Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ




Красноярский институт железнодорожного транспорта

- филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет путей сообщения»

 

Факультет «Экономики и управления»

Кафедра «Управление персоналом»

 

Разработка проекта бизнес-плана

АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

Курсовой проект по дисциплине

«Управление проектами с основами предпринимательства»

КП.531122.38.03.03. ПЗ

 

 

Выполнил

 

Проверил

Студент гр. УП.1-15-2  

Профессор

А.Н. Суханова

 

В.А. Терсков

         
(дата, подпись)   (дата, подпись)

 

Красноярск 2018

Содержание

 

Введение                                                                                                         

Глава 1 Теоритические аспекты адаптации персонала                                

1.1 Сущность и содержание адаптации персонала                                     

1.2 Зарубежный и отечественный опыт в исследованиях адаптации

персонала

1.3 Методы оценки эффективности адаптации персонала                          

Глава 2Анализ и оценка деятельности существующей системы адаптации на ООО «КотМатроскин»

2.1Характеристика деятельности и основные сведения об ООО «КотМатроскин»       

2.2Анализ трудовых показателей ООО «КотМатроскин»                          

2.3 Анализ существующей системы адаптации персонала ООО

«КотМатроскин»

Глава 3 Разработка проекта по улучшению адаптации

персонала ООО«КотМатроскин»

3.1 Разработка концепции проекта по улучшению адаптации

персонала ООО «КотМатроскин»

3.2 Оценка социально-экономической эффективности проекта по

улучшению адаптации новых сотрудников ООО «КотМатроскин»

3.3 Внедрение мероприятий проекта по

улучшению адаптации новых сотрудников ООО «КотМатроскин»

Список использованных источников                                                            

Приложение А – Организационная структура ООО «КотМатроскин»

Приложение Б – Штатная расстановкаООО «КотМатроскин»

Приложение В – Штатное расписание ООО «КотМатроскин»

 

 

Введение

 

 

Адаптация персонала в организации является необходимым звеном кадрового менеджмента. Действительно, становясь работником конкретного предприятия, новичок оказывается перед необходимостью принять организационные требования: режим труда и отдыха, положения, должностные инструкции, приказы, распоряжения администрации и т. д. Он принимает также совокупность социально-экономических условий, предоставляемых ему предприятием. Он вынужден по-новому оценить свои взгляды, привычки, соотнести их с принятыми в коллективе нормами и правилами поведения, закрепленными традициями, выработать соответствующую линию поведения [1].

К сожалению, важность мероприятий по адаптации работников в нашей стране недостаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. Между тем, в условиях введения нового механизма хозяйствования, перехода на хозрасчет, самофинансирования и самоокупаемости, что сопровождается значительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочей силы, увеличением числа работников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив, важность проблемы адаптации еще больше возрастает[2].

Цель исследования заключается в разработке путей совершенствования системы адаптации персонала на предприятииОАО «КотМатроскин». В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:

- изучитьтеоритических аспектов адаптации персонала;

 

 -исследовать зарубежный и отечественный опыт в исследованиях адаптации

персонала

- изучить методы оценки эффективности адаптации персонала

- изучить систему управления персоналом на ОАО «КотМатроскин»;

- проанализировать качество  персонала на ОАО «КотМатроскин»;

- провести аудит персонала на ОАО «КотМатроскин».

Предметом курсовой работы является система адаптации персонала.

Объектом курсовой работы является система адаптации персонала на ОАО «КотМатроскин».

Внедрение системы управления адаптацией в предприятия представляет собой достаточно сложную задачу, но от ее нее зависит решение таких важных задач для предприятия, как: уменьшение стартовых издержек, уменьшение текучести кадров; возможно более быстрое достижение рабочих показателей, приемлемых для организации – работодателя; вхождение работника в рабочий коллектив, в его неформальную структуру и ощущение себя членом команды; снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником. Тревожность и неуверенность в данном случае означают боязнь провалов в работе и неполную ориентацию в рабочей ситуации. Это нормальный страх перед новым и неизвестным, экономия времени непосредственного руководителя и рядовых работников, развитие у нового работника удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях[3].

Система адаптации призвана решать вышеперечисленные проблемы.

В связи с этим является актуальным определение сущности адаптации, описание ее как системы, определение направлений, этапов, изучение показателей оценки состояния работы по адаптации, разработка программ адаптации.

Проблема адаптации персонала на предприятии и ее влияние на эффективность работы персонала в различных аспектах рассматривалась в научных публикациях Архипова Н.И., Базарова Т.Ю., Веснин В.Р., Волина В.А., Дятлова В.А., Еремина Б.Л., Игнатьева А.В., Кибанова А.Я., Коханова Е. Ф., Кузнецова Ю.В., Максимцова М.М., Маслова Е.В., Мескона М.Х., Одегова Ю.Г., Плешина И.Ю., Подлесных В.И., Самыгина С.И., Сульдина Г.А., Столяренко Л.Д., Травина В.В., Хедоури Ф., и других авторов.

Содержание курсовой работы имеет следующую структуру:

В первой главе описываются теоретические основы управления адаптацией персонала, дается определение адаптации, ее классификация, аспекты, система управления адаптацией персонала; исследуется опыт зарубежных и российских компаний по данной проблематике; исследуются методы оценки работы по адаптации.

Во второй главе проводится анализ управления системой адаптацией персонала на ООО «КотМатроскин». Для этого изучается система управления персонала в целом, так как система адаптации является ее составляющей. Анализируется существующая программа адаптации персонала. Дается оценка состояния работы по адаптации на ООО «КотМатроскин» при оценивании, которой были использованы данные мониторинговых исследований адаптантов и уволившихся работников.

Методы исследования: изучение организационно-правовой документации ООО «КотМатроскин», опрос, анкета, наблюдение, SWOT–анализ.

 

Глава 1 Теоритические аспекты адаптации персонала

 

                                                                                                             

1.1 Сущность и содержание адаптации персонала

 

Существует множество определений понятия «адаптация». В таблице 1 представлены некоторые из них.

 

Таблица 1 – Определения понятия «адаптация»

Автор определния Год Сущность определения Источник
1 2 3 4
А. Я. Кибанов 2003 Адаптация - это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда Кибанов А. Я. Управление персоналом организации. М.: ИНФРА-М, 2003.
Г. Айзенк 1972 Адаптация - это состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды, с другой, полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природой или социальной средой     Encyclopedia of Psychology / H. J. Eysenck, W. Arnold, R. Meili (EDS.). Herder&Herder, N-Y., 1972, vol. 1, p. 25.
1 2
Продолжение таблицы 1
3

4
Л.Н. Собчик 1990 Адаптация – это процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды Энциклопедический социологический словарь      
Д. Жюлиа 1980 Адаптация – это приспособление одного живого существа к другому живому существу или к окружающей среде Большой философский словарь

 

Профессиональная адаптация представляет собой систему мер по профинформации, профконсультации, профподбору, профадаптации, которая помогает человеку выбрать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества, его личным способностям и особенностям [3].

Выделяют два направления трудовой адаптации: первичную (для лиц, не имеющих трудового опыта) и вторичную адаптацию, так как наблюдается большая нагрузка на первичную систему и к тому же порог психологической адаптации очень низок. Виды адаптации и факторы на нее влияющие приведены в приложении А.

Цели адаптации можно свести к следующему:

- уменьшение стартовых издержек (пока новый работник плохо знает рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат);

- снижение озабоченности и неопределенности у новых работников;

- сокращение текучести рабочей силы;

- экономия времени руководителя и сотрудников [3].

Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях.

Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника.

Профессиональная адаптация характеризуется дополнительным освоением профессиональных возможностей (знаний и навыков), а также формированием профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к своей работе.

В процессе организационной адаптации сотрудник знакомится с особенностями организационно-экономического механизма управления, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре.

Выделяется еще одна специфическая сторона организационной адаптации - подготовленность сотрудника к восприятию и реализации нововведений (технического или организационно-экономического характера).

Психофизиологическая адаптация - адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого, результатом чего становятся меньшие изменения его функционального состояния (меньшее утомление, приспособление к высоким физическим нагрузкам и т.п.).[4]

Психофизиологическая адаптация особых сложностей не представляет, протекает достаточно быстро и в большой мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики самих этих условий. Тем не менее, большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за ее отсутствия.

В процессе психофизиологической адаптации происходит освоение совокупности всех условий, оказывающих различное психофизиологическое воздействие на работника во время труда. К этим условиям относятся физические и психические нагрузки, уровень монотонности труда, санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки, ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы воздействия (шум, освещенность, вибрация и т.п.).Много внимания психофизиологической адаптации уделено в учебном пособии Веснина.[5]

Социально-психологическая адаптация человека к производственной деятельности - адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе.Она может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций.[5]

Процесс взаимного приспособления, или трудовой адаптации, сотрудника и организации будет тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности коллектива являются или становятся нормами и ценностями отдельного сотрудника, чем быстрее и лучше он принимает, усваивает свои социальные роли в коллективе.

В психологическом плане адаптация персонала отражает направленность личности на снятие эмоциональной напряженности, возникающей вследствие отсутствия необходимого опыта выполнения требуемых функций и задач.

Сам процесс адаптации персонала всегда имеет определенные временные интервалы, которые и выступают мерой его успешности. Он предполагает наличие у человека умений достаточно быстро находить "свое место" в социально-психологическом пространстве организации, что позволяет адекватно и эффективно включиться в совместную организационную деятельность.[4]

Виды адаптации персонала — это составные элементы общего процесса трудовой адаптации, определяемые особенностями производственно-экономической системы и социальных отношений в организации.

Можно осуществить классификацию адаптации по следующим критериям: [5]

1. По отношениям субъект-объект:

- активная - когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить);

- пассивная - когда он не стремится к такому воздействию и изменению.

2. По воздействию на работника:

- прогрессивная - благоприятно воздействующая на работника;

-регрессивная - пассивная адаптации к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной).

3. По уровню:

- первичная - когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии;

- вторичная - при последующей смене работы.

4. По направлениям:

- производственная;

- непроизводственная.

Процесс адаптации можно разделить на 4 этапа.

Этап 1. Оценка - определение уровня подготовленности кандидата. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным. Однако следует помнить, что даже в этих случаях в организации возможны непривычные для него варианты решения уже известных ему задач.

Этап 2. Ориентация - практическое знакомство нового работника с обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. При этом обычно вводятся в практику обучающие программы типа "Реалистическое знакомство с будущей работой", "История организации", "Введение в профессию".

Этап 3. Действенная адаптация, состоящая в приспособлении новичка к своему статусу и в значительной степени обусловливающая его включение в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации. Важно в рамках этого этапа оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.

Этап 4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1-1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала.[4]

На каждом из перечисленных этапов необходима продуманная система управления адаптацией.

Таким образом, адаптация и ее процесс является главным этапом для профессионального становления работников. Адаптация помогает новому сотруднику нормально "входить" в новый коллектив, что способствует установлению контактов на рабочем месте, что в дальнейшем ведет к более продуктивному взаимодействию, а это непосредственно сказывается на результатах труда [4].

Главной задачей профориентационной работы и адаптации должно стать преодоление дисбаланса потребности в профессиональном труде между работником и организацией. Ведь организация заинтересована в повышении конкурентоспособности своей продукции, а это требует отбора как высокоэффективных технологий и техники, так и наиболее способных работников [6].

Должно пройти определенное время, прежде чем человек активно включится в процесс деятельности коллектива. Адаптация определяют, как процесс познания механизма власти, идеологии, правил деятельности в организации, а также должностных обязанностей.

К мероприятиям, ускоряющим адаптацию нового сотрудника, относятся:

- реалистическая вербовка (полное информирование об условиях труда);

- всестороннее информирование на рабочем месте (характеристика предприятия, кадровая политика, режим труда, перспективы роста, коллеги, справочные данные);

- предоставление подробной должностной инструкции с описанием основных видов работ;

- проведение ритуала посвящения;

- наставничество (помощь со стороны равного по положению);

- использование шефства (помощь со стороны более высокого по положению);

- помощь при планировании деятельности и контроль содержания и сроков работ.

Вновь принятым работникам вручают "Правила поведения на предприятии", "Принцип культуры организации", "Справочник работника" и другие поддерживающие информационные материалы [7].

Примерно 75% сотрудников, уволившихся с предприятия в первые полгода или год работы, принимают решение об уходе в первые две недели. Как правило, по двум основным причинам:

1. Та действительность, в которую попадает сотрудник, порой не соответствует тому, что рассказывали ему на собеседовании,

2. Информационный вакуум, в который попадает сотрудник, по причине не предоставления руководством ему нужной информации или избытке информации, в которой он теряется [8].

На предприятиях, где проводится грамотная адаптация персонала, сотрудники быстро и качественно осваивают свои профессиональные обязанности, легко находят взаимопонимание с коллективом, не снижается стремление к качественному и добросовестному выполнению своих обязанностей. Это в несколько раз повышает продуктивность работы во всех подразделениях предприятия. Кроме этого, на предприятии уменьшается текучесть кадров, экономятся средства и время на введение в должность нового сотрудника. Каким бы дорогим не был поиск сотрудника, следующий этап — это его адаптация. Отсутствие системы адаптации персонала на предприятии сводит на нет все ранее предпринятые усилия.

 

1.2 Зарубежный и отечественный опыт в исследованиях адаптации

персонала

 

Если рассмотреть зарубежные опыты в управлении системой адаптации, то очень интересен в отношении адаптации опыт Японии. Система подготовки кадров здесь отличается большой спецификой.

Большая часть японской молодежи, имея среднее образование, выходит на рынок труда если не вовсе профессионально не подготовленной, то во всяком случае без какого-либо свидетельства о присвоении квалификации. Это, однако, мало смущает руководство японских компаний.

Профессиональная подготовка в фирмах - неотъемлемая часть японской системы управления кадрами. Руководство компаний стремится привлечь молодых людей непосредственно со школьной скамьи, потому что отсутствие каких-либо навыков в работе свидетельствует о не испорченности, отсутствии стороннего влияния, готовности воспринять правила поведения, принятие в данной корпорации.

Поступившая молодежь проходит обязательный курс начальной подготовки - адаптации. Это происходит в течение относительно короткого периода - двух месяцев. Особое внимание в социальной и профессиональной адаптации в японских фирмах отводится программам воспитания корпоративной культуры организации, ее имиджу, воспитанию гордости за свою компанию, корпорацию. Это так называемый "корпоративный дух" фирмы или компании. Он воспитывается через систему приобщения работника к делам фирмы, к ее атмосфере, задачам и миссии. Каждая компания имеет свою форму рабочей одежды, девиз, нередко гимн. Постоянно внедряются целенаправленные ритуалы, всевозможные собрания, конференции. Заметную роль в этом играют ветераны компаний, умельцы, воспитатели.

В Японии во время адаптации большинство новых рабочих и служащих несколько месяцев проходят подготовку по специально разработанной фирмой программе. Обучение построено таким образом, чтобы развивать мощный корпоративный дух уже на этапе специального обучения и участвовать в обсуждении проблем и задач подразделения. Более того, многие молодые рабочие и служащие в течение нескольких лет после поступления на работу живут в общежитиях фирмы. [9].

В таблице 2 приведено содержание ориентационной программы, принятой во многих японских компаниях и призванной ознакомить новых работников с максимально широким кругом сведений об организации и ее деятельности [10].

 

 

Таблица 2 - Типичная тематика новых работников в японских компаниях

Тема Содержание
Информация о компании Основная информация, структура и основные направления деятельности компании, долгосрочные и краткосрочные планы, бюджет и финансовая ситуация, отношения работников и работодателя, профсоюзы, условия труда и трудовой распорядок, структура зарплаты, социальные обеспечения и дополнительные льготы.
Продукция Основная номенклатура продукции фирмы, цена и пользователи основной продукции, ее конкурентоспособность в сравнении с продукцией конкурентов.
Производства Структура производства, принципы работы, производственные потоки, действующая система управления производством, основные принципы, обеспечивающие эффективность производственного процесса.
Продажи Реклама и доля, которую занимает на рынке продукция компании, перспективы и тенденции конкретной борьбы, организации продаж, техника и методы продаж.
Основные трудовые навыки Овладение необходимыми профессиональными знаниями и основными рабочими навыками на уровне, отвечающими требованиям к должности. Установление рабочих связей, правильная организация рабочего места.

Так же углубленные программы адаптации работников применяются на средних и крупных фирмах США. В процессе их проведения участвуют как менеджеры по управлению персоналом, так и линейные менеджеры. На малых предприятиях программа адаптации проводится менеджером-практиком, иногда с включением работника профсоюза, используются самые различные программы - от программ, предусматривающих, в основном, устную информацию, до формализованных процедур, связывающих устные представления с письменными и графическими установками. В формальных программах адаптации часто используют аппаратуру, слайды, фотографии.

В Германии имеется "Закон о правовом режиме предприятия", который требует от работодателя ознакомления нового сотрудника с условиями работы и с будущей сферой его деятельности, а также представление его будущим коллегам по работе. Работник должен знать режим и условия труда и свои обязанности. Для этого используются собеседования. Новичок знакомиться с правилами, процедурами. Он получает наставления со стороны старших по должности [11].

Японский опыт управления (не подвергнутый предварительной адаптации на Западе) мог бы быть воспринят в России, как евроазиатской стране, с большей эффективностью, по той причине, что он более близок к российскому хозяйственному менталитету, чем западному. С точки зрения, наших менеджеров нам следовало бы сейчас обратить более пристальное внимание на методы управления, применяемые на современных японских предприятиях, чтобы наиболее рациональные из них заимствовать напрямую из Японии, а не потом, по прошествии времени, внедрять их на основе опыта деятельности западных компаний.

Естественно, для наиболее эффективного управления российскими предприятиями представляется целесообразным использовать лучшие достижения как западного, так и японского менеджмента на основе их оптимального сочетания. Это связано с тем, что:

- Россия находится на стыке цивилизаций, поэтому она может воспринять наиболее рациональные черты и западной и восточной культур управления;

- в общественном сознании населения Японии и России в настоящее время осуществляется переход от коллективных ценностей к индивидуальным [4].

Японский стиль управления активно изучается, адаптируется и заимствуется, находя применение в деятельности многих компаний за пределами Японии, особенно в промышленно развитых странах, таких как США и страны Западной Европы [9].

Несмотря на это, очень мало работ посвящено изучению возможности заимствования наиболее рациональных элементов японского стиля управления за границами страны, в том числе российской экономикой. Это можно объяснить следующими причинами, которые приводят многие исследователи японского менеджмента:

1. Происхождение японской системы управления связано исключительно с культурно-историческими особенностями развития Японии, и поэтому невозможен перенос японских методов управления в культуры других стран.

2. Составляющие японской системы управления взаимосвязаны и, следовательно, использование отдельных ее элементов нерационально.

3. В настоящее время японская модель управления уже неэффективна и в скором будущем, в связи с меняющимися экономическими и психологическими условиями, она сменится на западную.

Все вышеперечисленные аргументы представляются спорными, и можно их опровергнуть.

Проанализируем каждый из этих аргументов.

1. Культурно-исторические особенности происхождения японского стиля управления.

Долгие годы Япония была в полной изоляции от остального мира и развивала особое общество и культуру, которым не было равных по уровню коллективного взаимодействия. На японских предприятиях молодым специалистам позволяется экспериментировать и делать ошибки, так как считается, что только в этом случае можно накопить бесценный опыт для последующей работы в компании. И, как показывает практика, японцы делают все возможное, чтобы не допустить повторения своих ошибок в будущем. Причем они любят учиться как на своем, так и на чужом опыте.[9]

Следует также отметить, что традиционная японская система управления, включающая в себя такие методы управления, как пожизненный наем, система старшинства, групповое принятие решений, сложилась только в 50-е годы и применяется в основном лишь на крупных предприятиях.

2. Взаимосвязанность элементов японской системы управления и неэффективность использования отдельных ее элементов.

Проанализируем элементы японской системы управлению по отдельности [9].

В России не применяется понятие "пожизненный наем", однако для многих российских работников характерна продолжительная работа на одном предприятии, иногда даже в течение всей трудовой деятельности. Это связано прежде всего с низкой миграцией населения, ограниченным числом предприятий во многих российских регионах и родственными связями работников. Вместе с тем следует отметить, что в Японии пожизненный наем существует не столько по причине ограниченной миграции населения, но, главным образом, благодаря реальному обеспечению заинтересованности работников максимальное время работать на одном предприятии. Для того чтобы российские предприятия эффективно функционировали, их руководителям необходимо создавать условия для долгосрочной занятости сотрудников. Кроме того, в условиях долгосрочного найма на российских предприятиях целесообразно внедрять систему кадровой ротации. Работники российских предприятий вынуждены в течение многих лет работать на одном рабочем месте, что снижает их интерес к работе, подавляет инициативу и препятствует профессиональному росту.

Введение системы ротации позволит работникам российских организаций не только избежать однообразной работы в течение длительного периода, но и будет способствовать их профессиональному росту, а также позволит им получить представление о различных аспектах деятельности предприятия и действовать именно в интересах всей компании.

Представляется целесообразным использовать в деятельности российских компаний элементы японской системы подготовки на рабочем месте. По нашему мнению, на многих современных российских предприятиях уделяется излишнее внимание проверке специальных профессиональных знаний кандидатов на работу, и особенно наличию у них значительного опыта работы в других организациях. При этом на немногих предприятиях имеются собственные программы обучения сотрудников. В японских компаниях, напротив, не требуют от образовательных учреждений специальной подготовки и учитывают при приеме на работу, главным образом, общий кругозор работников и их способность вписаться в коллектив. Предприятия сами обучают своих сотрудников необходимым навыкам. На наш взгляд, современным российским предприятиям следует шире внедрять собственные системы внутрифирменного обучения, чтобы не упускать перспективных потенциальных сотрудников, не имеющих узкоспециализированных знаний, а также с целью обеспечения профессионального роста работников.

Руководству российских предприятий необходимо обратить особое внимание на новую японскую систему оплаты труда. Создание мотивационной среды на японских предприятиях заключается прежде всего во внедрении стимулирующих методов оплаты труда. Тогда как на большинстве российских предприятий оплата труда сотрудников не носит мотивирующего характера. Она включает в себя такие формы оплаты, как оклад, премии, неэффективные формы тарифного стимулирования, и не зависит от квалификации сотрудника, его фактического трудового вклада и результатов деятельности предприятия. Представляется, что российским предприятиям целесообразно заимствовать наиболее рациональные методы японской системы оплаты труда, оказывающие мотивирующее воздействие на поведение людей в организации. К таким методам можно отнести "плавающие" оклады, распределение доходов работника на основе экспертной оценки, бестарифную оплату труда, подробно рассматриваемую в работе [11]. Экономическая рациональность, присущая данным методам, обусловливает желательность их использования в российских организациях.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что та среда, в которой функционируют российские предприятия, может воспринять японские методы управления.

Но и японская система управления имеет ряд недостатков и не во всем отвечает современным экономическим и психологическим условиям. Основная составляющая системы пожизненный наем становится невыгодной как фирме, так и работникам. Система оплаты по старшинству как основа пожизненного найма оправдывает себя только при расширении масштабов деятельности компании и, соответственно, увеличении руководящих постов, однако является тяжелым бременем для предприятия при невозможности дальнейшего расширения деятельности. С точки зрения сотрудников:

- фирма не в состоянии обеспечить быстрое продвижение по службе для более компетентных работников;

- сотрудникам трудно поменять работу;

- талантливые работники оплачиваются не по достоинству.

В литературе показывает, что западная и японская системы управления всегда противопоставлялись. В основе их сравнения лежит такая черта, как ориентированность на индивидуализм или коллективизм.

Индивидуализм считается важнейшей характеристикой западной, в частности американской, культуры, и с ним связываются такие особенности управления, как краткосрочный наем, оплата по результатам труда, технократическое управления, управление "сверху вниз", индивидуальная ответственность. Основной же особенностью восточных цивилизаций является коллективизм, с которым связаны такие элементы управления, как пожизненный наем, оплата по старшинству, активное использование человеческого потенциала, управление "снизу-вверх", коллективная ответственность[11].

Как показывает практика, японцы развивают свою систему, не отказываясь от традиционно присущих восточному управлению, а стремятся адаптировать свой стиль управления к динамично меняющимся социально-экономическим условиям. На наш взгляд, для российской практики управления предприятиями наиболее ценным было бы перенять у японцев умение, не отрицая традиционного опыта, постепенно переходить к современным моделям управления. Тем не менее, показателем чего служат и результаты опроса, словосочетание "адаптация новичков" для отечественных работодателей еще довольно непривычно. Это можно объяснить тем, что в классическом виде адаптация сотрудников относится к западным технологиям управления персоналом, и, несмотря на стремление все большего числа компаний перейти на западную модель ведения бизнеса и управления персоналом, в частности, далеко не всем удается быстро и эффективно перенять этот опыт. Многие по-прежнему перекладывают всю ответственность на кадровиков, считая, что текучесть кадров среди новичков вызвана, в основном, ошибками службы по подбору персонала. Однако для комплексного решения проблем, возникающих в области управления новым персоналом, необходимы не отдельные меры по введению в должность, а именно документировано оформленная и строго контролируемая система адаптации персонала как часть общей системы управления в компании. Таким образом, мы можем сделать вывод, что система программ по адаптации новых работников является основным условием зарубежных компаний. В настоящее время интерес к внедрению систем адаптации растёт и развивается не только за границей, но и на предприятиях нашей страны[9].

 

1.3 Методы оценки эффективности адаптации персонала

 

Эффективная адаптация новичка необходима обеим сторонам процесса и сотруднику, и работодателю, которые в этом случае достигают взаимовыгодного результата. Для компании это сокращение сроков достижения работником установленных ключевых показателей, соответственно, уменьшение ее издержек, связанных с вхождением в должность нового сотрудника. А для него самого эффективная адаптация становится своеобразным мотивирующим фактором, в результате которой он: в полной мере узнает все свои обязанности, права, льготы, правила и нормы поведения, ценности организации; начинает ощущать удовлетворенность работой, отношениями с сослуживцами. Кроме методов ее проведения, важна оценка ее результатов, особенно если речь идет о высшем звене персонала. Рассмотрим имеющиеся подходы к оценке эффективности адаптации, характерные для российских компаний. [12]

Наиболее распространенными методами оценки системы адаптации являются:

- интервьюирование сотрудников через один-два-три месяца работы;

- анкетирование сотрудников по завершении адаптационного периода;

- проведение пульс-опросов среди сотрудников, проработавших в компании менее года (корпоративное исследование на определенную тематику, чаще всего состоящее всего из нескольких вопросов и адресованное конкретной группе сотрудников);

- включение вопросов о системе адаптации и адаптационных мероприятиях в ежегодные комплексные исследования удовлетворенности.

Адаптацию персонала можно рассмотреть как процесс и как результат. Анализ в первом аспекте предполагает, что организация как система имеет некоторые намерения, инструменты и предпринимает ряд действий для создания определенных условий вхождения человека в должность, в социальный климат, организационную культуру. С точки зрения результата можно говорить, что после разработки модели адаптации как инструмента управления, ее внедрения в организации и грамотного управления возможно получение значимых результатов, которые можно разделить на субъективные и объективные.

К объективным результатам, как правило, относят:

- снижение издержек по поиску нового персонала;

- уменьшение числа увольнений сотрудников, проходящих испытательный срок как по инициативе администрации компании, так и по желанию самого сотрудника;

- сокращение времени, необходимого на то, чтобы деятельность отдельного работника начала влиять на конкурентоспособность организации;

- уменьшение временных затрат других сотрудников на адаптацию новичков, что позволит им больше времени уделить непосредственным обязанностям.

Субъективные результаты можно представить как улучшение организационного климата в компании; формирование лояльности у сотрудника с первых дней его работы и тем самым стимулов и желания работать в организации длительное время; удовлетворенность работой и компанией в целом.

Если в результате процесса адаптации организация в короткие сроки получает мотивированных сотрудников, работающих не только в соответствии со своими личными целями (например, денежный фактор), но и с организационными задачами, то можно говорить, что механизм адаптации в данной организации правильно разработан, внедрен, управляем и, следовательно, эффективен. Таким образом, новый сотрудник становится ресурсом компании уже на начальном этапе работы, и его деятельность начинает позитивно влиять на конкурентные преимущества организации.

Основной задачей служб по управлению персоналом становится разработка системы оценки процесса адаптации персонала в компании. Рассмотрим имеющиеся подходы к оценке эффективности адаптации, характерные для российских компаний.

Первый подход. Оценка через удовлетворенность.

В качестве критериев адаптированности человека используются два показателя: "удовлетворенность работой" и "удовлетворенность организации сотрудником". С помощью специальной анкеты можно получить информацию относительно специфических трудностей, возникающих в ходе работы, характера профессиональных интересов работника и темпов их формирования. По результатам ответов на вопросы вычисляются "индекс удовлетворенности работой", "индекс интереса к работе" и "индекс удовлетворенности профессией". Интегральный показатель адаптированности является неким средним значением всех индексов.

Основным ограничением предложенной методики расчета является сложность анализа этого показателя: удовлетворенность является субъективным показателем, который весьма трудно оценить в силу того, что человек может по тем или иным причинам давать ответы, которые от него ожидают и не совпадающие с действительностью. Однако, несмотря на это, во многих организациях в настоящее время "удовлетворенность работой" как показатель эффективности процесса адаптации и производительности труда все еще является достаточно весомым, если не сказать главным фактором при анализе эффективности деятельности сотрудника. Традиционно рассматривается уровень удовлетворенности работника как мера его адаптированности к организации, при этом считается, что, чем выше степень насыщения потребностей и притязаний сотрудника, тем выше его уровень адаптации к внутренней среде организации.[12]

Используя шкалу удовлетворенности теми или иными факторами, количественно можно измерить глубину адаптированности. Работника просят отметить степень удовлетворенности рядом факторов, например: содержание труда, наличие перспектив карьерного роста, занимаемая должность, уровень заработной платы, условия труда, отношения в коллективе и т.д.

Работник может выбрать оценку факторов адаптации из нескольких вариантов, например,:

- совершенно удовлетворен + 1 балл;

- удовлетворен + 0,5 баллов;

- затрудняюсь ответить 0,0 баллов;

- не удовлетворен + 0,5 баллов;

- совершенно не удовлетворен - 1,0 баллов.

Основным недостатком этого подхода является то, что показатель эффективности, рассчитываемый по данной формуле, не позволяет определить влияние того или иного аспекта адаптации на успешность всего процесса (речь идет о психологическом, профессиональном, социальном, психофизиологическом аспектах), а также не позволяет определить значимость или весомость того или иного фактора для сотрудника, который может оказывать влияние и доминировать при принятии положительного решения со стороны работника.

Например, сотрудник, полностью удовлетворенный размером заработной платы, может посчитать, что оплата труда для него является главным фактором, и подавляет свое недовольство, предположим, отношениями в коллективе или корпоративной культурой. Таким образом, его положительные ответы на вопросы, касающиеся коллектива и организационной культуры, покажут его значительную адаптированность, в то время как проблема останется не выявленной и может впоследствии влиять на эффективность его деятельности.

Второй подход. Оценка через разработку показателей эффективности.

Отталкиваясь от идеи, что любой организационный процесс целесообразен, если он эффективен, специалисты ввели в практику оценки эффективности адаптационных процессов две группы показателей: объективные и субъективные. К первым относятся те, которые характеризуют эффективность трудовой деятельности, активность участия сотрудников в ее различных сферах. Объективные показатели адаптации подразделяются по принадлежности к одному из ее аспектов: профессиональному (соответствие квалификационных навыков требованиям рабочего места), социально-психологическому (степень соответствия поведения человека нормам и правилам организации), психофизиологическому (степень утомляемости, уровень перегрузок, стресс).

Субъективные показатели разделяются аналогично объективным по принадлежности к одному из аспектов адаптации, а также определяют собственную оценку работником своего отношения к профессии и квалификации, к взаимоотношениям с коллективом и руководством (взаимодействия "по вертикали" и "по горизонтали"), принятию норм и условий труда, понимание места индивидуальных задач в решении общих задач организации.[12]

Третий подход. Интегральная система оценки эффективности адаптационных программ.

При интегральной системе оценки эффективности программ адаптации не только делается основной акцент на разработку различных критериев эффективности (субъективных и объективных), но и анализируется их влияние на внутриорганизационные процессы. Другими словами, интегральная система позволяет понять взаимозависимость результатов адаптации персонала и деятельности организации в целом через формирование лояльности, понимание стратегических целей компании, места и роли конкретного сотрудника в их достижении и т. д. В таблице приведен выборочный перечень показателей эффективности, которые могут использоваться при оценке адаптационных программ, и область их влияния на организационные бизнес-процессы.[12]

Таким образом, интегральный подход свидетельствует о так называемом прозрачном для современных менеджеров механизма взаимодействия инструментов управления персоналом (в данном случае адаптации нового персонала) и общеорганизационной эффективности и конкурентоспособности. Показателем эффективного управления адаптацией персонала является комплексная реализация системы ее оценки.

Взаимосвязь результатов адаптации персонала и показателей эффективности и их влияние на организационные процессы приведен в следующей таблице 3 [1]:

 

 

Таблица 3 - Показатели эффективности адаптации персонала

Показатели эффективности Область их влияния
Перспективы карьерного роста Возможность внутреннего рекрутинга и уменьшение затрат на набор нового персонала, взаимосвязь с лояльностью
Заинтересованность организационной культурой Лояльность, идентификация человека с компанией
Разделение целей организации Присоединение сотрудника к организации, согласованность личных и организационных целей
Удовлетворенность коллективом Доброжелательность при общении, открытость, проговариваемое желание работать в коллективе, активность, групповая динамика, командная работа, социализация и индивидуализация, формальность и неформальность общения
Удовлетворенность руководителем Лояльность, мотивация к труду, психологический климат в коллективе

Подводя итог анализа практики оценки эффективности процесса адаптации в российских компаниях, можно сделать несколько выводов. Не во всех российских компаниях комплексно реализуются программы оценки процесса адаптации новых сотрудников. Наличие структурированных и полноценных оценочных адаптационных программ характерно в большей степени для иностранных компаний, работающих на российском рынке, а также компаний среднего и крупного бизнеса. Важно, что недостаточное внимание к необходимости оценки адаптационных программ в целом, а также доминирование первого подхода, в основе которого лежит оценка через удовлетворенность, может привести к снижению результативности труда персонала [12]. Другими словами, отсутствие системы управления адаптацией персонала с точки зрения экономической эффективности, предполагающей выделение показателей эффективности процесса адаптации на каждом этапе, а также ее влияния на общеорганизационную эффективность может помешать организации удерживать самый важный и уникальный стратегический ресурс - человек.

В качестве основного метода оценки эффективности адаптации в данной курсовой работе был выбран метод анкетирования, т.к. он отражает большинство вышеперечисленных параметров.

 

Глава 2 Анализ системы адаптации ООО «КотМатроскин»

 

 

2.1 Общие сведения о предприятии ОАО «КотМатроскин»

 

ОАО «КотМатроскин» - предприятие молочной промышленности, расположенное в городе Красноярск. Завод занимается производством молочной и кисломолочной продукции. Предприятие было образовано 20 сентября 2017 года. Главное здание и офис завода находятся по адресу г.Красноярск, ул.МатеЗалки, д.6, офис 1.

Штат предприятия насчитывает 24 человека. Директором предприятия является Суханов Андрей Валерьевич.

В своей деятельности завод руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, в том числе Трудовым кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом и иными нормативными документами.

Нормативная и законодательная документация деятельности ОАО «КотМатроскин» представлена в таблице 4.

№ п/п Нормативно-законодательный документ Характеристика документа
1 2 3

1. Международный уровень

1.1 Международная регистрация товарных знаков Товарный знак холдинга ОАО «КотМатроскин» зарегистрирован в Международном реестре товарных знаков и соответствии с соглашением о международной регистрации знаков.
1.2 Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении Настоящее соглашение применяется к перевозкам грузов, если станции отправления и назначения находятся в одной и той же стране и перевозки производятся с участием железных дорог транзитом по территории одной и более стран.      
1 2
 Продолжениетаблицы 4
3

2. Государственный уровень

 

2.1 Гражданский кодекс Российской Федерации Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
2.2 Налоговый кодекс Российской Федерации Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.
2.3 Федеральные законы Российской Федерации - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) - Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;  
2.4 Постановления Правительства Российской Федерации - Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 № 1287 «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации молочной и кисломолочной продукции»;    
2.5 Конституция Российской Федерации Высший нормативно-правовой акт Российской Федерации. Обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя Российской Федерации, ее государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.
2.6 Трудовой кодекс Российской Федерации Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.    
1 2
 Окончаниетаблицы 4
3

3. Организационный уровень

3.1 Устав ОАО «КотМатроскин» Регулирует отношения, возникающие между торговыми партнерами, поставщиками сырья, ресурсов, материалом и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
3.2 Кодекс деловой этики ОАО «КотМатроскин» Устанавливает корпоративные нормы и правила служебного поведения должностных лиц и других работников ОАО «КотМатроскин», а также определяет принципы взаимоотношений ОАО «КотМатроскин»с органами власти, юридическими и физическими лицами.

На сегодняшний день ОАО «КотМатроскин» - стабильное и успешно развивающееся предприятие. Завод вкладывает в производство собственные инвестиции, которые растут с каждым годом и развивающееся предприятие. Завод вкладывает в производство собственные инвестиции, которые растут с каждым годом и радует южноуральцев высококачественными, полезными и вкусными новинками.

Организационная структура предприятия представлена в Приложении А.

Штатная расстановка и штатное расписание организации представлены в Приложениях Б и В соответственно.

ОАО «КотМатроскин» имеет стабильную сырьевую базу. Молоко на завод поставляют 25 хозяйств Красноярского края.

В основе успеха предприятия – использование самого высококачественного сырья при изготовлении конечного продукта и строго контролируемый технологический процесс. Качество выпускаемой продукции тщательно контролируется на всех этапах производственного процесса, начиная с приемки молочного сырья и соблюдением температурного режима хранения и до тестового контроля готовой продукции. Вся продукция вырабатывается только из свежего, натурального сырья. Используется качественный упаковочный материал, позволяющий сохранить пищевую ценность и свежесть молочных продуктов.

 

2.2Характеристика персонала организации ОАО «КотМатроскин»         

 

Для того чтобы правильно оценить качество работы предприятия нужно охарактеризовать и оценить качество его трудовых ресурсов. Для этого были построены соответствующие таблицы:

- Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами;

- Состав рабочих по уровню квалификации;

- Качественный состав трудовых ресурсов;

- Данные для анализа производительности труда;

- Данные для анализа использования фонда заработной платы;

- Сводная таблица результатов оценки мотивов трудовой деятельности;

- Сводная таблица результатов оценки степени удовлетворенности работой;

- Обобщающая оценка степени выраженности мотивов трудового поведения;

- Обобщающая оценка степени удовлетворенности работой.

 

Таблица 5 - Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами

Категории работающих

Численность

Процент обеспеченности

Плановая Фактическая
1.Рабочие 9 9 100
2.Руководители 4 4 100
3.Специалисты 5 5 100
4.Служащие 6 6 100
Итого 24 24 100
В.т.ч. принято

4

 
       уволено

7

 

Вывод: численность персонала на предприятиинаходится в норме.

 

 

Таблица6 - Состав рабочих по уровню квалификации

№п\п Категория работников Количество
1 Работники с высшим профессиональным образованием 10
2 Работники со средним профессиональным образованием 6
3 Квалифицированные рабочие, в том числе рабочие и технические служащие с начальным профессиональным образованием 8

Вывод: на производстве весь персонал обладает соответствующим образованием.

 

Таблица 7 - Качественный состав трудовых ресурсов

Показатели

 

Отчётный год

чел.

% к итогу

Возрастные группы

До 20 лет

0

0
20 – 30 лет

6

25
30 – 40 лет

3

12.5
40 – 50 лет

6

25
50 – 60 лет

5

20.8
Свыше 60 лет

4

16.7
Итого

24

100

Образовательный состав

Начальное образование

0

0

Среднее общее

4

16

Среднее профессиональное

7

29

Высшее

13

55

Итого

24

100

Стаж работы на предприятии

До 10 лет

6

25

10 – 20 лет

8

34

20 – 30 лет

10

41

Итого

24

100

 
         

 

Вывод: из данных таблицы видно, что основной возрастной группой работников рассматриваемого периода являются лица в возрасте от 40 до >60 лет.Большинство работников имеют высшее образование. Основной контингент работников трудится на предприятии с производственным стажем от 10 до 30 лет.

Рекомендации: Увеличить количество молодых специалистов.

 

Таблица 8 – Данные для анализа производительности труда

Показатели Прошлый год Отчетный год Отклонение Темп роста
Объем выполненных работ, руб. 57000 56000 1000 -
Численность работников, чел. 31 24 -7 -
Выработка, руб./чел. 1839 2333 0 +494

Вывод: Все показатели данной таблицы находятся в норме.

 

Таблица9 - Данные для анализа использования фонда заработной платы

Показатели План Факт Отклонение Тем роста
1. Среднесписочная численность, чел. 24 24 0 0
2. Фонд заработной платы, тыс. руб. 700000 700000 0 0
3. Среднегодовая заработная плата, руб. 280000 25000 -3000 0

Вывод: Наблюдается снижение среднегодовой заработной платы сотрудников.

 

Таблица10 - Сводная таблица результатов оценки мотивов трудовой деятельности

Мотивы трудового поведения Большое влияние Среднее влияние Незначительное влияние Не имеет значения Затрудняюсь ответить   Общее кол-во опрашиваемых
1.Стремление к получению материального вознаграждения 2. Стремление избежать наказаний, взысканий 3. Боязнь потерять работу 4. Стремление к хорошим отношениям с коллегами 5. Стремление к признанию, уважению 6. Чувство ответственности за выполняемую работу 7. Понимание значимости и необходимости выполняемой работы 8. Стремление к продвижению по службе 9. Удовлетворение от хорошо выполненной работы 10. Стремление к самовыражению

 

 10       5         4       3        2             24          

 

 6     5        4          4           5              24          

 

 5        7 6         4 2 24           

 

 

 24      0         0         0            0               24        

 

 

8      2         12         1            1               24

 

 

10     10         4         0                 0              24

 

12    7       0         0        5               24

 

 

8     6       10         0        0                24

 

24   0       0       0           0              24

 

 13    5        6       0           0              24

Таблица 11 - Сводная таблица результатов оценки степени удовлетворенности работой

Факторы удовлетворенности Совер-шенноудовлет- ворен Пожалуй, удов летворен Совер-шенно не удов летворен Затруд-няюсьответить Улучшениесостояния Ухудшениесостояния Общее количество опрашиваемых
1. Выбранная профессия 2. Содержание труда 3. Организация труда   4. Оплата труда   5. Отношения в коллективе 6. Стиль и методы работы 7. Отношение администрации к нуждам работников 8. Перспективы профессионального роста 9. Объективность оценки работы руководителем 10. Уровень информированности о делах предприятия 11. Возможность влиять на дела в коллективе 12. Социально-бытовые условия на производстве

10             12            0           2        0        0          24

 

8           3            3           4        6        0          24

 

7          14            0           3        1        0          24

 

 

13          3            0           2        0        6          24

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...