Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Волевая организация как фактор становления личности юного спортсмена




Стремительный рост спортивных достижений, как показывает практика научных исследований, зависит от рационального построения эффективной системы подготовки юных спортсменов, которую можно определить, как системно организованный процесс обучения, воспитания и тренировки на основе учёта закономерностей формирования двигательных и психических возможностей детей и подростков и особенностей их адаптации к физическим и психическим нагрузкам.

Современные исследования доказывают, что существенное влияние на процесс становления спортивного мастерства юного спортсмена оказывает динамика психического развития, проявляющаяся как в развитии свойств личности юного спортсмена.

Проблема волевой организации является одной из важных в психологии человека.

Как отмечает В.А. Иванников, важное отличие волевых процессов проявляется в том, что они недоступны непосредственному наблюдению, а их внутреннее содержание тесно переплетается с мотивационными процессами. Эти особенности создают теоретические и методические трудности при рассмотрении проблематики мотивации и воли.

Реализуемые в любой деятельности действия могут быть разделены на произвольные и непроизвольные. Главной особенностью произвольных действий является их выполнение под контролем сознания и приложение со стороны человека определенных усилий для достижения сознательно поставленной цели. Эти усилия называют волевой регуляцией или волей.

Воля- это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности при преодолении внешних и внутренних трудностей, при совершении целенаправленных действий и поступков.

Процесс волевого действия по своим физиологическим механизмам имеет условно- рефлекторную природу.

Сущность воли и волевых действий наиболее точно раскрыта в трудах И. М. Сеченова. «Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, - это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения»

Волевые действия и их стимулы складываются и возникают в результате активного взаимодействия человека с внешним миром, и в первую очередь с обществом, в результате чего формируется чувство социальной ответственности, долга. Поэтому оно является специфическим энергетическим источником воли как сознательной регуляции жизнедеятельности. Воля проявляется в действиях. Основной их признак заключается в том, что они связаны с преодолением различных трудностей. Важнейшей особенностью является их связь с движениями, направленными как на их выполнение, так и на удержание от них.

Являясь сложноорганизованными сознательными атаками, имеющими конкретную психологическую структуру, волевые действия начинаются с осознания цели действия и связанного с ней мотива.

Окончательное закрепление мотивов завершается принятием решения – выбором цели и способа действия. Это ещё одна из ключевых проблем психологии человека вообще и спорта в частности. В этой ситуации юный спортсмен может проявить несколько типов решительности.

По мнению Е. П. Ильина, формирование и воспитание названных качеств в спорте происходит в процессе целенаправленного преодоления различных препятствий и трудностей, связанного с затратой волевых усилий. В волевых действиях спортсмена интеллектуальный, эмоциональный и исполнительский компоненты всегда проявляются в тесной взаимосвязи. В процессе закрепления и совершенствования этих компонентов и осуществляется воспитание волевых качеств.

Совокупность воли и спортивных достижений имеет двухстороннюю направленность. Первое – это достижение высоких спортивных результатов, которое невозможно без совершенствования волевых качеств, второе, это – сами занятия спортом, которые являются эффективным средством формирования и развития воли. Доказанным является наличие положительных связей между уровнем спортивных достижений и развитием волевых качеств личности. Выяснено, что у представителей различных видов спорта волевые качества личности имеют разную структуру и организацию. Объясняется это специфическим отличием видов спорта, а именно специфичностью тех трудностей, которые приходится преодолевать спортсменам. Например: в структур волевых качеств стайеров ведущими показателями является настойчивость и упорство, у представителей сложно- координационных видов спорта – выдержка и самообладание, у специализирующихся в спортивных играх – инициативность и самостоятельность. Наряду с указанными, имеется и общее волевое качество личности, имеющее важное значение для всех спортсменов, это – проявление целеустремлённости, слабое развитие которого разрушает всю структуру волевых качеств личности спортсмена. Всякое произвольное действие требует для своего совершения определенного, хотя бы минимального, волевого усилия.

Волевые усилия всегда носят сознательный характер, будучи связанными с более или менее ясным осознанием цели и ожидаемых результатов действия. Интенсивность волевых усилий прямо пропорциональна затруднениям, которые при этом приходится преодолевать. Для каждого человека волевое усилие переживается как особое внутреннее состояние, связанное с преодолением той или иной трудности.



ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКО–ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 250.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...