Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Образец морфологического разбора имени существительногоСтр 1 из 2Следующая ⇒
ОБРАЗЦЫ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА
ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА Сущность лексического анализа состоит в характеристике слова со стороны его значения и употребления в речи. 1. Выяснить значение слова в данном контексте. 2. Определить, однозначно оно или многозначно, 3. В случае многозначности указать другие значения слова, 4. В случае многозначности определить, в прямом или переносном значении употребляется слово в данном контексте, 5. Подобрать к слову синонимы (в соответствии со значением), 6. Подобрать антонимы (соответствующие значению слова в контексте) 7. Охарактеризовать слово по сфере его употребления (общенародное, диалектное, термин, профессионализм, жаргонизм), 8. Охарактеризовать слово с точки зрения его употребительности в языке (активный словарный запас, устаревшее), с какой целью употреблено, 9. Охарактеризовать слово с экспрессивно-стилистической точки зрения (нейтральное, разговорное, вульгарное, официальное, поэтическое и т.д.).
Образец лексического анализа Снизу благородное серебро стволов украшено чернью, а ближе к вершинам море берез приобретает розовато-золотистый оттенок. (В.Полторацкий).
Серебро. В данном предложении слово употребляется в значении «белая кора березы». Слово серебро является многозначным. Помимо указанного значения, имеет и другие: 1. Химический элемент, благородный металл серовато-белого цвета с блеском. 2. Изделия из этого металла. 3. Мелкая разменная монета из сплава, в который входит этот металл или никель. 4. Мелодичность, звонкость и чистота (голоса, звука). При этом первое значение является прямым, все остальные переносными. В анализируемом предложении слово серебро употребляется в переносном значении, т. к. ствол березы имеет цвет серебра – серовато-белый. Можно подобрать синоним белизна (стволов). Слово не имеет антонимов. Слово серебро общенародное, активного словарного запаса, нейтральное. Приобретать. В данном предложении слово употребляется в значения «становиться обладателем каких-либо свойств, особенностей». Это прямое значение. Слово многозначное. Помимо указанного, обладает другим значением также прямым – «становиться обладателем кого-либо, чего-либо, обзаводиться кем-либо, чем-либо». Слово приобретать образует синонимический ряд со словами получать, обзаводиться, принимать. Слово имеет антоним терять, т.е. лишаться чего-либо, утрачивать что-либо. Слово общеупотребительное, активного словарного запаса, нейтральное.
ФОНЕТИЧЕСКИЙ (ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ) АНАЛИЗ Сущность фонетического анализа заключается в выделении из слов звуков и букв, в установлении характера звуков: гласные и согласные, ударные и безударные гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные. Данный вид анализа предполагает деление слова на слоги и сопровождается выяснением соответствия написания произношению. 1. Разделить слово на слоги. Определить количество слогов. 2. Определить ударный слог. 3. Назвать гласные звуки: ударные, безударные. Определить, какими буквами обозначены. 4. Назвать согласные звуки, охарактеризовать их по степени звонкости-глухости, твердости-мягкости (отметить наличие или отсутствие соответствующего парного звука по звонкости-глухости, твердости-мягкости, привести пример, подтверждающий наличие «пары»). Определить, какими буквами обозначены. 5. Определить, сколько в слове звуков и букв, есть ли несоответствие, почему? 6. Определить, соответствует ли произношение слова его написанию.
Образец фонетического анализа В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа Снег выпал только в январе На третье в ночь. (А.С.Пушкин)
ПРИРОДА В слове 3 слога при-ро-да. Ударение падает на второй слог: приро¢да. Гласные звуки: первыйбезударный [и] обозначен буквой и,второй ударный[о]обозначен буквойо,третий безударный[а]обозначен буквой а. Согласные звуки: [п]– глухой, твердый, (имеет пары по звонкости – [б] «бочка», мягкости – [п¢] «письмо»), обозначен буквой (пэ). [р¢] – звонкиймягкий, (имеет пару по твердости [р] «роза») обозначен буквой (эр); мягкость звука обозначена буквойи. [р] – звонкий, твердый(имеет пару по мягкости [р¢] «река»), обозначен буквой (эр). [д] – звонкий, твердый (имеет пары по глухости [т] «трава», мягкости –[д¢] «день»), обозначен буквой (дэ). В слове природа 7 звуков, 7 букв.Произношение соответствует написанию. При-ро-да – 3 слога; 3 гласных, 4 согласных звука. п – [п] – согл., глух., тв. д – [д] – согл., звонк., тв. а – [а]– гл., безуд. 7 букв, 7 звуков. МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ Сущность морфемного анализа состоит в установлении структурного состава слова путем определения количества и качества морфем, его составляющих. 1. Выделить окончание или формообразующий суффикс. 2. Найти основу слова и установить ее тип (сложная[1] – простая, непроизводная[2] – производная). 3. Если основа производная или сложная, выделить непроизводную основу. 4. Расчленить анализируемое слово на морфемы, приводя сопоставительные ряды слов, содержащих соответствующую морфему. 5. Определить количество морфем в слове. 6. Определить качество морфем (формообразующие[3] или словообразовательные).
Образец морфемного анализа Предрассветный Предрассветный – это прилагательное, изменяемое по падежам: предрассветный, предрассветного, предрассветному… В слове предрассветный окончание – ый; основа слова – предрассветн- (простая, производная); непроизводная основа – -свет-; -свет- корень (рассвет, светлый), пред- приставка или префикс (предутренний, предпоследний), рас- префикс (рассказ, расцвет), -н- – суффикс (сахарный, дорожный), -ый окончание (песочный, срочный). В слове 5 морфем. Префикс пред- и суффикс -н- – словообразовательные, окончание -ый – формообразующая морфемы.
Законспектировать Это глагол в форме инфинитива, где -ть – формообразующий суффикс. Основа слова – законспектирова- (простая, производная); непроизводная основа – -конспект-; -конспект- – корень (конспект, конспектировать), за- префикс (залить, задать), -ирова- – суффикс (репетировать, дирижировать), -ть- – суффикс (вешать, играть). В слове 4 морфемы. Префикс за- – морфема словообразовательная, суффикс -ть- – формообразующая.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Сущность морфологического анализа заключается в разборе слова как части речи, а именно в последовательном установлении всех грамматических значений слова в его конкретной грамматической форме. ! Вначале определяются постоянные, а затем непостоянные признаки слова как части речи.
Имя существительное 1) Назвать часть речи на основании общекатегориального значения. 2) Поставить существительное в начальную форму (именительный падеж единственного числа). 3) Установить постоянные признаки: а) нарицательное или собственное, б) одушевленное или неодушевленное, в) конкретное или отвлеченное, г) род (мужской, женский, средний, общий), д) тип склонения. 4) Установить непостоянные признаки: а) падеж, б) число. 5) Определить синтаксическую функцию слова.
Образец морфологического разбора имени существительного Пламя, яростно пожирая сухую листву подброшенных веток, высоко взметнулось, пахнуло теплом на лица мальчуганов. (А.Гайдар)
Пламя – имя существительное, т.к. имеет общекатегориальное значение предметности. Н.ф. (что?) – пламя. Пост. признаки: нарицательное, неодушевленное, конкретное, ср.р. разносклоняемое. Непост. признаки: в им.пад., в ед.числе, форму множественного числа не образует. Пламя (что?) взметнулось – является подлежащим.
Имя прилагательное 1) Назвать часть речи на основании общекатегориального значения. 2) Поставить прилагательное в начальную форму (именительный падеж единственного числа мужского рода). 3) Установить постоянные признаки: а) разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), б) степень сравнения (имеет, если качественное, не имеет, если прилагательное другого разряда) сравнительная или превосходная, в) форма (полная или краткая). 4) Установить непостоянные признаки: а) род, б) число, в) падеж. 5) Определить синтаксическую функцию слова.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 186. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |