Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Введение или пути профессионального самоопределенияСтр 1 из 32Следующая ⇒
Введение в должность Социального педагога (Материалы для специалиста образовательного учреждения)
Санкт-Петербург 2000 год
Авторы-составители: к.п.н. Нагавкина Л.С. к.ф.н. Крокинская О.К. Косабуцкая С.А.
Под редакцией к.п.н., доцента, заведующей кафедры педагогики социального творчества СПбГУПМ Нагавкиной Л.С.
Рецензенты: Иванова В.П. - ведущий специалист Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга. Левашова Т.Н. - к.п.н., директор ППМС-центра Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Данный сборник является первым шагом к созданию серии информационно-методических материалов, которые помогут начинающим социальным педагогам на пути их профессионального самоопределения. Содержание данного издания очерчивает следующие ориентиры должностного самоопределения: -современное состояние и перспективы развития специальности в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга; -нормативно-правовая база деятельности социального педагога в системе образования; -некоторые условия и показатели результативности профессиональной деятельности специалистов.
Оглавление
Введение или пути профессионального самоопределения
Вот уже целое десятилетие мы наблюдаем как усиливается роль образовательного и воспитательного учреждения в решении насущных жизненных проблем ребенка. Любое государственное учреждение, в стенах которого оказываются дети, сталкивается с лавиной неразрешенных проблем, их количество постоянно возрастает, происходит усиление социальной функции государственных учреждений, назначаются на роль социального работника, социального педагога специалисты, происходит утверждение нормативно-правовой и финансовой базы для их деятельности, возникает система подготовки и повышения квалификации специалистов. Как и всякая новая специальность, социальная педагогика первоначально возникает в виде разрозненного спонтанного практического опыта, в виде отдельных научных идей и учебных дисциплин. При этом неизбежно временное состояние нечеткости предмета и недостаточная определенность метода, что создает специфические трудности для подготовки кадров. В Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства обращаются за консультацией сотни, вновь приступающих или, уже переживающих трудности в работе, специалистов. Одни работают в условиях культурного центра города, другие - в, так называемом, “спальном районе"; в общеобразовательном или в коррекционном, в сиротском учреждении; под давлением диктата администрации или при полной свободе полета фантазии. Одни утверждаются в оптимистическом порыве по установлению правопорядка и справедливости в развитии гуманизма и материнской заботы о несчастных детях; другие пребывают в полной растерянности перед безысходностью судьбы, бесправием и полным истощением духовных, физических сил. Социальные педагоги очень часто работают на этой должности по совместительству или, работая на полную ставку, выполняя много другой работы, не входящей в их компетенцию, не оформляют своевременно свои функции через должностную инструкцию и приказ директора. Как следствие - нестабильность и неудовлетворенность работой, проблемы, которых можно было бы избежать. Дать совет удобный для каждого специалиста, решить его проблемы никто не в состоянии. Остается одно: убедить человека в том, что ему самому необходимо установить равновесие между эмоциональными реакциями и рациональными способами выхода из сложившейся ситуации. Для этого прежде всего надо соотнести социальный заказ государства, предоставляющего социальному педагогу работу, свои собственные возможности и местные условия для результативной профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение - это единственно возможный и верный путь, который приведет специалиста к равновесию и к успеху. Как показывает наблюдения, для успешного становления социального педагога необходимо воссоздание целостного видения им человека, обретения как можно более полного представления об условиях жизни и развития ребенка; накопление знаний о месте и о роли педагога в решении жизненно важных проблем развития ребенка - все это можно считать качественными характеристиками профессионального самоопределения социального педагога. Самоопределение специалиста в наше время происходит при определенных трудностях: 1. До сих пор идут поиски источников развития профессии -социальный педагог. 2. Нет четкости в определении методологических основ, не сложилась философия специальности. 3. Не разработана теория социальной педагогики как специфической области науки. 4. Не сформировалась система социально-педагогической практики и инфраструктура государственных учреждений по ее осуществлению. 5. Не определены точно общепринятые границы, критерии оценки, функции специалиста по социально-педагогической работе. Если понятие “проблема” трактовать как “задача, которую невозможно решить из-за возникших на пути непреодолимых препятствий”, то можно констатировать: на пути профессионального самоопределения социального педагога масса препятствий, а значит и множество проблем. Поэтому особую роль играет поиск своего собственного пути профессионального становления. Направлениями его могут быть: профессионально-личностное, профессионально-педагогическое, профессионально-должностное самоопределение. Профессионально-личностное самоопределение это: осознание ведущих ценностей и смыслов в собственной социальной жизни; определение характера своих отношений с окружающими людьми (коллегами, детьми и их родителями, с представителями других организаций и т.д.); установление жизненных принципов при разрешении проблемных ситуаций. Профессионально-педагогическое самоопределение - это определение собственной позиции в теории и практике педагогики на фоне современных условий полипарадигмальной педагогической реальности.(И.А.Колесникова). Подробнее данным вопросам будут посвящены следующие издания информационно- методического сборника. Профессионально- функциональное (должностное ) самоопределение - это определение предмета социально-педагогической работы. Если “функция” это зависимость одних переменных величин от других и прежде всего от “аргумента” как независимой величины, то для определения функции социального педагога, как переменной величины, надо непременно искать устойчивые аргументы (В.В.Семенцов): это состояние физического, психологического и социального развития ребенка, состояние его ближайшего окружения и общественно-государственной системы социального обеспечения жизни ребенка. Предметом приложения сил социального педагога является двухсторонний процесс: процесс становления ребенка как субъекта социальной жизни и процесс создания педагогически целесообразной среды. При этом объект его внимания - всегда конкретная трудная жизненная ситуация, а цель - создание условий для успешного развития вышеназванного двухстороннего процесса. Другими словами: задача социального педагога - создать условия для выхода из трудной жизненной ситуации, когда ребенок сможет самостоятельно осуществлять собственные жизненные функции и для этого будет создана благоприятная социальная среда. Данное пособие может послужить ориентиром в определении границ профессиональной деятельности для начинающего социального педагога. Социальный педагог - прежде всего педагогическая специальность, но в должности социального педагога мы находим черты: · правоведа - защита юридических прав ребенка; · социального работника - жизнеобеспечение ребенка; · социолога - социологические исследования в окружающей среде; · социального психолога - изучение и корректировка межличностных отношений; · педагога-психолога - изучение состояния и коррекция психического развития ребенка; · администратора и управленца - представление интересов ребенка в государственных структурах. · педагога-организатора -проведение социально-культурных событий. Должностная инструкция может вобрать в себя некоторые их перечисленных функций, если человек имеет специальную подготовку к их исполнению, но все же социальный педагог должен прежде всего уделять свое рабочее время ребенку, педагогической работе с ребенком, находящимся в трудной жизненной ситуации, его социальному становлению. Должностное самоопределение будет зависеть от типа образовательного учреждения: · в сиротском учреждении - это прежде всего жизнеобеспечение и педагогическая основа жизненного самоопределения ребенка; · в коррекционном учреждении - это социальная защита интересов ребенка, его прав и воспитание ответственности за собственную жизнь; · в дошкольном образовательном учреждении, в гимназии и в общеобразовательном учреждении с “благополучным” социальным составом обучающихся - это, в основном, профилактика трудных жизненных ситуаций, конфликтов, девиантного поведения, всевозможных зависимостей и насилия; · в учреждениях, где преобладает неблагополучный социальный состав семей, уделяется основное внимание изучению условий жизни, учету изменений и оказанию помощи детям через связь со многими другими социальными институтами; · в центрах ППМС - службы еще не сложилась устойчивая картина социально-педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка. Функциональное наполнение должности социального педагога зависит от количества и качества работы социальных педагогов в школах района, но прежде всего определяется на основе Устава ППМС - центра. Как правило - социальный педагог это тот, кто проводит первичную диагностику состояния, проблем жизни ребенка по обращениям родителей и педагогов, а иногда и самих детей. В дальнейшем он осуществляет патронаж ребенка и координирует связь семьи со специалистами центра и другими учреждениями района, города. В настоящее время ППМС - центры имеют договоры со школами и тогда социальные педагоги центра осуществляют плановую работу с детьми через других специалистов образовательного учреждения, либо проводят обследование и корректировку социального развития, непосредственно работая с ребенком. Усиливается у социальных педагогов ППМС - центров и методическая функция, им вменяется в обязанность консультирование, помощь, а иногда и обучение социальных педагогов, родителей и других специалистов образовательных учреждений. Содержание данного сборника определено теми вопросами, которые наиболее часто задают люди, приступающие к работе в роли социального педагога. Одни имеют специальное педагогическое образование и педагогический стаж, другие пришли в сферу образования из другой отрасли и решили применить свой практический опыт по выживанию во благо детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Вот эти вопросы: 1. Когда и на каких основах введена должность социального педагога в образовательном учреждении? 2. Каково современное состояние и перспективы развития специальности в системе образования? 3. Каковы условия успешной работы в должности социального педагога? 4. Как планируется работа социального педагога? 5. Как подвести итоги и определить результативность работы социального педагога? Хочется надеяться, что ответы на эти вопросы, построенные на анализе практического опыта специалистов образовательных учреждений нашего города, помогут новичку - социальному педагогу реализовать свои возможности, определить ожидания коллег, детей и их родителей, увидеть социальную и педагогическую значимость своего труда в образовательном учреждении.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 171. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |