума.

В ходе изучения дисциплины раскрываются общие исторические закономерности развития туризма как одного из направлений социальноэкономической политики государства, обеспечивающего решение задач по повышению культурно-образовательного уровня населения, смягчению проблем занятости и повышению качества жизни людей, совершенствованию межкультурных и международных коммуникаций, эффективного средства оздоровления нации.

Проследить логику развития событий любого явления — непростая задача. Она усложняется десятикратно, если это явление захватывает жизнь всего человечества, является глобальным. Процесс формирования системы знаний затронул все стороны жизни, определил основы развития цивилизаций.

Необходимость теоретического осмысления феномена туристской деятельности породила появление в 50-е гг. ХХ в. науки и учебной дисциплины «История туризма». Несомненно, что научный интерес возник значительно раньше, приблизительно в середине XIX в. и был обусловлен процессами накопления знаний по истории путешествий и открытий, формирования звеньев промышленности мирового туризма, изменения образа жизни людей. С вхождением в сознание и обиход понятия «туризм» сфера данной деятельности человечества стала приобретать научное осмысление. Постепенно начал складываться комплекс туристских наук о туризме, обслуживающих конкретные стороны туристской деятельности. Мы имеем в виду такие дисциплины, как страноведение, экскурсоведение, краеведение, отчизноведение, предпринимательскую деятельность (менеджмент), организацию туристской деятельности, сервисную деятельность, рекламное дело, тематический туризм, введение в гостеприимство, менеджмент

10

 

гостиничных предприятий и т.д. Применительно к странам и времени их названия менялись.

В настоящее время блок туристских дисциплин по-прежнему находится в процессе развития, становление комплексной системы туристского образования еще не завершено. Можно согласиться с Л. П. Воронковой, которая утверждает, что складывание комплексной науки, объединяющей достижения исследователей различных сфер туризма, только формируется1. Это высказывание актуально и для 10-х гг. XXI в. Бурное развитие структурно составляющих сторон туристской деятельности, возможно, и не приведет к ее оформлению в единую отраслевую науку, и они будут совершенствоваться как самостоятельные.

История формирования научных знаний о туризме начинается с середины XIX в. Возникновение альпинизма и быстрое распространение его в передовых странах Европы и Северной Америке потребовало систематизации накапливаемых данных. Этому способствовала исследовательская и издательская деятельность альпийских и горных клубов2. Копился материал не только по истории восхождений и освоения горных районов мира, но по истории других видов туризма: паломничества, лечебного, образовательного и т.д., улучшились картография и страноведческие знания. Главное, что нужно отметить, во второй половине XIX в. пришло осознание того, что туризм — это самостоятельный вид человеческой деятельности, а его появление опирается на опыт, достойный внимания исследователей.

В первой половине XX в. вышли работы, раскрывающие различные исторические аспекты нового вида деятельности людей: освоения курортных зон, формирования национальных парков, заповедников, новых видов туризма, в том числе экологического, велосипедного, спортивного и т.д.

Изучались также проблемы эффективного функционирования организационных форм туризма и их правового обеспечения, влияния на формирование качеств личности 3.

 

1. Воронкова Л. П. История туризма и гостеприимства : учебное пособие /

Л.П. Воронкова. М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004. С. 12.

2. Ежегодник русского горного общества. М., 1904—1912 ;

3. Фон-Мекк О. К. Альпийские клубы и Русское горное общество // Ежегодник русского горного общества. М., 1904. С. 9—17 ;

4. Боткинская тропа // Зап. Крымского горного клуба. 1901. № 7, 8 ;

5. Вебер Ф. Экскурсионный сезон Ялтинского отделения Крымского горного клуба. 1901 год // Зап. Крымского горного клуба. 1901. № 10 ;

6. Кавказский горный клуб в Пятигорске // Русский турист. 1910. № 3, 4.

7. Райков Б. Е. Школьные экскурсии. СПб, 1910 ;

8. Анучин Д. Н. География // Энциклопедический словарь Граната. СПб., 1912 ; Экскурсии по России. Маршруты на лето 1914 года. М., 1914 ;

9. Мезиер А. Экскурсионное дело и экскурсионная литература в 1914 г. // Русская школа. 1915. № 4 ;

10. Мировая охрана природы. Отчет И. П. Бородина о командировке в Берн // Бюллетень Русского географического общества. № 2. Петроград.

11

 

Начиная с 50-х гг. ХХ в. история туризма развивалась как наука, где доминировали элементы организации производства, социально-экономической географии, регионоведения и т.д. Сформировался ее крен в область систематизации экономических, регионоведческих, организационно-производственных знаний. Большинство публикаций зарубежных авторов изучают именно данную сферу историко-туристского пространства 1.

Однако рассматривать историю туризма как науку технологическую — значит вычеркнуть из нее целый блок материала, позволяющего проследить накопление опыта в процессе культурно-цивилизационной адаптации народов в окружающем их мире и его использование для развития личности. История туризма имеет иной предмет изучения. Его сущность — в анализе и систематизации экономической, социальной, мировоззренческой и культурной деятельности людей, рассмотренных через сферу эволюции истории путешествий, организационных форм и видов туризма. Путешествия и их организационное оформление, осуществленные в Древнем мире, Средние века, Новое время, привели к феномену нового вида деятельности. Поэтому история туризма прослеживает, как в процессе их осуществления проявились тенденции туристской деятельности. С этих позиций, на наш взгляд, и был рассмотрен вопрос Г. П. Долженко в работе «История туризма в дореволюционной России и СССР», вышедшей в 1988 г. Практически это была первая работа по данному направлению исследований в стране 2.

Основной блок работ, монографий, учебных пособий, статей появился лишь в конце 90-х — начале 2000-х гг.3 Они свидетельствуют о внима-

 

1 Lickorish L., Kershaw A. G. The Travel Trade. L., 1958 ;

Brigdes J. G. A Short History of Tourism. L., 1959 ; Relph E. Place and place less ness. L., 1976 ; Downs R. M. Mapsinmind. New Iork., 1977 ;

Ходорков Л. Ф. Иностранный туризм в Англии и его влияние на платежный

баланс. М., 1975 ; Немоляева М. Э., Ходорков Л. Ф. Международный туризм: вчера, сегодня, завтра. М., 1985 ; Барчукова Н. С. Международное сотрудничество государств в области туризма. М., 1986 ; Ротаев П. С. Хроника советского альпинизма. М., 1978 ; Дьякова Р. А. История экскурсионного дела в СССР. М., 1981; и др.

2 Долженко Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР. Ростов н / Д., 1988.

3 Детский туризм в России : Очерки истории 1918—1988 гг. / авт. — сост. Ю. С. Константинов. М., 1998 ; Крючков А. А. История международного и отечественного туризма. М., 1999 ; Шаповал Г. Ф. История туризма : пособие. Минск, 1999 ; Квартальнов В. А. Туризм : учебник. М., 2000 ; Усыскин Г. С. Очерки истории российского туризма. СПб., 2000 ; Александрова А. Ю. Международный туризм : учебное пособие. М., 2001; Дворниченко В. В. История международного и национального туризма : учебно-метод. пособие. М., 2001 ; Воронкова Л. П. История туризма : учебное пособие. М. ; Воронеж, 2001 ; Соколова М. В. История туризма : учеб. пособие. М., 2002 ; Путрик Ю. С. Исторические аспекты развития государственного регулирования туризма в Российской Федерации в период 1992—2002 гг. : монография. М., 2002 ; Бобылев В. Ю. История туризма : учебное пособие. Ч. 1. Кисловодск, 2004; и др.

12

 

нии авторов к систематизации эволюционных процессов в туристской деятельности. В современных условиях выходят как комплексные исследования, так и работы по отдельным видам истории туризма, направлениям его развития.

Итак, история туризма как наука продолжает формироваться, развиваться, совершенствоваться.

Обращаясь к истории туризма как к учебной дисциплине важно понимать, что всем тем, кто по роду своей профессии призван вовлекать людей в удивительный мир путешествий, воссоздание истории человека путешествующего окажет неоценимые услуги. Изучение этого опыта важно представителям всех сфер человеческих знаний: экономистам, социологам, культурологам, страноведам, географам, экскурсоведам, курортоведам и представителям других профессий. Исследуя отдельные разделы сфер своих знаний, они не могут не учитывать глобального фактора воздействия туризма на все стороны человеческой жизни, объяснить его влияние на те или иные составляющие компоненты развития дисциплины.

Например, социологи сегодня говорят о феномене горизонтальной мобильности, которая подразумевает быстрое передвижение населения из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Ее разновидностью служит географическая мобильность, суть которой в перемещении из одного места в другое при сохранении прежнего статуса 1. Примером выступает международный и межрегиональный туризм, который сегодня является глобальным.

Для развития политологии и геополитики важно учитывать глобальные аспекты последствий международного туризма для изменения сознания людей и сближения регионов.

В географии и страноведении учитываются последние достижения в «туристской революции» для получения комплексных сведений в изучении стран и их районов, систематизации данных о состоянии природы, населения, хозяйства, культуры, социально-политической организации.

При этом критерии формирования как макрорегионов мира, так и его отдельных районов не могут не базироваться на факторах «открытости» обществ мира для других народов 2.

Культурология и этнология (этнография) определяют свое дальнейшее развитие с учетом закономерностей формирования народов, их эволюции на основе межнациональных контактов с целью выявления специфики мышления, образа жизни, связей с окружающим миром 3.

 

1 Кравченко А. И. Социология : учебник. М., 2003.

2 Алисов Н. В., Хорев Б. С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор) : учебник. М., 2003. С. 58 ; Мироненко Н. С. Страноведение: Теории и методы : учебное пособие для вузов. М., 2003.

3 Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Основы этнологии : учебное пособие для вузов.

М., 2003. С. 5—10.

13

 

Современное экскурсоведение показывает уровень развития образовательного туризма, степень его зрелости, является одним из слагаемых совершенствования системы народного образования в целом 1.

Таким образом, оказывая влияние на развитие других наук, история туризма совершенствует и развивает предмет своего исследования, т.е. не может развиваться без учета всей суммы знаний, исследуемых другими науками.

С другой стороны, история туризма опирается на ряд других научных дисциплин — социологию, психологию, антропологию, археологию, нумизматику, этнографию, общую историю и историографию, источниковедение и др., и тесно и безраздельно связано с ними. В целом в силу глобальности и широты охвата явление характеризуется как система наук о туризме.

Изучение исторического опыта зарождения и развития туризма необходимо для научного осмысления теоретических и практических проблем, связанных с туристской индустрией, ее развитием в современных условиях.

Исходная информация о развитии туризма как социально-культурного и экономического явления заложена в исторических источниках.

Источникам изучения истории путешествий и туризма всегда уделялось значительное внимание, ибо они позволяют раскрыть и показать процесс становления и развития явлений в цивилизационном аспекте. Довольно подробную характеристику источникам о туризме дает В. П. Грицкевич в книге «История туризма в древности» 2. Важными и наиболее древними являются изобразительные источники — граффити, представляющие собой изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. Письменные источники содержат информацию, составленную на естественном языке.

К их числу относятся статистические, актовые, канцелярские, художественные, научные, историко-описательные и др. Паломник, к примеру, в святые места брал с собой документ, свидетельствующий о цели его поездки — «Письмо мира» от имени епископа с места своего проживания и должен был предъявить письмо в приюте для пилигримов по пути следования и в месте, в которое он направлялся.

1 Райков Б. Е. Школьные экскурсии. СПб., 1910 ; Логинов Л. М., Рухлов Ю. В. История развития экскурсионного дела. М., 1989 ; Емельянов В. В. Экскурсоведение: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2000. С. 11—15 ; Седова Н. А. Культурно-просветительный туризм : учебное пособие. М., 2003 ; Долженко Г. П. Экскурсионное дело : учебное пособие (серия «Туризм и сервис»). М. : ИКЦ «МарТ» ; Ростов н / Д., 2005; и др.

2 Грицкевич В. П. История туризма в древности. СПб., 2005.

Граффити на стене новгородского храма (XII век)

14

 

К повествовательным источникам относятся личные — биографические, письма, дневники, воспоминания, а также авторские сочинения очевидцев и научные исследования, посвященные анализу туристской индустрии. Особыми видами источников истории туризма являются путеводители, карты путешествий и туристских маршрутов. Среди важнейших источников следует назвать статистические материалы, в частности ежегодные статистические сборники Национальных альпийских клубов, Горных клубов Российской империи и других стран мира, туринг-клубов, ЮНВТО, Росстата, обращение к которым позволяет выявить основные тенденции развития туризма. Для изучения истории становления и развития туристской сферы важным представляется использование периодики. Большинство современных СМИ в области туризма выходят сразу в двух версиях: печатной и электронной 1. Все более значительное место в исследованиях по Новейшей истории занимают такие источники, как интернет-ресурсы. Среди них можно выделить как общие информационные интернет-проекты 2, так и сайты, специально посвященные туристской сфере в целом 3, сайты международных организаций в сфере туризма 4, крупных центров мирового туризма5, национальных туристских администраций 6, российских общественных объединений в туристской сфере 7,

 

1 Ratanews. Ежедневная электронная газета для профессионалов турбизнеса. URL :

http://www.ratanews.ru / ; Турбизнес: Информационно-аналитический журнал для профессионалов. URL : www.tourbus.ru ; Туринфо. Еженедельный журнал туристского рынка России. URL : http://tourinfo.ru ; Туризм: практика, проблемы, перспективы. Профессиональный туристский журнал. URL : http://www.tpnews.ru / ; Горячая линия; туризм. URL : http://www.hotline.travel / ; Вольный ветер URL : http://www.veter.turizm.ru и др.

2 Современная Россия: база данных. URL : http://allrus.info / main.php

3 URL : www.Travel.ru ; Все о туризме и путешествиях. URL : http://www.travel.ru / ; Turizm.ru. URL : http://www.turizm.ru / ; www.travelglossary.ru /

4 Всемирная туристская организация (ЮНВТО). URL : www.world-tourism.org ; Всемирный совет по путешествиям и туризму: WorldTravel&TourismCouncil (WTTC). URL : www.wttc.org ; WorldTradeOrganization (WTO) Всемирная торговая организация (ВТО) URL : www.wto.org ; UnionofInternationalAssociations (UIA). URL : www.uia.org ; International Civil Aviation Organization (ICAO). URL : www.icao.int и др.

5 Испания. Барселона. URL : http://www.barcelona-spain.ru / ; Испания. Севилья. URL : http://www.spain-pro.ru / sevilia.php

6 Федеральное агентство по туризму Российской Федерации. URL : www.russiatourism.ru ; Agenzia Nazionaledel Turismo’s (The Italian National Tourist Board). URL : www.enit.it ; Ministeriodeindustria, turismoycomercio (Министерство индустрии, туризма и торговли Испании). URL : http://www.mityc.es / Pista ; Испания всегда открыта для вас! URL : http://www.runiga-barcelona.ru / ; Institutode Turismode España (TURESPAÑA). URL : www.tourspain.es ; Вена ждет вас. URL : www.vienna.info ; Австрийское представительство по туризму в Москве. URL : www.austria-tourism.biz ; Венгрия. URL : www.hungary.ru ; www.vengria.ru ; Французский дом. URL : www.francetravel.ru ; Эстония. URL : www.visitestonia.com

7 Российский союз туриндустрии (РСТ). URL : http://www.rustourunion.ru / ; Ассоциация делового туризма (Russian Business Travel Association — RBTA). URL : www.rbta.ru ; Российская гостиничная ассоциация. URL : http://rha.ru /

15

 

наконец, интернет-проекты, посвященные отдельным аспектам и формам туристской деятельности в России, например гостиничному хозяйству 1, туристским выставкам 2, издательскому делу в сфере туризма 3, а также сайты крупнейших туристских фирм 4.

Известно, что термин «предмет» именует совокупность понятий, при помощи которых данная наука описывает объективную реальность.

Предмет истории туризма находится в неразрывной связи с многочисленными гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами, обогащается процессом их роста.

Предметом изучения истории туризма как учебной дисциплины является восстановление исторической последовательности приобретения человечеством навыков и знаний в посещении регионов Земли на основе:

- расширения представлений об устройстве территорий и их специфике, рекреационного освоения и эффективности использования;

- усвоения этапов формирования географического мышления;

- изучения эволюции человеческой мысли как результата приобретения научных знаний о Земле и реализации возможностей по их использованию;

- выявления новых целей передвижения и возможности их реализации;

- формирования понятий о турпродукте и его использовании;

- самосовершенствования и развития как результата приобщения к туристскому виду деятельности и т.д.

Предмет истории туризма включает знания о социально-экономических процессах развития стран и регионов, определяющих материальную базу организации предпринимаемых путешествий и передвижений; роли государства в регулировании туристского процесса на определенных этапах развития цивилизации, появления новых средств передвижения, размещения, форм гостеприимства, а в итоге — нового образа жизни людей, без которого туризм становится немыслим.

Объектом изучения истории туризма являются события, факты, связанные с зарождением, развитием путешествий, видов и разновидностей туризма и гостеприимства от глубокой древности до наших дней.

Итак, мы видим, что история туризма — комплексная дисциплина, предмет изучения которой находится на стыке нескольких дисциплин: экономики, истории, географии, культуроведения, естествознания, этнографии, предпринимательства и т.д. Он раскрывает понятия «туризм», «туристский продукт» в их историко-эволюционном развитии.

1 Правительство Москвы. Гостиничное хозяйство. Интернет-ресурс для профессионалов гостиничной отрасли. URL : http://www.moshotel.ru /

2 Туристские выставки в России и СНГ. URL : http://www.travelexpo.ru /

3 Издательский центр «Академия». URL : http://www.academia-moscow.ru /

4 ВАО «Интурист». URL : http://www.intourist.ru /

16

 

В современной отечественной историографии предмет дисциплины трактуется неоднозначно. Так, Г. П. Долженко выделяет предмет дисциплины на основе систематизации организационных форм туристской и экскурсионной деятельности в России, примеров выдающихся путешествий 1, Г. Ф. Шаповал указывает, что это «наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная с самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени»2, Л. П. Воронкова делает акцент на том, что данная учебная дисциплина в ряде вузов, техникумов и колледжей туристского профиля трактуется как сфера культуры и человеческой деятельности на основе изучения этапов истории путешествий и совершенствовании туризма3, А. А. Крючков в своей монографии обращает внимание на формирование различных видов международного туризма в их взаимосвязи с культурными традициями слоев общества, религией, модой, политикой и т.п.4, М. Б. Биржаков и А. Г. Макаров прослеживают появление на каждом историческом этапе новшеств и качественных переходов в различных сервисах, сопутствующих путешествиям и туризму и обеспечивающих их содержательное наполнение и комфорт при передвижении, ночлеге, питании, обеспечении безопасности, досуговых занятиях и развлечениях 5. В книге под редакцией Т. И. Власовой определены и качественно охарактеризованы этапы развития отечественного туризма 6.

Целью изучения дисциплины является приобретение студентами знаний, умений, навыков, ценностных установок и компетенции выработанных практикой предшествующих поколений в области туристской деятельности.

Задачами дисциплины являются овладение студентами системой ценностных установок и знаний, включающих в себя факты, мнения, понятия, представления, теории, принципы, концепции, значимые связи и идеи об исторических путях и особенностях и этапах развития туризма, роли туризма в обществе в различные периоды мировой истории и истории России, а также передача соответствующих навыков и умений участия в дискуссиях по основным проблемам состояния и развития туристской деятельности для последующей работы в отрасли, что позволит более правильно и обоснованно планировать и прогнозировать развитие туризма

 

1 Долженко Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР. Ростов н / Д., 1988. С. 7—10.

2 Шаповал Г. Ф. История туризма : пособие. Минск, 1999. С. 3.

3 Воронкова Л. П. Указ. соч. С. 15.

4 Крючков А. А. История международного и отечественного туризма. М., 1999. С. 2—3.

5 Биржаков М. Б., Макаров А. Г. История туризма: от прототуризма до туризма современности : учебник / М. Б. Биржаков, А. Г. Макаров. СПб., 2012.

6 История российского туризма : учебное пособие / [Алексеев В. И. и др.; под общ. ред. Т. И. Власовой]. СПб., 2009.

17

 

в целом. Задачи изучения дисциплины постоянно обновляются и расширяются. Однако результаты изучения курса направлены прежде всего:

- на усвоение студентом сущности и основ каждого из этапов развития истории туризма;

- умение оценить роль национальной туристской деятельности и раскрыть ее вклад в мировой туристский процесс;

- умение проследить эволюцию основных организационных структур туристского и экскурсионного дела;

- приобретение навыков в анализе видов человеческой деятельности и появлении новых;

- получение знаний о деятельности выдающихся личностей: менеджеров, организаторов, путешественников-первооткрывателей, просветителей и т.д., умение обобщить их опыт работы и историческую роль в развитии туризма;

- понимание закономерностей формирования индустрии туризма, системы индустрии сервиса и гостеприимства в странах мира и Российской Федерации.

Функции изучения истории туризма как науки и учебной, гуманитарной дисциплины, на наш взгляд, реализуются в основах ее изучения.

К ним относятся: онтологическая, эвристическая, методологическая, мировоззренческо-регулятивная, прогностическая и др.

Назначение онтологической — познание и объяснение туристских процессов такими, какими они были и являются в действительности. Выполняя онтологическую функцию, история туризма отвечает на вопросы: что такое туризм, каковы его виды и системы организации, как и почему он возник и как развивался на том или ином этапе человеческой истории, что представляет собой в настоящее время и каковы тенденции его развития и т.д.

Эвристика — это искусство нахождения мыслей и новых открытий. История туризма не ограничивается познанием и истолкованием исторических явлений и процессов, а постоянно углубляет знания о них, открывает новые закономерности в их развитии. В этом суть действия эвристической функции дисциплины.

Методология — это теория, обращенная к научным исследованиям, поэтому история туризма призвана постоянно совершенствовать, обога-

щать арсенал методов, способов познания своего динамичного предмета. Ее категории, выводы и идеи универсальны и могут использоваться другими гуманитарными науками.

Управленческая функция нацелена на выявление механизма и опыта управления туристской организацией как в рамках небольшого коллектива, так и мирового сообщества.

Мировоззренческо-регулятивная функция определяет роль интеллектуальной культуры народов в совершенствовании общественных отношений и образа жизни, уровень сознания и качество развития личности.

18

 

Научное прогнозирование имеет большое значения для определения будущих процессов в сфере туризма. Применяя прогностическую функцию, исследователи пытаются на основе выявления тенденций и других факторов определить перспективность конкретных действий, предпринимаемых в совершенствовании индустрии туризма.

Функции туристской деятельности, в которых реализуется ее роль и значение в жизни общества, также накладывают отпечаток на появление новых функций истории туризма. Основные направления туризма — познавательный, оздоровительный, социально-коммуникативный, спортивный, эстетический, эмоционально-психологический, деловой, образовательный, творческий и др. — уже давно приобрели функциональную окраску.

Поэтому в истории туризма используется весь арсенал их функционального предназначения. Некоторые исследователи обобщают их применительно к вторжению туризма в различные сферы общественной жизни.

Выделяются функции экономического, социального и гуманитарного характера, проявляющиеся через спрос и потребление туристов, изменение жизни общества через современный туризм, использование возможностей туризма для формирования всесторонне развитой личности 1.

Направленность функций углубляет и расширяет предмет исследования истории туризма, раскрывает диапазон связи с другими науками.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 272.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...