Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Литературные аргументы к заданиям 8, 9, 15, 16
Раздел 4
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Литературные аргументы к заданиям 8, 9, 15, 16
Вопрос
| Произведения
| Обоснование для сопоставления
| Тема «духовного» и «материального» богатства человека в русской литературе
| Можно ли утвер- ждать, что именно духовное, а не ма- териальное богат- ство важнее для человека и что сближает эту тему и Петрушу Гринё- ва из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
| А.И. Солжени- цын «Матрёнин двор»
| Солженицын показывает не только материальное обнищание, но и духовное. У окружающих Матрёну людей происходит деформация нравственных понятий: добро — богатство. Жадность овладевает людьми. Фаддей, который в прошлом любил Матрёну, на похоронах переживает не о её смерти, а о брёвнах. Ему дороже богатство, чем человеческая жизнь. Эта среда, в которой живут люди, доводит их до воровства, жадности и потери нравственных ценностей. Люди становятся жестокими. Но Матрёна сохранила в себе человека. Прекрасно показан чисто русский характер Матрёны. Доброта и сочувствие ко всему живому. Матрёну всю жизнь обижали. Но в чём же источник её души? В работе — отвлечение от всего, вдохновение, забота. Силы она черпает в природе. Убогий быт Матрёны не сделал убогими её сердце и душу
|
| В.П. Астафьев «Царь-рыба»
| Мотивы роли человека на земле и вечных духовных ценностей.
В схватке Игнатьича с осётром царь-рыба олицетворяет природу, а Игнатьич — человека. Причём характер человека испытывается на прочность в экстремальных условиях, в которых он из ловца сам становится добычей. В поединке с царь-рыбой герой постигает истину: смысл человеческой жизни не в накоплении богатств, а в том, что надо всегда оставаться человеком, не идти против своей совести. Перед лицом смерти он пересматривает свою жизнь, исповедуется перед собой и раскаивается, чем и снимает с души тяжкий грех. Активная работа души, полное нравственное перерождение спасают Игнатьича от смерти
| Тема «маленького человека»
| Можно ли утверждать, что психологический тип «маленького человека», о котором рассказывает Ф. Достоевский в своих произведениях, занимает одно из основных мест в русской литературе?
| А.П. Чехов «Смерть чинов- ника»
| Гибель героя производит в рассказе эффект не только комиче- ский, но и трагический, поскольку мы становимся свидетелями добровольного, упорного самоунижения человеческого в чело- веке. Таким образом, в рассказе описан не единичный случай, а дан психологически обоснованный тип общественного поведе- ния
| «Хамелеон»
| В «Хамелеоне» Чехов осуждает трусость «маленьких людей» перед сильными мира сего. Он смеётся над теми, кто заискивает и лебезит, бледнея и растерянно улыбаясь. Такие люди вызывают насмешку и презрение
| Тема гибели человеческой души и нравственного оскудения
| В каких произведениях русских писателей затронута тема гибели человеческой души и нравствен ного оскудения и в чём они перекликаются с по эмой Н.В. Гоголя «Мёртвые души»?
| А.П. Чехов «Ионыч»
| Судьба молодого доктора Старцева. Трансформация личности врача — подвижника Дмитрия Ионыча, стяжателя Ионыча. Превращение Старцева в Ионыча показывается через три основные черты: внешность, отношение к работе, материальное благополу- чие. Чехов выделил три основные причины превращения героя в обывателя:
— среда, в которой жил Старцев, не только не давала почвы для развития, для продвижения вперёд, она отравляла его своим ядом;
— «двигаться вперёд в этой среде мог человек, который имел цель в жизни, который хотел постоянно чего-то достичь»;
по своим взглядам и развитию был выше тех, кто его окружали, он их избегал
| М.Е. СалтыковЩедрин «Госпо- да Головлёвы»
| В романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» пока- заны «мёртвые души» на более поздней стадии их разложения. Разложение помещичьего класса представлено в форме истории морального вымирания одной семьи. Распад связей в области се- мейно-родственных отношений, где даже от порочной личности естественно ожидать некоторое проявление человечности, сати- рик избирает в качестве одного из самых убедительных свиде- тельств нравственного падения и обречённости своих героев. Головлёвщина — это саморазложение жизни, основанной на паразитизме, на угнетении человека человеком. От главы к главе рисует М.Е. Салтыков-Щедрин картины тирании, нравственных
увечий, одичания, следующих одна за другой смертей. Черты бессердечного стяжательства развились в Иудушке до предельного выражения. Его нравственное одеревенение было так велико, что он без малейшего содрогания обрекал на гибель поочерёдно каждого из своих сыновей — Владимира, Петра и внебрачного сына Володьку. В категории людей-хищников Иудушка представляет наиболее отвратительную разновидность, являясь хищником-лицемером. Это полное олицетворение ничтожества держит в страхе окружающих, господствует над ними, побеждает их и несёт им гибель. Ничтожество приобретает значение страшной, гнетущей силы. Попирание Иудушкой всех норм человечности несло ему возмездие, неизбежно вело ко всё большему разрушению личности. Образ Иудушки Головлёва — символ социального и морального распада дворянства
| Символические образы в русской литературе
| Символика в русской литературе. Для чего русские писатели использу- ют этот приём в своих произведениях?
| А.А. Блок «Две- надцать»
| В поэме отразилась позиция автора по отношению к Октябрьской революции 1917 года. «Двенадцать» — поэма о революционном Петрограде, поэма окрови, о грязи, о преступлении, о падении человеческом. Это — в одном плане. А в другом — о революции, о том, что через запачканных в крови людей в мир идёт благая весть о человеческом освобождении.
Вьюга в поэме — это образ «исторической погоды». Снежная вьюга революции начинается с первых же строк поэмы; и с первых же её строк чёрное небо и белый снег — как бы символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе
| А.П. Чехов «Вишнёвый сад»
| Звук натянутой, а потом лопнувшей струны — как конец эпохи Раневской и Гаева. Вишнёвый сад — объект продажи и объект дохода, объект любования (цветущий, плодоносящий)
| И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
| Символ общества — пароход «Атлантида». Верхние этажи: жизнь в отеле «со всеми удобствами». Режим дня по сигналу трубы, танцующая пара, изображающая любовь за деньги. Символ стихии, природы, противостояния цивилизации — океан, утёс Дьявол, с горящими глазами как будто следящий за кораблём. Образ капитана символизирует чудовищность, грузность идола. Безымянный главный герой — олицетворение человека буржуаз- ной цивилизации. Символические образы «искусственной и естественной» жизни пассажиров «Атлантиды»
| Тема смерти в русской литературе
| В каких произве- дениях русской литературы затрагивается тема безнадёжности, смерти?
| М. Горький «На дне»
| Ночлежка — своего рода символ оказавшегося в тупике человече- ства, которое к началу XX века потеряло веру в бога, но ещё не обрело веры в себя. Отсюда всеобщее чувство безнадёжности, отсутствия перспективы
|
| И.А. Бунин «Чистый поне- дельник»
| И.А. Бунин был убеждён, что сила и богатство чувства жизни пропорциональны силе ощущения смерти. Герой, в сознании которого нет места мысли о неизбежном конце, отличается пора- зительно скудным и бедным миром чувств, лишённым прекрас- ных и грозных тонов, присущих жизни людей. Рассказ назван «Чистый понедельник», потому что именно в канун этого святого дня произошёл между влюбленными первый разговор о рели- гиозности. До этого не думал, не подозревал главный герой о другой стороне натуры девушки. Она казалась вполне довольной
привычной жизнью, в которой было место театрам, ресторанам, веселью. Отказ от светских радостей ради монашеской обители свидетельствует о глубоких внутренних терзаниях, которые происходили в душе молодой женщины. Возможно, именно этим и объясняется то равнодушие, с которым она относилась к привычной жизни. Она не могла найти себе места среди всего, что её окружало. И даже любовь не смогла помочь ей в обретении духовной гармонии
| В каких произведениях русской классики звучит тема человека на войне и что сближает эти произведения с романом Л.Н. Толстого «Война и мир»?
| М.А. Шолохов «Судьба чело- века»
| Андрей Соколов прошёл очень тяжёлый путь обретений и потерь, пережил на войне многое: потерю семьи, сына — последней надежды его, плен и всё то, что переживала вместе с ним вся Россия в годы страшной Великой Отечественной войны. Но он не потерял на войне самого главного — желания жить честно, любить других и стараться сделать так, чтобы те истины, о которых говорил в своём романе Л.Н. Толстой, а именно «простота, добро и правда», всегда торжествовали на земле!
| «Тихий Дон»
| Григорий Мелехов, как и любимые герои Л.Н. Толстого, прошёл в своей жизни через многие испытания. Одним из них, самым
тяжким, была война. Война часто ломает человека своей жестоко- стью, бессердечностью. И если Григорию чувствовал, понимал, что не принимает его сердце этой жестокости, то потом сердце его, загрубело, «словно солончак в степи». И всё же не мог он прямо смотреть в глаза ребёнка, потому что понимал, что в мире творится что-то неправильное, вот и искал правду в жизни. Война заставила по-новому смотреть на мир. Перемолола его. А правда эта оказалась одна: вернувший он на свой хутор, он держал на руках маленького сына, чувствуя, что это и есть самое правильное в этом мире
| Мотив сна в русской литературе
| Какую функцию выполняет сон Петра Гринёва (А.С. Пушкин «Капитанская дочка») и кто из русских писателей обращался к изображению сновидений?
| А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (сон Татья- ны Лариной)
| Сон — предчувствие. Свадьба — похороны. Медведь — жених. Фольклорные образы. Обряды, гадания
| И.А. Гончаров «Обломов» («Сон Обломова»)
| Сон — воспоминание. Только там Обломов был счастлив, находил покой. И в то же время этот сон — рассказ о детстве — ключ к пониманию образа Обломова. Ведь именно оттуда, от слов родителей «А слуги на что?» и идёт формирование у Ильи Ильича нежелания делать усилия для того, чтобы чего-то добиться и к чему-либо стремиться
|
| Н.Г. Чернышевский «Что делать?» (сны Веры Павловны)
| Сон — посыл в будущее. Что нас ожидает? Желание сделать мир счастливым. Картина идеального будущего
| Ф.М. Достоев- ский «Преступ- ление и наказа- ние» (сны Рас- кольникова)
| Сон — воспоминание детства, поступка, который схож с тем, что происходит в настоящем. И чувства, переполняющие ребёнка от увиденного, мешают принять, казалось бы, уже принятое решение: «Разве я могу стать Миколкой?». Или сон про трихины — болезнь, которая завладела обществом и от которой нужно стараться избавляться человечеству
| | | | |
|