Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теоретическая, эмпирическая и операционная интерпретация основного понятия.




 Все проблемные ситуации в социологическом исследовании имеют свой понятийный (категориальный) аппарат. Часто программы, особенно теоретически направленного исследования, содержат много специфических, порой неоднозначно толкуемых слов и категорий, в связи с чем возникает проблема однозначного понимания их исследователем и респондентами. Многие теоретические понятия необходимо разложить до уровня эмпирических индикаторов, чтобы была возможность их исследовать.

Интерпретация (лат. interpretatio) - многоступенчатая процедура истолкования, разъяснения (конкретизации и обобщения) предпосылок и результатов социологического анализа. Она является необходимым элементом объяснения в социологии.

В данном случае исследователь использует общепринятые научные определения понятий, находящиеся в справочниках, толковых словарях, энциклопедиях, учебниках или специальной (научной) литературе, либо, если их нет под рукой, вводит их с помощью логического размышления или опираясь на свой жизненный опыт.

Исследователь должен дать в программе исчерпывающую интерпретацию основных понятий. Для этого работе необходимо уделить особое внимание, так как от этого полностью зависит логика изучения проблемы и направление поиска путей ее решения, а это не всегда бывает просто сделать.

Одной из причин недостаточно строгой научной интерпретации того или иного понятия является то, что исследователь зачастую использует широко распространенное и прижившееся в массовом сознании обыденное представление о понятии, а не раскрывает полностью его содержание. Это неминуемо впоследствии приводит исследователя к большим трудностям.

Другая причина заключается в том, что разные понятия имеют различный уровень абстракции. Например, если понятие “политическая информированность” можно интерпретировать без особого труда (“степень осведомленности по вопросам общественно-политической жизни внутри страны и за рубежом”), то более объемным понятиям, таким как “социальная активность”, “девиация”, “уровень культуры” и др., имеющим десятки отличающихся друг от друга определений, порой бывает трудно дать сразу научную интерпретацию. Для этого необходимо дополнительно изучить соответствующую научную литературу.

Часто основное понятие содержит в себе другие, более “частные” понятия, которые имеют менее высокий уровень абстракции. Так, например, основное понятие “социальная активность” включает в себя такие более конкретные понятия: “трудовая активность”, “общественно-политическая активность”, “активность в сфере познания” и др.

Таким образом, интерпретация понятий - это процедура истолкования, уточнения смысла понятий, которые будут применяться в ходе исследования.

В социологическом исследовании существуют три основных вида интерпретации: теоретическая, эмпирическая и операциональная (об этом подробнее см.: 12; 22; 28).

Теоретическая интерпретация состоит в раскрытии содержания основных понятий через понятия меньшей общности.

Эмпирическая интерпретация - это выделение эмпирических (наблюдаемых) признаков, конкретизирующих содержание основных понятий.

Операциональная интерпретация - это дальнейшее расчленение эмпирических индикаторов основного понятия на более простые операционные понятия, которые будут поддаваться измерению.

Все эти три этапа интерпретации необходимо применять в единстве для того, чтобы правильно провести социологическое исследование.

Гипотеза в социальном исследовании. Классификации гипотез. Требования к гипотезам

Гипотеза - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения фактов, явлений, процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть.

Роль гипотез в социол. Исследовании очень важна, т.к. она в той или иной мере аккумулирует опыт науки; в ней отражается знание и опыт самого исследователя, также она служит переходным этапом от теории к разработке инструментария социологического познания.

По содержанию гипотезы подразделяют на описательные и объяснительные и прогностические. Описательные гипотезы - предположения о фактическом состоянии объекта, его функциях, так как анализируется статистическая и эмпирическая информация (например исследовать взаимосвязь конфликтных семей и уровня преступности подростков)

Объяснительные гипотезы - предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте. На основании этих гипотез делаются попытки раскрыть причины соц. Явлений, процессов, тенденций.

Прогностические гипотезы – позволяют отразить множество явлений, выявить тенденции и закономерности в развитии микро - макросистем. В этом случае значение полученных выводов выходит за рамки конкретных целей и задач и представляет ценность для развития социальных процессов в обществе. (Например, влияние семьи на преступное поведение подростков можно спрогнозировать рост ожидаемой преступности в обществе и изменениях, происходящих в семьях).

Для повышения подтверждаемости гипотез руководствуются следующими правилами:

Выдвигать, возможно, большее число гипотез

Указывать, возможно, большее количество эмпирических показателей для их проверки.

Общие требования к гипотезам:

1. Она не должна содержать понятий, которые не имеют эмпирических индикаторов в рамках данного исследования.

2. Она должна быть применима ко всему кругу явлений, которые она объясняет

3. Она должна быть проверяемой при существующем уровне теоретических знаний и методических возможностях

4. Должна быть простой

5. Она должна в своей формулировке содержать указание на способ ее проверки.

В результате исследования гипотезы либо подтверждаются, либо опровергаются. Конкретные гипотезы легче проверить наблюдением или опросом. Неподтвержденная гипотеза также полезна для науки, как и подтвержденная.

16 Гипотеза в социологическом иследованнии. Класифи










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 318.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...