Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Объясните смысл высказываний




1. Опасное дело – убедить человека, что он во всем подобен животному, не показав одновременно и его величия. Не менее опасно убедить в величии, умолчав о низменности. Еще опаснее – не раскрыть ему глаза на двойственность человеческой натуры (Б. Паскаль).

2. Человек по своему непосредственному существованию есть нечто природное, внешнее своему понятию; лишь через усовершенствование своего собственного тела и духа… благодаря тому, что его самосознание постигает себя как свободное, он вступает во владение собою и становится собственностью себя самого и по отношению к другим (Г.В.Ф. Гегель).

3. Лишь все человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только тогда радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя в этом целом…(И.В. Гёте).

4. Свобода человека предшествует его сущности, она есть условие, благодаря которому последняя становится возможной, сущность бытия человека подвешена в его свободе… между бытием человека и его «свободобытием» нет разницы (Ж.П. Сартр).

5. Главной опасностью для человечества является не изверг или садист, а нормальный человек, наделенный необычайной властью (Э. Фромм).

6. Всякий человек призван стать личностью. Всякая человеческая личность обладает ценностью в себе и не может рассматриваться как средство (Н.А. Бердяев).

Контрольные вопросы:

1. Какие вопросы рассматривает философская антропология?

2. Что отличает философский подход к рассмотрению человека*?

3. Объясните значение терминов «антропогенез» и «антропосоциогенез».

4. Каковы основные альтернативные теории происхождения человека*?

5. В чем сущность трудовой теории происхождения человека*?

6. Как решалась проблема сущности (природы) человека в истории философии?*

7. В чем уникальность человека*?

8. Какова роль биологических и социальных факторов в развитии и существовании человека?

9. Раскройте значение терминов «индивид», «индивидуальность», «личность».

10. Какова структура личности?

11. Назовите факторы, обусловливающие нормальное развитие личности.

12. Что такое «Самость»*? Что такое «Я»*? Как «Самость» и «Я» соотносятся с личностью, какова их роль в жизнедеятельности человека*?

13. Может ли существовать личность вне общества?

14. Что такое деятельность? Какова ее структура?

15. Назовите основные формы деятельности человека.

16. Какова роль потребностей и интересов в детерминации человеческой деятельности*?

  1. Что такое «ценность»? Какие бывают ценности?
  2. Какие виды свободы Вы знаете?

19. Как соотносятся свобода и необходимость в жизнедеятельности личности? Почему мера свободы личности прямо пропорциональна мере ее ответственности?

20. Какие типы отношения к жизни и смерти были выработаны в истории мировой культуры*?

21. Каковы возможные пути обретения бессмертия? Какой из этих путей Вы считаете наиболее предпочтительным*?

22. Как решалась проблема смысла жизни в истории философии*?

23. Каковы пути преодоления кризиса личности в ХХI веке?

 

Самостоятельная внеаудиторная работа:

1. Конспектирование первоисточников.

2. Словарная работа над основными понятиями учебного модуля.

3. Индивидуальное творческое задание:*

а) Человек в картине мира.

б) Представления о человеке в христианской философии.

в) Философия русского космизма о сущности человека.

г) Проблема генетической предопределенности человеческого поведения.

д) Человек многомерный. Аксиологическое измерение человеческой деятельности.

е) Долгосрочные перспективы человеческого рода.

ж) Творец и творчество: человек перед необходимостью Свободы.

з) Смыслы идеи бессмертия.

и) Бессмертие: иллюзия или реальность.

к) Смерть как условие бессмертия.

л) Глобализация: объективная необходимость общечеловеческого развития или корыстная политика?

м) Проблема человека в информационном обществе.

 

Основная литература

1. Аблеев С.Р. Основы философии: вводный курс. – М.: ВЛАДОС, 2003.

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М.: ТОН-Остожье, 1999.

3. Введение в философию. Учебник для ВУЗов под ред. Фролова. В 2 т. М.: Политиздат, 1989, 1990.

4. Иконникова Г.И. Философия: учебник. / под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2007.

5. Кармин Философия: учебник. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009.

6. Кохановский В.П. Философия: учебное пособие. – 17-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002, 2008.

7. Кошарный В.П. Философия: предмет и основные исторические типы: учебное пособие для студентов нефилософских специальностей. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2010.

8. Марков Б.В. Философия для бакалавров и специалистов: стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2011.

9. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 1998, 2003.

10. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М.: Гардарики, 1999, 2001, 2002, 2008.

11. Философия: учебник. / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008, 2010.

12. Философия: учебник / под ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005, 2008, 2009.

13. Философия: в 2-х ч: учебное пособие для студентов нефилософских специальностей. / под ред. В.П. Кошарного – Пенза: Изд-во ПГУ, 2005.

14. Философия в вопросах и ответах: учебное пособие. / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.В. Юдин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

 

Справочная литература:

1. Алексеев А.П. Краткий философский словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2006.

2. Кошарный В.П., Розенберг Н.В., Бабина В.Н. Самостоятельная работа студентов при изучении философских дисциплин: методические указания. Пенза: Изд-во ПГУ, 2009.

3. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. / Ин-т философии РАН. – М.: Мысль, 2010.

4. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова, 6 изд. М.: Политиздат, 1991.

5. Философский энциклопедический словарь. / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА, 2009.

 

Электронный ресурсы:

1. Архив классической философской литературы http://abuss.narod.ru/Biblio/philo_zip.htm

2. Сайт ИФ РАН http://www.philosophy.ru

3. Официальный сайт философского факультета МГУ http://philos.msu.ru

4. Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru/

5. Российская государственная библиотека им. В.И. Ленина http://www.rsl.ru/

6. Философский портал http://www.philosophy.ru

7. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru

8. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

9. Библиотека Русского гуманитарного интернет – университета http://www.i-u.ru/biblio/

10. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

11. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

12. Библиотека Максима Мошкова: философия http://lib.ru/FILOSOF/

13. Институт философии и права Сибирского отделения РАН www.philosophy.nsc.ru

14. Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/

15. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru

16. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/

17. Britannica - www.britannica.com

18. Stanford Encyclopedia of Philosophy http://plato.stanford.edu/

19. The Internet Encyclopedia of Philosophy (IEP) http://www.iep.utm.edu/

20. Философско-литературный журнал «Логос» www.ruthenia.ru/logos

 

Дополнительная литература*:

1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. – М.: Мысль, 1988.

2. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. – М.: Academia, 2001.

3. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. Пер. с франц. М., 1992.

4. Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика. 1993.

5. Бубер М. Я и Ты. М., 1994.

6. Губин В.Д. Философская антропология. – М.; СПб.: Per Se: Университетская книга, 2000.

7. Гуревич П.С. Философская антропология. – М.: NOTA BENE, 2001.

8. Ильенков Э.В. Что же такое личность? / Философия и культура. М., 1992.

9. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. – М.: REFL-book, 1994.

10. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999.

11. Моуди Р. Жизнь после жизни. - М., 2009.

12. Проблема человека в западной философии: Сб. пер. с англ., нем., фр. / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова. – М.: Прогресс, 1988.

13. Тейяр де Шарден П. Феномен Человека. – Москва: Наука, 1987.

14. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти бессмертии: В 2 кн. / Сост. П.С. Гуревич. – М., 1991–1995.

15. Франк С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии. – 1990. – № 6.

16. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

17. Фромм Э. Человек для себя. М.. 1992.

Ожидаемые результаты освоения учебного модуля:

В результате освоения модуля студенты должны

ЗНАТЬ:

1. Основные понятия: человек, индивид, личность, антропогенез, антропосоциогенез, антропоцентризм*, гуманизм*, деятельность, труд, потребности*, интересы*, ценности, свобода, смысл жизни, смерть, бессмертие.

2. Основные проблемы философской антропологии.

3. Особенности философского подхода к рассмотрению человека*.

4. Основные теории происхождения человека.

5. Сущность трудовой теории происхождения человека*.

6. Варианты решения проблемы сущности (природы) человека в истории философии*.

7. Роль биологических и социальных факторов в развитии и существовании человека.

8. Структуру личности.

9. Социальные типы личности*.

10. Факторы развития личности.

11. Различие физического, социального и духовного «Я»*.

12. Структуру деятельности.

13. Основные формы деятельности человека.

14. Классификацию потребностей и интересов*.

15. Роль потребностей и интересов в детерминации человеческой деятельности*?

16. Виды свободы.

17. Соотношение свободы и необходимости в жизнедеятельности личности.

18. Варианты решения вопроса о возможных путях обретения бессмертия.

19. Варианты решения проблемы смысла жизни в истории философии*.

20. Пути преодоления кризиса личности в ХХI веке.

УМЕТЬ:

1. Обобщать, анализировать и воспринимать информацию из различных источников.

2. Различать и соотносить между собой понятия индивида, индивидуальности и личности.

3. Критически осмысливать главные антропологические идеи в истории философии*.

4. Выявлять сущностную взаимосвязь смысла жизни и смерти.

5. Ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме.

6. Логически верно, четко и ясно излагать теоретический материал модуля.

7. Использовать базовые знания в области гуманитарных наук

ВЛАДЕТЬ:

1. Навыками публичного выступления.

2. Компетенцией гражданственности (знанием и соблюдением обязанностей гражданина; свободы и ответственности).

3. Мировоззренческо-методологической основой анализа социальных явлений и процессов исторического и социально-политического характера.

 



Тема 6

Социальная философия

Занятие 1

Теоретические вопросы семинара:

1. Общество как объект философского познания.

2. Основные теоретические модели в объяснении общества (натурализм, материализм, идеализм).

3. Природа и общество. Исторические типы взаимодействия природы и общества.

4. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

Практические задания:

1. Слово «общество» является многозначным. Его употребление в повседневной речи и художественных произведениях значительно отличается от употребления в научной литературе. Определите, в каком из перечисленных примеров под обществом имеется в виду социально-философское понятие:

а) У Милля не было друзей-ровесников, он не играл в игры, был физически слабым ребёнком и чурался общества.

б) Свободно и легко Николай чувствует себя лишь в обществе Дмитрия Нехлюдова, который приглашает его с визитом к своей матери в Кунцево.

в) Действующие лица в комедии «Горе от ума» принадлежат к одному обществу – это дворянский московский круг.

г) По словам Л.Н. Толстого, избрание его в общество любителей российской словесности польстило его самолюбию и искренне его обрадовало

д) Общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей действий. (М. Вебер)

е) Бывать в обществе просто скучно. Но быть вне общества – уже трагедия. (О. Уайлд)

2. Какую из моделей объяснения общества иллюстрируют данные высказывания:

а) Идеальное общество – такое, принципы которого находятся выше него, а не в нём самом. (М. Лайтман)

б) В классовом обществе каждый человек живёт как индивид определённого класса, и нет такой идеологии, на которой не лежала бы классовая печать. ( Мао Цзэдун)

в) Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. (В. И. Ленин)

г) Нельзя отрицать, что естественным состоянием людей до образования общества была война, но война всех против всех. (Т. Гоббс)

д) Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить «Это моё!» – и нашёл людей достаточно простодушных, чтобы тому поверить, был подлинным основателем гражданского общества. (Ж.-Ж. Руссо)

е) Над обществом имеют прочную власть только идеи, а не слова. (В.Г. Белинский)

3. Какой из данных признаков не характеризует общество:

а) системность;

б) саморегуляция;

в) самоликвидация;

г) самообновление;

д) универсальность.

4. Соотнесите данные элементы общества и сферы, к которым они принадлежат:

I. техника;

II. государство;

III. философия;

IV. студенческая группа.

а) духовная;

б) политическая;

в) материально-производственная;

г) социальная.

5. Какое содержание вкладывается в понятие «природа»? Рассмотрите возможные варианты ответа на этот вопрос и укажите, какой из них, по вашему мнению, наиболее точен.

а) Природа - это географическая среда, в которой обитает человеческое общество.

б) Природа - это биосфера Земли.

в) Природа - это вся материальная действительность.

г) Природа - это та часть мира, которая стала объектом теоретической и практической деятельности людей.

д) Природа - это биосфера и ноосфера.

е) Природа - это наша Вселенная.

6. Сравните между собой две системы: природу и общество. Какие системные характеристики присущи каждой из них, в чем эти системы отличны?*

7. Прочтите приведенные ниже высказывания. Какая философская концепция нашла отражение в них? В чем ее несостоятельность?

А. «Народы жарких климатов робки как старики; народы холодных климатов отважны как юноши» (Монтескье Ш.).

Б. «В Индии рабство, низкое вечное рабство было естественным состоянием значительного большинства народа: на это состояние он был обречен физическими законами, решительно не допускавшими сопротивления» (Бокль Г.Т.).

В. «Все основные факторы истории объясняются географическими условиями той местности, где они происходят» (Реклю Э.).

8. Л. Н. Гумилев в ряде своих работ («Энтогенез и биосфера Земли» и др.) развивает концепцию, согласно которой общественное развитие в значительной степени определяется деятельностью пассионариев, т. е. той частью этноса (народа), которая в силу ряда природных факторов: солнечной активности, космической радиации, генетических мутаций оказывается способной к сверхнапряженной работе, высокой социальной активности. Пассионарность возникает, по Гумилеву, на строго очерченных пространствах в определенные исторические периоды. Деятельностью пассионариев автор объясняет важнейшие исторические события человечества - от походов Чингисхана до великих революций XVIII-XX веков. Можно ли считать Л. Н. Гумилева сторонником географического детерминизма?* Аргументируйте свой ответ*.

9. Как вы понимаете слова К. Маркса: «Общество не состоит из индивидуумов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды относятся друг к другу».

О каких связях и отношениях здесь идёт речь?

10. В каком из высказываний находит своё отражение субъектный и объектный подход к социальному познанию:

А. Не надо быть Цезарем, чтобы понимать Цезаря - как принято говорить. В противном случае заниматься историей вообще не имело бы никакого смысла. (М. Вебер)

Б. Прежде всего, следует избегать того, чтобы снова противопоставлять «общество», как абстракцию, индивиду. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни – даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного…является проявлением и утверждением общественной жизни. (К. Маркс)

11. Что из перечисленных элементов не относится к производительным силам общества?

а) рабочая сила;

б) разделение труда;

в) средства труда;

г) предметы труда.

12. Классовая борьба в обществе может принимать различные формы, в том числе политическую, экономическую и идеологическую, к каким видам можно отнести следующие её проявления:

а) забастовка;

б) восстание;

в) дискуссия в печати.

13. Подумайте, являются ли понятия «социальное противоречие» и «социальный конфликт» тождественными.

14. Заполните таблицу «Взаимодействие природы и общества»*:

Эпоха Суть взаимоотношений Особенности Цель жизни в соответствии с этим
а) Первобытное общество      
б) Средине века      
в) Возрождение      
г) Новое время      
д) Современность      

15. Что означает термин «ноосфера»?

а) объединение человечества в единую мировую систему;

б) сфера господства разума;

в) глобализация общества;

г) система глобального моделирования окружающей среды.

 

Объясните смысл высказываний:

1. Человек по своей природе есть существо общественное (Аристотель).

2. Во дворце мыслят иначе, чем в хижине, низкий потолок, которой как бы давит на мозг. На вольном воздухе мы иные люди, чем в комнате, теснота сдавливает, простор расширяет сердце и голову (Л. Фейербах).

3. Слоган социологии: «любовь как принцип, порядок как основа, прогресс как цель» (О. Конт).

4. Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу (Н. Макиавелли ).

5. Мы все еще знаем так мало о «загадочном» мире социальных событий, что любое реальное приближенное знание имеет большую ценность. Теории прогресса с их оценками хорошего и плохого, прогрессивного и регрессивного, могут выражать лишь субъективные вкусы их авторов, и ничего больше. Если социология хочет быть наукой точной, ей надо освобождаться от таких ценностных суждений (П. Сорокин).

 

Контрольные вопросы:

1. Какова специфика предмета и важнейшие принципы социальной философии?

2. Как соотносится социальная философия с общественными науками?

3. Что такое социальное познание и каковы его особенности?

4. Что такое общество? Как понимали общество на разных этапах развития социально-философского знания?

5. В чём смысл понимания общества как «самоорганизующейся системы»?

6. В чём состоит особенность теоретических моделей в объяснении общества?

7. В чем сущность натурализма в понимании факторов общественного развития? Каковы разновидности натурализма?

8. В чем различие понятий «природа» и «географическая среда»?

9. Что такое природа в широком и узком смысле?

10.Что такое неочеловеченная и очеловеченная природа?*

11.Каковы основные этапы взаимодействия общества и природы?

12.В чём выражается противоречивый характер единства природы и материального производства?*

13.В чем суть проблемы взаимосвязи природы и общества?

14.Каковы основные принципы географического детерминизма?

15.Какие факторы приводят к развитию общества? Какие из них философы считают главными?

16.Что такое ноосфера? Кто из отечественных и зарубежных мыслителей, занимался и занимается разработкой концепции ноосферы?*

17.Назовите и кратко охарактеризуйте основные сферы общественной жизни.

18.Какие элементы выделяют в структуре экономической, социальной и политической сфер общественной жизни?

19.В чём выражается взаимодействие различных сфер общественной жизни?

20.Что имеется в виду под субъективной и объективной сторонами общественной жизни?

21.Назовите и кратко охарактеризуйте основные элементы духовной жизни общества?*

22.Перечислите и кратко охарактеризуйте уровни и формы общественного сознания.

23.Что такое идеология? Какие виды идеологий Вы можете назвать?*

24.Что является субстанцией социума?*

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 541.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...