Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МУЖЕСТВО, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕМЕН




Можетлиуспехвперерыве между двумярассветами полностьюизменить

человека?Можетлион заставитьего почувствоватьсебявыше, красивее,

одареннее, полностью защищенным иуверенным, что такбудет длиться всегда?

Он это может, и он это делает!

Моссе Харт (1959)

Какпартнеравпроизводящейкомпании,меня всегда волновали проблемы

производства. Мыпроизводилибумажники,шляпы и сумки, и унас постоянно

были проблемысосбытом из-законкуренцииВостока.Ячастоподходил к

покупателямв магазине,иони показывалимне продукцию,подобнуюмоей,

сделанную в Корее, Тайване и просили меня снизитьцену. Довольно часто цена

продукции с Востока была наполовину меньше нашей цены. Моим работникам нужно

былоповышениезарплаты, ониего заслуживали,ивсеженасразрушала

конкуренция. Мы с партнерами знали, что если не придумаем какой-нибудь выход

и решение, наш бизнес скоро закончится.

Это был 1981 год. Это было время, когда мы начали изучать системы Эдварда

Деминга,квалифицированногоамериканского гуру, работающего надсозданием

мощной японской индустрии. Деминг срочно обязал менеджеровизменить систему

идемонстрировал следующееза этимреальное повышение продуктивности.Он

подчеркивал, чтопроблеманевлюдях,проблемавсистеме. Согромным

желанием я и мои родителиначали использовать рецептДеминга дляуспеха в

нашей компании, ничего не изменилось. Чего-то не хватало, но чего?

Мыпродолжалиэкспериментировать.Итогдаоднажды мынаткнулисьна

решение, которое всехнас поразило. Это былорешение, которое требовало от

насвзглянуть на кое-что невидимое -на предубеждения нашей культуры.Вот

как это работает:

Будучи японским американцем, я начал анализировать работу Деминга с точки

зрения отличияв культурахВостокаи Запада.Я спрашивал себя, какбы я

поступил как западник и как бы я поступил как восточник? Это два разных типа

мышления,и я заметил, что велсебя по-разному,когдадело переходило от

однойкультурык другой.Именно тогдаяопределил,что рецепты Деминга

работалилучше,когдаябылвнастроеяпонском.Тежерецептыне

срабатывали, когда я был настроен на культуруянки. Это былоодним изтех

ослепляющих открытий, которое иногда меняет взгляды на догмы. Самым странным

было то,чтоя слышал об этомраньше, чторецептыДеминга разработаны в

расчетена японский менталитет, ноне понимал полностьюв чем тут дело до

этого момента.

Мое открытие заключалось в том, что наша система не изменится до тех пор,

пока прежде не изменятся ее допущения.

Любая система может измениться не раньше, чем ее допущения.

Если яхочу увеличить продуктивность намоей фабрике,я преждедолжен

допуститьэтувозможностьв собственномвосприятиии в восприятиимоих

рабочих.

Большинствоиз нас предполагают в собственном восприятии, что работа это

утомительная, скучная, финансово обусловленная необходимость. Моиразговоры

о качестве, гордости за свою работу оставались никем не услышанным. И эти же

слова подходили к моей японской стороне.

Я начал изучатьамериканскую часть своего мозга, чтобы узнать,чего она

хотела.Мне было трудно это сделать,потому что мои убеждения ослепили мою

проницательность.Скоро возниксветв конце туннеля.Мое убеждение,что

работабылачем-тоскучнымиутомительным,закрылоотменяощущение

настоящегопониманиясистемы Деминга.Когда я спросил себя:"Какя могу

превратитьработувудовольствие?" - тоненькиеголосочкивмоей голове

кричали: "Работа - это игра. Это серьезная вещь. Ха-ха-ха!"

Япримчалсянафабрику,исозвалсобраниерабочих,накотором

провозгласил: "Давайте устроим удовольствие от работы прямо здесь и сейчас!"

Их реакция была такая же вялая, как и у меня вначале. Их лица сморщились,

демонстрируя мысли, которые адресовалисьмне и выражали примерно следующее:

"Идиотом был, идиотом и остался!"

Я практическислышалэтитоненькие голосавихголовах,говорящие:

"Работа - это не игра. Это вещь серьезная!"

В течение нескольких недель я продолжал проводить собрания о том, какмы

можем сделать работу забавным занятием. Мы решили, что во время работы между

служащимидолжнобыть большеоткрытогообщения.Людямбудетинтересно

попробоватьработать группами.Неожиданнов результатетакой гуманизации

рабочей обстановки наша продуктивность начала повышаться.

Приходило все больше и больше новыхидей, ия стал замечать,чтонаши

допущенияменяются.Всеобщеевозбуждениеначаловозрастать.Вовремя

ланч-перерываработники затевали дружеские спортивныесоревнования и игры.

Люди,которыенесколькомесяцевпроработали бокобоккаксовершенно

посторонниедругдругу, неожиданностановилисьдрузьями,делясьдруг с

другомсвоимижизненными вопросами.Люди не могли дождаться понедельника,

чтобы снова вернуться на работу.

В результате такого эксперимента яобнаружил, что качество и гордость от

совместного партнерства может стать хорошей мотивацией для японских рабочих,

аудовольствие работаетвслучаеамериканскоговосприятия. Этопростое

нововведение полностью перевернуло наш бизнес. Однажды мы взглянули на цифры

и обнаружили, что продуктивность подскочила более чем на 300%. Мы снова были

в бизнесе.

Спомощью наживкиввидедухаудовольствия,насаженнойнакрючок,

предложенный Демингом,наш успех продолжалрасти.Мы имели уже непросто

удовольствие, мы быливлюблены в компанию, и между этимидвумя состояниями

тоже быласущественнаяразница.Впервыебелые,черные, японцы,лаосцы,

вьетнамцы, филиппинцы,латиносы,камбоджийцы,гавайцысо своимиразными

языкамиикультуройоказалисьводнойупряжке.Качество подскочилои

продуктивность взлетела и все это просто благодаря смене базовых допущений о

работе.

Все, что я обнаружил, тут же нашло применениев моей дальнейшей жизни. В

качествахоббияначализучатьинтерпренерство.Яиспользовал

суперобразовательныетехникиидобавилкнимэлементзабавности.Это

сработало,но яобнаружил, чтоещечего-то нехватало.Снова я начинал

забираться в проблемы и удивлялся почему. Я сел и началспокойно взвешивать

мои допущения в отношении обучения. Если изменение моих допущенийоработе

так отлично сработало, то вероятно и в случае собучениемдолжно произойти

нечто подобное.

Однако обнаружить эти допущениябыло не так-то легко. Потому, что как вы

собираетесь изменять допущения, если вы их дажене знаете? Множество наших,

допущенийпохороненовглубинахподсознания. Если вы спроситечеловека,

хочет лионстать богатым, практически каждыйза очень редким исключением

ответит: "Да, конечно". Этот ответ приходитиз сознательного ума. Но все же

изглубины подсознательногопещер поднимаетсябезмолвное допущение: "Твоя

мамаговорила,чтотытупой.Тыникогда не станешь богатым".Неважно,

насколько упорно человек трудятся, неважно насколькоусердно он учится, эти

негативные допущения диктуют свои правила его жизни.

Существует много методов по избавлениюсебя от этих безмолвных допущений

- от гипноза до позитивной психотерапии. Подозревая, что вы можете спасовать

перед своимидопущениями, я хочу вас поддержать в вашихпоисках метода или

методов, которые сработали бы в вашемслучаенаилучшимобразом. Множество

книг, кассет,видео, консультациймогут помочьвамв этом. Самая главная

вещь в этом деле - начать поиск.

Как же мне найти мои допущения в отношении обучения и образования? Правда

заключалась втом, что я впервыестал таким расстроенным. Затем однажды во

время обученияв классе,свет забрезжил вконце моеготуннеля.Яначал

замечатьсвоисобственные мысли, которые приходилипомере преподавания,

первойпойманной мною мыслью,змейкойскользнувшей черезмой мозг,была

мысль о том, что я знаю больше, чем эти студенты.

Япочувствовалзвенящуютишину.Мойраскрытыйротзамер.Взрослая

аудиториябизнесменов уставилась на меня как насумасшедшего.Я предложил

устроить перерыв. Я селвуглу комнаты, пытаясь прокрутить назадвсе свои

действия в момент прихода интересующей меня мысли. Я понял, что читал лекцию

какнепререкаемыйавторитет,вместотого,чтобыпопроситьслушателей

поделиться тем, что они знают. И вдруг в одно мгновение целый веер допущений

обнаружился мною после осознания этого факта.

Ястал убеждаться втом, что уже оцениваю и категоризируюопределенных

студентов в аудитории. Я уже начал верить, что знаю, кто из них способный, а

ктонет.Яуже стал предугадывать как быстроони будутобучаться. Я уже

поверил в то, что знаю тех, кто воспользуется моим материалом, а кто нет.

Я начал замечать, как мои допущения меняются в зависимости от того, с кем

изстудентов яговорю.Еслияразговариваю стем, что по моемумнению

способный,янацеливаюсьнауплотнениеподачиобучающегоматериала. И

наоборот, если я считают студента менее способным, яне затрачиваюна него

много энергии.

Ясудил,классифицировал,определялидискриминировалслушателей,

пользуясь критериемихбудущегоуспеха. Я налагалограничениянасвоих

студентов и подсознательно давил на них, вынуждая соглашаться со мной.

Моидопущениявотношениимоихстудентовработаливрежиме

самореализующихсяпророчеств.Студенты,которыхясчиталспособными,

добивались лучших результатов,ате,когоя считалпосредственными,не

достигали прогресса.

Моезаключениетаково:сколькосистемабудетделатьдопущенияо

существовании способных и посредственных,столько они будутсуществовать и

будут наказаны либопоощрены этой системой. Это здорово напоминает охоту на

ведьм.

Моя организация обучает теперь с допущением того, что все хотят учиться и

всеспособныкобучению.Каждыйраз,когдаоживаетмояоценочная

деятельность, уменяпоявляютсяпроблемы-ичто ещеважнее, проблемы

появляются у моих студентов. Как только я укрощал свое оценивание, в обмен я

получаювсехстудентов,одинаковоуспешных.Наши инструкторапостоянно

напоминают нам о необходимости делать всевозможное, чтобы исключатьлюбое

оценивание. Наши обучающиеметодики разработаныс учетом поддержки каждого

обучающегосявего продвижении вперед вактивном режиме. Наши инструктора

обучают как корректировать и направлять слушателей, исходя из индивидуальных

особенностей каждого, постоянноудерживая в сознании мысль отом, чтовсе

люди способные и все яркие.

Если мы, как вид, хотим эволюционировать, первое что мы должны изменить -

это негативные допущения о себе и других людях. Это должно произойти в наших

домах, на наших рабочих местах, в нашем обществе и в наших школах.

Другие допущения, которые мы могли бы генерировать.

Будучи взрослыми, мы все еще подвержены тому влиянию, которое заключено в

допущениях других-родителей, учителей, партнеров.Это можетсдерживать

нашиспособности инашиуспехи.Вдобавокесли эти негативныедопущения

затронутнас, мы безсомнения,передадим их другим - нашим любимым, нашим

коллегам,сослуживцам,боссам,ученикам.Вотсписок8наиболее

распространенных допущений.

1. Никто насамом лелене хочет учиться,такчто вам нужноприменять

насилие или угрозы.

2. Обучение должно быть скучным и медленным.

3. Вы не можете одновременно иметь обучение и удовольствие.

4.Выничемуникогоненаучите,еслинебудетеконтролироватьи

заставлять спокойно сидеть.

5. Тестирование и оценивание необходимы.

6. Не каждый является способным.

7. Не каждый может сдать.

8. Учителя способнее учеников.

Моя самая существеннаяжалобанаобразование заключается впостоянном

использовании страха длямотивации студентов. Тесты применяютсяв качестве

угроз,спомощьюкоторыхдетейзаставляютучитьсявместо того,чтобы

находитьспособысделатьсистемыболееэффективной илиопределить, что

долженсделатьучитель, чтобыобъяснить вседаже отстающим. В результате

система жертвует определенным процентом детей ни с какой другой целью, кроме

как напугать остальных, заставить работать усерднее и подчиняться системе.

Возможномотивироватьлюдейстрахамуместноприопределенных

обстоятельствах в определенном месте и в определенном время. Проблема в том,

что страх используется как мотивационный инструментдля обучения юных умов.

Мывсеприходимна эту планету сосвоим уникальным даром. Вы можетеэто

заметитьпоособомусветуизлучаемомуглазаминоворожденного.Это

любопытство, огромное желание знать и бескорыстное стремление отдавать.

Гениальность живет всердце. Истиннаяцельобразования поженитьэтого

гения илиэтот дар с интеллектом, так, чтобы человексмог реализовать свою

уникальную задачу или судьбу на этойпланете. Однажды отыскав всебеэтот

дар, намостается толькопозволить ему нацелитьнас на то, что мыдолжны

узнать. И это процесс длиною в жизнь.

Эйнштейнговорил,что вдохновение ценнее знаний.Нашаобразовательная

система,сбиваяуникальнуюпознавательнуюориентациюребенкаисилой

заставляя заучивать часто бесполезныесведения,разрушаетдар, живущийв

каждом сердце. Каждый изнас знает, чембольше мы заставляем людейделать

что-то,темупорнее они сопротивляются. Чем больше мы заставляем студентов

учиться,тем хуже они это делают. ЗаконНьютона: для каждого действия есть

равнозначноепротивоположноепротиводействие,можетслужитьхорошей

иллюстрацией этой истины.

Если мыбудемпродолжать использоватьстрах какмотивацию учения,мы

потеряемодиниздрагоценнейших ресурсов нашей жизни - даргениальности,

который каждый из нас получает при рождении. Мы все несем ответственность за

осознаниесобственныхдопущенийи за изменение тех,которые препятствуют

раскрытию наших способностей и способностей тех, кто нас окружает.

ВАПАКУНУНКФАКТОР

Возвращаясь с работы выдолжны испытывать удовлетворение от самой работы

иот того факта, чтомир нуждается вней. С этим жизнь- небеса,иони

находятся настолько близко, насколько вы можете до них дотянуться. Без этого

-с работой,которую вы ненавидите, которая сплошная скука, и в которой не

нуждается мир - ваша жизнь - ад.

И. Е.Б. Дубойе (1958)

Недавно я имел удовольствие разговаривать с американским индейским вождем

племениВиннебаго.Онрассказывалмне отом, каковобытьамериканским

индейцем в доминирующем белом обществе.

Когда он был маленьким мальчиком, его семья (семья вождя племени) выехала

из своей резервации на несколько лет. Не зная телевизора, он сбегал из школы

домой, чтобы посмотреть его. Его любимой программой был "Одинокий рейнджер".

Будучи индейцем,онособеннолюбил,когдаОдинокий Рейнджерпопадалв

неприятности; к комуже мог обратиться Одинокийрейнджер в такую минуту? К

своему мудрому индейскому другу Тонто конечно.

В наше хаотичное время может быть имы, как Одинокий рейнджер, озираемся

наЗападныеи японскиесистемы в поискахсвежихидейпо реформированию

образования. Возможно втакие времена стоит прислушатьсяк мнению коренных

американцев.

Вплемени Виннебаго основнойзадачейобразования былопомочьмолодым

людям достичь того,что они называли "Вапакунунк". Приблизительное значение

этого слова такое: "Быть способным сделать все необходимое для существования

в этом мире". Чтобы достичь "Вапакунунк"взрослые должны были научить детей

ловить рыбу, ездить на лошади, разбираться вмедицине, выращивать еду, быть

медиумами, охотиться, ставить капканы, делать гончарные изделия, быть судьей

в споре и быть ответственным за благосостояние всего племени.

В современноммире слово "Вапакунунк"моглобыть интерпретировано как:

обретениекомпетентности,уверенностиикомфортабельностивпостоянно

меняющихся жизненных условиях. Существующая образовательнаясистема темне

менее, требуя механического запоминаниявместо творческогомышления, узкой

специализациипреждеуниверсальныхнавыков, необходимостинаниматьсяна

работувместо антрепренерства,полностью контролирующегоденьги и бизнес,

учит людейбыть негибкимивместоспособности меняться времяотвремени.

Слишком много молодых людей выходят из школы будучи кем угодно, но только не

"Вапакунунк".

Недавно"УоллСтритДжорнал"поместилбольшуюстатьюокартине

трудоустройства вАмерике.Встатьеговорилось,что труднее всехнайти

работу45-летнемувыпускникуколледжа,среднемуменеджерукрупной

корпорации. Нетолько потому, чтофинансовые притязания такого специалиста

непомерно высоки, но и потому, что его профессиональные качества устарели, и

он не слишком хорошийкандидат для ухода напенсию. В большинствеслучаев

компанияскореенаймет два или три молодых человека со свежими взглядами и

новой информацией. Эти двое молодых служащих обычно получают ту же зарплату,

чтотребоваласьдляодногоэтогопретендентапостарше, менеегибкого,

которыйскорее всего создавал бы трудности, не желаяуйти на пенсию. Вто

время, как возрастная дискриминация считаетсянелегальной, все остальные ее

виды живы и здравствуют.

Непрекращающаяся проблема заключается в том, что эти молодые свежие лица,

нанятые со стороны,вероятнее всегоокажутся втомжеположении,что и

45-летнийджентльмен, когдаокажутсяв еговозрасте.Быть невногу с

текущиминовыми идеями и технологиями, сопротивлятьсяпеременамвокруг-

очень рискованная тропа для таких тяжелых экономических времен. Это точно не

Вапакунунк.

В то время, как многие процветают вовремя пика своей работоспособности,

ониредкоподготавливаютсякнеопределенному будущему. Передоверяясвою

будущуюфинансовую безопасность пенсионному плану компании, вы может быть и

поступили бы разумно,будь это 50 лет назад, новсовременном мире это по

крайнеймере немудро.Пенсионные фондыслишком многих крупныхкорпораций

пусты, расхищеныжадными сверхамбициознымилидерамибизнеса. Одна крупная

авиалиния, имевшаяпроблемы,распродала свое имущество, потому что долг ее

пенсионного фондасоставил 850 миллионов долларов. Вообразите, каковобыло

услышать все это всем этим мужчинам иженщинам, которые провели свои жизни,

работая на эту компанию.

Кторазделывается сденьгамипенсионного фонда,когда компания терпит

убытки? Служащие или кредиторы?К сожалению, часто последние. Люди, которые

рассчитывали наэтиденьги, люди,которыеоткладывалиденьги напенсию

долгие годы, не получают в итоге ничего.

Теперьвы можете спросить, кактакое происходит с образованными людьми,

бизнес-лидерами, кто уж точно должен был бы спланировать защищенное будущее?

Чтожтакое случаетсядовольночасто.27 августа1991 г,"УоллСтрит

Джорнал" сообщил,чтоболее70% 155крупных юридическихфирмполностью

потеряли свои пенсионные фонды.

Такойантименеджментстраховыхкомпанийсможетразрушитьбудущее

сегодняшних 35-45-летнихюристов потенциально готовыхк выходуна пенсию.

Судя по всему страховымкомпаниямнадобылоначинать заботиться о них со

времен начальной школы.

Дело в том, что не только большинство людей не подготовленок пенсии, но

и огромное ихколичествопроходит по жизнис недостаткомкомпетентности,

уверенности икомфорта.Этотолько незначительноеотражение ошибок нашей

образовательной системы. Вместо того, чтобы достигать статуса"Вапакунунк",

большинство людей проводят свои самые продуктивные годы, цепляясь за работу,

котораяим даже ненравится и возможнозанебольшую оплату. И чтоже им

делать,когда онивыходятнапенсию? Об этомужкто-нибудь догадается,

потому что только некоторые осознают этот хаос и этот риск.

Неполное образование

Нашкоренной американский гость рассказалнамисториюо недоучившемся

ученике, который прошел сквозь серию обучений усвоих учителей,все жене

достигнувстатуса "Вапакунунк". История эта, а точнееочень старая легенда

его племени, примерно такова:

Жилоднаждыспособныймолодойхрабрец,которыйбыстропостиг

"Вапакунунк". Следуятрадиции,этотмолодой храбрец обучалсянесколькими

старейшинами. Втовремя,как каждыйучительобучалего специфическому

навыку,необходимому длядостиженияВапакунунк, никто не вспомнил научить

его смирению, добавочному человеческомунавыку,которыйв один прекрасный

день может статьопределяющим. Каждый из учителей думал, что этому егоуже

научил кто-то другой.

Дотого времени пока нашхрабрец не стал старше и не принял в свои руки

власть над своим племенем, наши старейшины не догадывались о своем упущении.

Храбрец былоченьумелымикомпетентным,частоиспользовалсвоюсилу

безрассудно и без сострадания. Лишенный смирения, он стал упрямым и негибким

отказывающимся обучаться новому.

Старейшины созвали секретное собрание. Какони могли справиться стаким

самонадеянным молодым вождем? Уже было слишком поздно учить его смирению. Он

зналтолько высокомерие, котороеподкреплялось его высоким уровнем умения,

которому он обучился в молодые годы. Онине могли убить его, ибо это был бы

поступок еще худший,чем его высокомерие.Они не моглипросить егоуйти,

т.к. опасались его власти над ними.

После несколькихсекретных ночных заседаний старейшинывыработали план.

Одним холоднымосенним утром они вызвали храбреца на свой совет. У них было

днянегозадание. Это было трудное задание,ибоонизнали, что егоэго

приметтакой вызов.Их племя преследовала стая исключительно умных волков,

которых вел большой пятнистый самец.

Старейшины сказали храбрецу, чтоих племя будет навсегда благодарно ему,

если он согласится пойти и убить этоговолка-вожака. Они добавили, чтоэто

будет лучшевыглядеть, если он сделаетэто в одиночку,иэто ешебольше

поднимет его статус в племени. Конечно высокомерный храбрец принял вызов. Он

провел этуночь,хвастаясь своеймиссией сидящимвокруг большогокостра

членамплемени.Еговысокомериепомешалоемураспознатьхитрыйплан

старейшин.

Наследующее утро,кактолькосолнцепоказалось нагоризонте, племя

собралось, чтобы попрощатьсяс высокомерным вождем. После того, как племя с

ним попрощалось, онуверенно зашагал через заснеженную равнину.Как только

он скрылся извида, племясобралось вместеи быстро разобрало лагерь. Они

собраливсе свои пожитки, семьи и друзья сказали друг другу досвидания, и

затемуничтожиливсеследысвоегопребываниявлагере.Затемони

растворилисьстем, чтобыпозднее примкнуть кдругим племенам. Это племя

прекратило свое существование навсегда.

Я сидел не шелохнувшись, пока мой гостьнезакончилсвой рассказ. Урок

казался абсолютно ясным и даже причиняющим боль. Одна большая общность людей

была полностьюуничтожена, стерта с лица земли, потомучтостарейшиныне

сумеликакследуетподготовить своего вождя квластии ответственности,

которую он однажды должен был почувствовать.Когда яспросил его, нацелена

ли эта сказка на обучение его учеников, он закивал головой.

Он засмеялся и начал рассказыватьо культуреамериканских индейцев.Он

объяснил, что они не считают людей более важными,чем что-либоеще в общей

схеме построения жизни.

"Мы всеравны передглазами Великого Духа",-объяснял он.Племя или

отдельно взятый человек неболее важен, чем дерево или белка. Всемы здесь

на Матери Земле обязаны другдругу своими жизнями. Олень ибизон были даны

МатерьюЗемлей,чтобы помогать поддерживать жизнь всейсистемы. Каждый из

нас, каждыйчеловек, животное, растение и скала важен для другого и достоен

уважения."

Дажев нашевремя, -рассказывал мне гость, его людивоспринимают все

вещивокруг, как дарыМатери Земли,дажемашиныи телевизоры.Коренные

американцы предлагают намценныйурок, заключающийся в их взгляде наМать

Землю, как проводника равного уважения и почтения ко всему вообще.

Ксожалению,наша культура очень высокомерноотноситсякземле.Это

приводиткразрушениюнетолько окружающей природы, ноичеловека. Это

высокомериенеоставляетместадлядоброты исострадания. Мызабываем

позаботитьсяобудущем.Этовысокомериене допускаетновогообучения,

заставляя нас держаться за то, что нам кажется правильным.

В чем жеисточникэтого высокомерия?Где источникэтой чумы,которая

распространилась по всей земле, воруя наше сострадания и сочувствие ко всему

насокружающему?Этоболезнь,котораяначинаетсявнаших школах,где

способных учеников схорошимиоценками учатизбегать слабых, у кого более

низкиебаллы. Именно там мы привыкаем делитьмирна плохой и хороший,на

победителей ипроигравших,на бедных ибогатых.Еслиу вашей сестры или

братапроблемы сучебой,выне поможетеим. Вы игнорируете их.Хорошие

оценки доказывают, что вы умны и амбициозны, вы не должны общаться с теми, у

кого плохие отметки, и кто слишком слаб и ленив, чтобы иметь успех. С вашего

собственного согласия вы очень быстро обучаетесь дискриминации.Ищите более

высокихступеней.Избегаете"проигравших".Иэтоинтеллигентныйобраз

мышления, - это само олицетворение высокомерия, граничащего с дикостью.

Американскийвирусвысокомерия,какчума,плодитубогих,немощных

лидеров.Как и любой вирус, его не интересует здоровьесвоего носителя, он

обескровливает общество, поддерживающее его,эксплуатируя каждогов нем-

эксплуатируяМатьЗемлю,каксказал бымой другВиннебаго. Этотвирус

высокомерия мешает лидерам большинства западных стран начать исправлять свои

ошибки и обучатьсяновым вещам. Как мы можем ожидатьот наших лидеров, что

ониобнаружаткогда-нибудь,чтоихответственностьбольше,чемих

собственные эгоистические нужды и амбиции? Как мы можем ожидатьот них, что

они откроются новым идеям, если их учили,что они должныбытьправы любой

ценой?

Мывсерасплачиваемсязаэтучуму,заэтовысокомерие, которое не

позволяет нам принять новые экономические предложения, новые взгляды и новое

партнерство. Бедные становятсяеще беднее.А средний классрасплачивается

медленным разрушением жизненного уровня с непомерно высокими налогами и лишь

несколькими привилегиями. Мы всерасплачиваемся завсе например, тем,что

наши библиотеки,общественныеколледжи, концертные залы и театры закрывают

переднами своидверииз-зафинансовых проблем,апосуществу,из-за

безразличия нашихлидеров.Закрываяобщественныетеатры,художественные

галереи,музеи и симфоническиезалы, мы уничтожаем духгуманизма, который

один только способен цементировать кости общества.

Иногда кажется, что единственной вещью, растущей в западном мире является

бедность, антитезис Вапакунунк.Ещесовсемнедавнобездомныхможно было

встретить только на улицах Бомбея и Калькутты. Сейчас мы находим их лежащими

на улицах Вашингтона, резиденции правительства самой могучей странымира. И

их число растет.Уровень бедности среди детей выросна 20% с 1980 по1990

годы. И этот уровень также возрастает. Сегодня каждый пятый ребенокАмерики

живет вбедности.Бедностьне занимается дискриминацией. Она бьет мужчин,

женщин и детей. Это более не проблема этнических меньшинств, хотя эти группы

страдаютбольше.Большевсегодостаетсялатиноамериканскимдетям,33%

которых живетзачертойбедности. Между тем бедность белых детей возросла

более, чем на 20%, а черных - что-то около 6%.

Самой большой степенью высокомерия является высокомерие, отворачивающееся

от бедности. "Это не моя проблема" - они говорят. Но она наша. Независимо от

того, вериммы в это или нет,но мы как раз тотхрабрец,кого не доучили

индейскиестарейшины.Мывидимотражениеэтоговнашихгородах,где

высокомерие, перемешанное с нищетой, порождает преступления. И мы все платим

заэтопостоянно возрастающими ценамиза правовуюзащиту,возрастающими

ценами за безопасность, возрастающими ценами за то беспокойство, которое все

мыиспытываем, живявобществе,в котором невозможночувствовать себя в

безопасности даже в собственном доме.

Неспособностьлюдейвыживатьвнашемобществе-следствиекраха

образовательнойсистемы. Какстарейшины в истории с молодымхрабрецом, мы

неспособны обучатьсмирениюи другим общечеловеческимценностям,которые

могут сделать наше общество сильнее изаботливее. Что может быть хуже того,

что мы обучаем ненависти, безнадежности ибезвыходности? Передлицом этого

не стоит удивляться, что такмного людей идутна преступления,осознавая,

что у них нет будущего.

Деньги не могут купить вашу любовь, но...

У меня быломного горячих споров с учителями, которыесчитают, что есть

что-то, "морально нездоровое" в обучении детей принципам денег. Они говорят,

чтотакоеобучениевыраститэгоистичных,материалистических,жадныхк

деньгамлюдей. Я жеутверждаю,что, необучаядетей деньгам, мытолько

увеличиваем число отчаявшихся и жадных. Отчаявшиеся люди совершают отчаянные

поступки - поступки, которые часто переходят в преступления.

Мыпретендуем нато,что причинанев деньгах, разужмыимеем 7,

8-летних преступников, узнающих о деньгах отуличныхпреступников,вместо

того, чтобыслушать учителей.Нищие и отчаявшиеся, ониучатсякак в один

день получить сотни, иногда тысячи долларов, продавая наркотики. Наблюдая по

соседствуотчаявшуюсянищету, онидумают, чтотакиеденьгисделаютих

"победителями",а"проигравшие"продолжаюткаждыйдень ходить вшколу,

максимально старатьсядляпоступления и получения минимальнооплачиваемой

работы.

Только самыевысокомерные из нас могут утверждать, что проблема бедности

их не касается. Только самые высокомерные будут настаивать, что они отделены

от бедностинесокрушимой невидимой границей.Чтобы укреплять этуграницу,

они согласныиспользоватьсилу,оружие, если потребуется. Нокакойурок

заключается в таком решении проблем?

Как и миллионы американцев, я с интересом смотрел обзоры новостей о войне

с СаддамомХуссейном и людьми Ирака. Онидостаточноотличились от обзоров

вьетнамской войны. Не показывали кровавых картини сценумирающих женщин и

детей.Допустимые репортажи состояли из картин мертвыхиракских солдат или

показамедицинскихгуманитарныхбригад,лечащихиракскихзаключенных.

Репортажибыли"продезинфицированы".Дажевидеозаписибомбежекбыли

стерильными. Кто не помнит показа этого снова и снова повторяющегося прямого

лазерногоудара,попавшегов трубопроводивзорвавшего зданиеизнутри?

Невозможносделатьчищеи стерильнее!Америка бодрилась. Мыбылигорды

нашими войсками. Всюду были развешаны желтые ленточки. Патриотизмснова был

в моде.Военные чувствовалиськак герои, хотябольшинствоневиделони

одногобоя. НашеунижениевоВьетнаме наконец-тобылореабилитировано.

Миллионы долларов были потрачены на парады. Европа благоденствовала...пока

мы ждали экономического выздоровления.

Междутем,внутренниепроблемыпродолжались:бедность,бездомные,

культурный упадок, падение доходов и безработицы.

В прошлом Америка и ее союзники призывалиськ ответу за создание проблем

во внешней политике.МыпокушалисьнаВьетнам,бомбя страну. Мыхотели

прибрать к рукам Нористу,бомбяПанаму.Мы устроили военную интервенцию в

Гренаде.Есливсеэтосрабатывало там, почемубыне последоватьтакой

политикевнутристраны?Мыначинаемпонимать, почему индейскому племени

лучше было распасться, чем жить под управлением высокомерного лидера.

Из классики Тао "МастераХуайнана" кнам доходитдревний урок,вполне

применимый к сегодняшнему дню:

Верховный главнокомандующий, управляющийстраной спросил одного из своих

министров, что явилось причиной поражения государства.

Министр ответил: "Повторяющиеся победы в повторяющихся войнах".

Главнокомандующий сказал: "Нации повезло. Нация не раз выигрывала. Почему

это привело к ее падению".

Министр ответил: "Там, гдепостоянноповторяютсявойны,люди слабеют.

Там,гдепостоянноповторяютсяпобеды,правиластановятсянадменными.

Позвольте высокомерным управлять слабыми и редкая нация на будет повержена в

результате".

Сколькоеще можно выслушиватьодин итот же урок отом,что все, кто

делятлюдейнапобедителейипобежденныхраноилипоздностановятся

побежденными.

В наших школах мы играемв победителей и проигравших с умами, сердцами и

будущим наших детей. Пойманные в ловушку собственных допущений о победителях

ипроигравших, мыпродолжаем тренировать нашумолодежь по части всяческих

разделенийвместоискусстважитькакодноцелое.Мывоспитываембез

милосердия, без любви, сострадания или уваженияк планете, которая колыбель

нашей жизни и, без сомнения, источник наших сил.

Возможно война тоже занимает свое место в нашем мире, но не место же ей в

наших школах.

В то время, как многие мои приятели протестовали против правительственных

мер, которые они считали несправедливыми,как например, необъявленная война

во Вьетнаме, я был одним из тех солдат,против чьих действий былнаправлен

пилотом,я имел свойсобственныйстерильный опыт войны.Из кабины своего

вертолета я мог видеть только то, что миллионы детей видели на экранах своих

телевизоровво время Иракскойвойны: падающие бомбыи чистыеразрушения.

Каждуюночья прилеталдомой,принимал горячий душ, наслаждался отличной

едой,смотрелфильмыиотдыхал вудобнойпостели.Великоезавершение

тяжелого военного дня.

Затем однажды я оказался на земле, недалеко от базы, недавно подвергшейся

ракетной атаке; неожиданно я был ошеломлен реальностью войны. Когда я пришел

всебя после шока от этой волны ужасающего взрыва, я обнаружил, что здание,

в которое я часто заходил купить зубную пасту или другиевеши,было объято

пламенем.Вражескаяракета нанесла прямойудар. Я побежалвперед,чтобы

посмотреть, не смогу ли чем-то помочь, но сильный жар удержал меня. Все, что

ямог сделать,этостать подальше отпламени,стараясь заглушитьвопли

блокированныхвнутри неголюдей, мой желудок содрогалсяот запаха горящей

плоти.

Можетлинаступитьсенсорное привыканиекчастым убийствам,к огню,

пожирающему города, к бездомным, умирающим на улицах, кросту преступности,

к детям, видящим вокруг только нищету?Сколько еще всего этого потребуется,

чтобымы проснулись и началименятьэту высокомерную систему образования,

которая продолжает игратьв жестокую игру победителей и побежденных с умами

исердцаминашихдетей?Этунеистовость,нищетустановитсятяжелее

дезинфицировать, ибо она наносит удары все ближе и ближе к дому. Мы не можем

бомбить ее в ответ. Она требует доброты, любви, милосердия и образования.

Деньгине прекратят бедность. Подачки лишь увеличат ее.Если выдадите

человеку рыбу, вы дадите емупищу только на один день. Ноесливы научите

того же человека удить рыбу, вы дадитеемупищу на всю жизнь. Пришло время

нашей системеобразования учитьвсехвыживатьфинансово. Этоименното

бесценное"искусствоудитьрыбу",котороемыдолжныраспространятьв

сегодняшнем мире. Пришловремяпрекратитьобучать наших сильных студентов

бытьвысокомернымипобедителямиинашихслабыхстудентовстановиться

жертвеннымиовцами их благополучия. Мы должны обучать оказывать помощь тем,

кто в ней нуждается,даже если наши преподавателяпродолжаютсчитатьэто

мошенничеством.Будущее нашей нации иее наследие, как цивилизации,будет

измерятьсячислом таких "мошенников".Еслимынеположимконецнашему

высокомерию и не научимся обучать наших людей "Вапакунунк",мы можем просто

прекратить свое существование, как племя.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 159.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...