Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Становление и развитие социологии науки




Пояснительная записка

 

 Цель преподавания дисциплины

Повышение роли науки как источника новых знаний и основы для разработки средств их использования – одна из существенных характеристик современного общества. Место, которое занимает сегодня наука, определяется в первую очередь ее влиянием на экономическое развитие общества, систему образования, а также ее значением как социокультурного феномена, важнейшего элемента в системе фундаментальных ценностей современности.

В курсе «Социология науки» студенты знакомятся с различными теоретическими направлениями в области изучения науки, особенностями социологического подхода к пониманию и объяснению науки, социальной и социокультурной обусловленности ее функционирования и развития.

    В связи с этим основной целью курса является ознакомление студентов с различными теоретическими направлениями социологического анализа науки, особенностями социологического понимания и объяснения науки, ее места и роли в развитии общества, в жизнедеятельности людей.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

·  определить значение социологического подхода к анализу проблем науки;

· рассмотреть основные концептуальные подходы к пониманию закономерностей функционирования и развития науки;

· охарактеризовать науку как динамическую саморазвивающуюся систему и социальный институт;

· выработать устойчивые представления об особенностях научной деятельности, взаимосвязи коллективных и индивидуальных детерминант развития науки;

· раскрыть особенности процессов социальной структурации науки;

· проанализировать проблемы управления научным коллективом и наукой;

· сформировать представление об особенностях современного этапа развития науки.

В результате изучения курса «Социология науки» студенты должны знать:

· теоретические основы социологии науки, ее историю и современное состояние;

· структуру и функции науки;

· понятие научного потенциала и фондов науки;

· роль ученого, научного сообщества и научной бюрократии в науке;

· о научном коллективе, его функциях, типах, факторах повышения эффективности деятельности;

· о научной коммуникации, информационной системе науки;

· проблемы организации и управления наукой и научным коллективом;

· особенности современного этапа развития науки.

должны уметь:

· анализировать причины трансформационных процессов в науке;

· выделять особенности теоретических подходов к анализу науки;

· анализировать роль личности, научного коллектива, государства в науке;

· овладеть навыками социологического анализа социальной сферы науки; 

· использовать методы социологии науки при изучении научной деятельности.



ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

  Название темы Количество часов
1. Наука и общество 2
2. Социология науки: объект, предмет, проблемное поле 2
3. Социология науки: возникновение и развитие парадигмы Р.Мертона 4
4. Социология научного знания 4
5. Научный потенциал. Фонды науки 4
6. Научная коммуникация. Информационная система науки 4
7. Социальная структурация науки 2
8. Научный коллектив, его структура, типология и функции 2
9. Проблемы организации и управления наукой и научным коллективом 4
  Всего 28

ПРОГРАММА КУРСА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

  Название темы Количество часов
1. Наука и общество 4
2. Становление и развитие социологии науки 4
3. Особенности научной деятельности. Этос науки 2
4. Социальная структурация науки 4
5. Научный коллектив, его структура, типология и функции 2
6. Индивидуальные и коллективные факторы развития науки 2
7. Дисциплинарная организация науки 2
8. Проблемы организации и управления научным коллективом 2
9. Государственная научная политика в Республике Беларусь 2
  Всего 24


Содержание дисциплины

Тематика лекционного курса

Тема 1

Наука и общество

Понятие науки. Основные подходы к трактовке: исторически развивающаяся система объективных знаний о мире; особый вид познавательной творческой социокультурной деятельности; социальный институт; область человеческой деятельности, важнейший элемент культуры.

Социологические аспекты изучения науки: взаимодействие социального института науки и общества; социальные отношения людей, коллективов и организаций в процессе научной деятельности. Особенности науки как саморазвивающейся системы. Генезис науки. Периодизация развития науки. Преднаука и наука в собственном смысле.

Структурная архитектоника науки как системы. Специфические черты науки как социального института. Внешняя и внутренняя социальная обусловленность науки как социального института.  Когнитивные и социальные функции науки.

Понятие научного познания. Компоненты научного познания: субъект и объект науки; система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием предмета; специфический язык. Особенности научного познания. Дисциплинарная организация науки.

Тема 2

Социология науки: объект, предмет, проблемное поле

Социология науки как отрасль социологии, изучающая науку как динамически развивающуюся систему творческой деятельности, направленной на генерирование нового знания и его практическую реализацию, и как социальный институт, функционирующий в конкретно-исторических, социально-экономических, социокультурных и политических условиях. 

Понимание социальности науки как условие изменения объекта и предмета социологии. Уровни проявления социальности науки: связь науки как социального института с другими социальными институтами и с обществом в целом; социальный характер профессиональной деятельности ученых внутри науки; социальный характер получаемого знания.

Объект и предмет социологии науки, проблемное поле. Макро-, мезо- и микроуровни  социологического изучения науки. Общесоциальный и конкретно-социологический подходы к изучению науки. 

Функции социологии науки: познавательная, концептуально-описательная, объясняющая, оценочная, мировоззренческая, прогностическая, образовательная.



Тема 3

Становление и развитие социологии науки

Влияние идей марксизма о социальной обусловленности развития научного знания и о месте науки в жизни общества на становление западной социологии науки. Социология знания как одно из направлений в исследовании связи знания и познавательной деятельности с социальными условиями. Взгляды круп­ных представителей социологии знания на науку (Д. Бернал, М. Шелер, К. Мангейм и др.), их влияние на развитие исторических и социальных исследований науки. Ключевые исследовательские программы социологического анализа науки в рамках социологии знания (Л. Флек, Ф. Знанецкий,  Д. Бернал).

Р. Мертон как основоположник «институциональной» социологии науки. Понятие научного этоса как основы профессионального поведения, профессиональной этики. Нормативные регулятивы науки: императивы универсализма, коллективизма, беско­рыстности и организованного скептицизма. Идея «социологиче­ской амбивалентности». Реальная деятельность ученых и амбивалентные императивы. Система вознаграждения как одна из центральных категорий кон­цепции Р. Мертона. Понятие вклада.

Развитие парадигмы социологии науки Р. Мертона: исследования конкуренции и сотрудничества в научной работе (У. Хэгстром), влияния на получение профессионального признания вненаучных факторов (С. и Дж. Коулы, Д. Крейн), послед­ствий получения признания (X. Закерман), структуры сетей неформальных коммуникаций, процесса формирования новых научных специальностей (Д. Крейн, Н. Маллинз, Д. Дж. Прайс).

Когнитивная социология науки. Общая характеристика. «Сильная программа социологии знания» Д. Блура. «Заявка на новое знание» (knowledge-claim) Дж. Гилберта. «Стандартная концепция науки» М. Малкея.  Дискурсивный анализ Дж. Гилберта и М. Малкея.

Этнометодология и этнографическое изучение науки. Теоретическое обоснование возможности и перспектив этнографического изучения науки К. Д. Кнорр-Цетиной. Этнографическое изучение науки как реализация конструктивистской концепции науки.

Тема 4

Научный потенциал общества

Понятие научного потенциала общества. Особенности социально-философского, экономического, наукометрического и социологического анализа научного потенциала. Проблема взаимосвязи и взаимообусловленности общества и науки «сквозь призму» ее потенциала. Направления ее решения. Социальные функции науки как реализация научного потенциала в социальной действительности. Двуединая природа научного потенциала как меры совмещения возможности и действительности.

Основные структурные компоненты научного потенциала: накопленное знание (научный задел); кадры науки; финансирование научных исследований; материально-технические элементы и организационно-управленческие факторы. Их характеристика как относительно самостоятельных подсистем.

    Эффективность науки как степень реализации научного потенциала. Виды эффектов научного труда: научно-технический, экономический и социальный. Количественные и качественные критерии результативности. Параметры социальной системы науки, обеспечивающие процесс ее интенсивного развития. Проблема интенсификации прикладной и фундаментальной науки.

Закономерности и условия воспроизводства научного потенциала. Пульсирующий характер роста науки и научного потенциала. Соответствие внутринаучным и вненаучным отношениям как условие построения пропорциональной и гармонично действующей системы научного потенциала. Взаимосвязь и пульсирующий ритм развития структурных компонентов научного потенциала.

 

 

Тема 5










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...