Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эмоции и чувства: психологический анализ. Понятие «эмоции», «чувства».




Говоря о переживаниях человека, употребляют два термина – «чувства» и «эмоции».

В широком смысле слова – это синонимы.

В узком – между этими понятиями есть отличие. Эмоции и чувства органически связаны между собой, но по содержанию и форме переживания они не тождественны.

ЭМОЦИИ –эмоциональные переживания отношений, возникшие в данный момент.

ЧУВСТВА– эмоциональныет переживания, в которых отражается устойчивое сознательное отношение человека к определенным предметам, явлениям или процессам внешнего мира.

Чувства возникают как обобщение многих эмоций, направленных на определенный объект. Чувства, в свою очередь, влияют на проявление эмоций. Например, когда мы любим (любовь – это чувство человека) мы испытываем ряд эмоций: эмоции радости, удовольствия, интереса и т.д.

Природа эмоций и чувств органически связана с потребностями.

Потребность как нужда в чем-то всегда сопровождается переживаниями (положительными или негативными). Характер переживаний обусловливается отношением человека к потребностям и обстоятельствам, которые способствуют или не способствуют их удовлетворению. Потребности человека и животных отличаются по своему содержанию, интенсивности и способам удовлетворения. Это обусловливает отличие эмоций у людей и животных, даже таких, которые свойственны как людям, так и животным — гнев, страх, радость, грусть и т.п.

Эмоции и чувства человека связаны с его деятельностью: деятельность вызывает разнообразные переживания отношения к ней и ее результатам, а эмоции и чувства, в свою очередь, стимулируют человека к деятельности, воодушевляют его, становятся внутренней движущей силой, его мотивами. Или же наоборот. В жизни и деятельности человека чувства выполняют мотивационную роль.Они выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности и обусловливают ее динамику. Человек всегда стремится заниматься тем видом деятельности, который ему нравится и вызывает позитивные чувства.

Чувства всегда индивидуальны. То, что нравится одному, может вызывать негативные чувства у другого. Это объясняется тем, что чувства опосредуются системой ценностных установок конкретного человека.

52. Различие эмоций и чувств:

· эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку человеком определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребности (как правило, биологической) человека в данный момент;

· эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства – с социальной сферой;

· чувства более устойчивы (более длительны), нежели эмоции;

· чувства более осознаны человеком, чем эмоции.

Физиологические механизмы эмоций и чувств.

Эмоции и чувства представляют собой сложную реакцию организма, в которой участвуют почти все отделы нервной системы. Природа эмоций и чувств, как и всех других психических процессов, является рефлекторной. Физиологическим механизмом эмоций как таковых является деятельность подкорковых нервных центров — гипоталамуса, лимбической системы, ретикулярной формации. Но кора больших полушарий головного мозга играет ведущую роль в проявлениях эмоций и чувств, осуществляя функцию регуляции подкорковых процессов, направляя их деятельность в соответствии с осознанием человеком своих переживаний.

Характеристика эмоций и чувств.

Переживания эмоциональных состояний — радости, любви, дружбы, симпатии, благосклонности или боли, горя, страха, ненависти, презрения, отвращения и т.п. — всегда сопровождаются соответствующими внешними или внутренними выражениями.

Достаточно возникнуть эмоциональному возбуждению, оно немедленно охватывает весь организм. Внешнее выражение эмоций и чувств проявляется в движениях, позах, в двигательной и вокальной мимике, интонациях речи, движениях глаз и т.п. Внутренняя выраженность переживаний ярко проявляется в сердцебиении, дыхании, кровяном давлении и т.д.

Выражение чувств, проявляющихся в той или иной форме называют экспрессией чувств. Язык экспрессии достаточно многообразен. Прежде всего – это вербалика (слово) и невербалика (жесты, мимика). Причем важно не только значение слова, но и то, как оно сказано: интонация, тембр голоса и т.д.

Эмоции и чувства характеризуются:

- качеством (одни эмоции и чувства отличаются от других; например, радость отличается от гнева, стыда, возмущения, любви и т.п.);

- полярностью (каждая эмоция, каждое чувство имеет разные полюса, т.е. чувства биполярны: «радость — горе», «любовь — ненависть»,

- «симпатия — антипатия», «удовлетворение — недовольство»; амбивалентность чувств – одновременное переживание противоположных эмоций и чувств);

- активностью (условия жизни и деятельности вызывают чувства разного уровня активности: стеническиеэмоции и чувства — те, которые усиливают активность человека, подталкивают к деятельности, астенические — переживания, которые угнетают человека, снижают его активность);

- интенсивностью (в зависимости от индивидуальных особенностей человека, его состояния и отношения к ситуации, к вызывающим переживания предметам, эмоции и чувства проявляются более или менее интенсивнои бывают продолжительными или кратковременными).

Функции эмоций и чувств.

Эмоции и чувства осуществляют:

1. сигнальную функцию (эмоции сигнализируют о полезных или вредных влияниях на организм человека, об удовлетворении или неудовлетворении потребностей человека);

2. регуляторную функцию (осознав свои потребности, человек приступает к их удовлетворению / переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды).

Виды эмоций.

Критерий Виды
По сложности · простые эмоции (радость, страх, удивление; они свойственны и людям, и животным); · сложные эмоции(возникают в результате осознания предмета, вызвавшего их, понимания их жизненного значения; например, переживания наслаждения при восприятии музыки, пейзажа).
По знаку «плюс»/«минус» (по специфическому содержанию) · положительные (радость, восторг); · отрицательные (злость, гнев, страх, обида, отвращение)
По степени мобилизации организма · стенические (усиливают активность человека, подталкивают к деятельности; · астенические (угнетают человека, снижают его активность)

Радость положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

Удивление не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

Страх отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Интереспозитивная эмоция, обеспечивающая селективную мотивацию процессов восприятия и внимания, стимулирующая познавательную активность и упорядочивающая ее.

Теории эмоций.

Первый, кто пытался раскрыть биологическую природу чувств, был Чарльз Дарвин. Он утверждал, что чувства человека имеют животное происхождение и что по мере развития психики эмоции будут исчезать. Выразительные движения животных, как показал Ч. Дарвин,носят приспособительный характер. Оскал зубов, например, или раздувание ноздрей, сжатие пальцев во время сильного гнева в свое время были, до его мнению, необходимы, так как содействовали непосредственной борьбе животных друг с другом. На основе дарвиновского понимания эволюции приспособительных реакций организма можно утверждать, что эмоциональные состояния сыграли когда-то положительную роль, создав условия для более широкого и более совершенного приспособления животных к окружающей среде. Эмоции человека и выразительные движения, которыми они сопровождаются, согласно теории Дарвина, являются рудиментами прежде целесообразных инстинктивных движений животных. Из дарвиновской точки зрения на эволюцию полезных приспособлений следует, что эмоциональные состояния, удержавшиеся в процессе эволюции и развившиеся до своего тончайшего выявления у человека, не могли бы ни появиться, ни сохраниться, а тем более закрепиться наследственностью, если бы они были вредны либо бесполезны для жизненно важных функций животного. В животном мире возникновение эмоций также связано с удовлетворением или неудовлетворением потребностей, но вследствие ограниченности потребностей животных, обусловленных узким кругом инстинктов (самосохранения, продолжения рода, пищевого и ориентировочного), их эмоции соответственно ограниченны и бедны. У человека имеется огромное количество чувств, которых не существует и не может существовать у животных. Вместе с тем даже эмоции, общие для людей и животных (гнев, страх, любопытство, радость, уныние и др.), имеют качественные отличия друг от друга.

Своеобразная теория эмоций была разработана немецким психологом Вундтом. Согласно этой теории, выразительные движения — это внешний коррелят или спутник переживания. Вундт при этом исходит из того, что «с каждым изменением психических состояний одновременно связаны изменения им соответствующих (коррелятивных) физических явлений». В основе этой теории лежит, таким образом, принцип психофизического параллелизма. Все выразительные движения рассматриваются как результат внутриорганических изменений в организме. По мнению Вундта, всю систему чувств можно определить как многообразие трех измерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга. Эту систему координат можно представить графически.

Эта система координат характеризует знак эмоций, степень возбуждения и напряжения, но данный подход уже не соответствует информации, накопленной в процессе исследования эмоций. Например, в системе координат, предложенной В. Бундтом, отсутствует такая характеристика, как длительность эмоциональной реакции.

Близка к рассматриваемым теориям теория эмоций, предложенная американским философом и психологом Джемсом и датским врачом Ланге. Согласно их теории, возникновение эмоций обусловлено изменениями в двигательной сфере. Тот факт, что эмоции характеризуются ярко выраженными изменениями в деятельности внутренних органов, побудило их выдвинуть теорию, согласно которой эмоции представляют собой якобы сумму только органических ощущений, вызываемых этими изменениями. Джемстрактовал эти изменения как причину эмоций. Плач, дрожь, смех, согласно этой точке зрения,— это источники, причина эмоций. Согласно этой теории, человеку грустно, потому что он плачет, а никак не наоборот. В итоге эмоции отрывались от сознания и рассматривались изолированно от всей психики.

Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У.Кеннон. Он отметил, что телесные изменения, возникающие при различных эмоциональных состояниях, весьма похожи друг на друга и недостаточны для того, чтобы объяснять качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека, а искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций. Положения Кеннона были развиты П.Бардом, который показал, что и телесные изменения и эмоциональные переживания возникают почти одновременно.

Согласно теории Хебба эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы.

В теории когнитивного диссонанса Л.Фестингера положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними.

Биологическая теория эмоций П.К.Анохина построена на основе представления о целостной физиологической архитектуре любого приспособительного акта, какими являются эмоциональные реакции. Согласно биологической теории эмоций, положительные эмоции возникают в том случае, если обратная информация совпадает или превышает ожидаемую, и наоборот, недостаток обратной информации порождает отрицательные эмоции.

Исследования психофизиологии эмоций (П.В. Симонов) показывают, что в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности.

Эмоциональные состояния.

Эмоциональные состояния проявляется в форме настроений, аффектов, стрессов, фрустраций, страстей. Эти эмоциональные переживания отличаются особым своеобразием протекания и влияния на поведение и деятельность.

Настроение— это общее эмоциональное состояние, которое своеобразно окрашивает на определенное время деятельность человека, характеризует его жизненный тонус; такое общее эмоциональное состояние, которое не направлено на что-то конкретное.

Основными источниками настроения являются удовлетворенность или неудовлетворенность тем, как складываются отношения с окружающими, как разрешаются всяческие противоречия, возникающие на жизненном пути. Причины настроений — самые разные: неподготовленность к деятельности, страх перед ожидаемой неудачей, болезненные состояния, приятные известия и т.п.

Настроение находится в большой зависимости и от общего состояния здоровья человека. Настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Длительное плохое настроение может быть показателем неблагополучия.

Различают положительные настроения, которые проявляются в бодром состоянии и при высоком тонусе, и негативные, которые угнетают, демобилизуют, вызывают пассивность.

Аффект— это сильное, относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение; эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств.

В основе аффекта лежит переживаемое состояние внутреннего конфликта, порождаемого противоречиями между влечениями, стремлениями и желаниями, или же противоречиями между требованиями, предъявляемыми человеку (также самому себе), и возможностями их выполнения.

Аффект развивается в критических условиях при неспособности человека найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданных острых жизненных ситуаций.

Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.

В состоянии аффектапроисходит нарушение (сужение) сознания, изменяется функционирование всех психических процессов (внимания, мышления, памяти и т.д.):

- внимание концентрируется на объекте, который непосредственно связан с переживанием;

- меняется характер протекания мыслительных процессов (снижается способность прогнозировать последствия своих поступков), в результате чего становится невозможным целесообразное поведение;

- нарушается работа памяти (после аффекта человек, как правило, не помнит своего поведения во время протекания аффекта);

- утрата волевого контроля;

- бурное выражение эмоциональных переживаний.

Аффектсопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

В состоянии аффекта ослабляются тормозные процессы коры больших полушарий головного мозга. И.П.Павлов, анализируя аффективные состояния, указывал, что человек в состоянии аффекта, превышающего силу тормозной функции коры, говорит и делает то, чего не позволяет себе в спокойном состоянии и о чем жалеет, когда пройдет состояние аффекта.

Аффекты вызывают глубокие изменения в психике, истощают ее.

Аффект, как правило, возникает в ответ на уже происшедшее событие и как бы сдвинуто к его концу.

Особенно резко проявляется аффективное состояние при опьянении, так как тормозные процессы в этом случае значительно ослабляются.

Аффект, как и настроение, зависит в какой-то степени от индивидуальных особенностей человека — его темперамента, характера, воспитания.

Стресс. - понятие «стресс» ввел Ганс Селье в 1936 году. Стресссостояние длительного и сильного напряжения, связанное с эмоциональной перенагрузкой.

Стресс возникает в напряженных условиях жизни и деятельности, в опасных ситуациях, которые возникают неожиданно.

Стресс возникает под влиянием сильных (экстремальных) воздействий (стрессоров).

Стрессорыбывают:

- физиологические (чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура, болевые стимулы, затруднение дыхания и пр.),

- психологические (факторы, действующие сигнальным значением: угрозой, опасностью, обидой, информационной перегрузкой и пр.).

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются различные виды стресса (в самой общей классификации):

- стресс физиологический

- стресс психологический.

Психологический стресс подразделяется на:

- стресс информационный (возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает прини- мать верные решения в требуемом темпе — при высокой ответственности за последствия решений);

- стресс эмоциональный (появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр.).

В стрессовом состоянии поведение человека дезорганизуется, наблюдаются беспорядочные движения, нарушается речь, ошибки в переключении внимания, в восприятии, памяти и мышлении, проявляются эмоции, не адекватные ситуации.

В зависимости от выраженности стресс может оказывать и положительное, мобилизующее, и отрицательное влияние на деятельность — дистресс, вплоть до полной дезорганизации.

Фрустрацияпсихическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения каких-либо потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некой цели.

Фрустрацию можно рассматриваться как одна из форм психологического стресса.

Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, отчаяния. Эффективность деятельности при этом снижается.

Различают:

1) фрустратор – причина, вызывающая фрустрацию;

2)ситуация фрустрационная;

3)реакция фрустрационная.

Фрустрация сопровождается гаммой (в основном отрицательных) эмоций: гневом, раздражительностью, чувством вины и пр.

Фрустрация представляет собой эмоциональное состояние, характерным признаком которого является дезорганизация сознания и деятельности, а человек оказывается в состоянии безнадежности, утраты перспективы.

Н.Д.Левитов называет разновидности фрустрации: агрессивность, деятельность по инерции, депрессивные состояния, для которых характерны переживания горя, неуверенности, бессилия, отчаяния.

Фрустрациявозникает в результате конфликтов человека с другими людьми, особенно в коллективе, в котором он не получает поддержки, сочувственного отношения. Негативная социальная оценка личности, которая затрагивает значимость человека, его отношения, угрожает престижу, человеческому достоинству, приводит в состояние фрустрации.

Фрустрация возникает у людей с повышенной возбудимостью, с недостаточно развитыми тормозными процессами, у невоспитанных, распушенных детей.

 

Страсть— сильное, стойкое, продолжительное чувство, которые захватывает человека, владеет им и проявляется в соединении всех устремлений человека в одном направлении, в сосредоточении его на одной цели.

Страстьпроявляется в самых различных сферах человеческой жизни и деятельности — в работе, обучении, науке, спорте, искусстве.

Страсть имеет избирательный характер и проявляется не только в эмоциональной, но и в познавательной, волевой сферах, в форме настойчивости.

Страсти бывают положительные и негативные. Даже положительная страсть, если она мешает деятельности, обучению становится негативной. Когда человек, увлекаясь чтением или спортом, пропускает занятия, недосыпает, то само по себе чтение книжек из положительного действия превращается в негативное занятие. Страсть к алкоголю, курению и т.п. губительно отражаются на работе и жизни человека. Положительные страсти — увлечение работой, обучением — являются силой человека, которая порождает большую энергию в деятельности, способствует продуктивности работы.

Высшие чувства человека.

У человека как общественного существа возникли высшие, духовные потребности, а с ними и высшие чувства — моральные, эстетические, познавательные, не свойственные животным. Большинство ученых отмечает, что чувство стыда, например, свойственно только человеку.

В эмоциональной сфере человека особое место занимают высшие чувства.

Они представляют собой отражение отношения к явлениям социальной действительности и их переживания.

По содержанию (по направленности) высшие чувства подразделяют на моральные, эстетические, интеллектуальные и практические.

Моральные (нравственные) чувства— это чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом.

Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила поведения в том обществе, в котором он живет.

Их источник — совместная жизнь людей, их отношения, борьба за достижение значимых целей. Моральные чувства человека образовались в результате общественно-исторической жизни людей, в процессе их общения, и стали важным способом оценки поступков и поведения, регуляции отношений человека.

К нравственным чувствам относятся: чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружба, патриотизм, сочувствие и т.д.

К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость и т.д.

Эстетические чувства— это чувства красоты явлений природы, гармонии красок, звуков, движений и форм. Эти чувства вызывают произведения искусства.

Например: восторг, радость при виде прекрасного (картины, произведения искусства).

Практические чувства— это переживания человеком своегоотношения к деятельности.

Практические чувства возникают в деятельности.

Человек откликается на разные виды деятельности — труд, учебу, спорт и т.д. Это проявляется в увлеченности, в удовлетворенности деятельностью, в творческом подходе, в радости от успехов или в неудовольствии, в безразличном отношении к ней.

Практические чувства развиваются или угасают в зависимости от организации и условии деятельности. Они особенно успешно развиваются и становятся стойкими тогда, когда деятельность импонирует интересам, склонностям и способностям человека, когда в деятельности проявляются элементы творчества, развиваются перспективы ее развития.

Интеллектуальные чувствапредставляют собой эмоциональныйотклик на отношение человека к познавательной деятельности в широком ее понимании (это переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека).

Эти чувства проявляются в любознательности, чувстве нового, удивлении, убежденности или сомнении. Интеллектуальные чувства ярко проявляются в познавательных интересах, любви к знаниям, в учебных и научных вкусах. Интеллектуальные чувства: удивление, любопытство, любознательность, чувство радости по поводу сделанного открытия, чувство сомнения в правильности решения и т.д.

Любовьявляется одним из важнейших высших чувств человека.

Роберт Стернберг определяет три основных составляющих любви: интимность, страсть и решение/обязательство.

1. Интимность— чувство близости, которое появляется в любовных отношениях. Любящие люди чувствуют себя связанными друг с другом, у них общие интересы и занятия, они делятся друг с другом своими вещами, мыслями и чувствами. Фактически общие интересы и занятия могут стать одним из решающих факторов в превращении отношений ухаживания в любящие, супружеские отношения.

2. Страсть— вторая составляющая любви, относится к таким видам возбуждения, которые приводят к физическому влечению и сексуальному поведению в отношениях. Сексуальное влечение практически всегда сопровождается той или иной эмоцией. В любви и в супружестве сексуальное влечение вызывает у партнеров радостное возбуждение, острое переживание чувственного удовольствия и оставляет после себя самые яркие впечатления. Любовь — страсть эмоциональная, волнующая, интенсивная. Если чувство обоюдное, люди переполнены любовью и испытывают радость, если нет — она опустошает их и приводит в состояние отчаяния. Подобно другим формам эмоционального возбуждения, страстная любовь представляет собой смесь восторга и уныния, радостного трепета и тоскливой удрученности.

3. Решение/обязательство.Эта составляющая имеет кратковременный и долговременный аспекты. Кратковременный отражается в решении того, что конкретный человек любит его. Долговременный аспект представляет собой обязательство сохранить эту любовь.

Кроме того, имеет смысл рассмотреть двойные комбинации трех основных характеристик: связь сексуальности и интимности,существующая при романтической любви, но подразумевающая любовь страстную; связь интимности и ответственностив рамках товарищеской или партнерской любви, из которой исключена сексуальность; совершенная любовь,при которой три ее компонента, словно зрелый плод, находятся в состоянии равновесия, именуемого Стернбергом сбалансированным треугольником. И любовь после фазы своего развития балансирует между интимностью, сексуальностью и ответственностью.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 724.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...