Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Выделение наиболее важных слов в каждой смысловой части и в вопросе задачи.




Методика обучения решению текстовых задач в начальной школе.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:

1) положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

2) желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся;

3) осознание своих трудностей и стремление  к их преодолению;

4) желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

 

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

1) целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

2) планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

3) прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

4) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

5) коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

6) оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

7) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

1) смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

2)анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

3) установление взаимосвязей между данными и искомым;

4) моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

5) преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

6) построение логической цепи рассуждений;

7) самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

8) выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

9) доказательство;

11) выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

12) рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

2) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксически ми нормами родного языка.

     

Схематично план решения арифметической задачи можно представить следующим образом:

 

I ЭТАП

ВОСПРИЯТИЕ И АНАЛИЗ ЗАДАЧИ

Цель этапа: понять задачу, представить, о чём эта задача; установить, что

Известно, что нужно найти, как связаны между собой данные и искомое. 

Одной из главных причин, по которым школьники неверно решают ту или иную задачу

является неспособность глубоко, осмысленно, внимательно проанализировать то, что дано

задаче (данные) и то, что нужно узнать (вопрос), и взаимосвязи между ними. Мы постоянно

напоминаем детям: «Внимательно читайте условие и вопрос». Но ошибки продолжают

существовать. Чтобы решить эту проблему, я использую в работе следующие приёмы:

Первый подэтап:

Чтение текста задачи: сначала про себя, затем вслух одним из учеников.

2) Пересказ задачи своими словами (этот приём способствует более глубокому осмыслению прочитанного).

Представление жизненной ситуации, описанной в задаче, инсценировка этой ситуации.

Второй подэтап (графическая работа с цветом):

Разбиение текста задачи на смысловые части, подчёркивание условия и вопроса синим и красным цветом, выделение числовых данных.

Выделение наиболее важных слов в каждой смысловой части и в вопросе задачи.

Вот как должен выглядеть текст задачи после этого подэтапа:

«Лена нарисовала 10 шариков./ 3 шарика она раскрасила красным цветом/, синим – на 2 шарика больше /, остальные шарики – зелёным цветом. / Сколько зелёных шариков на рисунке у Лены?  (Синим цветом выделяем условие, красным – вопрос).

Третий подэтап:

6) Переформулировка текста задачи (отбрасывание несущественных деталей, зачёркивание).

Этот приём целесообразно использовать, если текст задачи объёмный и

содержит  много несущественных деталей.

  «В саду было 5 кустов облепихи. Когда посадили ещё несколько, то в саду стало 9 кустов облепихи. Сколько кустов посадили?»

«Было 5 кустов облепихи. Стало 9 кустов. Сколько кустов посадили?»

7)  Переконструирование текста задачи (У –В – У, В – У – У  У – В )

В учебниках чаще всего используются задачи типичной конструкции У – В, это способствует развитию у учащихся стереотипов, автоматизма при анализе текста задачи.

Важно как можно чаще использовать тексты нетипичных конструкций: текст задачи состоит из одного сложного вопросительного или повествовательного предложения, в котором стоит сначала вопрос, потом условие; часть условия представлена в начале текста, потом следует вопрос и другая часть условия; вместо слова «сколько» в вопросе используются слова «найди», «узнай» и т. д.). 

«Около школы росло 20 тополей. Сколько тополей посадили осенью, если стало 43 тополя?» (У – В – У)

«Сколько кроликов было в клетке, если после того, как отсадили 7 cерых кроликов, осталось 5 белых кроликов?» (В – У – У)

«Узнай массу яйца кукушки, если оно на 1 грамм меньше яйца стрижа, которое весит 4 грамма»

Дополнительно для обучения учащихся анализировать текст задачи можно использовать следующие упражнения:










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 248.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...