Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Россия – суверенное государство: внутренняя политика и геополитическое положение




После провала путча в августе 1991 г. Россия вступила в постперестроечный период, который предполагал борьбу с пережитками социализма, решительные шаги в области экономической и политической свободы. Целями постперестройки стали ликвидация наследия тоталитаризма в России, создание правового государства на основе демократизации, разделения законодательной и судебной ветвей власти, смена общественно-политической модели путем построения рыночной экономики со всеми ее атрибутами (частной собственностью, рынком капитала, ценных бумаг, труда). История постперестройки, политика возрождения посткоммунистической России связана с деятельностью Б.Н.Ельцина и его "команды".

Сразу после ликвидации СССР перед российским правительством встали три задачи:

1. продолжить – более энергично и последовательно – курс на проведение реформ, прежде всего в области экономики;

2. максимально сохранить с помощью СНГ экон. и воен.-пол.связи между Россией и республиками бывшего СССР;

3. сохранить и расширить уже достигнутое взаимопонимание и партнерство с США и другими странами Запада.

По распоряжению президента России правительство взяло курс на проведение политики экономического либерализма, которая заключалась в освобождении товарно-денежных отношений от государственного регулирования.

Политика экономического либерализма и ее результаты

Мероприятия государственной политики Последствия реализации
1. Либерализация цен: отпуск их при индексации зарплаты бюджетников, пенсий, стипендий и других выплат на 70% Рост цен за год в 100-150 раз, резкое снижение покупательной способности населения; обесценение денег на счетах предприятий и вкладов населения в Сбербанке. Пострадало около 75 млн. вкладчиков. Падение материального благосостояния людей: в 1998 г. среднедушевой доход составлял 90,8% прожиточного минимума. Недовольство и недоверие широких масс к правительственному курсу, которое отразил VII съезд народных депутатов России в декабре 1992 г. Усиление конфронтации федеральной и исполнительной власти, приведшее к трагическим событиям 3 - 4 октября 1993 г.
2. Массовая приватизация: перевод государственной собственности в частную (1992-1993 гг.). Безвозмездная передача всем гражданам части государственной собственности стоимостью 10 тыс. руб. путем выдачи приватизационного чека (ваучера). Операция осуществлена на общую сумму 1 трлн. 400 млрд. руб. в ценах 1991 г. С 1994 г. – приватизация государственных предприятий путем акционирования и начало продажи акционерных предприятий Вместо плановой социалистической возникла многоукладная экономика: 1. государственный капитализм (бывшие общенародные предприятия): 2. частный капитализм (приватизированные объекты народного хозяйства); 3. акционерные общества; 4. коллективные хозяйства; 5. мелкотоварное производство. Рост экономической преступности, злоупотреблений и коррупции: приватизационные чеки и дорогостоящие предприятия через подставные фонды скупались по баснословно низким ценам. В результате основная часть национального достояния оказалась в руках 10 % населения. Производство эта мера не оживила, но способствовала формированию рынка ценных бумаг. Началось разрушение колхозов и совхозов, из которых стали выделяться фермерские хозяйства низкой продуктивности. На ниве "дикого" капитализма в ходе приватизации были расхищены национальные богатства в небывалых размерах. Огромный экспортный капитал от продажи нефти, газа и цветных металлов не только не возвращался в отечественную экономику, но даже не направлялся на погашение растущего внешнего долга страны. За 1992-1996 гг. в западных банках осело 60-80 млрд. долл., вывезенных из России. Для того, чтобы как-то профинансировать бюджетные сферы, была ужесточена федеральная налоговая политика. В итоге предприятиям оставлялось не более 10 коп. с каждого рубля прибыли. Это подтолкнуло хозяйственников и предпринимателей к откровенно антизаконным действиям. Рыночные отношения приобретали откровенно криминальный характер. В целом "теневые структуры" контролируют сейчас большую половину экономики страны. Резко сократилось среднее и мелкое частное производство, не способное нести огромных расходов на "теневиков". Криминальные операции с деньгами стали приносить самые большие доходы. Так, в 1993 г. только "чеченские авизо" (фальшивые платежные документы) позволяли похищать до 2 млрд. руб. в день. Более 2 млн. чел только в Москве в 1994 г. пострадало от финансовых афер в ходе игры с акциями "пирамидных" финансовых компаний. Они выплачивали акционерам дивиденды за счет следующих вкладчиков. Наиболее громкими скандалами были АО "МММ", "Нефть Алмаз-Инвест", банк "Чара". Экономисты полагают, что если бы массовая приватизация предшествовала, а не следовала за либерализацией цен, криминализации экономики не было.
3. Смена протекционистского курса на фритредерский: 1. Ограничение и отмена централизованного распределения сырья и ресурсов 2. Отмена государственных дотаций убыточным предприятиям и регионам, перевод всех подразделений экономики на самофинансирование 3. Либерализация внешней торговли, расширение импорта потребительских и продовольственных товаров 4. Свободная конвертация рубля 5. Крупномасштабные внешние займы 6. Политика "открытых дверей" – неконтролируемый вывоз материальных ценностей и сырья за рубеж Развал военно-промышленного комплекса и бюджетных сфер: медицины, науки, образования и культуры в силу резкого сокращения государственных расходов на них. Из-за насыщения потребительского рынка иностранными товарами упал спрос на отечественную продукцию, затруднена ее реализация. Массовые закрытия предприятий легкой, электронной и машиностроительной промышленности, спад промышленного производства в целом по стране. Внутренний валовой продукт промышленности в 1990-1999 гг. сократился на 40 %. Результатом этого стала деиндустриализация: промышленное производство все более приобретает черты колониального типа топливно-энергетической и сырьевой ориентации. В экспорте газ и сырая нефть составляют 40 %, в импорте – машины и оборудование – 40 %. Осложняет ситуацию в промышленности рост взаимной задолженности предприятий: на 1 июня 1992 г. сумма взаимных долгов составила 2 трлн. руб. Резкое падение сельскохозяйственного производства в России: при катастрофически быстром росте цен на топливо не решены вопросы кредитования и инвестирования сельскохозяйственного производства и перевозок сельхозпродукции. По данным Всемирного банка, на конец 1994 г. внешний долг СССР, выплату которого взвалила на себя Россия, составил 94 млрд. 232 млн. долл. Курс рубля по отношению к доллару в 1992 - 1997 гг. изменился с 300 до 4700 руб. за доллар. Неконтролируемый вывоз сырья, особенно металла, за границу спровоцировал резкое падение цен на мировом рынке, что нанесло огромный ущерб экономической безопасности России Социальные последствия спада производства: имущественная дифференциация и скрытая безработица (неоплачиваемые отпуска, неполная рабочая неделя, длительные задержки выплат бюджетникам, пенсионерам и др. категориям, находящимся на дотации государства); переключение трудовой активности населения из сферы производства в область индивидуальных услуг, мелкооптовой и розничной торговли, посреднических операций. Макроэкономические последствия спада производства: полная зависимость российской экономики от Запада в лице международных финансовых организаций; нарушение экономических связей между регионами страны и распад единой народнохозяйственной структуры; выпадение из российского экономического пространства экстремальных геоклиматических регионов, все более подпадающих под протекцию иностранных держав (Дальний Восток, Крайний Север, Чукотка, Камчатка). Таким образом, произошла смена типов экономики: от системы государственного социализма к капитализму стадии первоначального накопления капитала с завышенным уровнем криминогенности.

Распад СССР и выход России на путь самостоятельного существования означал новый этап в истории Отечества. Независимая Россия взяла курс на интеграцию в мировое сообщество. Внешняя политика Российского государства в постперестроечный период была основана на следующих принципах:

1. недопустимость ядерной войны как средства достижения политических, экономических, идеологических и других целей;

2. поиск путей к всеобщей безопасности на основе политических решений, взаимовыгодных соглашений и компромиссов;

3. признание за каждым народом права выбора собственного пути социального развития;

4. учет собственных национальных интересов и уважение интересов других государств;

5. создание наилучших внешних условий, благоприятствующих укреплению территориальной целостности нашей страны;

6. отход от конфронтации, развитие равноправных, взаимовыгодных партнерских отношений с бывшими противниками по "холодной войне" (> 9.1);

7. необходимость поддержки реинтеграционных процессов на территории бывшего СССР, в первую очередь в экономической сфере.

В целом взятый на вооружение администрацией Ельцина внешнеполитический курс способствовал значительному оздоровлению м/н климата, обеспечил достижение успехов в развитии диалога, взаимопонимания, сотрудничества и партнерства со странами Запада.

Проведенные в 1992 – 1999 гг. администрацией Б.Н.Ельцина меры по изменению экономической и политической модели общества привели к разрушению старого строя и изменению форм собственности. Новые законы позволили осуществить разгосударствление госсобственности, обеспечить защиту частного капитала. В стране появились миллионы собственников и десятки тысяч акционерных обществ. В частные руки перешли нефтяные промыслы, металлургические и автомобильные заводы, авиапредприятия и электростанции, банки, страховые компании и т.д. таким образом, в эпоху Ельцина Россия твердо и решительно начала процесс перехода к созданию рыночной экономики. Для достижения этих целей были применены такие радикальные средства, как "шоковая терапия" (Е.Т.Гайдар) и ваучерная приватизация (А.Б.Чубайс). Социализм был разрушен, на его месте возникла уникальная "экономика переходного периода", на 70 % охваченная частным сектором. Но одновременно в России разразился эк. кризис, при котором рыночные механизмы пробуксовывали. К концу 1999 г. объем производства упал наполовину, возникла массовая безработица, произошло резкое обнищание бол-ва населения. Даже по самым оптимистическим расчетам процесс создания нормальной рыночной экономики в России займет приблизительно 15 - 20 лет.

Утверждению в России общества свободного предпринимательства препятствовали: бюрократизация всей социально-экономической жизни страны, в результате чего миллионная армия чиновничества удерживала за собой распределительные функции в условиях бездействия законов, катастрофическая нехватка казенных средств для модернизации промышленности и транспорта, а также эгоистическая позиция частного сектора, который стремился либо вывезти прибыль в зарубежные банки, либо уклониться от уплаты непомерно больших налогов. Эта картина наглядно демонстрирует бессилие и некомпетентность кредитно-финансовой политики власти. Негативные факты и явления позволяют сделать вывод, что в России в 1992 – 1999 гг. на базе партийно-советской номенклатуры формировалась номенклатурно-олигархическая система управления, основанная на сращивании неконкурентного местного капитала, паразитирующего на распродаже за рубеж сырьевых ресурсов, коррумпированных чиновников госаппарата и лидеров "теневой экономики"; укрытой от глаз налоговой инспекции. Факты убеждают, что к началу 2000 г. государственный аппарат в его нынешнем виде, система принятия решений и некомпетентность стали угрозой национальной безопасности, серьезной преградой на пути преодоления отставания России от развитых стран Запада.

После 1991 Россия покончила с остатками тоталитаризма, практикой систематического нарушения прав человека, радикально изменила положение простого человека. В выступлениях президента РФ Б.Н.Ельцина постоянно говорилось о том, что в центре внимания общества стоит забота о здоровье, квартире, достойной и хорошо оплачиваемой работе и другие сугубо будничные дела. Однако в реальной действительности правительство демонстрировало бессилие в деле социальной защиты населения. Около ? россиян жило за "порогом бедности", тогда как сотни тысяч "новых русских", используя пробелы в законодательстве о налогах и коррупцию чиновников, обкрадывали общество на десятки миллионов рублей. Власть сквозь пальцы смотрела на мошенничество олигархов в деле уплаты налогов и сохраняла с ними дружбу из корыстных расчетов. Непопулярность режима Ельцина в глазах рядовых граждан вынуждала власть в сложных ситуациях (например, проведение избирательной кампании) обращаться за поддержкой к олигархам, располагающим огромными финансовыми ресурсами.

"Сращивание" власти и магнатов российского бизнеса, начавшееся в середине 1990-х гг., имело негативные и весьма печальные последствия. Возникла целая индустрия "черного пиара". Сотни "специалистов-политтехнологов" трудились на ниве фальсификации выборов. В этом деле использовались подкуп и запугивание избирателей, публикация "компромата", административный ресурс и т.п. На предвыборную борьбу тратились средства, многократно превышающие установленные Центризбиркомом лимиты. Усилия политтехнологов давали нужный результат. Достаточно вспомнить, что рейтинги популярности президента РФ в январе 1996 г. составлял всего 2 %, а спустя всего 5 месяцев в результате усилий специалистов пиара он поднялся до 53 %, благодаря чему Б.Н.Ельцин одержал победу на президентских выборах, обойдя лидера коммунистов Г.А.Зюганова. В этой связи о демократическом характере власти в период второй администрации Б.Н.Ельцина можно говорить в известной мере условно. Факты неопровержимо свидетельствуют о том, что в 1996 - 1999 г. в деятельности российского президента отчетливо просматривались черты авторитарного режима. Так, после октябрьских событий 1993 г. (конституционный кризис, вылившийся в противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти) "под Ельцина" была принята Конституция РФ (12 декабря 1993 г.). Основной закон России предоставил президенту огромные, по сути, неограниченные властные полномочия, одновременно ограничив роль Государственной Думы и Совета Федерации Федерального собрания РФ в решении вопросов экономического и политического развития Российского государства.

В этих условиях отставка Б.Н.Ельцина 31 декабря 1999 г. была неизбежной. Электорат в последние годы проявлял явное недовольство тем, что никаких перемен к лучшему не происходит. Болеющий хозяин Кремля фактически перестал руководить государством, попав под сильное влияние ближайшего окружения. 1 января 2000 г. – памятная дата в новейшей истории России: в Кремле появился новый руководитель, который в марте был избран главой государства. В.В.Путин, второй президент России, получил тяжелое "наследство" от своего предшественника, ему необходимо было решить очень сложные задачи: консолидировать российское общество, осуществить назревшие экономические реформы, изменить жизнь к лучшему, превратить Россию в передовую, сильную державу. Под руководством В.В.Путина была подготовлена и утверждена большая программа реформ, направленная на изменение налоговой политики, подготовку серьезного и тщательно сбалансированного бюджета на 2001 г., изменение формирования состава Совета Федерации Федерального Собрания, создание семи федеральных округов во главе с полномочными представителями президента РФ.

Были приняты также меры к повышению жалованья военнослужащим, увеличению размеров пенсий пенсионерам, к сокращению численности армии на 600 тыс. чел. как первого шага на пути реализации военной реформы и т.д.

В области внешней политики В.В.Путин осуществил программу широких контактов с более чем 30 руководителями зарубежных государств. В итоге этих встреч и переговоров Россия подписала соглашения о сотрудничестве и партнерстве по вопросам укрепления мира и международной безопасности, развития экономических и научно-технических связей, выдвинула интересные предложения на проведенном в сентябре 2000 г. Саммите Тысячелетия, в котором участвовали главы государств и правительств более 180 стран.

У президента РФ сложились благоприятные условия для того, чтобы приступить к решению назревших экономических и политических проблем. В отличие от эпохи Б.Н.Ельцина, отношения между парламентом и исполнительной властью стали менее конфликтными. Быстрое восхождение В.В.Путина по ступеням власти, победа на президентских выборах показала, что он пользуется поддержкой и доверием десятков миллионов россиян. Это позитивный факт не только для президента, но и для всего общества. Избиратели поддержали В.В.Путина не только потому, что он стал первым российским политиком, который заговорил с простыми гражданами на понятном им языке, но, прежде всего потому, что люди ему поверили. Сумеет ли президент оправдать оказанное ему доверие, сбудутся ли в ближайшее время надежды россиян – на эти вопросы ответит сама жизнь.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 116.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...