Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Точечное и повторное исследование. Разновидности повторного исследования.




Особенности научного исследования СКД в различных сферах жизнедеятельности и с различными группами населения.

Конкретное социологическое исследование, его отличие от других видов исследование.

В чем проявляется отличие КСИ от других видов социальных исследований?

Отличие КСИ от других видов социальных исследований состоит в их:

· комплексности;

· в многоплановости анализа социальных объектов во всей совокупности связей и отношений;

· в изучении социальных процессов путем анализа деятельности человека (или результатов этой деятельности);

· в выявлении социальных потребностей человека, его интересов, мотивов поведения и ценностных ориентаций.

Как основной метод социологии КСИ имеет две стороны:

· теоретическую (которая связана с разработкой программы, обоснованием цели и задач, определением гипотез и этапов исследования);

· и инструментальную (которая проявляется в разработке методики и техники КСИ, в способах сбора, обработки и анализа социологической информации).

Таким образом, конкретное социологическое исследование в наиболее общем виде можно определить как систему логически последовательных, методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью: получить достоверные данные об изучаемом социальном явлении или процессе для последующего использования в практике социального управления.

Основные этапы социологического исследования

 

Социологическое исследование – это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения.

В социологическом исследовании можно выделить три основных этапа:

1) разработка программы и приемов исследования;

2) проведение эмпирического исследования;

3) обработка и анализ данных, формирование выводов, составление отчета.

Все указанные этапы чрезвычайно важны и требуют особого внимания. Второй этап зависит от выбранного типа социологического исследования и методик. Поэтому остановимся подробнее на рассмотрении этапа составления отчета о социологическом исследовании.

Итоги анализа полученной в ходе эмпирического исследования информации отражаются, как правило, в отчете, который содержит в себе данные, интересующие заказчика. Структура отчета по итогам исследования чаще всего соответствует логике операционализации основных понятий, но социолог, готовя этот документ, идет путем дедукции, постепенно сводя социологические данные в показатели. Число разделов в отчете обычно соответствует числу гипотез, сформулированных в программе исследования. Первоначально дается отчет по главной гипотезе.

Как правило, первый раздел отчета содержит краткое обоснование актуальности изучаемой социальной проблемы, характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора информации, количество участников, сроки проведения и т. д.). Во втором разделе дается характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам (пол, возраст, социальное положение и др.). Последующие разделы включают в себя поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы.

Разделы отчета при необходимости могут быть разбиты на параграфы. Каждый параграф целесообразно завершать выводами. Заключение отчета лучше представить в виде практических рекомендаций, базирующихся на общих выводах. Отчет может быть изложен на 30–40 или 200–300 страницах. Это зависит от объема материала, целей и задач исследования.

Приложение к отчету содержит методологические и методические документы исследования: программу, план, инструментарий, инструкции и т. д. Кроме того, в приложение чаще всего выносят таблицы, графики, индивидуальные мнения, ответы на открытые вопросы, которые не вошли в отчет. Это может быть использовано при проведении последующих программ исследования.

 

Виды социологического исследования.

Различают 3 вида социологических исследований:

  1. пилотажные (разведывательные),
  2. описательные,
  3. аналитические.

Пилотажное социологическое исследование

Задача этого пробного исследования состоит в подготовке к основному. Оно проверяет качество основного СИ и охватывает лишь небольшие совокупности исследуемых факторов, работая по упрощенной программе. В ходе пилотажного исследования проверяются все элементы будущего СИ, выявляются трудности, которые предположительно встретятся при его проведении. Иногда во время такого исследования появляются новые гипотезы и собираются оперативные данные. Обычно проводится среди нескольких десятков человек.

Описательное социологическое исследование

Данное исследование является более сложным, поскольку его цели и задачи предполагают получение целостного представления касательно изучаемого явления; проводится с использованием соответствующего инструментария. Подобные исследования проводятся в тех случаях, когда объектом изучения становится большая общность людей, для которой характерны разнообразные характеристики. Между ними можно выявить определенные связи, осуществить сопоставление и сравнение.

Аналитическое социологическое исследование

Самый глубокий вид социологического анализа, целью которого является выявление причин, лежащих в основе процесса. Они же и обуславливают его специфику, а потому подготовка к подобного рода СИ требует больше времени и носит комплексный характер.

Сущность, цели и задачи пилотажного исследования.

Пилотажное исследование – пробное исследование, предшествующее основному и предпринимаемое в целях проверки качества подготовки основного исследования. Основная функция П. и. — уточнение задач и выдвинутых на основе теоретического исследования гипотез. Нередко в результате П. и. формируются новые гипотезы.

П. и. — неотъемлемая часть комплексной процедуры разработки тестовой методики, установления адекватного набора тестовых задач, нормирования и стандартизации, проверки валидности.

 П. и. в практической психодиагностике применяется при использовании в новых условиях известных методик для верификации их надежности и валидности. Огромное значение имеет П. и. для отработки анкет, опросных листов, бланков интервью, документации, предназначенной для фиксации результатов исследования.

Объем выборки для П. и. зависит от целей и задач пилотажа и основного исследования. Обычно считается достаточным обследование 50-100 человек. Выборка для П. и. должна соответствовать требованиям репрезентативности по отношению к испытуемым при основном исследовании. Величина выборки и детализация П. и. зависят от степени апробированности применяемых методик.

Точечное и повторное исследование. Разновидности повторного исследования.

Точечное исследование(его еще называют разовым) дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения.

Повторное исследование — это исследование одного и того же или различных контингентов, проводимое несколько раз, через определенные промежутки времени в одинаковых или различающихся условиях.

 Основными требованиями к повторным исследованиям является сопоставимость исследований, а также обоснованность существенности различий по сравнимым показателям. Чтобы обеспечить сопоставимость исследований, повторное исследование проводят по единой программе и инструментарию.

Повторные исследования, в свою очередь, делятся на трендовые, панельные и лонгитюдные. Трендовые исследования реализуются на аналогичных выборках или в рамках единой генеральной совокупности с интервалами во времени с целью изучения изменений на уровне определенной группы. Различают которые тренды и исторические тренды.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 447.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...