Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ     ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МП Минюста РФ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО МОНИТОРИНГУ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ, СБОРА ИНФОРМАЦИИ

И ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЛИЦ И ОРГАНИЗАЦИЙ К ПРОЦЕССУ МОНИТОРИНГА

ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ (ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ)

 

Для того, чтобы объективно оценивать правоприменительную практику к деятельности по мониторингу правоприменения, целесообразно привлекать как можно более широкий круг профессиональных юристов, представителей научной школы, правозащитных и общественных организаций, бизнес-сообщества, средств массовой информации.

Только при комплексном изучении оценки общественного мнения, противопоставлении полярных позиций федеральных органов исполнительной власти и профессиональных юристов и представителей иных структур гражданского общества возможно получить объективную информацию о правоприменении закона или группы нормативных правовых актов, регламентирующих определенную сферу правоотношений. Результатом должны быть компетентные квалифицированные доклады федеральных органов исполнительной власти о ситуации правоприменения в определенной сфере, выводы которых могут быть включены в проект доклада Президенту Российской Федерации.

Важно при формировании ежегодного доклада Президенту Российской Федерации и плана мониторинга на последующий год использовать результаты исследований правоприменительной практики, полученные различными методами. Это могут быть итоги социологических опросов, научно-практических исследований, контент-анализа тематических материалов СМИ, работы привлеченных специалистов-экспертов, в том числе на условиях аутсорсинга.

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет работу по созданию Портала о состоянии законодательства и правоприменения (далее - Портал), который будет постоянно действующим информационно-аналитическим интернет-ресурсом с системой логически и технологически связанных между собой информационных страниц, отображающих на официальном сайте Минюста России информацию о правоприменении. Портал, по нашему мнению, должен стать инструментом в работе по осуществлению мониторинга правоприменения.

В целях наполнения Портала информацией о правоприменительной практике и обеспечения ее актуальности просим направлять в Министерство юстиции Российской Федерации имеющуюся информацию, которая может быть размещена на Портале, в том числе:

- нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регламентирующие вопросы осуществления мониторинга правоприменения;

- информацию о выполнении решений Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека, которые требуют принятия нормативных правовых актов, о ходе разработки необходимых проектов нормативных правовых актов, о реализованных решениях;

- сведения, комментарии, аналитические материалы, разъяснения федеральных органов исполнительной власти, которые связаны с правоприменительной практикой;

- информацию о результатах проведения антикоррупционного мониторинга, включая сведения об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов, заключения независимых экспертов по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

Для размещения на Портале могут быть предоставлены и иные сведения и материалы, которые связаны с правоприменением в Российской Федерации.

Направляемую в Минюст России информацию о правоприменении просим дублировать также по электронному адресу: analitika2009@bk.ru.

 

 

Вопрос 2. Показатели и критерии оценки объектов мониторинга правоприменения

Под критерием понимается признак, позволяющий производить сравнительную оценку вариантов деятельности, расчетов, характеризующихся многими признаками.

Показатель - это тоже признак, но характеризующий какую-либо одну сторону явления, действия, их количественную или качественную характеристику (сторону) или степень выполнения определенной задачи.

 

Показатели оценки объектов мониторинга правоприменения.

А. Показатели оценки действия закона

Важно здесь учитывать позитивные показатели действия закона. К таковым можно отнести:

(1) использование норм закона для определения статуса органа и разработки Положения, планов и программ, административных регламентов;

Идея создания системы мониторинга правоприменения вошла в фазу своего практического воплощения, исторический период фрагментарного и несистемного законодательства себя исчерпал. В настоящее время устойчиво действует лишь несколько компонентов мониторингаправоприменения — это первичный анализ нормативных актов и мониторинговые исследования, необходимые для проведения правовой экспертизы, тогда как нужен единый механизм мониторингаправоприменения, который бы пронизывал всю систему правотворчества, так и применения актов, созданных и принятых в процессе нормотворчества. Данные, полученные в результате прогнозирования, также подлежат оцениванию.

(2) использование норм закона для установления статусов госу­дарственных и муниципальных служащих и разработки трудо­вых контрактов, определения пределов служебного усмотрения, оценки уровня квалификации служащих при вступлении в должность и аттестации;

(3) использование норм закона для обеспечения участия граж­дан и общественных объединений в обсуждении проектов решений, контроле и т.п.;

(4) использование норм закона для подготовки и принятия под­законных актов в пределах компетенции;

(5) использование норм закона как оснований совершения юридических действий;

(6) заключение и выполнение соглашений с бизнес-структу­рами;

(7) предоставление публичной информации о деятельности и доступ к ней;

(8) реагирование на внешние правовые акты (в том числе про­курорские и судебные решения) и материалы общественных институтов.

Типология нарушений законности включает:

(1) несоблюдение компетенции органа, организации;

(2) вмешательство в сферу деятельности другого органа, органи­зации;

(3) искажение смысла норм закона, акта;

(4) неправомерные решения, действия;

(5) неиспользование прав, бездействие;

(6) технико-юридические ошибки;

(7) необоснованность решений, действий.

Следует учитыватьюридические ошибки, способствующие кор­рупционным нарушениям:

(1) расширительное толкование компетенции органа;

(2) смешение разных правовых понятий — компетенция, права, обязанности, полномочия, задачи, функции органа;

(3) отсутствие связи между правами органа и его обязанностями;

(4) нарушения связи между правами и обязанностями взаимо­связанных органов в ходе выполнения общих функций;

(5) неиспользование процедур взаимодействия органов друг с другом;

(6) предоставление органу чрезмерно широких возможностей правотворчества;

(7) увлечение общими формулировками об ответственности ор­гана и его руководителя;

(8) преувеличенные требования к клиенту вопреки нормам за­кона;

(9) широкие дискреционные нормы;

(10) злоупотребление бланкетно-отсылочными нормами как кор- рупциогенный фактор.

Эффективность закона

можно определятькак по собственно юридическим, так и по показателям и индикаторам фактической деятельности в сфере действия закона. В первом случае норма за­кона анализируется:

(а) по позитивным показателям ее реализации;

(б) по негативным показателям (нарушений, отклонений);

(в) путем оценки соответствующей информации.

Например, для нормы об обязанности принять решение пози­тивными показателями будут «знание», «решение в срок», «акты во исполнение» и т.п. Негативными показателями служат: «принятие некоторых решений», «количество опротестованных, оспоренных решений», «с опозданием», «непринятие» и т.п. Информация для этого — это материалы проверок, рассмотрение обращений, опросы, жалобы и т.п.

Следует при этом выявлять, анализировать и оценивать типич­ные коррупционные факторы нормативных правовых актов и их проектов, в которые могут входить коррупционные факторы, свя­занные с реализацией полномочий органа власти.

 

Б. Показатели, по которым собирается и оценивается информация о ходе реализации закона и иного акта.

Важнейшее значение для эффективности правового мониторинга имеет установление системы показателей, по которым собирается и оценивается информация о ходе реализации закона и иного акта. Напомним, что в упомянутой методике определены следующие показатели:

-   несоблюдение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

-   наличие нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов и организаций, а также муниципальных нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы;

-   несоблюдение пределов компетенции органа государственной власти;

-   искажение смысла положений федерального закона и иных правовых актов;

-   несоответствие нормативного правового акта РФ международным обязательствам России;

-   наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;

-   неполнота в правовом регулировании общественных отношений;

-   коллизия норм права;

-   наличие ошибок юридико-технического характера;

-   использование положений нормативных правовых актов в качестве оснований совершения юридически значимых действий;

-   искажение смысла положений нормативного правового акта при его применении;

-   неправомерные или необоснованные решения, действия (бездействие) при применении нормативного правового акта;

-   использование норм, позволяющих расширительно толковать компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления;

-   количество и содержание заявлений по вопросам разъяснения нормативного правового акта;

-   количество вступивших в законную силу судебных актов об удовлетворении (отказе в удовлетворении) требований заявителей в связи с отношениями, урегулированными нормативным правовым актом, и основания их принятия;

-   количество и содержание удовлетворенных обращений (предложений, заявлений, жалоб), связанных с применением нормативного правового акта, в том числе с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании, искажением смысла положений нормативного правового акта и нарушениями единообразия его применения;

-   количество и характер зафиксированных правонарушений в сфере действия нормативного правового акта.

Желая выделить долю собственно юридических показателей, мы разработали перечень позитивных негативных показателей действия 

закона. Они были обсуждены на заседаниях проблемных семинаров в Минприроды России и Минкульте России.

Вот позитивные показатели реализации федеральных законов и иных нормативных правовых актов:

-   применение норм федерального закона для подготовки и принятия подзаконных правовых актов в пределах компетенции органов государственной власти;

-   использование правовых норм для реализации программно-плановых показателей деятельности;

-   использование правовых норм для обеспечения целевых бюджетных расходов;

-   использование правовых норм для решения функциональных (тематических) задач;

-   использование правовых норм для определения статуса государственных органов власти, разработки положений о них, планов и программ, административных регламентов;

-   использование правовых норм для установления статуса государственных служащих и разработки должностных регламентов служащих, определения пределов служебного усмотрения, оценки уровня квалификации служащих при вступлении в должность и аттестации;

-   использование правовых норм в качестве оснований совершения юридически значимых действий;

-   использование правовых норм для обеспечения участия граждан и институтов гражданского общества в обсуждении проектов нормативных правовых актов;

-   использование правовых норм для разработки и принятия правомерных локальных актов;

-   реализация правовых норм в ходе совершения управленческих и иных действий в соответствии с компетенцией органа власти — совещания, заседания, выезды, координация, проверки, финансовые операции и т. п.;

-   применение правовых норм при подготовке, оформлении и использовании юридических документов (финансовых, аналитических, расчетных, распорядительных, отчетных и т. п.);

-   использование правовых норм при осуществлении органом власти действий в связи с направлением в его адрес внешних правовых актов (судебные решения, акты прокурорского реагирования, контрольно-надзорных органов) и обращений (материалов) институтов гражданского общества;

-   соблюдение органом государственной власти требований информационной открытости (доступ к информации о своей деятельности);

-   уменьшение количества правонарушений в сфере, отрасли.

В дополнение к названным показателям применительно к отдельным отраслям и сферам могут разрабатываться наборы специальных позитивных показателей.

Рекомендуется учитывать типичные негативные показатели реализации нормативного правового акта:

-   слабое влияние на выполнение бюджетных и иных показателей деятельности;

-   несоблюдение органом государственной власти своей компетенции при издании нормативного правового акта;

-   вмешательство в сферу деятельности другого органа власти;

-   искажение смысла норм федерального закона на подзаконном уровне;

-   неправомерные или необоснованные положениями нормативных правовых актов действия, решения органа власти;

-   неиспользование должностными лицами органов власти положений нормативных правовых актов, бездействие;

-   наличие юридико-технических ошибок;

-   коррупционные проявления, устанавливаемые в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 961. В дополнение к названным показателям применительно к отдельным отраслям и сферам могут также разрабатываться наборы «специ-альных» негативных показателей.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 349.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...