Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Закономерности психического развития
Лекция 3. Закономерности психического развития. ПЛАН: Факторы развития психики. Психическая депривация. . Закономерности развития психики. Факторы развития психики. Психическое развитие - это закономерное и необратимое изменение психики во времени, выраженное в количественных, качественных, структурных изменениях. • это наследственное, прогрессирующее или регрессирующее необратимое количественное или качественное изменение в психике. • это активный саморегулирующийся процесс, в ходе которого возникают количественные и качественные преобразования. Итак, развитие - это количественные и качественные изменения, происходящих в психике ребенка закономерно, характеризующиеся новым качественным уровнем. Количество - «больше, выше» - объем памяти, непроизвольное запоминание в начальной школе, к концу обучения - произвольное. Качество - выявление новых качеств в одном свойстве - ведет к новообразованию (непроизвольное, произвольное запоминание) Развитие идет во времени - может быть растянутым и скачкообразным. Зависит от: • временно-ситуационных условий, • постоянно-действующих факторов: • биологических (что принадлежит как природному существу - наследственно (врожденно) - например, темперамент); • социальных (заложен, отражается накопленный человеческий опыт) В ходе развития происходит переструктурирование сознания - формирование новообразований, созревание к концу возраста (это результат ССР). Например: новорожденный ребенок Новообразование - контакт ребенка с матерью. Движущие силы - факторы, определяющие развитие - собственная сознательная деятельность человека по овладению действительностью, опосредованная его отношениями со взрослым миром. Причинами и источниками являются внутренние процессы, диалектические противоречия (конец дошкольного возраста - хочет учиться, но не знает как). Личность развивается в силу возникновения в ее жизни внутренних противоречий, которые появляются в результате ее отношений с окружающей средой, ее успехами и неудачами. Но внешние противоречия еще не являются двигателями развития. Они становятся источником развития личности интериоризуясь, активизируя деятельность человека на разрешение внутренних противоречий, путем выработки новых способов поведения. Противоречия разрешаются посредством деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности. Если противоречия не находят своего разрешения, возникают задержки развития, кризисные явления, болезненные нарушения психики, неврозы. Одно из основных противоречий, имеющих свое качественное отличие на равных возрастных этапах развития личности, - расхождение между возникающими у личности новыми потребностями и достигнутым уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения. В оптимальных условиях развития личности первая сторона опережает вторую. Постоянно возникающие противоречия между образом жизни личности и достигнутым ею уровнем психического развития являются основным противоречием и главной движущей силой психического развития личности. Виды противоречий: • между физическими и духовными возможностями. • между требованиями окружающих и имеющимся уровнем психического развития и пр. Условия развития - внешние и внутренние факторы, влияющие на результат (постоянно действуют), определенные условия, окружение конкретных предметов материальной и духовной культуры, люди и отношения между ними. Факторы развития - совокупность методов и средств обучения, организация и содержание обучения, уровень педагогической подготовленности учителей, а также воспитания. Факторы развития психики: • биологические - наследственные и врожденные, • социальные Наследственность - свойство живых систем воспроизводить свою организацию, воссоздавать себе подобных в ряду поколений.
енотип - совокупность генов - целостная система, совершенствующаяся в процессе эволюции, под контролем которой находятся все признаки организма - морфологические, биохимические, физиологические, параметры высшей нервной деятельности (ВНД).»
реда - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. • Макросреда - общественно-экономические отношения в целом, общественное сознание и культура. • Микросреда - непосредственное окружение человека - семья, коллектив, социальные группы. Онтогенез- индивидуальное развитие организма, охватывающее все изменения, претерпеваемые им от момента зарождения до окончания жизни. Онтогенез следует рассматривать в единстве и взаимообусловленности с историческим развитием - филогенезом. Созревание - это изменение индивида под влиянием внутренних врожденных; причин. Становление - приобретение новых признаков и форм в процессе развития. Формирование - это управление процессом развития, происходящее как целенаправленное воздействие, для того, чтобы вызвать изменения в психическом развитии по пути обучения и воспитания Формы организации активности детей: 1)обучение 2) воспитание Воспитание - планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия дня его развития, подготовки к общественной жизни. Психическая депривация. Психическая депривация (психическое лишение) - это психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, при которых личности не предоставляются возможности для удовлетворения некоторых основных психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени. Депривация - ограничение в удовлетворении потребностей - является важным фактором в психопатологии личности. Классический пример психической депривации - Император Фридрих II отдал своих детей нянькам со строгим приказом кормить их грудью, купать и мыть, но избегать каких бы то ни было разговоров, ласк и нежностей. Император предполагал, что речь, которой заговорят эти дети, если их не обучать новой речи, и явится той древнейшей, изначальной речью человечества. Его научная любознательность, однако, удовлетворена не было, ибо дети все умерли -они не могли жить без ласковых слов и нежной радости на глазах своих нянек. Древний летописец Салимбен из Пармы в XIII в. также описывал проявления депривации в семьях. Разные авторы выделяют депривации, соответствующие разным потребностям (психическим функциям), ставится некоторый акцент (двигательная, сенсорная, материнская и др. депривации). Структура психической депривации: •депривационная ситуация, •изоляция, •депривационный опыт, •механизмы депривации, •депривационное поражение Депривационная ситуация: • изоляция (от социальной среды) - можно увидеть одичавших детей, воспитывавшихся у животных, или детей, подвергшихся социальной изоляции (у умалишенных родителей), •сепарация (или полная депривация) - наблюдается в школах, больницах, при работающей матери. Боулби утверждал, что при сепарации нарушается процесс нормального развития чувств. Например, недостаток (в частности, любви) может приводить к кражам, т.е. происходит возмещение недостающего, все равно, чем). Корреляция между шизофренией и сепарацией проводится между 1 и 5 годами. Феномен госпитализма проявляется в безучастности, эмоциональной холодности или наоборот, гиподинамии. Развивается по 3 фазам: •протест, поиск матери, •отказ от матери, •сепарация, отчуждение. Сенсорный голод возникает при недостаточности стимулов, наличии "обедненной среды", т.е. все, что находится вокруг, обеднено, а для нормального развития мозга необходимо стимулирование (но в меру), которое должно меняться. Например, у животных: а) если у обезьяны конечности находятся в картоне, то ориентировка становится невозможна, б) у крыс, развивавшихся в обогащенной среде, все мозговые структуры развиты больше, чем у животных из обедненной среды, в) обезьяны предпочитают матерчатую маму металлической, даже если у той находится соска (эксперименты Харлоу). Условия депривации зависят от возраста, от задач, стоящих перед ребенком (например, сенсорная депривация в разные возрасты может привести к не развитию мозга): 1.Внешние условия депривации. 2.Внутренние условия депривации. 1. Внешние условия депривации - когда дети растут без родителей. В этом случае до трех месяцев нарушения не наблюдаются, а после - нарушили моторики, фазы формирования речи, эмоциональной сферы. Виды внешних деприваций: 1)больничная - происходит привыкание в итоге, 2)депривация в семье - недостаточная или искаженная связь со значимыми взрослыми, 3)депривация в широкой общественной среде: а) органические дефекты, б) семья изолирует (по убеждению, психопатии), в) семья изолирована (ценности), 4)экстремальные условия, 5)депривация в учреждениях: Виды деприваций личности в учреждениях: а) социальная гиперактивность - кидаются на шею, но не строят глубоких б) социальная провокация - добиваются внимания с помощью провока в) подавленный - у мальчиков, г) хорошо приспособленные, д) замещающее удовлетворение потребностей - начинание больше есть -компенсация эмоциональных связей, ябедничество - компенсация не включенности в группу . 2. Внутренние условия деприваций: 1)аффективное голодание, 2)половой, 3)конституциональный тип - уровень активности, чувствительность к отдельным сенсорным модальностям, 4) патологические различия. Любую депривацию можно компенсировать. Пути компенсации деприваций: •реактивация - увеличение количества стимулов, •переучиваяие, •редукция - перестраивание личности, •ресоциализация - включение в социум. Однако существует положительный результат деприваций - повышение чувствиткельности к подобным ситуациям. Закономерности психического развития Законы психическою развития - общие и частные закономерности -описание психического развития и управление им. В основу изучения закономерностей и динамики развития личности в отечественной психологии взята культурно-историческая теория развития психики человека Л.С.Выготского. 1.Развитие происходит в процессе социального развития в социуме. 2.Человеческий детеныш самый беспомощный и неприспособленный по сравнению с детьми животных. 3. Если ребенок воспитывается в изоляции от положительных эмоций, то у него проявляются не только отставание в психическом развитии, но и ребёнок может погибнуть в результате сенсорного голода. 4. В процессе овладения человеческими действиями и человеческим поведением ребенок приобретает необходимые психические качества и свойства личности. При овладении предметными действиями ребенок сначала обучается, а потом жестко усваивает знания, научается их применять (законы интериоризации и экстериоризации). 5.Психическое развитие детерминируется (причинно обусловлено) следующими факторами: •природные задатки, как условиями и предпосылками (Запорожец), •социальная среда (Эльконин ДБ.) - система отношений, в которую вступает ребенок в обществе, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области социальной жизни он входит; сотрудничество с другими людьми (Выготский Л.С.) - т.е. вне мира людей, мира, социального окружения человек не может быть человеком, •собственная деятельность, активность ребенка по овладению действительностью, как движущей силой (Анциферова, Карпова), •социальная ситуация развития (Выготский Л.С), как своеобразная, специфическая для данного возраста, исключительное, единственное, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, • внутренняя позиция (Божович ЛИ.) - как отношение ребенка к тому объективному положению, которое он занимает, и к тому положению, на которое он •противоречие между образом жизни и возможностями ребенка, между усвое-нисм предметной и общественной сторон действия (Леонтьев А.Н.) и др. 6. Качественное своеобразие и неповторимость каждого возраста. Возраст - определенная ступень, известный, относительно замкнутый цикл развития, наиболее типичные особенности, значение определяется местом в общем развитии (Выготский). - качественно своеобразный период физического, психологического или поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями. Виды возрастов: •хронологический - от рождения до настоящего времени, •биологический - определяется степень созревания организма, состоянию нервная система и ВНД. •социальный - определяется уровнем социальных ролей, функции человека (16 лет - права и обязанности). •психологический - особенности психологии и поведения, качественные изменения в психическом развитии - достигнутый к этому времени уровень психологического развития. •физический - характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения 5-летний по физическому возрасту ребенок психологически может быть развит, например, как 6-летний и даже 7-8-летний. Может быть и наоборот -дети с отставанием умственного развития обычно характеризуются обратным соотношением физического и психологического возраста. Современные критерии возраста: • социальная ситуация развития, • ведущая деятельность, • новообразования, • кризис - переломная точка на кривой детского развития. Как возникает возраст: 1)подготавливается социальная ситуация развития - изменяется внутренняя позиция человека, 2)это побуждает человека включаться в новые виды деятельности, 3)к концу возрастного этапа возникают новые психологические качества-новообразования, 4)далее - все начинается снова - изменение социальной ситуации развития - затем изменение ведущей деятельности - затем опят возникновение новообразований. 7. Наличие сенизитивных возможностей и сензитивных периодов
ензитивный период.- особенный период, оптимальный для развития той или иной особенности, период повышенной чувствительности к некоторым внешним воздействиям (в отдельный возрастной период). Например: •речь разбивается от 1 до 3 лет - потом можно компенсировать развитие, но очень сложно. Есть вещи, которые невозможно скомпенсировать (например: слух очень интенсивно развивается в 1-2 месяца). Может развиться вторичная глухота - утрачивается чувствительность слухового анализатора. •Эриксон -В течение первого года формируется базовая черта личности - доверие людям - Или недоверие миру - мир несет в себе угрозу, надо уходить от контакта с миром. Но эти периоды для всех детей и времен не определяются однозначно и могут быть изменены в результате совершенствования методов обучения и воспитания детей. 4. Преемственность психического развития,. 5. Переходный и критический характер психического развития на Переход может быть критическим («Кризис неизбежен» по мнению Л.С.Выготского) и незаметным («Кризиса может и не быть» по мнению А.Н. Леонтьева). Переходы возрастов происходят незаметно и заметно, что связано с изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, с целостной перестройкой его организма и поведения. Если переход из одного физического возраста в другой совпадает по времени с переходом из одного психологического возраста в иной, то это обычно сопровождается довольно приметными для внешнего наблюдения признаками. В переходные периоды многие дети становятся замкнутыми, раздражительными, вызывают своим поведением беспокойство у окружающих взрослых. -кризис возрастного развития - возрастной кризис. Т.е. в организме и психологии ребенка происходят существенные перемены, на пути нормального физического и психологического развития возникли некоторые проблемы, которые ребенок самостоятельно не в состоянии решить. Преодоление кризиса означает шаг вперед на пути развития, переход ребенка на более высокий уровень, в следующий психологический возраст. Т.е. кризис - это одна из форм развития. Характеристики критических периодов. 1)Определенная неотчетливость границ начала и конца, резко выраженная кульминация кризиса (связана с мобильностью возрастных границ), т.е. кризис возникает и кончается незаметно, но середина представляет собой резкое обострение. 2)Ребенок меняется в целом за короткий срок. 3)Трудновоспитуемость ребенка, конфликтность внешняя и внутренняя. 4)Негативный характер развития - на первом плане - отмирание уже сформировавшегося на предыдущей ступени (например, падение успеваемости). За негативными чертами стоит позитивное развитие личности. Возникают новообразования. Например в 3 года «неуправляемость» приводит к формированию самостоятельности. 5) Внутренняя растерянность, переоценка других и себя. Современные исследователи определяют кризис как приобретение опыта преодоления. 6.Мобильность возрастных границ. 7.Уровни психического развития не могут быть измерены постоянными методами, они должны быть соотнесены тем требованиям, которые предъявляет общество к психическому развитию. 8.Ни среда, ни наследственность не могут оказать влияние на психическое развитие личности вне ее собственной активности. 9.Индизидуализация возрастного развития: • индивидуальны сроки наступления возраста. • сензнтивностъ отдельных воздействий для конкретного индивида различна, • различен темп, ритм приближения к зрелости, • существуют индивидуальные варианты сочетания индивида, субъекта деятельности и личности. 10.Неравномерность отдельных сторон психического развития. 11.Гетерохронность - несовпадение физической зрелости с социальной или гражданской или умственной работоспособностью. Например, акселерация - процесс ускорения развития детей. Причины акселерации: •радио- волновые колебания (особенно в годы создания первых радио), •первые изрывы атомных бомб (особенно в 1945 г.), •изменение рациона питания, •изменение радиационного фона Земли, •развитие средств транспорта и связи, •урбанизация населения. Акселерация вызвала следующие проблемы: • рост преступности среди несовершеннолетних, • изменение государственных стандартов мебели, • ранняя рождаемость. • проблемы обучения и образования, • проблемы образования семей среди несовершеннолетних. Группы детей по уровню психического развития: • одаренные, талантливые - около 5%, • с нормальным психическим развитием, • с задержкой психического развития, • умственно отсталые дети, дети с сенсорными дефектами, дети с отклонениями в психическом развитии -15-20% Причины задержек психического развития: • перенесенные органические заболевания центральной нервной системы, не связанные с глубоким поражением головного мозга, • нарушение деятельности анализатора, расстройство речи, • неблагоприятные социально-психологические условия в ясельном и раннем дошкольном возрасте. Особенности познавательной сферы детей с ЗПР: 1)ограниченный объем восприятия и внимания, 2)страдают все виды мышления, 3)основной прием запоминания - зубрежка, 4)крайняя неустойчивость внимания, слабая концентрация, 5)бедность речи, 6)бедность мышления, особенно словесно-логического, 7)незрелость воли, эмоций, низкий навык самоконтроля, 8)недоразвитие моторики, 9)повышенная истощаемость нервной системы приводит к низкой работоспособности. Психология нормально развивающегося ребенка: • веселость, жизнерадостность, нечастые и непродолжительные слезы, • спокойный, достаточный сон и аппетит, • ежедневные заметные умственные успехи. • рано сказывается самостоятельность ребенка в играх, времяпровождении. • плотно сомкнутые губы, • прямолинейные брови и пр. Характеристика одаренных детей: • ребенок чувствует разницу с другими детьми, • начинает читать раньше других, • прекрасная память, • способность к длительному сосредоточению, • сам себе выбирает занятие, а не принимает предложения взрослых, • высокий уровень интеллекта, • красноречие, умение ясно выражать свои мысли, личная независимость. 12. Психическое развитие определяется социальной ситуацией развития. Социальная ситуация развития - своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной (специфичны для каждого возраста) - или отношение ребенка к социуму. Или - это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений, которое определяется социальным окружением. • Или - это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, типичное для каждого возрастного этапа. Ломка социальной ситуации является критическим периодом в развитии ребенка. 13. На типичное развитие оказывает влияние ведущая деятельность, которая определяет появление новых психических образований, присущих данному возрасту (Леонтьев А.Н.) Ведущий вид деятельности ребенка - определяет наибольшие успехи в раз витии его познавательных процессов - такой вид деятельности, который оказывает преимущественное влияние на развитие и формирование всех черт личности ребенка и его познавательных возможностей, характерен именно для данного возраста. Ведущий тип общения - в рамках которого лучше всего и быстрее всего формируются и закрепляются основные положительные черты личности. С возрастом ведущие виды деятельности и общения ребенка меняются, увеличивается их разнообразие и общее число. Развитие детей происходит одновременно во многих видах деятельности и общения. Система взаимосвязанных видов ведущих деятельностей и форм общения - механизм смены ведущих деятельности (Эль конин Д.Б.): 1.Эмоционально-непосредственное общение - общение ребенка со взрослыми людьми, осуществляемое вне совместной предметной деятельности в период времени от рождения до одного года. 2.Предметно - манипулятивная деятельность - деятельность ребенка раннего возраста от года до трех лет с разнообразными игрушками и окружающими предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначением и без активного взаимодействия со взрослыми. 3.Сюжетно-ролевая игра - сочетание игровой деятельности с общением, имитирующее определенную социальную ситуацию и характерные для нее формы ролевого поведения участников. Свойственна для детей дошкольного возраста от 3 до 6-7 лет. 4.Учебно-познавательная деятельность - сочетание учебной деятельности и межличностного общения, доминирующее в младшем школьном возрасте в пределах от 6-7 до 10-11 лет. 5.Профессионально-личностное общение - сочетание общения на личные темы и совместной групповой деятельности по интересам, служащее средством подготовки детей к будущей профессиональной работе в подростковом возрасте, от 10-11 до 14-15 лет. 6.Морально-личностное общение - общение на интимно-личностные темы в старшем школьном возрасте, от 14-15 до 16-17 лет. 7.При переходе ребенка на более высокую ступень развития прежние виды общения и деятельности, характерные для него, не исчезают - к уже сформировавшимся ранее видам деятельности и общения добавляются новые и одновременно происходит возрастная качественная перестройка каждого вида деятельности и общения. 14. Возникающие психические новообразования постоянно усложняются. Новообразование - психическое образование, появляющееся в определенные возрастные периоды. • новые качественно своеобразные психологические образования, характерные для определенного возраста. Реальные новообразования могут не совпадать с паспортным возрастом Социализация - процесс превращения биологического существа в человеческую личность - процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Этапы социализации: 1.Первичная стадия социализации или стадия адаптации - от рождения до подросткового периода - ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает. 2.Стадия индивидуализации - появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «Мир и Я» характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст характеризуется , как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности. 3.Стадия интеграции - появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться в общество». Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если же не принимаются, то возможны следующие исходы:
• сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий с окружающими, • изменение себя в целях «стать как все», • появление конформизма, внешнего соглашательства, адаптации. 4.Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность. 5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ: • осознание своей тождественности - младенческий возраст, • осознание своего «Я» как активного деятельного начала - 3 года, • осознание своих психических свойств и качеств - младший школьник, под росток, •осознание социально-нравственных качеств и норм поведения - ранняя УРОВНИ (ЗОНЫ) РАЗВИТИЯ ПО Л.С.ВЫГОТСКОМУ: •уровень (зона) актуального развития - характеризует наличные особенности психических функций ребенка, сложившиеся на сегодняшний день - т.е. это то. что ребенок может делать сам, без помощи взрослого, •уровень (зона) ближайшего развития - ребенок оказывается не в состоянии решить что-либо при помощи взрослых |
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 164. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |