Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема  2. Функции социологии рынка




 

1. Связь науки «Социология рынка» с другими науками

2. Основные функции социологии рынка

 

 

Связь науки «Социология рынка» с другими науками.

 

Дисциплина "Социология рынка" тесно связана прежде всего с изучением дисциплин, содержащихся в самом названии данной науки, т.е. с социологией и рынковедением.

Рассмотрим эти понятия.

Что касается определения "Социология", то существуют разные трактования этого понятия. Однако, бесспорно то, что социология - это наука об обществе. Это определение имеет этимологический смысл, т.к. термин "Социология" производное от двух слов: латинского слова societas - общество и греческого logos - слово, понятие, учение.

Обращаясь к понятию "рынок", можно выделить два основных подхода к его трактованию (см."Маркетинг" под ред. А.Н.Романова).

Первый подход основан на выделении политико-идеологического и философского содержания рынка. С этой точки зрения рынок может быть определен как:

1) способ организации общественного производства, основанный на свободе предпринимательства и ограниченной роли государства;

2) способ поведения хозяйственных субъектов, определяющий критерии принимаемых ими решений и характер отношений между субъектами ("рыночное поведение");

3) способ мышления, формирующий соответствующее мировоззрение участников хозяйственной деятельности ("рыночное мышление").

Второй подход к трактовке понятия рынка основан на выделении его конкретно-экономического содержания. В этом случае рынокрассматривается как механизм, позволяющий определить соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг.

С точки зрения целей дисциплины «Социология рынка» наибольший интерес для нас представляет определение рынка как способа поведения хозяйственных субъектов (рыночное поведение).

Кроме того, социология рынка опирается на следующие науки: психология, демография, статистика, экономическая теория

С другой стороны, теоретические знания и практические навыки, приобретенные в ходе изучения дисциплины "Социология рынка", являются необходимыми для изучения следующих дисциплин: «Маркетинг», «Маркетинговые исследования», «Менеджмент», «Психология управления», «Социальный менеджмент», «Организация труда менеджера», «Управление персоналом», «Конфликтология».

 

Основные функции социологии рынка

Основными функциями социологии рынка являются:

- познавательная;

- прикладная функция;

- функция социального контроля;

- прогностическая функция;

- идеологическая функция;

- гуманистическая функция.

Познавательная. Сущность состоит в том, что социология рынка обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о рыночных отношениях, раскрывает закономерности и перспективы социальной направленности их развития. Этому служат конкретно-социологические исследования рынка, предоставляющие богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях рыночных отношений.

Прикладная. Сущность состоит в том, что значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем.

Социальный контроль. Сущность состоит в том, что социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов.

Прогностическая. Сущность состоит в том, что практическая направленность социологии рынка выражается в том, что она способна выработать научно-обоснованные прогнозы о тенденциях развития рыночного поведения людей. Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества.

Идеологическая.Сущность состоит в том, что результаты социологических исследований рынка могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей.

Гуманистическая. Сущность состоит в том, что социологическое знание зачастую служит средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения. Но социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, что в конечном счете способствует совершенствованию рыночных отношений.

Содержательный модуль 2

Социальная политика в условиях рыночной экономики

Тема 3 . Особенности социальной политики и социальной защиты населения в условиях рыночного хозяйствования.

1. Стратегии социальной политики в обществе переходного периода.

2. Концепция социального рыночного хозяйства : формирование и развитие.

3. Социальная защита населения как функция рыночной экономики

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 433.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...