Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дети любят учителей, учителя любят детей




Нет ничего удивительного в том, что большинство школьников не любят своих учителей и очень многие учителя не любят детей. Это результат применения методов I и II.

Что же касается метода III, то он способствует развитию отношений, суть которых — взаимное уважение, забота друг о друге, взаимное доверие. «Беспроигрышные» решения сближают людей. Учителя, которые решат отказаться от применения силы, вскоре обнаружат, что ученики стали их лучшими друзьями.

Метод III помогает вскрыть настоящие проблемы

Методы I и II затрагивают прежде всего поверхностные проблемы. Учительница замечает, как Саманта кривляется и мешает заниматься другим ученикам. Учительница может решить, что Саманте нужно побыть в центре внимания, и она находит решение, решающее эту проблему: ставит Саманту перед классом, где она на виду у всех может кривляться сколько угодно. Но Саманта вовсе не стремится к тому, чтобы оказаться в центре внимания. Ее поведение может быть мотивировано потребностью в индивидуальных занятиях с учительницей, желанием понять урок или необходимостью получить индивидуальную помощь в выполнении задания. Она боится, что без такой помощи одноклассники решат, что она глупая. Поэтому она и кривляется, скрывая тем самым свои настоящие чувства.

Раз за разом учителя, начавшие использовать метод III, сообщают о том, что их изначальное представление о проблемах в классе было ошибочным. Для всех нас естественно делать всевозможные предположения относительно поведения, которое мы наблюдаем. Иногда мы перепрыгиваем от одной версии к другой.

Когда учителя определяют, в чем состоит конфликт с учеником, то есть определяют, какие их личные интересы он затрагивает (и выражают свои чувства с помощью я-сообщений), а не строят догадки относительно мотивов неприемлемого поведения ученика, — в этот момент и начинают вырисовываться настоящие проблемы. Пока не будут известны реальные проблемы, любые, даже самые элегантные решения будут неверными и не достигнут цели.

Ученики становятся более ответственными и социально зрелыми

Считается, что одной из основных задач школы является воспитание у школьников ответственности и социальной зрелости. Это важные качества, желательные для любого общества. Однако до тех пор, пока школы будут опираться на силу взрослых, они вряд ли будут способствовать росту ответственности и социальной зрелости. Управление детьми и подростками через наказания (или угрозы наказания) и поощрения только мешает им стать ответственными людьми.

Повторим: все люди (а не только дети) лишаются возможности действовать ответственно, если их поведение — результат принуждения. Страх наказания и личная ответственность находятся на разных полюсах. Если школьник воздерживается от поведения, которое мешает учителю учить, лишь потому, что боится наказания, то про такое поведение нельзя сказать: «Оно учитывает интересы других людей», — иными словами, такое поведение нельзя назвать ответственным.

Каждый раз, когда ученика заставляют вести себя определенным образом, его лишают шанса на проявление ответственности. Если учитель пользуется методом I, это сигнал для ученика, что ему не доверяют, не считают его ответственным, полагают, что он не способен учесть интересы других, что он эгоистичен, незрел и т. д. Чем чаще ученик получает такие сигналы, тем больше шансов, что он им поверит.

Метод III сигнализирует ученикам о том, что они способны на ответственное поведение, что они могут понять чувства учителя, могут изменить свое поведение, что они могут принимать решения и выполнять их как полноправные, зрелые члены коллектива.

Стоит учителям понять, что они сами, пользуясь предоставленной им властью, делают учеников зависимыми и незрелыми, как многие из них возьмут на вооружение метод, не предполагающий использование власти.

Нам было приятно во время занятий по программе КЭП в разных странах мира обнаружить, что учителя не желают формировать зависимость и покорность в школьниках, которых обучают. Многие из них раньше просто не знали, что этого можно избежать.

ГЛАВА №9. МЕТОД«БЕЗ ПРОИГРАВШИХ» В ДЕЙСТВИИ

Метод III можно применять практически неограниченно. Конфликты возникают во всех классах, во всех типах школ, в связи с самыми разными проблемами. Конфликты проявляются во всех школьных отношениях — между учителем и учеником, между учителем и всем классом, между двумя учениками или между двумя группами учеников, между двумя учителями, между учителем и родителем, между учителями и администрацией.

Стоит ли говорить, что там, где есть отношения между людьми или группами людей, обязательно есть конфликты. Но в школе конфликты возникают не только часто, но и постоянно. Ведь больше нигде в одних и тех же стенах не находится сразу такое количество совершенно не похожих людей, отличающихся и по возрасту, и по социальной и расовой принадлежности, и по уровню интеллектуального развития, и по образованию, и по социальной и эмоциональной зрелости, и по способностям. Это нормально, что в школе так много конфликтов.

Школа не должна стремиться к тому, чтобы уменьшить число конфликтов, поскольку разнообразие ее обитателей делает эту задачу невыполнимой. Эффективность школ, а возможно, даже само их существование зависят от способности научить людей способам и методам конструктивного разрешения конфликтов. Школам необходима революция в управлении конфликтами, чтобы в результате их разрешения любой человек мог удовлетворить свои интересы и раскрыть свой потенциал. Это относится и к учителям, и к ученикам, и к родителям, и к администраторам, и к охранникам, и к секретарям.

В этой главе мы покажем, как работает метод III в различных ситуациях. Вы познакомитесь не только с многочисленными преимуществами, но и со сложностями и трудностями, которые поджидают учителей, пользующихся методом III.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...