Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Театр теней в современной России
Удивительный театр, или Искусство управления тенью Она есть у каждого, но вы привыкли ее не замечать. Спешите по своим делам, думая о вечном, а она покорно следует рядом. Еще не догадались? Речь идет о вашей тени – о самом управляемом из неуправляемых явлений. С давних времен люди пытались ее "приручить" и вполне преуспели в этом занятии. Поэтому сегодня я предлагаю вам окунуться в удивительный мир театра, где балом правят тени! А знаете ли вы, что первые театры теней появились еще во втором тысячелетии до нашей эры в Китае и Индии? Затем воины Чингисхана распространили эту необычную форму искусства по другим странам Азии. В 16 веке театр теней получил широкое признание в Турции. В Европу эти увлекательные шоу проникли лишь ко второй половине 18-го веке. Известно, что сам Гете в 1770-х годах организовывал выступления в театре теней. Тени воспроизводят фантастические, фольклорные или мифологические сюжеты, но стиль и культурные особенности таких необычных пьес зависят страны, где проводятся выступления. Китайские тени предпочитают исторические сцены, индийские – религиозные или эпические, а турецкие обращаются к комедийному жанру. Мерцают свечи, тихо гаснет день, Театр теней в Китае Считается, что именно в Поднебесной появился первый театр теней. Удивительный факт, но благодаря личной трагедии императора, опечаленного смертью жены, возник такой незаурядный вид искусства. Все дело в том, что сановник, наблюдавший как дети на улице играют с собственной тенью, решил подобным образом утешить императора. Правитель был настолько потрясен, увидев "ожившую" тень любимой, что тот час же забыл о скорби. Довольно быстро театр теней распространился по всем провинциям Китая. Первые марионетки рисовали на рисовой бумаге и уплотняли ослиной кожей. Для управления использовались бамбуковые, деревянные или металлические палочки. В те времена необычный театр называли "Люй Пи-ин", что в дословном переводе означало: "фигурки из ослиной кожи". Завораживающие представления под традиционную музыку быстро обрели заслуженную популярность. Кукловоды и музыканты работали бок о бок, оживляя народные сказки и притчи. Ныне Китай обсуждает возможность включения национального театра теней в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Власти подчеркивают, что такой театр – особая форма искусства, имеющая большую историко-культурную ценность. Театр теней в Турции Турецкое искусство кукольного театра теней было основано на "экранизации" многочисленных похождений одного персонажа – Карагоза (от тур. Karagöz, дословно "черный глаз"). Он изображался в виде уродливого маленького человечка с большим носом и огромными черными глазами. Начиная с 16-го века Карагоз – несомненный весельчак и добродушный неудачник – стал частым гостям на праздничных представлениях. Сатирические пьески разыгрывались в частных домах, кофейнях, на улицах и площадях. Но самым любопытным для меня явилось то, что постановки такого театра теней были полной импровизацией! Позднее один из видов турецкого театра теней так и стали называть – "карагоз". Представления проходили даже при дворе султана. Со временем, благосклонность правителя и народное признание позволили кукольникам организовать свою собственную гильдию. Остроумные сюжеты незамысловатых пьес карагоза были живым воплощением городской сатиры. В настоящее время традиционный театр теней пришел в упадок, его вытеснило кино и телевидение. Ныне выступления карагоза в Турции можно увидеть лишь в праздник Рамадан. Театр теней в Индонезии Индонезия свято чтит и очень бережно относится к своим культурным традициям. Одной из них является удивительный яванский театр теней – ваянг кулит (wayang – означает любое зрелище, дословно переводится как "кукла", kulit – "буйволиная кожа"). Разновидностей индонезийского театра несколько: ваянг кулит – с плоскими марионетками из кожи буйвола, а ваянг голек – с объемными. В Джакарте, столице Индонезии, обычно говорят просто "ваянг", имея ввиду привычный нам театр теней. Считается, что ваянг возник в 11 веке вместе с подъемом индонезийской литературы. С тех пор традиции и особенности "теневых представлений" практически не изменились: зрители садятся по обе стороны экрана, действом управляет один человек (даланг), а повествование сопровождается игрой оркестра (гамелана). Ки Мантеб Сударсоно (Ki Manteb Sudarsono) – один из самых известных далангов в современной Индонезии. Только представьте, что его рекорд по продолжительности непрерывного показа составляет 24 часа и 28 минут! Ки Мантеб отзывается о своей работе так: "Я вообще считаю, что ваянг – не для дураков. Он для умных, для интеллектуалов. Ваянг заставляет думать. Глядя в телевизор, думать не надо: палец покажут, и уже смешно. В ваянге такое невозможно, там надо размышлять, чувствовать…" Театр теней в современной России А что же у нас? Увы, театр теней в России – редкий жанр. Традиционным считается кукольный театр, где главные действующие лица – марионетки, а не их тени. В 1920-е годы персонажей театра теней создавали известные художники-кукольники Иван Семенович и Нина Яковлевна. Чуть позже, в 1937 году, был основан уникальный "Московский театр теней". Практически все приемы для его постановок были заимствованы у традиционного китайского театра. Наши "теневые" представления ориентированы на юных зрителей. Спектакли российских театров теней опираются на народный фольклор, сказки, басни и т.п. Несомненно, одно: такое необычное развлечение всегда интересно и детям, и взрослым. Всем известные сказки – "Конек-горбунок", "Золотое руно", "Маленький принц" – в новом прочтении выглядят еще более волшебно. Различные изобразительные приемы с использованием силуэтных, цветных или черно-белых кукол наполняют спектакли театров теней магией сцены. Живое действо не идет ни в какое сравнение с привычной нам мультипликацией. Современные кукольники используют множество необычных эффектов света и тени. Размышляя на тему театра теней, не могу не отметить, что именно Новосибирск меня вдохновил на изучение такой необычной темы. Оказывается, что мой город также входит в число обладателей уникального театра теней. Конечно, по законам российского жанра, спектакли больше ориентированы на детей, но ради любопытства стоит их посетить и взрослым. Что я обязательно сделаю, а потом поделюсь своими впечатлениями с вами.
Тема занятия: Мастер-класс. Теневой театр
Описание материала: В этом мастер-классе вы познакомитесь с тем, как сделать теневой театр. Теневой театр – поможет детям в увлекательной форме познакомиться с театром, проявить свою фантазию, развивать речевую активность. Данное методическое пособие будет полезно для детей младшего и старшего дошкольного возраста, а так же для детей школьного возраста, педагогов и родителей. Пособие можно использовать как в индивидуальной работе, так и в групповой. А мастер-класс поможет это пособие подготовить. Материал: для создания театра нам потребуется:
«Театр – это волшебный мир.
Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника. Через театрально-игровое творчество мы можем развивать в детях эмоциональную отзывчивость, интеллектуальность, развиваем коммуникативные навыки детей, артистизм, речевую активность. В повседневной жизни детского сада, педагоги используют различные виды театров: бибабо, пальчиковые, настольные, плоскостные (фланелеграф или магнитная доска), марионеточный, книжка-театр, театр масок и др. Я же хочу рассказать и показать, как сделать сложный и в то же время очень интересный теневой театр. Театр теней – древний театр. С незапамятных времен показывают теневые картины в Индии, Китае, на Яве и в Турции на улице ночью при света масляной лампы. Реквизит, который требуется для этого театра: источник света (например, налобный фонарик, настольная лампа, фильмоскоп), ширма с белым экраном, куклы-силуэты на палочках. На первом этапе работы для изготовления силуэтов нам необходимо следующее: канцелярский нож (резак), ножницы, дырокол для ремня, пресс для люверсов, хольнитены (заклепки)
Чтобы зрители могли увидеть спектакль, нам понадобится два источника света. В качестве источника света выступят обычные налобные фонарики. Они безопасны и легки в использовании.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 617. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |