Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ ПЕРВОГО ТУРНИРА БРАТСТВА АРХАНГЕЛА МИХАИЛА в рамках военно-исторического фестиваля




                                       РЕКОН – 2018. ЧАСТЬ 1.

Автору этих строк довелось принять участие в разработке и проведении одного из сегментов фестиваля РЕКОН-2018, а именно – площадки пешего турнира латников – в качестве научного консультанта как эксперата по турнирной культуре Позднего Средневековья. Я работал в тесной связке с организаторской и сценарной группой фестиваля, представленной Олегом Юковичем и Дмитрием Искра-Гаевским, а также с моими старинными друзьями и выдающимися экспертами-практиками боя в доспехах на репликах средневекового оружия – Леонидом Маневичем и Сергеем Фроловым. Поэтому дальше я буду использовать местоимение во множественном числе – МЫ.

Итак, идея проведения турнира пеших латников по правилам, максимально приближенным к реальным и исторически верифицированным, родилась у нас, т.е. у С.Фролова, Л.Маневича и вашего покорного слуги, в далеком 2012 году в ходе проведения очередного турнира-падарма в «Парке Киевская Русь» на Украине. Новизна идеи заключалась, во-первых, почти в полном соответствии наших и реальных средневековых правил боев (это потребовало многолетних научных поисков и анализа нескольких десятков соответствующих хроник и документов), а во-вторых, в поиске исторически достоверной формы подачи и проведения даного турнира, т.е. в ролевом моменте. Существовавшие на тот момент площадки, которые позиционировали себя как некие реконструкции пеших боев латников, не отвечали ни первому, ни второму условиям.

Сразу хотим дать необходимое пояснение: военно-историческая реконструкция без использования ролевого момента подобна конструированию содержания без формы. Собственно же позднесредневековый рыцарский турнир сам по себе являлся спектаклем, в котором участники играли определенные роли, часто выдавая себя за древних рыцарей эпохи крестовых походов или вымышленных персонажей. Достаточно привести примеры знаменитых «круглых столов» XIV в. или турниров-падармов  XV в. «Древо Карла Великого», «Источник Слез», «Прекрасная Паломница», «Рыцарь Лебедя», «Незнакомка», «Перрон Феи», «Золотое Дерево», «Дикарка» и т.д. Поэтому отрицание некоторыми нашими коллегами ролевого момента в ходе реконструкции средневекового турнира свидетельствует об их поверхностном знакомстве с источниками, а само действо превращает в обычный спорт.

Таким образом нами было принято решение о конструировании некоего сплава из спорта и ролевой игры. Оптимальной формой для этого мы определили рыцарский турнирный союз-братство, который как нельзя лучше отвечал нашим узко утилитарным задачам и соответствовал духу воссоздаваемой эпохи.

Тут же нашлось и название – Братство Архангела Михаила. Именно Святому Михаилу были посвящены многочисленные братства фехтовальщиков, которые как грибы после дождя стали возникать на рубеже XV – XVI вв. во франко-фламандском регионе. (От идеи сохдания более пафосного союза, ордена Святого Михаила, мы, после некоторых размышлений, отказались как от преждевременной).

Реализации данного проекта в рамках фестивалей в «Парке Киевская Русь» помешали известные события, случившиеся на Украине в 2013-2014 гг. Поэтому идея создания братства была «отложена в ящик». Однако она приглянулась организаторам фестиваля РЕКОН и нашла, в итоге, свое воплощение в первом турнире латников рыцарского Братства Архангела Михаила, который прошел 23-24 февраля сего года в Санкт-Петербурге. Попробуем проанализировать, что получилось, а что нет, и вышел ли «первый блин комом».

 

                                                          ***

 

Прежде, чем приступить к анализу, следует провести краткий ликбез по структуре и задачам нашего союза. Организационная структура Братства Архангела Михаила (сокращенно БАМ) выглядит так, как представлено на схеме. Основные же идеи БАМ изложены в ПОЛОЖЕНИИ, т.е. специальногм документе, регламентирующем деятельность БАМ. Вот некоторые из них:

1. Идея предлагаемого БАМ заключается в логическом оформлении давно назревшего вопроса объединения ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ различных фехтовальных направлений и школ, практикующих «исторические бои» на муляжах холодного оружия середины-второй половины XIV – первой половины XVI вв. западноевропейского региона, в СОЮЗ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ, оформленный в виде стилизации средневекового наднационального элитарного рыцарского братства.

2. БАМ дистанцируется от политических трений, существующих с среде исторического фехтования и реконструкции Средневековья, и ни коим образом не претендует на вмешательство в их богатую и непростую внутреннюю жизнь.

3. БАМ готово сотрудничать со всеми руководителями групп и клубов исторического фехтования и реконструкции заявленного временного отрезка и культурной локализации.

4. БАМ готово проводить свои собственные турниры по исторически верифицированным правилам пеших и конных (sic!) поединков на различных типах оружия (муляжей), а также посещать турниры, организованные идейными соратниками.

5. БАМ имеет четкую структуру, ряды рыцарей Святого Михаила будут пополняться за счет постулантов (т.е. новобранцев), готовых подтвердить свое вступление в братство участием в турнирах БАМ.

6. Победители в различных номинациях турниров БАМ становятся рыцарями Братства Архангела Михаила, дают присягу и получают соответствующие регалии: знаки Св. Михаила (кулоны) и грамоты-сертификаты. Рыцари БАМ получают право входить в Большой совет БАМ.

7. Абсолютный победитель того или иного турнира БАМ, т.е. лучший боец турнира, определенный судейской коллегией, получает колье (цепь) Святого Михаила и входит в число командоров братства и становится членом Малого совета БАМ.

8. Турниры БАМ судит судейская коллегия, герольд БАМ, а также Дамский суд чести Братства Архангела Михаила.

 

Как видим, задачи у БАМ вполне благородные, мы никому ничего не навязываем, но в то же время декларируем, что «все флаги в гости будут к нам». Флаги, конечно, адекватные, не запятнавшие себя склоками и беспардонной руганью в наш адрес. Все прочие «флаги», как было сказано в одной песне, «мы не замечаем из-за разницы в размерах, и поэтому прощаем, очень маленьких, но смелых».

Дальнейший анализ мы будем проводить по номинациям «внешний вид участников», «боевая составляющая», «ролевая составляющая».

 

Внешний вид участников.

Данная номинация традиционно является слабым местом многих отечественных турниров и фестивалей, лишь последние лет 5-6 перейдя в разряд «положительного сальдо». Тут, безусловно, лидирующие позиции занимает турнир Святого Георгия, проводимый группой РАТОБОРЦЫ, а также те клубы, которые ранее были замечены в ВИ-фестивалях в окрестностях Иван-Городской крепости. Поэтому мы критически оцениваем внешний вид участников турнира БАМ и делаем следующие наблюдения:

- наиболее достоверно выглядели доспехи Ильи Есика и двух джентльменов из северного Британского блока (сразу пардон, если допущена ошибка в названии) Шувелева Павла и Антонова Андрея, хотя одному из англичан, если нам не изменяет память, не хватало кольчужных вставок на арминг-дублете, а у другого на до конца были выведены наплечники.

- доспехи остальных участников требуют различной степени доводки, как то:

А) верхние части набедренников обладателей доспехов, номинирующих их как миланские, должны иметь подвижные сегменты

Б) наплечники должны быть закреплены правильным образом, а не съезжать назад, как у одного из сквайров, они должны надежно прикрывать плечи, не оставляя зазора между своим краем и обрезом кирасы

В) коленные раковины поножей у многих бойцов смотрелись излишне крупными, что характерно для доспехов второй половины XIV века, но никак не середины XV в.

Г) «рачьи хвосты» на саладах выглядели иначе, сегменты, их составляющие, были меньших размеров

Д) торчащие из-под шлемов драные и линялые пелерины подшлемников смотрелись не исторично, это недопустимо, камрады, такого просто не было в доспешной культуре XV века. Если все же хотите этот атавизм XIV века использовать, то придайте ему благообразный вид – обшейте шелком, украсьте гербом, накройте кольчужным горжетом, наконец

Е) Павлу Мельникову, безусловно одному из ведущих бойцов и кавалеристов и просто замечательному человеку, нужно серьезно подумать как минимум о двух вещах: о новом шлеме и о замене старой гербовой котты, рукава которой с гербовыми стропилами выглядывали из-под наплечников, на новую

Ж) рыцарям вообще следует подумать вот о чем:

- доспех ЖЕЛАТЕЛЬНО отполировать, чтобы он сверкал, как у Ильи Фролова или двух указанных выше английских джентльменов

- доспех должен быть украшен дополнительными гербовыми элементами, например, лентами геральдических цветов, свисающих из-под наплечников, перевязями, расшитыми гербами или девизами владельцев. Понятно, что перьевые султаны в таком адовом рубилове, которое мы наблюдали на ристалище, просуществуют только несколько секунд, то же касается геральдических табаров и гербовых котт – оные будут изрублены в лохмотья. Но следует подумать в этом направлении. Также не нужно стесняться повязанных на наручи шарфов дамского благоволения и прочей соответствующей эпохе мишуры.

 

В целом мы бы оценили внешний вид доспехов участников БАМ на «удовлетворительно», адова «марса» не было, доспехи оруженосцев смотрелись вполне в духе доспехов оруженосцев. Вообще, стоит предостеречь многочисленных «оружиеведов», которых наплодилось сейчас как кроликов, но которые не могут похвастать ни одной своей статьей по заявленной теме в каком-нибудь научном журнале, от подгонки доспехов всех участников турнира под образ «стальных статуй» работы Хельмшмидта или Миссальи. Увы, наши дорогие маленькие друзья, многие доспехи того времени смотрелись вполне заурядно и, вероятно, были бы отнесены вами к категории «гоблодоспеха», но это лично ваша боль, не имеющая к реалиям никакого отношения.

Вот примеры реальных доспехов из оружейных коллекций Художественного музея в Кливленде и Коллекции Уоллеса в Лондоне: обратите внимание на достаточно убогую проработку деталей и сочленений, отбортовку, каннелюры:

 

 

Из поддоспешной одежды мы бы отметили как наилучшие арминг-дублет Леонида Маневича, парадный арминг-дублет (необходимы небольшие доработки) Сергея Фролова и поддоспешник Павла Шувелева (если не путаем), который, вероятно, был исполнен по мотивам данного произведения:

 

Арминг-дублеты большинства участников выглядели откровенно убого и просились на замену более свежими или правильно сшитыми поддоспешниками. Данное замечание относится, прежде всего, к мессирам рыцарям. Для оруженосцев критерии более скромные. В целом поддоспешную одежду оцениваем на «неудовлетворительно».

Что до партикулярного платья, то основной массой участников был выдержан вполне удовлетворительный уровень, который, конечно же, следует повышать. На все церемониальные выходы необходимо иметь достойную робу (жакет, пальто) и головной убор. В этом смысле порадовала прекрасная половина, составившая Дамский суд чести, который выделялся на общем фоне как маков цвет:

 

 

Отдельного упоминания заслуживает внешний вид судейской коллегии, которой, на нашей памяти впервые, организаторы пошили, наконец, однообразные ливреи (всего 5), выдержанные в цветовой гамме и девизах БАМ, а также табар герольда БАМ:

 

 

Однако тем из судей, которые исполняли роль «стражей барьеров», т.е. находились внутри ристалища, в следующий раз необходимо иметь как минимум шлемы и стальные рукавицы.

 

Приложение к П.1. Анализ доспеха по фотографии.

ФОТО №1

На данном фото мы видим храброго и умелого оруженосца, в бою ему срубили тассеты и заметно покорежили кирасу. Что можно отметить:

1. Шлем-барбют подходит к комплекту, хотя безопасней было бы заменить его шлемом армэ.

2. Наплечники явно маловаты.

3. Верхние наручи (гарде-бра) опять же маловаты и фактически не выполняют свою функцию. Излишними на них смотрятся и каннелюры.

 

 

ФОТО №2.

Мы видим еще одного храброго воина, доспех которого имеет сразу несколько заметных изъянов. Первое, что сразу бросается в глаза – это пелерина подшлемника и краги от рукавиц. Такого быть вообще не должно. Шлем, судя по всему, аналогичен достаточно известному барбюту из Музея армии в Париже, и вполне может присутствовать на воине. Но вот верхняя часть наручей опять слишком мала и не выполняет своей функции, т.е. не защищает руку, это, видимо, осуществляет рукав поддоспешника. Набедренники, как мы видим, не имеют верхнего подвижного сегмента, наколенники чрезвычайно велики, башмаки-сольрэ имеют слишком мало сегментов, отчего полностью искажается их форма.

 

(Подробный анализ недостатков каждого из участников проведен Маневичем Л.)










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 172.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...