Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Воспитательная деятельностькак направление работы с подросткамиСтр 1 из 2Следующая ⇒
КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Г. ТИМИРЯСОВА (ИЭУП) Психологический факультет
Кафедра психологии и педагогики
Методические особенности форм и направлений работы с детьми и подростками в современных условиях
направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование профиль «Психология образования»
Выполнил:______________________ студент гр.отделения Колпакова Н.А _______
Научный руководитель:___________ к.п.н.
Казань 2018
Содержание
Введение. 3 1. Познавательная деятельность как направление работы с подростками. 4 2. Воспитательная деятельность как направление работы с подростками. 5 3 Творческая деятельность как направление работы с подростками. 8 4 Рекреационная деятельность как направление работы с подростками. 11 Список использованной литературы.. 12
Введение
В нашей стране есть объективные условия и предпосылки для того, чтобы государство и общество на федеральном и региональном уровнях осуществляли широкомасштабную социальную защиту детей и подростков, обеспечивающую их реальные права прежде всего на образование. Надо иметь в виду, что действуют традиционные органы образования и культуры, во многих городах, районах, селах действуют молодежные общественные организации, несут службу детские комнаты милиции, создаются реабилитационные центры и клубы для “трудных” подростков, в администрациях регионов созданы комитеты или департаменты по делам молодежи. Таким образом, есть кому заняться реальной молодежной проблематикой. Детские и молодежные общественные организации способствуют развитию творческой личности, потенциала молодого человека, оказывают социально-психологическую поддержку детям и подросткам в решении их проблем, и, в первую очередь, занимаются организацией их досуга, руководствуясь идеями, связанными с духовно-нравственным и профессиональным становлением молодого поколения, приобщением его к подлинным культурным ценностям и вовлечением в художественное творчество. В решении проблем детям и подросткам помогают социально-психологические службы: наркологи, психологи, пункты юридической помощи молодежи. Различные мероприятия дают возможность широкого общения, делают молодых людей социально активными. Они не только собирают друзей, единомышленников, но и учат отдыхать. Разнообразие развлечений и свобода выбора их позволяет подросткам и молодежи наиболее полно и оптимально проявить себя.
Познавательная деятельность как направление работы с подростками
Познание – это активная деятельность людей, направленная на приобретение и развитие знаний. Проблемы познания решаются в рамках теории познания (гносеологии), которая включает в себя следующие составляющие: – объект познания, то есть то, на что направлено познание, – субъект познания – конкретный носитель познавательной деятельности (отдельные люди, группа людей, общество в целом), – уровни познания: чувственное (опытное) и рациональное (логическое), – чувственное познание включает в себя: ощущения – результат воздействия внешнего мира на органы чувств человека, когда передаются отдельные свойства предмета: цвет, звучание, запах, восприятия – совокупность ощущений, когда появляется целостный образ предмета, представления – это возникшие в памяти образы на основе прошлых ощущений и восприятий.
Воспитательная деятельностькак направление работы с подростками
В воспитательной деятельности основное внимание обращается на то, как проявляется педагогами искусство уважения, искусство понимания, искусство помощи и поддержки, искусство договора и искусство быть самим собой. В качестве модели можно рассмотреть теоретическую модель воспитательной деятельности как фактора гуманизации пространства Детства, в основе которой лежат принципы признания самоценности Детства, прав ребенка и его свободы в воспитательном процессе. В качестве “модельных инвариантов” рассматриваются ценности, цели, приоритеты, функции, содержание и психологические характеристики воспитательной деятельности. В качестве основных ценностей воспитательной деятельности рассмотрены: ребенок (его личность и индивидуальность); процесс развития (личностного роста) ребенка; детство как уникальное время становления человека. Цели воспитательной деятельности в теории гуманистического воспитании “выводятся” из ценностей. В качестве такой цели рассматривается воспитание активной и самостоятельной личности, что обеспечивается уважением к личности ребенка и его внутреннему миру, признанием его прав, гласностью, гармонизацией разумного воспитания и самовоспитания детей в процессе их активной и разнообразной деятельности, и прежде всего в процессе участия в демократичном детском самоуправлении, обеспечивающем детям реальную власть и способствующем созданию единого воспитательного коллектива, развивающегося на основе сотрудничества и взаимной договоренности . Проблема приоритетов в теории воспитания исследована все еще недостаточно, потому так ценны разработанные в психологии идеи о том, что для педагога абсолютным приоритетом является развитие личности ребенка, что настоящее ребенка важнее, чем его прошлое и будущее; что чувства и переживания детей важнее, чем их мыслей и знаний - отсюда внутренняя направленность педагога на ценности, выборы, приоритеты детей важнее, чем педагогические декларации и инструкции. В условиях гуманизации воспитания ведущими функциями воспитательной деятельности становится понимание ребенка, помощь и педагогическая поддержка; защита интересов ребенка (педагог - адвокат ребенка в пространстве Детства); мягкое недиректовное управление процессом развития личности ребенка, культурное влияние. В теории гуманистического воспитания содержание воспитательной деятельности, обеспечивающей процесс личностного роста ребенка, включает изучение ребенка; создание условий его самореализации, саморазвития и самовоспитания; организацию его активной творческой жизнедеятельности и педагогическое обеспечение комфортного самочувствия ребенка в детском сообществе. Создание условий самореализации ребенка означает, что педагог признает и уважает его уникальность, непохожесть на других детей. Известно, что процесс подлинной самореализации детей тормозят антагонизм между взрослыми и детьми, “заорганизованность” детской жизни и недостаток творчества. Главным методом изменения этой ситуации является создание атмосферы взаимного уважения, когда ребенок учится оценивать себя реально, формировать положительную самооценку, а избавившись от комплексов неполноценности, начинает проявлять высокую активность, становится более открытым, лучше управляет своими эмоциями и поведением. Истоком творчества является активность ребенка, которая есть важное условие развития его способностей, дарований, а также средство достижения успеха. С другой стороны, активность есть жизненная потребность ребенка и критерий его достижений. Очевидно, что активность ребенка не может быть сформирована в условиях автократической педагогики: она не совмещается ни с чрезмерной опекой взрослого, ни с излишним вмешательством взрослых в жизнь детей. Гуманистическая педагогика видит воспитательную задачу в постепенном превращении деятельности детей, которую они организуют совместно со взрослыми, в их созидательную самодеятельность. Труд, игра, театральные постановки, художественное творчество: музыка, рисование, лепка и т. д. - способствуют смягчению нравов, предотвращают огрубение, формируют нравственность. В условиях гуманизации воспитания одной из задач является разрешение противоречий между личностью ребенка и детским сообществом, утверждение самочувствия защищенности ребенка в системе межличностных отношений. Эти задачи решаются при принципиальном отказе педагогов от неоправданного подавления личности, обеспечении развития гуманистических отношений в детской среде, развитии детского самоуправления, которое не навязывается детям, а возникает естественным путем из необходимости, которую дети осознают. Решающее значение для свободного уверенного самочувствия детей в коллективе имеет здоровое общественное мнение как регулятор внутриколлективных отношений. Наиболее важным для формирования гуманистических отношений в детском коллективе является самореализация ребенка в разнообразной деятельности; наполнение деятельности детского коллектива гуманистическим содержанием; систематическая диагностика состояния межличностных взаимоотношений и прогнозирование их дальнейшего развития; введение гласности в жизнь детского учреждения; формирование благоприятного эмоционального климата; обеспечение через систему законов общежития гарантию защищенности каждому ребенку; организация жизни детского учреждения на законах равноправия.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 116. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |