Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация методов воспитания




Многообразие предметов, явлений ставит проблему их классификации. Так произошло и с методами воспитания. Каждое историческое время проблему классификации делает актуальной.

В основе любой классификации лежит признак, на основании которого отдельные методы группируются и обособляются. В 60-х годах XX столетия общепринятой была классификация методов воспитания, состоящая всего из двух групп. В основе такой классификации были области воспитательного воздействия: сознание и поведение ребенка. В 70-х гг. XX столетия значительная часть теоретиков педагогики предпринимала классификацию на основе трех главных направлений деятельности воспитателя:

– методы целенаправленного формирования качеств личности;

– методы стимулирования естественного саморазвития личности;

– методы коррекции развития личности.

Самое уязвимое в данной классификации – количество направлений, их, безусловно, не три.

В конце 70-х годах – начале 80-х годов XX столетия в педагогике оформилась концепция деятельностного подхода к воспитанию. Ленинградские педагоги Т.Е. Конникова и Г.И. Щукина предложили классификацию методов воспитания, где основанием явилась функция метода по отношению к деятельности воспитанников. Так появилась еще одна классификация, включающая такие группы методов:

– методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.

– методы формирования общественного сознания.

– методы стимуляции деятельности.

В.А. Караковский за основание классификации избирает средства воспитания и предлагает такую систему методов воспитания:

– методы воспитания словом;

– методы воспитания делом;

– методы воспитания ситуацией;

– методы воспитания игрой;

– методы воспитания общением;

– методы воспитания отношением.

Проблема классификации методов воспитания – это проблема XX века.

Так, в начале XX века во всех педагогических институтах дореволюционной России педагогику изучали по учебнику немецкого педагога Фридриха Паульсена, изданному в Санкт-Петербурге в 1913 году. При этом отметим, что проблема о классификации методов воспитания не обсуждалась.

Ф. Паульсен подробно описывает, как воспитывать дисциплину, храбрость, настойчивость, честь, любовь к Родине и человечность. Для каждой добродетели он определяет свой набор методов, дает советы по их использованию. Такой учебник привлекал, но описать более 1500 вариантов формирования только нравственных качеств не представляется возможным. Поэтому и встал вопрос о природе общих методов воспитания, понимании их механизма, возможности и ограничениях. Приступая к воспитанию детей на практике, необходимо всякий раз выстраивать свою систему методов воспитания.

Как можно поступить при создании еще одной системы методов воспитания? Вспомним предмет воспитания – социальный опыт детей, их деятельность и отношение к миру и с миром, к себе и с самим собой. Система методов педагогического воздействия: 1) метод убеждения; 2) метод управления; 3) метод оценки.

Основные средства воспитания

С философской точки зрения, средство понимают как все то, что использует человек в процессе движения к цели.

Средства располагаются вне субъекта, заимствуются извне для реализации деятельности, получения ее наиболее предпочитаемого результата, для усиления и повышения качества деятельности и отдельных ее элементов.

Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач:

· знаковые символы,

· материальные средства,

· способы коммуникации,

· мир жизнедеятельности воспитанника,

· коллектив и социальная группа,

· технические средства,

· культурные ценности (книги, произведения искусства),

· природа.

Выбор воспитательных средств зависит от цели, задач, организационных форм воспитания, возраста, индивидуальных особенностей, принятых ценностных, ключевых воспитательных функций: наглядности, инициирования (так хлопотно быть хорошим человеком), инструментальной.

Точки опоры (жизненные): 1. Природа. 2. Культура. 3. Дело.                            4. Окружающие люди. 5. «Я сам как наивысшая ценность».

 

Вопросы для самостоятельного осмысления

1. Почему приходится вводить понятие воспитательного средства?

2. Проанализируйте терминологически известную фразу «Ремень – не метод воспитания, а средство убеждения!»

3. Поощрения и наказания: «за» и «против». Попробуйте вывести собственные правила.

 

Лекция 5

Формы организации воспитательного процесса

Всякая форма есть выражение

 какого-то внутреннего содержания

 /Р. Роллан/

Цель – выделить различные формы организации воспитательного процесса, определить их системы и требования к их реализации.

План лекции

1. Понятие о формах организации процесса воспитания.

2. Многообразие форм воспитательной работы.

3. Возможный алгоритм подготовки и проведения воспитательной работы.

4. Причины, не позволяющие воспитателю получить запланированный результат.

Основные понятия: форма воспитательной работы, воспитательное мероприятие, дело.

Задания:

1. Сформулируйте краткую систему профессиональных запретов, начав ее с фразы: «Желая быть хорошим воспитателем, я никогда не буду…».

2. Подобрать и описать примеры творческих форм организации воспитания на основе анализа одного из номеров журнала «Классный руководитель».










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...