Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Образец морфологического разбора имени существительного




ОБРАЗЦЫ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА

 

ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА

Сущность лексического анализа состоит в характеристике слова со стороны его значения и употребления в речи.

1. Выяснить значение слова в данном контексте.

2. Определить, однозначно оно или многозначно,

3. В случае многозначности указать другие значения слова,

4. В случае многозначности определить, в прямом или переносном значении употребляется слово в данном контексте,

5. Подобрать к слову синонимы (в соответствии со значением),

6. Подобрать антонимы (соответствующие значению слова в контексте)

7. Охарактеризовать слово по сфере его употребления (общенародное, диалектное, термин, профессионализм, жаргонизм),

8. Охарактеризовать слово с точки зрения его употребительности в языке (активный словарный запас, устаревшее), с какой целью употреблено,

9. Охарактеризовать слово с экспрессивно-стилистической точки зрения (нейтральное, разговорное, вульгарное, официальное, поэтическое и т.д.).

 

Образец лексического анализа

Снизу благородное серебро стволов украшено чернью, а ближе к вершинам море берез приобретает розовато-золотистый оттенок.

(В.Полторацкий).

 

Серебро. В данном предложении слово употребляется в значении «белая кора березы». Слово серебро является многозначным. Помимо указанного значения, имеет и другие: 1. Химический элемент, благородный металл серовато-белого цвета с блеском. 2. Изделия из этого металла. 3. Мелкая разменная монета из сплава, в который входит этот металл или никель. 4. Мелодичность, звонкость и чистота (голоса, звука). При этом первое значение является прямым, все остальные переносными. В анализируемом предложении слово серебро употребляется в переносном значении, т. к. ствол березы имеет цвет серебра – серовато-белый. Можно подобрать синоним белизна (стволов). Слово не имеет антонимов. Слово серебро общенародное, активного словарного запаса, нейтральное.

Приобретать. В данном предложении слово употребляется в значения «становиться обладателем каких-либо свойств, особенностей». Это прямое значение. Слово многозначное. Помимо указанного, обладает другим значением также прямым – «становиться обладателем кого-либо, чего-либо, обзаводиться кем-либо, чем-либо». Слово приобретать образует синонимический ряд со словами получать, обзаводиться, принимать. Слово имеет антоним терять, т.е. лишаться чего-либо, утрачивать что-либо. Слово общеупотребительное, активного словарного запаса, нейтральное.

 

ФОНЕТИЧЕСКИЙ (ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ) АНАЛИЗ

Сущность фонетического анализа заключается в выделении из слов звуков и букв, в установлении характера звуков: гласные и согласные, ударные и безударные гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные. Данный вид анализа предполагает деление слова на слоги и сопровождается выяснением соответствия написания произношению.

1. Разделить слово на слоги. Определить количество слогов.

2. Определить ударный слог.

3. Назвать гласные звуки: ударные, безударные. Определить, какими буквами обозначены.

4. Назвать согласные звуки, охарактеризовать их по степени звонкости-глухости, твердости-мягкости (отметить наличие или отсутствие соответствующего парного звука по звонкости-глухости, твердости-мягкости, привести пример, подтверждающий наличие «пары»). Определить, какими буквами обозначены.

5. Определить, сколько в слове звуков и букв, есть ли несоответствие, почему?

6. Определить, соответствует ли произношение слова его написанию.

 

Образец фонетического анализа

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа

Снег выпал только в январе

На третье в ночь.                   (А.С.Пушкин)

 

ПРИРОДА

В слове 3 слога при-ро-да. Ударение падает на второй слог: приро¢да.

Гласные звуки: первыйбезударный [и] обозначен буквой и,второй ударный[о]обозначен буквойо,третий безударный[а]обозначен буквой а.

Согласные звуки: [п]– глухой,  твердый,  (имеет пары по звонкости – [б] «бочка», мягкости – [п¢] «письмо»), обозначен буквой (пэ). [р¢] – звонкиймягкий, (имеет пару по твердости [р] «роза») обозначен буквой (эр); мягкость звука обозначена буквойи. [р] – звонкий, твердый(имеет пару по мягкости [р¢] «река»), обозначен буквой (эр). [д] – звонкий, твердый (имеет пары по глухости [т] «трава», мягкости –[д¢] «день»), обозначен буквой (дэ).

В слове природа 7 звуков, 7 букв.Произношение соответствует написанию.

При-ро-да – 3 слога; 3 гласных, 4 согласных звука.

п – [п] – согл., глух., тв.
р – [р’] – согл., звонк., мягк.
и – [и] – гл., безуд.
р – [р] – согл., звонк., тв.
о – [о] – гл., уд.

д – [д] – согл., звонк., тв.

а – [а]– гл., безуд.

7 букв, 7 звуков.

МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ

Сущность морфемного анализа состоит в установлении структурного состава слова путем определения количества и качества морфем, его составляющих.

1. Выделить окончание или формообразующий суффикс.

2. Найти основу слова и установить ее тип (сложная[1] – простая, непроизводная[2] – производная).

3. Если основа производная или сложная, выделить непроизводную основу.

4. Расчленить анализируемое слово на морфемы, приводя сопоставительные ряды слов, содержащих соответствующую морфему.

5. Определить количество морфем в слове.

6. Определить качество морфем (формообразующие[3] или словообразовательные).

 





Образец морфемного анализа

Предрассветный

Предрассветный – это прилагательное, изменяемое по падежам: предрассветный, предрассветного, предрассветному… В слове предрассветный окончание – ый; основа слова – предрассветн- (простая, производная); непроизводная основа – -свет-; -свет- корень (рассвет, светлый), пред- приставка или префикс (предутренний, предпоследний), рас- префикс (рассказ, расцвет), -н- – суффикс (сахарный, дорожный), -ый окончание (песочный, срочный). В слове 5 морфем. Префикс пред- и суффикс -н- – словообразовательные, окончание  -ый – формообразующая морфемы.

 

Законспектировать

Это глагол в форме инфинитива, где -ть – формообразующий суффикс. Основа слова – законспектирова- (простая, производная); непроизводная основа – -конспект-;  -конспект- – корень (конспект, конспектировать), за- префикс (залить, задать), -ирова- – суффикс (репетировать, дирижировать), -ть- – суффикс (вешать, играть). В слове 4 морфемы. Префикс за- – морфема словообразовательная, суффикс -ть- – формообразующая.

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Сущность морфологического анализа заключается в разборе слова как части речи, а именно в последовательном установлении всех грамматических значений слова в его конкретной грамматической форме.

! Вначале определяются постоянные, а затем непостоянные признаки слова как части речи.

 

Имя существительное

1) Назвать часть речи на основании общекатегориального значения.

2) Поставить существительное в начальную форму (именительный падеж единственного числа).

3) Установить постоянные признаки:

а) нарицательное или собственное,

б) одушевленное или неодушевленное,

в) конкретное или отвлеченное,

г) род (мужской, женский, средний, общий),

д) тип склонения.

4) Установить непостоянные признаки:

а) падеж,

б) число.

5) Определить синтаксическую функцию слова.

 

Образец морфологического разбора имени существительного

Пламя, яростно пожирая сухую листву подброшенных веток, высоко взметнулось, пахнуло теплом на лица мальчуганов.

(А.Гайдар)

 

Пламя – имя существительное, т.к. имеет общекатегориальное значение предметности.

Н.ф. (что?) – пламя.

Пост. признаки: нарицательное, неодушевленное, конкретное, ср.р. разносклоняемое.

Непост. признаки: в им.пад., в ед.числе, форму множественного числа не образует.

Пламя (что?) взметнулось – является подлежащим.

 

 

Имя прилагательное

1) Назвать часть речи на основании общекатегориального значения.

2) Поставить прилагательное в начальную форму (именительный падеж единственного числа мужского рода).

3) Установить постоянные признаки:

а) разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное),

б) степень сравнения (имеет, если качественное, не имеет, если прилагательное другого разряда) сравнительная или превосходная,

в) форма (полная или краткая).

4) Установить непостоянные признаки:

а) род,

б) число,

в) падеж.

5) Определить синтаксическую функцию слова.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...