Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социология рынка: предмет, объект, цели и задачи




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ

Имени Михаила Туган-Барановского»

КАФЕДРА МАРКЕТИНГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

Костанда А.В.

Социология рынка

конспект лекций по дисциплине

для студентов направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» профиль «Менеджмент организаций и администрирование»,

специализация «Менеджмент организаций», «Логистика»

 

 

Донецк

 2016

 

Содержание

Содержательный модуль 1 Социология рынка: актуальность, сущность, функции Тема 1 Социология рынка: актуальность, предмет и объект ………… 1 Историческая необходимость и актуальность изучения социологии рынка как самостоятельной науки 2 Социология рынка: предмет, объект, цели и задачи Тема 2 Функции социологии рынка……………………………………… 1 Связь науки «Социология рынка» с другими науками 2 Основные функции социологии рынка 3 Связь науки «Социология рынка» с другими науками Содержательный модуль 2 Социальная политика в условиях рыночной экономики Тема 3 . Особенности социальной политики и социальной защиты населения в условиях рыночного хозяйствования…………………… 1. Стратегии социальной политики в обществе переходного периода. 2. Концепция социального рыночного хозяйства : формирование и развитие. 3. Социальная защита населения как функция рыночной экономики Тема 4. Социальная структура общества в условиях рыночного хозяйствования…………………………………………………………….. 1. Социальная стратификация и социальная мобильность общества 2. Основные типы социальных и социально-экономических групп в условиях развития рыночного отношения Содержательный модуль 3Роль предприятия в социологизации рынка Тема 5. Законы, определяющие рыночное поведение людей…………. 1. Законы человеческого поведения: необходимость и специфика их познания 2. Общие законы поведения 3. Законы инерционности человеческих систем 4. Законы связи с внешней средой 5. Социально-психологические поведения 6. Биопсихологические законы поведения Тема 6. Потребительское поведение как фактор взаимодействия предприятия и человека……………………………………………………. 1. Модель „черного ящика” сознания покупателя. 2. Характеристики потребителей, которые влияют на их рыночное поведение. 3. Психологические факторы, влияющие на поведение потребителей. 4. Процесс принятия решения о покупке потребителем. Тема 7. Социальная политика предприятий в условиях рыночной экономики…………………………………………………………………… 1. Цели и задачи социальной политики предприятия. 2. Формы стимулирования и социального обеспечения на предприятии. 3.  Социальные пакеты, содержание и структура. Содержательный модуль 4 Социологические исследования рынка как способ управления рыночными отношениями Тема 8. Социологические исследования рынка: сущность и виды….. 1.Этапы и виды социологического исследования. 2. Методы социологических исследований рынка. 3. Значение социологических исследований. Прогнозирование социальных процессов. Тема 9. Процесс и методология социологического исследования рынка …………………………………………………………………………. 1. Порядок формирования проблемы социологического исследования рынка. 2. Программа социологического исследования рынка. 3. Средства анализа и интерпретации данных социологического исследования рынка. Литература 4 7 9 16 22 36 55 62 73 81

Содержательный модуль 1

Социология рынка: актуальность, сущность, функции

Тема 1 Социология рынка: актуальность, предмет и объект

 

1. Историческая необходимость и актуальность изучения социологии рынка как самостоятельной науки

2. Социология рынка: предмет, объект, цели и задачи

 

Историческая необходимость и актуальность изучения социологии рынка как самостоятельной науки

 

Изучение теории и практики социальной стороны рыночного хозяйства крайне необходимо для системы подготовки экономистов и особенно менеджеров всех уровней и всех специальностей, что обусловлено следующими важными причинами.

Во-первых, необходимостью глубокого изучения разных направлений мировой экономической мысли с целью использования всего ценного, что имеет неоспоримое научное значение для развития экономической теории.

Во-вторых, развитием рыночных отношений в Украине, характеризующихся приоритетностью человека в рыночном хозяйствовании, который превращается в потребителя, наемного работника, руководителя предприятия, субъекта предпринимательской деятельности.

В-третьих, изменением стереотипа управления предприятием, отношения к потребителю и подчиненному. Внедрение следующих принципов функционирования предприятий:

- Потребитель – король.

- Производить то что продается, а не продавать то, что производится.

- Создавая товар – создавай потребителя.

- Заработную плату платит не руководитель, а потребитель.

- Работник – самый ценный ресурс предприятия.

- Лозунг – вопрос: «Что я сделал, для того, чтобы улучшить жизнь своего потребителя».

В-третьих, на пути радикальных экономических реформ Украины возникает ряд существенных преград - идеологических, политических, социальных, ресурсных, структурных и т.д. Среди них в современных условиях на первый план выходят социальные преграды. От успешного решения важнейших социальных проблем зависит успех радикального реформирования экономики. Поэтому изучение опыта становления и функционирования социального рыночного хозяйства в странах Запада приобретает особое значение для отечественных реформаторов.

Все эти обстоятельства обосновывают необходимость овладения экономистами и в особенности управленцами спецкурса "Социология рынка".

 

Социология рынка: предмет, объект, цели и задачи

 

Социология рынка - это наука об общих и специфических социальных законах, закономерностях развития и функционирования исторически определенных рыночных отношений, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных групп в условиях их рыночного хозяйствования.

Следует отметить, что отношения любого общества тогда становятся рыночными, когда рыночным становится поведение людей - субъектов, носителей этих отношений. Оно (поведение) является особым сплавом опыта и традиций, дополненных специфическим чувством предпринимательства, которое усиливает способность человека ориентироваться в рыночном лабиринте.

Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации в условиях рыночной экономики являются объектом социологического исследования рынка.

Предметом социологии рынка являются законы и закономерности рыночного поведения людей, факторы, которые влияют на нее.

В организационной структуре социологии рынка как науки следует различать три относительно независимых уровня:

1) уровень фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы рыночного поведения людей;

2) уровень прикладных исследований, в которых ставиться задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую ценность проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;

3) социальная инженерия рынка - уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования определенных рыночных отношений и совершенствования имеющихся механизмов мотивации рыночного поведения людей.

Данная классификация позволяет вычленить в структуре социологии рынка 3 уровня:

- теоретическую социологию рынка;

- прикладную социологию рынка;

- социальную инженерию рынка.

Целью изучения дисциплины "Социология рынка" является овладение студентами методологией и методикой проведения социологических исследований рынка, а также формирование четкого представления о необходимости и возможности использования социологических исследований рынка в практике принятия маркетинговых решений в процессе управления предприятиями.

Основными задачами курса "Социология рынка" являются:

1. Ознакомление со сущностью социологии рынка как науки.

2. Изучение основных направлений современной зарубежной социологии рынка.

3. Установление взаимосвязи социологии с научным управлением рынком.

4. Изучение законов поведения людей.

5. Изучение теории потребительского поведения, теории мотивации при совершении покупки покупателем.

6. Определение современных стратегически-социальных направлений деятельности предприятий.

7. Приобретение навыков использования на практике основных видов и методов конкретно-социологических исследований рынка.

8. Ознакомление с методикой разработки программ социологических исследований рынка.

9. Изучение методики анализа и интерпретации данные социологических исследований рынка.

     10. Овладение механизмом использования результатов социологических исследований рынка в практике управления предприятиями.

11. Определение социальных особенностей рыночных отношений на современном этапе развития экономики .

12. Раскрытие содержания стратегии социальной политики в обществе переходного периода.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...