Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социально-педагогической работы




Планирование определяет структуру и содержание социально-педагогической деятельности на определенный период. Существует перспективное, календарное и текущее планирование, а также различные формы моделирования и проектирования социально-педагогической деятельности.

 

Формы планов:

1. Перспективный план на год, на два и более лет.

2. Циклограмма

3. Календарный план на полугодие, четверть, месяц.

4. План-график работы на месяц, неделю, день.

5. План-сетка на месяц и на неделю.

 

Структура и содержание плана

Перспективный план отражает цели и движение к ним на ближайшее будущее, исходя из анализа прошлого и с учетом настоящего состояния дел. Перспективный план имеет следующие разделы:

·  Аналитическая записка - состояние социальной жизни учащихся, наиболее актуальные проблемы, социальные группы детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации, количественно-качественный анализ результативности работы социального педагога за прошедший период, характеристика его социальных связей и включенности других специалистов ОУ в решение проблем социальной жизни ребенка. Выводы о том, что же является объектом СПД сегодня и какие вопросы должны стать наиболее актуальными на ближайшее будущее.

·  Цели и задачи.

Цель определяет стратегию работы социального педагога, отражает предмет СПД как двухсторонний процесс:

- процесс становления личности ребенка как субъекта социальной жизни;

- процесс создания педагогически целесообразной среды.

Смысл целеполагания заключается в определении будущего результата на основе настоящего уровня возможностей. Таким образом, цель - СПД - это создание условий для совершенствования возможностей ребенка и его окружения в решении проблем социальной жизни. Ведущая цель может быть уточнена в соответствии с функциональной структурой СПД, когда социальный педагог выступает в определенной профессиональной роли:

 Цели по профилактике, предупреждению возникновения трудных жизненных ситуаций, социальный педагог выступает в роли наставника, при непосредственном общении с ребенком или его окружением.

Цели по защите и охране прав ребенка в уже возникшей трудной жизненной ситуации: социальный педагог выступает в роли посредника между ребенком и взрослым, ребенком и его окружением.

Цели по управлению действиями субъектов социальной жизни, от которых зависит разрешение проблем социальной жизни ребенка. Социальный педагог выступает в роли координатора.

Задачи определяют ближайшую перспективу разрешения проблем социальной жизни детей в определенном направлении СПД, одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям. Направления работы могут быть определены в соответствии с необходимостью выявить и разрешить те или иные проблемы какой-то из социальных групп семей или социальных групп детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В каждом разделе плана указываются мероприятия, которые должны обеспечить выполнение поставленных задач в данном направлении, сроки их проведения, должностные лица, совместно с которыми решаются эти задачи: администрация, учителя, классные руководители, специалисты ОУ.

В разделе "Профилактическая работа" учитывается содержание всех компонентов образовательного процесса данного ОУ. В структуре плана СПД должно быть отражено социально-ориентированные: содержание, методы организации учебной деятельности, отношения " учитель - ученик" - в базовых предметах учебного плана, включение учебных предметов по выбору школы, формирующих социальные знания, занятий в ходе дополнительного образования и в ходе событий школьной жизни, развивающих социальное чувство и поведение. Все это является средствами профилактики возникновения трудных жизненных ситуаций ребенка. 

В данный раздел входят также направления социально-педагогической деятельности специалистов образовательного учреждения: проведение социологических исследований и система учета проблем социального становления обучающихся; разработка социально-ориентированных учебных программ, проектов и планов мероприятий для обучающихся; обеспечение условий для создания системы социально-педагогического просвещения родителей, повышение квалификации педагогов. В том числе по следующим темам: профориентационная работа, профилактика наркозависимости, профилактика правонарушений и т.д.

Структуру раздела "Защитно-охранная деятельность" можно построить в соответствии с перечнем тех социальных групп, в отношении которых ОУ берет на себя ответственность по обеспечению гарантий социальных прав ребенка. Не все проблемы в трудной жизненной ситуации ребенка социальный педагог совместно с работниками ОУ в состоянии разрешить. При планировании необходимо четко очертить границы возможного и обозначить необходимость привлечения других государственных и общественных структур для решения проблемы. В разделах "Защитно-охранная деятельность" можно включить:

·  создание или совершенствование системы сбора, анализа информации, учета и контроля за разрешением проблем социальной жизни детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также информации о тех структурах, которые способны оказать помощь ребенку и его семье;

·  создание условий для совершенствования системы опеки и попечительства. в том числе, и вопросы лишения родительских прав;

·  меры по выявлению новых возможностей по жизнеобеспечению детей из малоимущих семей;

·  объединение усилий с представителями многодетных семей по решению проблем их социальной адаптации;

·  патронаж детей, стоящих на учете в органах ОППН, КДН и на внутришкольном контроле;

·  учет и контроль всех случаев конфликтных отношений, соответствующая реакция на ситуации затянувшегося конфликта ребенка с его ближайшим окружением в семье, в школе и за ее пределами и так далее;

Перечень направлений СПД и задачи, которые ставит социальный педагог, необходимо соотнести с формулировками в нормативно-правовых документах, чтобы не превысить свои полномочия.

В разделе "Управленческая или координационная деятельность" необходимо включить задачи и направления по установлению, развитию или совершенствования социальных связей:

·  со специалистами данного ОУ;

·  с сотрудниками других ОУ;

·  с другими государственными учреждениями;

·  с администрацией муниципального округа, района и вышестоящими инстанциями;

·  с общественными организациями;

·  со спонсорами;

Здесь же можно указать, какие органы самоуправления, общественные организации берут на себя ответственность за решения проблем социальной жизни ребенка, обучающегося в данном ОУ и какие связи с ними устанавливает социальный педагог.

Далее необходимо указать педагогические советы, профессиональные объединения и задачи, которые они ставят по методическому обеспечению социально-педагогической деятельности ОУ. Необходимо также перечислить программы и проекты по социально-педагогической работе, которые разрабатываются или осуществляются в данном образовательном учреждении.

Каждое направление в разделах плана обозначается не только названием, но и указанием задач, форм социально-педагогической работы, которые будут использованы в системе, в определенной последовательности как средства решения задачи в конкретный период времени.

Для повышения эффективности и оперативности плана работы, дополнительно используются и другие формы планирования.

Календарное планирование позволяет уточнить расположение событий, упорядочить действия социального педагога во времени и пространстве.

Циклограмма помогает распределить во времени работу по отдельным направлениям и согласовать между собой этапы СПД: изучение (Х), целеполагание и проектирование( ----), конструктивная реализация проекта и подведение итогов ( ****)

                 месяцы   направления СПД IX X XI XII I и т.д.
1   2.   3.

Х------------**********************

 

                     Х -----------**

 

                                                    Х------------------------- Х

 

Календарный план составляется на полугодие, чаще всего на месяц, иногда - на неделю.

Календарный план помогает выявить последовательность действий социального педагога по каждому направлению, уточнить место и время проведения событий, ответственных за результат.

Направления и формы социально-педагогической работы Дата и место Ответственный
1. Профориентационная работа - тестирование девятиклассников   - сбор, анализ информации о социальных ожиданиях обучающихся и выступление на родительском собрании   10.10 ( центр по труду и занятости)   28.10 (актовый зал)     · кл. руководители 9-х классов     · соц. педагог
2. Совершенствование контактов с родителями из многодетных семей: - выявить наиболее активных родителей, способных решать проблемы своей семьи, провести совещание по прогнозированию совместных действий; - собрание родителей всех многодетных семей по созданию общественной организации;     - подготовка письма в районную организацию "Большая семья" и совещание с активом по планированию работы     7.10 (каб. 23)   14.10 ( каб. 37)   21.10 (каб. 23)     · соц. педагог · кл. руководит.     · соц. педагог · зам директора по воспитательной работе · соц. педагог · председатель обществен. организации "Большая семья"

План-график на месяц, на неделю или на день, форма текущего планирования, позволяет расположить регулярно повторяющиеся мероприятия в определенной последовательности.

План-график на день.

Существуют дни, когда надо совершить много обязательных действий с людьми и надо равномерно распределить встречи с ними.

День Время Содержание деятельности и формы работы
Понедельник   День посвящен работе с детьми, стоящими на внутришкольном контроле.
  8.30 - 9.00 Встреча с детьми, уклоняющимися от обучения ( по особому графику).
  9.00 - 10.00 Контроль за посещением уроков теми, кто стоит на внутришкольном учете
  11.00 - 13.00 Встреча с завучем и учителями относительно детей, уклоняющихся от обучения, посещение уроков
  14.00 - 15.00 Собеседование с детьми имеющими отклонения в поведении
  15.00 - 16.30 Оформление документации

План-график на неделю или на месяц помогает распределить мероприятия, которые регулярно повторяются. Чтобы они не были сорваны, как показывает опыт, они не должны занимать более 30 - 40 % рабочего времени из 36-часовой недельной рабочей нагрузки социального педагога. В такой план-график включаются: консультации ( один день в 1,2,3,4 недели) для разных слоев населения, регулярные встречи с администрацией школы, организационно-педагогические совещания, обязательные выезды в государственные учреждения социальной защиты, еженедельные или ежемесячные совещания по планированию и подведению итогов, работы с коллегами по СПД, своевременное оформление документации.

План-сетка на месяц - форма текущего планирования.

Оформляется матрица по месячному календарю, заносится традиционный план-график работы, (он может пересниматься на ксероксе), о дальше идет наполнение дней другими событиями из календарного плана или формами текущей работы. С помощью индексов, символов достигается наглядное представление о комплексной организации СПД в рамках 36 рабочих часов в неделю, но и здесь треть времени нельзя занимать заранее. События школьной жизни лавиной сбрасывают на социального педагога проблемные ситуации, и надо иметь время для оперативного их решения.

    дни недели поне- дельник вторник среда четверг пятница суббота воскре- сенье
!-я нед.              
2 нед.              
3 нед.              
4 нед.              

 

Моделирование как средство программно-целевого метода управления развитием СПД (М.М. Поташник) является дополнением к перспективному и календарному планированию, когда возникает необходимость количественно - качественного изменений в результатах СПД.

Основные недостатки традиционного планирования заключаются в том, что цели определяются с позиции воспроизводства, повторения имеющегося опыта, а не с позиции перспективы его развития; события, мероприятия включаются в план спонтанно, не отражают логику развития, последовательность включения резервов; не учитываются реальные и возможные средства ресурсного обеспечения.

Пути проектирования моделей социально-педагогической деятельности:

· модель службы социально-педагогического сопровождения - от концептуальной идеи или типового положения к внедрению ее в реальную практику;

· модели социально-педагогической работы по одному из направлений - от уровня развития обучающихся к системе профессиональной деятельности специалиста в данном направлении ;

· модель развития профессиональной деятельности специалиста - от поля жизненных проблем субъектов социальной жизни к целевой комплексной программе СПД.

Программирование состоит в том, чтобы рассматривать планирование как гибкую систему целей в движении к будущему результату, как разработку целостной системы целенаправленных совместных действий субъектов социальной жизни и СПД, как мобилизацию и концентрацию ресурсов для разрешения наиболее трудной или наиболее болезненной проблемной ситуации, как систему контрольных действий на пути к цели.

В процессе разработки программы можно выделить пять стадий:

1. Анализ проблемы социальной жизни ребенка, социальной группы детей

( объект СПД) и имеющийся опыт ее разрешения.

2. Выявление тех, кто в социальной жизни является участниками этой проблемной ситуации и тех, кто выступит субъектом СПД, их реальных возможностей.

3. Формулировка ведущих стратегических идей, определение предмета и цели обновления СПД.

4. Формирование плана действий на первом этапе осуществления программы.

5. Экспертиза программы.

На каждой стадии надо точно рассчитать шаги социального педагога, а затем включить его действия в общую систему планирования рабочего времени. На каждом этапе реализации программы необходимо скрупулезно анализировать результат движения к цели, причины успеха и неудач, корректировать цели или изыскивать невскрытые резервы в решении проблем данного типа и совершенствовать свое профессиональное мастерство.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 187.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...