Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отбор и изучение   экскурсионных объектов




Литература

1. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учеб.пособие. Ч. 1—3. М., 1992 (Рос.междунар. акад. туризма).

2. Тимченко З.В. «Организация экскурсионной деятельности» // Учебное пособие - Симферополь: Доля, 2013 – 420 с.

Значение экскурсионных объектов в экскурсии

Экскурсионный объект – это то, что является объектом показа на экскурсии. Именно экскурсионные объекты помогают раскрыть тему экскурсии, реализуют главный принцип экскурсии – наглядность.

В качестве экскурсионных объектов могут быть:

· памятники археологии – городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, святилища и др.;

· памятные места или памятники, связанные с важными историческими событиями, народными героями, культурой и бытом народов и др.;

· мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью деятелей литературы и искусства,  выдающихся личностей;

· памятники архитектуры и градостроительства;

· уникальные жилые и общественные здания;

· промышленные предприятия;

· инженерные сооружения;

· здания культурного назначения;

· культовые сооружения;

· природные объекты – леса, реки, деревья, выходы горных пород и пр.;

· заповедники, заказники и памятники природы;

· ботанические сады, дендропарки, зоопарки, парки-памятники садово-паркового искусства;

· экспозиции государственных, частных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок;

· памятники искусства - произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.

Крым заинтересован в расширении перечня экскурсионных объектов, в первую очередь, в западных и восточных регионах. Эти регионы привлекательны тем, что здесь более дешёвое проживание, большие свободные пляжи, чистое море. Но для их дальнейшего развития необходимы новые экскурсионные объекты и туристические маршруты. Пока же  экскурсионные объекты Черноморского, Сакского и Ленинского районов не столь популярны, как на ЮБК.

Если в 2009 г. Национальная картинная галерея им. И. Айвазовского в Феодосии приняла 597 тыс. экскурсантов,  совсем немного отстали от нее Алупкинскийдворец-музей (567,6 тыс.)и Бахчисарайский историко-культурный заповедник (562,8 тыс.), на четвёртом месте оказался Ливадийский дворец-музей (180 тыс.), то на исторических объектах заповедника «Калос-Лимен» в Черноморском районе побывало всего 10,9 тыс.гостей.

Примером в развитии экскурсионных объектов может стать  Евпатория, в которой в последнее время каждый год открывают новый экскурсионный объект. Среди них:пешеходный маршрут Малый Иерусалим(2006 г.), развлекательный комплекс «Динопарк» (2006 г.), Культурно-этнографический центр «Одун-базар къапусы» (2007 г.), Дом вина (2009 г.), программа «Летние вечера на Караимской» (2008 г.), Аквариум (2010 г.) и др.Таким образом, стараниями евпаторийских краеведов и экскурсоводов Евпатория приобретает имидж туристского города взамен сформировавшегося в советские времена- детского курорта.

Хорошая тенденция по увеличению экскурсионных объектов наблюдается и в Симферополе, который также стараются позиционировать как туристско-экскурсионный центр. Кроме имеющихся музеев в последние годы открылись Историко-этнографический музей крымчаков (2004 г.), Музей истории шоколада (2009 г.), Музей истории города Симферополя (2009 г.), Дом-музей Ильи Сельвинского (2009 г.), восстановили Братское кладбище воинов, павших во время Крымской войны, создали Ботанический сад Таврического Национального университета имени В.И. Вернадского,воссоздали памятник Екатерине Великой.и т.д.,

Наиболее ценным с эстетической или исторической стороны экскурсионным объектам присваивается статус памятника. После чего их охраной занимаются государственные или местные инспекции по охране памятников. В этом случае он заносится в Государственный реестр

У памятника устанавливается знак с его названием и статусом (охраняется государством). К сожалению, охранные знаки часто сами нуждаются в охране, т.к. вандалы снимают металлические таблички и сдают их в металлолом.

Экскурсанты должны участвовать в деле охраны экскурсионных объектов

Осматривая памятники природы, истории и культуры, необходимо проявлять высокую сознательность, соблюдать чистоту, тишину и порядок. Не следует откалывать и брать что-либо себе на память. Строго запрещается оставлять после себя разные надписи.

Посещая лес или ботанический сад, нельзя рвать цветы, ломать ветви и пр. Нужно бережно относиться к источникам и другим водным объектам.

Классификация экскурсионных объектов

 

Экскурсионные объекты классифицируются по разным признакам.

1. По функциональному назначению:

· основные;

· дополнительные.

С помощью основных объектов раскрываютсяподтемы экскурсии. Дополнительные объекты помогают рассказать об отдельных эпизодах, фактах, локальных событиях, обогащающих экскурсию конкретными деталями, демонстрируются во время переходов и переездов между основными объектами, они могут составить «портфель» экскурсовода.

Не следует включать в показ объекты, не связанные с темой экскурсии, они отвлекают внимание экскурсантов и нарушают последовательное раскрытие темы  экскурсии.О них можно дать сведения в виде ответов на вопросы.

2. По содержанию:

· одноплановые;

· многоплановые.

Одноплановым экскурсионным объектом может быть, например, отдельно стоящий памятник или уникальное дерево и т.д. Многоплановый экскурсионный объект одновременно несёт разную информацию. Так, например, старинное здание может быть и архитектурным, и историческим памятником.

3. По степени сохранности:

· полностью сохранившиеся;

· дошедшие до наших дней со значительными изменениями (перестроенные и реконструированные);

· частично сохранившиеся;

· утраченные.

Если экскурсионные объекты полностью сохранились, то экскурсионный рассказ начинается с описания события, если же нет, то - с реконструкции объекта, а затем уже описывается событие.

В Севастополе в 1918 г. снесли памятник русскому флотоводцу П.С. Нахимову, т.к. он служил царю. А кому он должен был служить к ХIХ в.? На освободившийся постамент установили памятник Ленину. Площадь Нахимова переименовывали восемь раз. Согласно Ленинскому декрету в первую очередь нужно было изобразить старых революционеров, отдавших многие годы жизни революционной борьбе. По стране с размахом проходила кампания «ленинизации».

4. По форме собственности:

- государственные;

- общественные (народные);

- частные.

Экскурсионные объекты могут находиться как в собственности государственных, кооперативных и общественных организаций, так и в личной (частной)  собственности отдельных граждан.  В зависимости формы собственности  устанавливается различный режим пользования ими.

5. По форме передвижения:

- движимые;

- недвижимые.

Обычно экскурсионные маршруты направлены к экскурсионным объектам. Но бывает, что экскурсионные объекты перевозят из города в город. Например, популярная выставка восковых фигур или выставка картин.

 

Отбор и изучение   экскурсионных объектов

 

Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа влияют на эффективность экскурсии. Изнескольких одноплановых объектов выбирается только один, принимая во внимание его возможное  эмоциональное воздействие  и значение для раскрытия экскурсионной темы. Учитывается также известность экскурсионного объекта,  его внешний вид.

Изучение экскурсионного объекта необходимо завершить на месте его расположения, что позволит затем при проведении экскурсии свободно ориентироваться вблизи него, хорошо представлять подъездные пути и место расстановки экскурсионной группы.

В целях безопасности и экономии времени следует отказаться от объектов, расположенных неудобно. Если рядом с выбранным  располагается объект, не имеющий отношения к теме, но более привлекательный повнешнему виду и бросающийся в глаза, то можно: 1) дать краткую справку о нём; 2) умолчать; 3) подойти к объекту по теме экскурсии так, чтобы посторонний объект не был виден или был увиден позже.

Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность, вызывает утомляемость экскурсантов, а их внимание и интерес при этом ослабевают.  Кроме того, большое число экскурсионных объектов  мешает глубине освещения темы. Но и  недостаточное их количество не создает полноценного зрительного ряда, что также снижает эффективность экскурсии. Считается, что экскурсанты с интересом воспринимают в обзорной экскурсии 15 – 20 экскурсионных объектов, а в тематической – 10 – 15.

Следует, чтобы одни и те же экскурсионные объекты не кочевали из экскурсии в экскурсию. По возможности у каждой темы должны быть свои экскурсионные объекты. Их разнообразие обеспечит элемент новизны при изучении различных тем по одному экскурсионному маршруту. Это не касается многоплановых экскурсионных объектов, которые отражают события разных эпох и связаны с несколькими темами одновременно.

Например, в Симферополе Крымский академический русский драматический   театр им. М. Горького –

1) памятник архитектуры,

2) один из уникальных театров страны,

3) во время Великой Отечественной войны артисты и работники театра создали подпольную группу  «Сокол» и т.д.

В этом случае должны быть выявлены характерные черты для экскурсий по разным темам, от которых и зависит показ и рассказ в каждом конкретном случае.  Поэтому интерес экскурсантов при повторном осмотре одних и тех же экскурсионных объектов, как правило, не снижается. Ведь они воспринимаются по-новому.

При отборе экскурсионных объектов учитывают следующие критерии (показатели):

- познавательная ценность(информативность)– связь экскурсионного объекта с каким-то историческим событием или с жизнью и творчеством известных людей, архитектурные и природные достопримечательности, художественные достоинства памятника и др.;

- известность(популярность)– у людей возникает естественное стремление побывать в широко известных местах и увидеть известные объекты. Например, в советские времена все мечтали посетить Красную площадь и побывать в мавзолее Ленина, выстаивая при этом огромные очереди. Есть такие известные объекты и в Крыму. Например, Ласточкино гнездо, Никитский ботанический сад. Но не стоит списывать со счетов малоизвестные объекты. Например,  подземные коммуникации бывших командных пунктов, береговые батареи и ДЗОТы и др., которых много в окрестностях Севастополя. Они могут стать основой эксклюзивных индивидуальных экскурсий;

- уникальность(единственный в своём роде) - неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения, природного явления или исторического события. Например, природный ландшафтный заказник «Большой каньон Крыма»;

- экзотичность (необычность). Например, в Полтаве установлен памятник украинской галушке, символизирующий достаток и благополучие семьи; в Одессе – памятник апельсину, который, по преданию, спас город (Павел I намеревался остановить строительство Одессы, но получив от одесских купцов в подарок несколько телег с апельсинами, выделил средства на продолжение строительства);в Ялте – аллея юмористов с бронзовыми скульптурами портфеля Михаила Жванецкого, жилетки Аркадия Арканова, трубки Александра Ширвиндта, микрофона Иосифа Кобзона;

- выразительность - взаимодействие экскурсионного объекта с окружающей средой, т.е. экскурсионный объект наилучшим образом вписывается в местность. Например, церковь Воскресения Господня на обрывистом утёсе Красной скалы,  над пос. Форос, по дороге из Севастополя в Ялту через перевал Байдарские Ворота. Жаль, что некоторые интересные объекты скрыты за современными ничем непримечательными зданиями. Например, Водная обсерватория профессора Н.А. Головкинскогов городе Саки, которая представляет собой хорошо сохранившуюся старинную изящную башенку, которая застроена  разными летними кафе. Хотя сохранились фотографии начала ХХ в.с курортниками на фоне башни, рядом с фонтаном, от которого вообще ничего не осталось;

- сохранность – имеет важное значение для эстетического восприятия экскурсионного объекта. Например, предшественниками Симферополя являлись в разные времена античный Неаполь скифский и средневековая Ак-Мечеть. Но, к сожалению, показывать экскурсантам особо нечего;

- месторасположение – подъезд и подход к экскурсионному объекту должен быть удобным и безопасным. Не стоит рисковать жизнью экскурсантов даже при желании показать что-то уникальное и экзотическое;

- временное ограничение показа - по времени суток, по дням, месяцам и сезонам. Например, посещение Крымской астрофизической обсерватории желательно вечером; любоваться видом падающей воды крымских водопадов следует в многоводный период года.

На экскурсионные объекты рекомендуется составлять карточки со следующими данными:

1) наименование (первоначальное и современное);

2) местонахождение;

3) характеристика (объект природы, исторический памятник и т.д.);

4) краткое описание;

5) источник сведений (литература и т.д.);

6) степень сохранности;

7) народнохозяйственное использование или охрана объекта;

8) значение (местное или общегосударственное);

9) в каких экскурсиях используется;

10) дата составления карточки и Ф.И.О. составителя.

К описанию экскурсионного объекта прилагается его фотография или рисунок. Наличие описания и фотография экскурсионных объектов позволит ускорить подготовку новой экскурсии.

Следует помнить, что отбор экскурсионных объектов зависит от экскурсионной темы  и состава экскурсионной группы.Так, например, для обзорной городской экскурсии, темой которой являются основные особенности и достопримечательности города, следует отобрать наиболее яркие экскурсионные объекты.При этом необходимочередовать памятники природы, истории и пр., чтобы избежать однообразия.При выборе экскурсионных объектов следует также учитывать состав экскурсионной группы. Например, в тематической экскурсии «Пушкин и Симферополь»основным экскурсионным объектом для младших школьников может быть Поляна сказок в Детском парке, а для старших школьников – Крымский академический русский драматический театр имени М. Горького, возле которого установлен памятник Пушкину, а на фасаде имеется его бюст. В первом случае рассказ опирается на сказки А.С. Пушкина, а во втором – на лирику, пьесы и др.

Ограниченность экскурсии во времени требует строжайшего отбора экскурсионных объектов, т.к. рассказать обо всём сразу  просто невозможно.


 

Контрольные вопросы:

 

1. Что такое экскурсионный объект?

2. Классификация экскурсионных объектов

3. Критерии отбора экскурсионных объектов

4. Что представляет из себя охрана памятников истории и культуры?

5. Что является основой охраны памятников природы?

6. Значение предлагаемой Большой экологической тропы Крыма

7. Основные проблемы экскурсионных объектов Крыма

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 287.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...