Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел III. Специальные социологические теории




Кафедра философии

СОЦИОЛОГИЯ

Методическое пособие

Сургут

Издательство СурГУ

2009

 

 

Социология метод.пособие /

 

       Методическое пособие «Социология» содержит программу и планы семинарских занятий по курсу социологии для студентов дневного отделения, соответствующих Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования.

       Цель пособия оказать помощь студентам в подготовке к семинарским занятиям, к зачету или экзамену. В каждой теме семинарского занятия имеются задания, вопросы к осмыслению и список литературы, что облегчит студентам самостоятельную подготовку. В конце пособия прилагается перечень примерных экзаменационных вопросов.

 

Программа

Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

Цель преподавания дисциплины

Преподавание социологии строится исходя из требований совре­менного Государственного образовательного стандарта и имеет своей целью формирование у студентов научных знаний об обществе как целостной и саморазвивающейся социокультурной системе. Это означает глубокое осмысление ими всех сторон жизни общества, его социальной структуры, движущих сил его развития и деятель­ности различных социальных групп и личностей, их ценностных ориентации. Целью преподавания социологии является не только мировоззренческая, но и методологическая подготовка специалис­тов, овладение их социологическими методами исследования раз­личных явлений, в том числе в области экономики, финансов, ме­неджмента, маркетинга и т.д.

Задачи изучения дисциплины

Они соответствуют целям ее преподавания и заключаются в овла­дении будущих специалистов содержанием современной общей и прикладной социологии и в применении полученных знании в прак­тической работе, в том числе при анализе соответствующих эконо­мических явлений.

 

Содержание дисциплины

Раздел I. Социология как наука

Объекты социологии и элементы социологического знания. Пред­мет социологии. Уровни социологического знания: общесоциоло­гические теории, специальные или частные социологические тео­рии, данные конкретных социологических исследований. Макро-и- микросоциологические теории. Функции социологии. Ее место в системе общественных наук. Соотношение общей и прикладной социологии.

Раздел II. Общесоциологические теории

        Классическая западная социология XIX - начала XX вв.

Предпосылки возникновения социологии. Основные идеи позитивистской социологии О. Конта. Общество как целостный социальный организм. Закон интеллектуальной эво­люции человечества. Идея социальной гармонии как главного фак­тора стабильности общества. Дальнейшее обоснование учения о закономерном характере развития общества в трудах Г. Спенсера. Его теория эволюции и «органическая теория общества». Г. Спен­сер о «социальном равновесии» и стабильности общества. Теория социального реализма Э. Дюркгейма. Его учение о научном методе в социологии, о социальных фактах, о коллективности как «основном факторе социальности». Проблема «социального здоровья», «социальных болезней» и «социальной дисциплины» в работах Э. Дюркгейма. «Понимающая социология» М. Вебера. Его учение о ценностях. Теория социального действия и ее составляющая -кон­цепция идеальных типов. М. Вебер о повышении степени рацио­нальности в социальных действиях людей. Марксистская социоло­гия как альтернатива позитивистской социологии О. Конта, Г. Спен­сера, Э. Дюркгейма и современным социологическим теориям. Про­блема материалистического понимания исторического процесса и отдельных сторон общественной жизни. Сведение индивидуально­го к социальному. Маркс о роли классов и других социальных групп в функционировании и развитии общества. Его учение об определя­ющей роли способа производства в жизни общества, об обществе как системе общественных отношений. Теория общественно-эко­номических формаций или исторических типов общества.

        Социологическая мысль в России второй половины XIX - начала XX вв.

Социологические взгляды революционных демократов В.Г. Белин­ского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского. Субъективный метод в социологии П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского. Теория солидар­ности П.Л. Лаврова. Н.К. Михайловский о «правде-истине» и «прав­де-справедливости». Его теория прогресса. Психологическое направ­ление в русской философии. Е.В. Де-Роберти и Н.И. Кареев. Либе­рально-демократические воззрения П.Б. Струве и М.И. Туган-Бара-новского. Плюралистическая социология М.М. Ковалевского. Со­циологический неопозитивизм П.А. Сорокина. Его теории социаль­ной стратификации и социальной мобильности.

        Современная западная социология

Академическая социология, ее основные направления. Социоло­гический неопозитивизм. П. Лазарсфельд, Дж. Морено, Г. Бейлок, Д. Коэн, Д. Уиллер и др. Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса, Р. Мертона и др. Социология конфликта. Л. Козер и Р. Дарендорф. Технологический детерминизм. Р. Арон, У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, А. Тоффлер и др. Феноменологическая социоло­гия. А. Шюц. Символический интеракционизм. Дж. Мид и др. Тео­рия социального обмена Дж. Хоманса, П. Блау и др.

Раздел III. Специальные социологические теории

Теория социальной структуры общества

Понятие социальной структуры общества. Объективные основы развития социальной структуры общества, ее основные элементы. Социальные отношения и типы социальных структур. Социальные группы, общности и слои населения, малые группы. Социальный статус и социальная роль. Социальная стратификация и социальная мобильность. Проблема гражданского общества. Актуальные про­блемы развития социальной структуры современного российского общества.

Этническая социология

Понятие этнической общности людей. Этнос, народ, нация. На­ционально-этнические отношения, их содержание и социальная направленность. Сочетание национальных интересов как основа гармонизации межнациональных отношений. Национальный воп­рос в современных условиях. Пути разрешения межнациональных конфликтов.

Социология культуры.

Понятие культуры. Культура и цивилизация. Социологическая классификация культуры. Закономерности ее развития. Массовая культура, субкультура и контркультура. Проблемы культуры в со­временной России. Формирование высокой духовной, политичес­кой, правовой и другой культуры как важный фактор социальных изменений и успешного развития российского общества. Взаимо­действие экономики, социальных отношений и духовной культуры.

Социальные институты и организации.

Понятие социального института. Система социальных институ­тов. Их основные виды, формы и источники развития. Функции со­циальных институтов, их роль в развитии общества. Понятие со­циальной организации. Социальные организации и социально-клас­совая структура общества. Типология социальных организаций, их роль в функционировании и развитии общества.

Социология семьи и брака.

Понятие брака и семьи. Типы семьи. Репродуктивная, воспита­тельная, хозяйственно-экономическая и рекреационная функции семьи. Современные тенденции развития семейно-брачных отноше­ний. Уровни супружеских взаимоотношений: психофизиологичес­кий, психологический, социально-ролевой и социокультурный (ду­ховный). Виды семейных конфликтов и основные причины разво­дов в современном обществе. Пути упрочнения иобогащения се­мейных отношений.

Социология личности.

Соотношение понятий «человек» и «личность». Основные факто­ры формирования личности, ее социализации. Проблема социаль­ной зрелости личности. Основные проявления ее духовного содер­жания. Личность как субъект деятельности и общественных отно­шений. Социальные и социально-психологические типы личности. Личность и общество. Девиантное поведение как социологическая проблема.

Социологическое изучение общественного мнения

Общественное мнение как явление духовной жизни общества. К истории понятия «общественное мнение». Современные представ­ления об основных признаках общественного мнения, его специфи­ке. Субъекты общественного мнения. Факторы детерминации об­щественного мнения, его содержание. Психолого-социологические особенности общественного мнения. Социологический анализ об­щественного мнения.

Социология конфликта

Понятие конфликта, различные подходы к его изучению. Совре­менные теории социальных конфликтов. Объективные и субъектив­ные причины конфликтов. Функции социальных конфликтов. Их классификация. Субъекты конфликтных отношений. Стадии разви­тия конфликта. Управление конфликтом, методы их разрешения. Социальные конфликты в современной России, их объективные предпосылки, основные виды и формы проявления. Реформы и ре­волюции как формы проявления социальных конфликтов.

 Мировая система и процессы глобализации. Место России в современном мире

Понятие «социальные изменения». Неравномерность и противо­речивость социальных изменений. Системный и процессуальный подходы к их исследованию. Факторы социальных изменений - при­родные и социальные. Многообразие социальных изменений, их основные модели. Социальный прогресс и регресс. Современная мировая система, основные тенденции ее развития. Сущность про­цессов глобализации. Императивы устойчивого развития. Место России в современном мире.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...