Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

I. Задания для самостоятельной работы.




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

1.Основные сведения об истории психологической экспертизы.

2.Методы психологической диагностики, применяемые в экспертной практике. Их классификация

 I. Вопросы к самоподготовке:

1) Дать характеристику методам психологической диагностики в экспертной практике:

а) Валидность (объективность, обоснованность и прогнозируемость)

б) Надежность (точность и устойчивость результатов)

2.Специфика выбора методик психодиагностического исследования в экспертной работе.

3.Методикы используемые в собственной экспертной деятельности

А) 1 группа - L - результаты регистрации реального поведения человека (life record data)

Б) 2 группа - QQ Данные опросника, методов самооценки и самоотчетов (questionnairy data), направленных на исследование различных сторон личности;

В) 3 группа - Т - данные экспериментального исследования (objective test data), использующий тестовые и патопсихологическое методы.

5.Класификация методов по процедуре исследования.

1. Экстенсивные методы.

• Биографический метод.

• Наблюдение.

• Диалоговые методы, главными из которых является беседа и глубинное интервью с подэкспертным, его родственниками, друзьями и знакомыми.

2. Интенсивные методы.

• Объективные тесты, характеризующиеся наличием нормативных ответов. Ими обычно служат психометрические методы измерения интеллекта (Векслер, Равен) или классические Патопсихологические методы исследования познавательных процессов (10 слов, значок, Классификация, Сравнение понятий, таблицы Шульте и т.д.).

• Стандартизированные самоотчеты:

а) Тесты-Опросники, основанные или на клинико-психологической типологии личности (MMPI), или на типологии черт личности (Кеттелл) или характера (Шмишека, ПДО), или темперамента (Айзенк, Стреляу), или отдельных черт личности или психических состояний (Роттер, Баса-Дарки, Спилбергера и др.)

б) Субъективное шкалирование, что выявляет особенности самосознания. Чаще всего в экспертизе применяются шкалы самооценки Дембо-Рубинштейн, репертуарные решетки личностных конструктов Келли.

• Проективные техники:

а) словесная апперцепция, когда от испытуемого нужно дать вербальное описание неструктурированного стимульного материала или составить на его основе рассказ (ТАТ, тест Роршаха, тест руки Вагнера и др.).

б) проективная преимущество, где испытуемым осуществляется выбор стимула (тесты Люшера, Сонди, Эткинда).

в) полупроэктивные тесты, к которым можно отнести тест Розенцвейга, метод незаконченных предложений, значок;

г) рисуночные тесты. Чаще всего используются методики Рисунок человека, Дерево, Несуществующее животное, Дом-Дерево-Человек, имеющих достаточно унифицированы стандартизированные схемы интерпретации.

• Анализ продуктов спонтанного творчества - применяется в тех случаях, когда в распоряжении эксперта-психолога является литературная и художественная продукция испытуемого.

• Ассоциативный и метод дистантной оценки для оценки личности без непосредственного контакта с ней по языковой продукции личности, представляется в виде фонограммы и видео.

• Метод экспертных независимых оценок (К.К.Платонов, 1966) положен в основу конструирования психологом семантического поля представлений окружающих о испытуемый (через характеристики окружающих).

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2

ТЕМА: Классификация методов по объекту психодиагностики.

I. Задания для самостоятельной работы.

План:

1. Индивидуально-психологические особенности

2. Отдельные психические функции

3. Функциональные и эмоциональные состояния

4. Интеллект.

5. Самосознание и самооценка.

6. Ценности, социальные установки.

7. Эмоционально-мотивационная сфера.

8. Саморегуляция.

9. Визуальный и аудиальный образ подэкспертного.

10. Речевая продукция

I. Провести предложенные исследования:

1.Индивидуально-психологические особенности: темперамент (опросник Стреляу, Айзенка), характер (опросник Шмишека, Леонгарда, ПДО), отдельные черты личности (опросник Кеттелла), типы личности (MMPI).

2. Отдельные психические функции (классические Патопсихологические методики исследования познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы).

3. Функциональные и эмоциональные состояния (тест Люшера)

4. Интеллект (тест Векслера, матрицы Равена)

5. Самосознание и самооценка (Репертуарные игры Келли, шкалы самооценки Дембо-Рубинштейн)

6. Ценности, социальные установки (тест Рокича)

7. Эмоционально-мотивационная сфера (ТАТ, тест Роршаха, тест Розенцвейга и др.).

8. Саморегуляция (методика «Уровень притязаний Хоппе», локус контроля Роттера).

9. Визуальный и аудиальные образ подэкспертного (фонограммы и аудиограммы).

10. Речевая продукция (устные и письменные тексты).

II. Закончить фразы:

1. Исследовательская модель (стратегия исследования) психолога в экспертизе предусматривает исследование и описание подэкспертного согласно следующим критериям-переменным, индикаторы которых должны присутствовать в протоколах обследования:

1) социально-психологические и индивидуально-психологические ... -

2) некоторые особенности протекания психических ...

3) ценности и мотивация противоправного ...

4) характеристики системы отношений ...

2. Для итогового ответа на поставленные перед экспертом вопросы результаты анализа компонуются в итоговый психологический портрет подозреваемого по следующим разделам: особенности нервной системы и общей активности, познавательной деятельности и интеллекта, эмоционально-волевой, мотивационной и коммуникативной сфер, характерологические и поведенческие особенности, характеристики личности и Я-... й.

3.Усложняющим моментом достоверного анализа психодиагностических

данных является защитное, установочное, симулятивное и аггравирующее поведения испытуемых в процессе экспертного обследования, искажает психодиагностические данные. В теории и практике психологической экспертизы есть много наработок, позволяющих корригировать результаты ...

4. Появление новой научно-исследовательской лаборатории психологии связано с процессами, усиливающиеся в это время, демократизации общественных институтов и тенденциями к изменению правового самосознания людей, благодаря чему сфера компетенции психолога-эксперта постоянно ...

5. Целью деятельности психологической лаборатории является проведение научно-теоретических и прикладных исследований в области психологической экспертологии. В настоящее время многие психологических лабораторий проводят около 25 видов экспертной и консультационной работы. Статус психологической экспертизы и консультаций специалистов-психологов, принципы работы, права и обязанности психолога-эксперта и консультанта защищены в правовых документах - Уголовном, Гражданском, Процессуальном и Семейном кодексах, а также работах психологов-экспертов ...

6. Исследовательская тематика концентрируется вокруг двух проблем:

1) Особенности формирования установочных коммуникаций в диаде "эксперт ...

2) Методологические основы реконструкции психологического портрета испытуемого в ходе дистанционного ...

7. Задания лаборатории:

1) Научное обобщение предшествующего опыта проведения психологических ....

2) Проведение научно-прикладных исследований как в традиционных, так и в новых видах ...

3) Исследования по дальнейшему совершенствованию методического аппарата психологической экспертиз в направлении комплектации психодиагностического инструментария, развития компьютерной психодиагностики, а также усиление интерпретационного потенциала исследования в направлении применения семиотических, герменевтический ...

4) Уточнение экспертного и консультационного (психологического и правового) статуса проведенной психологами работы с выходом на практические рекомендации правовым, общественным и образовательным институтам.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3

ТЕМА:Судебно-психологическая экспертиза личности обвиняемого (подсудимого).

Судебно-психологическая экспертиза аффекта.

Судебно-психологическая экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) с отставанием в психическом развитии.

Судебно-психологическая экспертиза способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

Судебно-психологическая экспертиза способности потерпевшей по делу об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с нею действий или делать опоре

Судебно-психологическая экспертиза психического состояния лица, Окончил жизнь самоубийством (посмертная экспертиза) ..

Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза - назначается в отношении обвиняемых, свидетелей и потерпевших, в которых предусматриваются пограничные состояния психического здоровья.

В обязанности и сферу компетенции экспертов-психологов в КСППЭ эмоциональных состояний входят:

• оценка ситуации, личности и феноменологии аффективного взрыва;

• установление психологических механизмов, лежащих в основе особенностей развития (течения) и своеобразия внешних проявлений аффекта, констатация их отклонения от типичных закономерностей аффективного реагирования;

• разграничение физиологического аффекта с эмоциональными состояниями (стресс, фрустрация) и эмоциональными реакциями («вспышками»), не достигших аффективной глубины.

Комплексная психолого-лингвистическая экспертиза.

• Комплексная судебная психолого-искусствоведческая экспертиза.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 131.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...