Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ.




ВВЕДЕНИЕ

Рыночная экономика при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально-ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием.

Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики.

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что одним из значимых факторов успешного развития экономики любой страны должно стать эффективное и грамотное управление финансовыми ресурсами страны, выражающееся в проведении государственной финансовой политики. Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, финансовых ресурсов, а также элементов, ее составляющих.

Объектом исследования являются государственные финансы

Целью данной работы является изучение теоретического материала на тему государственных финансов

Для выполнения поставленной цели рассмотрим следующие задачи:

1. Содержание государственных финансов

2. Организация государственных финансов на федеральном и

региональном уровнях

3. Анализ федерального бюджета и бюджета субъекта РФ за 2016-2019 г.г

4. Государственные внебюджетные фонды

 

 


 


СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ.

Государственные финансы – это совокупность финансовых отношений, обеспечивающая достижение целей внешней и внутренней государственной политики. Эти отношения связаны с формированием финансовых ресурсов государства, используемых затем на расширение производства, удовлетворение социально-культурных потребностей членов общества, на управление, поддержание отечественных экспортеров.

Субъектами государственных финансов являются органы государственной власти различного уровня.[1]

В состав государственных финансов включают: бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий.

Основным звеном государственных финансов является бюджетная система.

Государственный бюджет – это имеющий законодательную силу главный финансовый план государства, централизованный фонд денежных средств государства для выполнения общегосударственных задач.

Бюджетное устройство – это организация и принципы построения бюджетной системы.

Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местных бюджетов.

Бюджеты разных уровней являются материальной базой финансовой деятельности соответствующих органов управления. Консолидированный бюджет РФ – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Принципы функционирования бюджетной системы РФ:

1) единство бюджетной системы;

2) самостоятельность бюджетов разных уровней (нижестоящие бюджеты не входят в бюджеты вышестоящих уровней);

3) полнота отражения доходов и расходов;

4) сбалансированность бюджета. Структурно бюджет строится по балансовому принципу и имеет две части: доходную (поступления и их источники) и расходную (расходы и потребители бюджетных средств);

5) гласность;

6) реальность;

7) эффективность, экономность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

Установление состава бюджетных доходов и расходов каждого уровня зависит от разграничения функций между федеральными, территориальными и местными органами государственной власти и управления – бюджетного федерализма.

Доходная часть бюджетов различных уровней иерархии формируется в рамках налоговой политики государства и территории, а также взаимоотношений с бюджетами других уровней – межбюджетных отношений.[2]

Межбюджетные отношения федерального бюджета с бюджетами регионов складываются из следующих элементов: дотации, субвенции, взаимные расчеты, краткосрочные бюджетные ссуды и трансферты. Дотации и трансферты из федерального фонда финансовой поддержки регионов можно отнести к категории универсальных грантов, предназначенных для регулирования уровня доходов территориальных бюджетов, а взаимные расчеты и субвенции – к целевым грантам, следствием которых могут быть как выравнивание, так и усиление различий в положении регионов.

Расходы бюджетов всех уровней делятся на бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюджет текущих расходов включаются трансфертные платежи, расходы на содержание бюджетных учреждений, дотации отраслям и регионам, затраты на содержание органов государственной власти и управления и др.

В бюджет развития входят ассигнования на финансирование государственных инвестиций, научно-инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством.

При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по кодам бюджетной классификации, что обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.[3]

Возможны два подхода к разработке государственного бюджета:

1. «от доходов», когда сначала определяют разумный (обеспечивающий условия расширенного воспроизводства) реальный объем доходной части. Исходя из доходов планируют расходы.

2. «от расходов» – определяется уровень расходов. После этого решается задача обеспечения доходов посредством введения новых налогов, увеличения налогового бремени. Последствия такого подхода могут состоять в сокращении налогооблагаемой базы вследствие остановки производств, уменьшения занятости, мотивации к труду.

Исполнение бюджета – это выполнение доходной и расходной частей бюджетов. Оно осуществляется Министерством финансов РФ и его органами, Федеральной налоговой службой и её подразделениями на местах.

Система кассового исполнения бюджета – совокупность элементов, осуществляющих прием, хранение, перемещение и выдачу бюджетных средств и ведение необходимой отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положены 2 принципа:

1. единство кассы, когда средства государства поступают на единый консолидированный счет Министерства финансов в ЦБ РФ, с которого производятся все расходы.

2. целевое использование средств.

Существуют три системы кассового исполнения бюджета: казначейская (Франция); банковская (Великобритания) и смешанная (США).

Для надежного банковского и смешанного кассового исполнения бюджета необходимы соответствующие оснащенность, квалификация и мораль банковского сообщества. В противном случае возможны сбои и задержки в прохождении платежей, чреватые негативными социальными и экономическими последствиями.

Преимущества казначейской системы: возможность оперативного получения информации, управления и контроля. Главное управление Федерального казначейства в составе Министерства финансов и его территориальные органы осуществляют организацию и контроль за исполнением федерального бюджета РФ, управление доходами и расходами этого бюджета исходя из принципа единства кассы, учет всех операций с государственными финансовыми ресурсами в безналичной форме. При этом имеется единый главный счет Федерального казначейства, с которого производятся любые платежи из федерального бюджета. Все остальные счета, по которым идет движение бюджетных средств, являются транзитными, и у них отсутствует переходящий остаток средств. Таким образом, казначейская система обеспечивает учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета.[4]

В целях сбалансированности бюджетов представительные органы власти устанавливают предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов.

Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего года. Секвестру не подлежат защищенные статьи (зарплата, стипендии, государственные пособия).

Дефицит бюджета может покрываться двумя способами:

1) инфляционным – печатанием необеспеченных денег, что порождает инфляцию. Если страна специализируется на выпуске продукции с длительным циклом разработки и производства (авиастроение, машиностроение), то создание такой продукции в условиях инфляции становится невыгодным;

2) безынфляционным – за счет выпуска и размещения на внутреннем и внешнем рынках долговых и конвертируемых ценных бумаг. При внешнем заимствовании доход получают внешние кредиторы, а бремя по обслуживанию долга несут предприятия и население. Это отрицательно влияет на уровень потребления и возможности экономического роста.

Доходы федерального бюджета делятся на налоговые (федеральные налоги и сборы; таможенные платежи и государственная пошлина) и неналоговые (от использования и продажи госимущества, часть прибыли государственных унитарных предприятий и Центрального банка РФ, от внешнеэкономической деятельности, от реализации государственных запасов и резервов). Обособленно в доходах федерального бюджета учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов (Федеральный дорожный фонд, Федеральный экологический фонд и др.).

Таким образом, мобилизация средств в доходную часть бюджета осуществляется через:

– взыскание налогов и пошлин;

– получение доходов от госсобственности;

– внутренние и внешние займы;

– продажу и залог госсобственности в процессе приватизации.

Средства расходной части направляют на:

– финансирование экономики и её структурную перестройку;

– социально-культурные мероприятия;

– укрепление обороноспособности государства;

– содержание органов государственного управления;

– создание государственных материальных и финансовых резервов;

– финансовую поддержку бюджетов субъектов РФ;

– погашение и обслуживание государственного долга.

За счет средств федерального бюджета полностью финансируются расходы на оборону, значительная часть затрат на финансирование госпрограмм, предоставляются дотации отдельным отраслям экономики, субсидии и субвенции бюджетам территорий.[5]


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...