Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сценарии игровых уроков, внеклассных занятий и классных часов в основной и старшей школе
Методические рекомендации По проведению в образовательных организациях Республики Крым единого урока по теме: «Россия и Крым – общая судьба» Методические рекомендации предназначены для проведения единого урока учителями истории, русского языка и литературы, классными руководителями. 16 марта во всех образовательных организациях Республики Крым пройдет единый урок по теме: «Россия и Крым – общая судьба». Урок посвящен воссоединению России и Крыма, а так же годовщине со дня проведения в Республике Крым всенародного референдума. Образовательный, воспитательный и развивающий потенциал проводимого урока объединяет общая цель: · реформирование теоретических представлений о процессах самоидентификации подростков со своей страной и культурой, сохранение культурного наследия в поликультурном социуме; · формирование целостного представления об исторической закономерности воссоединения России и Крыма.
Осмысление и обсуждение сложившейся в Крыму ситуации будет содействовать выработке у школьников ценностных ориентаций, основанных на приоритете прав и свобод личности, права наций на самоопределение, свободного волеизъявления народа. Исторический опыт Крыма, представленный на уроке, должен содействовать воспитанию российской идентичности, гражданственности, патриотизма и толерантности школьников.
Введение 16 марта 2014 г. в Республике Крым состоялся всенародный референдум. В бюллетень для голосования, составленный на русском, крымско-татарском и украинском языках, были включены два вопроса: 1. Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации? 2. Вы за восстановление действия Конституции республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины? Референдум прошёл в полном соответствии с нормами и принципами избирательного права, в открытой, демократической обстановке. Люди шли на голосование, как на праздник. Факт этот был признан и международными наблюдателями, и представителями различных СМИ. По всему Крыму явка составила 83%, т.е. более полутора миллионов человек. Из них за воссоединение с Россией высказалось более 96%. По результатам референдума Верховный Совет Республики Крым принял 17 марта Декларацию независимости, а затем обратился к Правительству Российской Федерации с просьбой включения в состав России. 18 марта 2014г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал межгосударственный Договор о принятии Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации, в соответствии с которым в составе России образуются два новых субъекта – Республика Крым и город федерального значения Севастополь. 20 марта Договор был ратифицирован Государственной Думой, 21 марта - Советом Федерации. Таким образом, договор вступил в силу с даты его ратификации 21 марта. Это событие имеет важное значение в новейшей российской истории. «Чтобы понять, почему был сделан именно такой выбор, достаточно знать историю Крыма, знать, что значила и значит Россия для Крыма и Крым для России», - сказал президент В.В. Путин.
Рекомендуем на уроке дать историческую справку: 1. В глубь веков: Крым и крещение Руси. Крымское ханство и Московское государство. Жемчужина в короне Российской империи. 2. Крым в советскую эпоху. Крымская АССР. Великая Отечественная война и Крым. 3. На пути к воссоединению. Хроника событий.
Среди форм уроков и внеклассных занятий, посвященных воссоединению России и Крыма, можно выделить следующие. Урок-дискуссия – предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений. Одной из целей дискуссии является установление путей решения поставленной проблемы. Примерные темы урока-дискуссии «Крым … не стоил и одной войны, а из-за него воевали дважды» (В. О. Ключевский). Возвращение Крыма в состав Российской Федерации: за и против. Учебная конференция – вид дискуссии, где обсуждение предваряется коротким сообщением о состоянии проблемы или результатах некоторой работы. Для конференции характерны развернутая аргументация выдвинутых тезисов, спокойное их обсуждение. Пример темы учебной конференции Крым в русской литературе «Нашему Крыму с чем сравниться? Не с чем нашему Крыму сравниваться!» (Маяковский В. «Крым») «Назло неистовым тревогам ты, дикий и душистый край, Практическое занятие – форма организации обучения, предполагающая выполнение разнообразных работ с источниками информации, упражнения, направленные на расширение, углубление, закрепление и применение полученных знаний и умений. Пример темы практического занятия Живые голоса истории: современники и историки об обороне Севастополя в годы Крымской войны Документы свидетельствуют: присоединение Крыма к Российской империи Проблемный урок – урок, направленный на разрешение проблемной ситуации. Технология проблематизации представляет собой создание и разрешение в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя специально организованной проблемной ситуации на уроке. Для организации обучения истории, например, особенно желательно, чтобы проблемная ситуация соответствовала двум критериям: 1) значимость для истории отдельной страны или мира в целом; 2) актуальность на протяжении длительного исторического отрезка времени демонстрация взаимосвязи исторических событий с современностью. Примерная тема проблемного урока Россия и Крым: общность исторических судеб. Право наций на самоопределение: реальность XXI века Урок в музее – это специфическая форма учебного процесса, которая, с одной стороны, сохраняет основные характеристики традиционных школьных урочных форм учебной работы, а с другой – отличается от обычного урока тем, что основным источником новой информации для учащихся становятся музейные предметы – подлинные памятники истории и культуры. При этом музейный предмет выступает не как иллюстрация к приобретенным знаниям, а как непосредственный источник нового знания. Таким образом, реализация задач школьного образования происходит не в стенах традиционного школьного класса, а в образовательной среде музея. Примерная тема урока в музее Крым – мозаика культур Очарование Крыма Пушкинских милых времен. (Цветаева М. «Встреча с Пушкиным») Заочное путешествие (воображаемая экскурсия) – форма занятия, имитирующая ситуацию посещения экскурсионных объектов с целью их наблюдения и изучения. Примерные темы заочных путешествий «Любил я странствовать по Крыму...» (Набоков В. «Крым») «Холмы Тавриды, край прелестный – Я снова посещаю вас...» (Пушкин А.С. «Таврида») «Где волны кроткие Тавриду омывают, И Фебовы лучи с любовью озаряют Севастополь – город русской славы Ролевая игра – организация образовательного процесса, основанная на реконструкции моделей ролевого поведения в рамках предложенных сценарных условий. Примерные темы ролевых игр Екатерина II в Крыму Крым – дом поэтов: русские писатели в Крыму в годы Революции и Гражданской войны Деловая игра – моделирование различных ситуаций, связанных с выработкой и принятием совместных решений, обсуждением вопросов в режиме «мозгового штурма», реконструкцией функционального взаимодействия в коллективе и т.п. Примерные темы деловых игр Модель ООН: заседание Совета Безопасности ООН по «крымской проблеме» Крым сегодня: верстка газеты, посвященной актуальным проблемам развития Крыма в составе Российской Федерации Игры состязательного типа – личное или командное соревнование в эрудиции; это, как правило, игры-викторины, которые предполагают ответы на вопросы из различных областей знания. Формы игр-состязаний Командная игра «Что? Где? Когда»» «Брэйн-ринг» «Своя игра» «Кто хочет стать миллионером?» «Исторический аукцион» «Блеф-клуб» Сценарии игровых уроков, внеклассных занятий и классных часов в основной и старшей школе Для решения задачи актуализации и повышения интереса школьников к проблеме присоединения Крыма к России, обоснования значимости этого события для всех жителей Российской Федерации и крымчан на уроках, внеклассных занятиях и классных часах можно использовать различные игровые технологии. Игровые технологии предполагают такую организацию образовательного процесса, которая основана на реконструкции моделей поведения в рамках предложенных сценарных условий. В педагогике и предметных методиках обычно выделяют следующие формы учебных игровых занятий: – деловые игры, в ходе которых происходит моделирование различных ситуаций, связанных с выработкой и принятием совместных решений, обсуждением вопросов в режиме «мозгового штурма», реконструкцией функционального взаимодействия в коллективе и т.п.; – ролевые игры, имитирующие или реконструирующие модели ролевого поведения в предложенных сценарных условиях; – игры состязательного типа, представляющие собой личное или командное соревнование в эрудиции; это, как правило, игры-викторины, которые предполагают ответы на вопросы из различных областей знания. Игры направлены на расширение знаний обучающихся по актуальной проблеме, формирование умений и навыков использования имеющихся знаний при решении проблемных ситуаций, развитие познавательного интереса и коммуникативных способностей. Состязательные игры не требуют длительной и сложной подготовки, являются динамичными и всегда вызывают интерес учащихся. Они создают особую эмоционально-игровую среду, в которой возникают условия для включения школьников в активный процесс познавательной деятельности, самоопределения и самовыражения. На основе материалов по истории Крыма предлагаем учителям несколько сценариев различных игр соревновательного типа, аналогичные знаменитым телевизионным игровым проектам. Они в основном различаются составом участников, правилами определения очередного хода и порядком определения победителей. Методические рекомендации составлены на основе следующих источников: 1. Кочегаров К.А. Крым в истории России: методическое пособие для учителей общеобразовательных организаций /К.А.Кочегаров.-М.:ООО «Русское слово - учебник», 2014.-48с. 2. Клименко А.В., канд. истор. наук; Несмелова М.Л., канд. пед. наук. Методические рекомендации для школ Российской Федерации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных воссоединению России и Крыма. Москва, МГПУ, 2014 г.
Заведующая Центром по воспитательной работе и основам здоровья КРИППО Т.Ф. Васькив |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 201. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |