Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

По истории русской литературы




  1. Рождение реализма в творчестве А. Пушкина.
  2. Реализм и мистицизм Гоголя.Между барокко и реализмом.
  3. Идеи В. Белинского в истории русской литературы.
  4. Поэтика русского реализма (на анализе конкретных авторов и произведений – по выбору студента).
  5. Психологизм русской классической литературы (на конкретных примерах – по выбору студента).
  6. «Лишний человек» в истории русской литературы.
  7. «Маленький человека» в истории русской литературы.
  8. «Новый человек» в истории русской литературы.
  9. Исторические образы в истории русской литературной классики.
  10. Русский философский роман: традиции и новаторство.
  11. Русский социальный роман: типология жанра.
  12. Идеология и искусство в русской литературе XIX в.
  13. Кризис реализма в творчестве Л. Толстого, Ф. Достоевского и А. Чехова.
  14. Русская классика в литературе Серебряного века.
  15. Своеобразие русского символизма
  16. Художественная условность в средневековом искусстве и в символизме конца XIX – начала ХХ вв.
  17. Русский литературный авангард как феномен отечественной культуры.
  18. Литературные тропы в русском акмеизме, футуризме и имажинизме.
  19. Истоки советской литературы в дореволюционный период.
  20. Образ «нового человека» в рассказах М. Зощенко.
  21. Раскол в русской литературе, рожденный Октябрем.
  22. Своеобразие русской советской литературы (на конкретных примерах).
  23. Сюжет и композиция в послеоктябрьской литературе ХХ века (на конкретных примерах: «Конармия» И. Бабеля; «Чевенгур» А. Платонова, «Солнце мертвых» И. Шмелева, «Дар» В. Набокова, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака и т. п. – по выбору студента).
  24. Пафос художественного утверждения и отрицания в отечественной литературе 1920-х гг.
  25. Жанровое своеобразие поэм В. Маяковского, С. Есенина, А. Ахматовой, Б. Пастернака, М. Цветаевой и т. д. (по выбору студентов).
  26. Диалектика слова и образа в эстетике словесного творчества М.М. Бахтина.
  27. Роман ХХ века: критерии и границы жанрового новаторства.
  28. «Свое» и «чужое» слово в романах Б. Пильняка, Л. Леонова, А. Веселого, А. Платонова, М. Шолохова и др. (на выбор студента).
  29. «Социалистический реализм» – реальный феномен советской литературы или идеологическая фикция? (К спорам о творческих методах литературы ХХ в.).
  30. Историческая правда и художественный вымысел в романах А. Толстого, А. Фадеева, Л. Леонова, В. Катаева и др.
  31. Автор и герой в «Поэме без героя» А. Ахматовой и в «книге про бойца» «Василий Теркин» А. Твардовского.
  32. Своеобразие литературы Русского зарубежья (на конкретных примерах).
  33. Своеобразие русской постсоветской литературы (на конкретных примерах).
  34. Черты постмодернизма в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и поэме А. Ахматовой «Поэма без героя».
  35. Интертектуальность творчества В. Пелевина (на примере романа «t»).
  36. Аллюзии русской и советской классики в современной постмодернистской литературе (А. Битов, В. Пелевин, А. Королев, Т. Толстая и др.).
  37. Ирония и гротеск в стихотворных произведениях Д. Пригова, Т. Кибирова, С. Гандлевского, Л. Рубинштейна и др.
  38. Место классики и неоклассицизма в поэзии И. Бродского.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература.Каждый студент, изучающий данную дисциплину, обеспечивается не менее чем одним учебным и одним учебно-методическим печатным и / или электронным изданием.

Каждому обучающемуся обеспечивается доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 5 наименований отечественных и не менее 2 наименований зарубежных журналов, отражающих проблематику современных исследований в области теории и истории культуры, культурных практик.

б) дополнительная литература.Фонд дополнительной литературы помимо учебной включает официальные справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

в) программное обеспечение.Учащиеся получают доступ к необходимому программному обеспечению для освоения «Истории литературы».

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.Реализация образовательной программы будет обеспечена доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечиваются доступом к сети Интернет.

 

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, доска).

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

 

Система текущего и итогового контроля знаний студентов

№/№  № п/п               Формы контроля Кол-во баллов
1 Работа на семинарских занятиях 30 баллов
2 Письменная работа 1 20 баллов
3 Письменная работа 2 20 баллов
4 Экзамен: итоговая письменная работа  30 баллов
  Всего: 100 баллов

 

Методические рекомендации для подготовки письменных работ

Две промежуточные письменные работы (оцениваются в 20 баллов каждая) пишутся дома по теме, предложенной для всей группы преподавателем. Для получения максимального балла необходимо подробно раскрыть тему, показать владение методами и техниками анализа литературного текста, продемонстрировать знание исследовательской литературы по данной проблематике. Объем работы – 2 стр. (3 600 знаков).

Итоговая письменная работа оценивается в 30 баллов. Студентам необходимо:

1) самостоятельно выбрать источник для анализа.

Источником для написания работы может быть любой литературный текст или небольшая подборка художественных текстов (стихотворений, рассказов, новелл, притч). 

2) Сформулировать исследовательскую проблему, связанную с тематикой курса, и название работы.

Умение поставить исследовательский вопрос на материалах конкретного источника рассматривается как один из навыков, который должны приобрести студенты при освоении этой дисциплины.

3) Проанализировать поставленную проблему на основе выбранного источника.

Для этого необходимо определиться с методами анализа текста и подобрать необходимую исследовательскую литературу.

Примерная структура работы:

А) Введение: постановка проблемы; обзор источника; представление исследовательской литературы по этой теме; обоснование методологии.

Б) Основная часть – интерпретация выбранного литературного текста с целью ответа на поставленный вопрос.

В) Выводы работы.

Г) Список использованной литературы.

Объем итоговой письменной работы – 8-10 страниц (14 500-18 000 тыс.знаков).

Тема и источник выбираются заранее, обсуждаются с преподавателем на консультациях. Работа должна быть написана дома и сдана накануне экзамена. На экзамене производится общий разбор и обсуждение итоговых работ студентов. 

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение

 

Основные источники

 

Зарубежная литература: XIX век. Романтизм, критический реализм: Хрестоматия / Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: МГУ, 1979.

Русская литература XVIII века. 1700 – 1775: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. – М.: Просвещение, 1979. – 447 с.

Русская литература последней четверти XVIII века: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. – М.: Просвещение, 1985. – 432 с.

Храповицкая Г.Н., Ладыгин М.Б., Луков В.А. и др. Зарубежная литература ХХ века: Хрестоматия: В 3 т. / Под ред. Б.И. Пуришева, Н.П. Михальской. – Т.1: 1871 – 1917. М., 1980; т.2: 1917 – 1945. М., 1986; т.3: 1945 – 1980. М., 1986.

Хрестоматия по зарубежной литературе XVIII века: В 2 т. / Сост. Б.И. Пуришев и др. – М.: Высш. шк., 1970 – 1973.

Хрестоматия по зарубежной литературе XIX века / Сост. А.А. Аникст. – М.: Высш. шк., 1955.

 

Основная учебная литература по курсу:

 

Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. М., 1987.

Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М., 1975.

Аникст А.А. История английской литературы. М., 1956.

Благой Д.Д. История русской литературы XVIII века. 4-е изд. М., 1960.

Голенищев-Кутузов И.Н. Романские литературы: Статьи и исследования. М., 1975.

Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М., 1998.

Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972.

История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. Л.В. Сидорченко. 2-е изд. М.: Высш. шк.; ИЦ Академия, 1999. – 335 с.

История русской литературы XIX века: Вторая половина: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Н.Н.Скатова. М., 1987.

История русской литературы. ХХ век: Серебряный век / Под ред. Ж.Нива, И.Сермана, В.Страды, Е.Эткинда. – М.: Прогресс, 1995. – 702 с.

Кондаков И.В., Шнейберг Л.Я. Русская литература ХХ века: В 2-х кн. М. : Новая волна, 2003. Кн. 1. Поэзия прозы. – 512 с.; кн. 2. Проза поэзии. – 512 с.

Кулешов В.И. История русской литературы XIX века: Учебное пособие для вузов. М.: Академ. проект, 2004. – 794 с.

Кулешов В.И. История русской литературы XIX века (70 – 90-е годы): Учебник для филол. спец. вузов. М., 1983.

Кулешов В.И. Русская демократическая литература 50-60-х годов XIX в. М., 1989.

Лансон Г. История французской литературы. – М.: Вуз. Книга, 2009ю – 288 с.

Лейдерман Н.Л,. Липовецкий М.Н. Русская литература ХХ века (1950 – 1990 –е годы): В 2 т. 5 изд. – М.: ИЦ Академия, 2010. Т.1. 1953 – 1968. – 416 с.; Т.2. 1968 – 1990. – 688 с.

Лейтес Н.С. От “Фауста” до наших дней. М., 1985. – 286 с.

Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: ИЦ Академия, 2003. – 512 с.

Манн Ю.В. Русская литература XIX в.: Эпоха романтизма: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. – 446 с.

Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. От Мережковского до Бродского. М.: Просвещение, 2001. – 336 с.

Мокульский С.С. Итальянская литература: Возрождение и Просвещение. М., 1966.

Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ века (советский период). Учебное пособие. М.: Высш. школа, 2001. – 309 с.

Орлов О.В., Федоров В.И. Русская литература XVIII века. М., 1972.

Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. М., 1991.

Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX века (1840 – 1860-е годы): Учебник для филол. спец. вузов. 3-е изд. М., 1981.

Плавскин З.И. Испанская литература XVII – cередины XIX века. М., 1978.

Пуришев Б. Очерки немецкой литературы XV – XVII вв. М., 1955.

Реизов Б.Г. Итальянская литература XVIII века. Л., 1966.

Соколов А.Н. История русской литературы XIX века (Первая половина): Учебник для филол. спец. вузов. 5-е изд. М., 1985.

Федоров В.И. История русской литературы XVIII века. М., 1990.

Фриче В.М.  Очерки истории западноевропейской литературы. – М.: Вуз. Книга, 2009. – 224 с.

Черневич М.Н., Штейн А.Л., Яхонтова М.А. История французской литературы. М., 1965.

Штейн А.Л. История испанской литературы: (Средние века и Возрождение). М., 1976.

 

Дополнительная научная литература

 

История всемирной литературы: В 9-ти т. / Под ред. Г.П.Бердникова и Ю.Б.Виппера. М., 1983 – 1994. – Т. 1 – 8.

История мировой культуры. Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / Под ред. С.Д.Серебряного. М., 1998.

История русской литературы: В 4-х т. / Под ред. Н.И.Пруцкова. Л., 1980 – 1983.

История русской литературы XI – XX веков: Краткий очерк / Под ред. А.С. Курилова. М., 1983.

История русской драматургии [: В 2-х т. – Т. 1:] XVII – первая половина XIX века. Л., 1982; [Т. 2:] Вторая половина XIX – начало XX в. Л., 1987.

История русской критики: В 2-х т. М.; Л., 1958.

История русской поэзии: В 2-х т. Л., 1968-1969.

История русского романа: В 2 т. Л., 1962-1964.

Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

Богданова О.В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы: 60 – 90-е гг. ХХ в. – начало XXI в. – СПб.: Филол. ф-т СпбГУ, 2004. – 716 с.

Голубков М.М. Утраченные альтернативы: Формирование монистической концепции советской литературы. 20— 30-е годы. – М.: Наследие, 1992. – 199 с.

Конрад Н.И. Запад и Восток: Статьи. 2-е изд. М., 1972.

Ланин Б. Проза русской эмиграции (Третья волна). – М.: Новая школа, 1997. – 205 с.

Мелетинский Е.М.Историческая поэтика новеллы.М., 1990.

Минц З.Г. Поэтика русского символизма. СПб.: Искусство-СПБ, 2004. – 364 с.

Михайлов А.В. Языки культуры. М., 1997.

Неупокоева И.Г. История всемирной литературы: Проблемы системного и сравнительного анализа. М., 1976.

Палиевский П.В. Литература и теория. М., 1979.

Палиевский П.В. Русские классики: Опыт общей характеристики. – М.: Худ. Лит., 1987. – 237 с.

Поспелов Г.Н. Стадиальное развитие европейских литератур. М., 1988.

Стеблин-Каменский М.И. Историческая поэтика. Л., 1978.

Тураев С.В. Гете и формирование концепции мировой литературы. М., 1989.

Шайтанов И. Компаративистика и / или поэтика: Английские сюжеты глазами исторической поэтики. – М.: РГГУ, 2010. – 656 с. 

Эпштейн М.  Постмодерн в России. Литература и теория. – М.: Изд. Р. Элинина, 2000. – 368 с.

 

___________________

Баевский В.С. История русской поэзии 1730 – 1980: Компендиум. 3 изд. М.: Новая школа, 1996. – 317 с.

Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. Л., 1975. – 260 с.

Бурсов Б.И. Национальное своеобразие русской литературы. Л., 1967.

Купреянова Е.Н., Макогоненко Г.П. Национальное своеобразие русской литературы. Л., 1976.

Мировое значение русской литературы XIX века. М., 1987.

Мирский Д.С. История русской литературы (С древнейших времен до 1925 года) / Пер. с англ. Лондон, 1992.

Развитие реализма в русской литературе: В 3 т. (4 кн.). М., 1972 – 1974.

Смирнов И.П. Психодиахронологика: Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. М., 1994

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...