Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Физическую, социальную и познавательную.




Использование активных методов обучения позволяет задействовать все три вида активности учащихся, что приводит к максимальному вовлече­нию учащихся в учебный процесс.

Физическая активностьучащихся, отвечающая учебным целям, активизируется в процессе измене­ния способов обучающей деятельности. Для этого учащимся предлагается работать в малых группах, участвовать в дискуссии, менять рабочее место, пе­ресаживаться, делать презентацию перед аудитори­ей, выполнять те или иные физические действия для релаксации и т.д.

Социальная активностьпроявляется в момент, когда учащиеся инициируют отвечающее учебным и развивающим целям взаимодействие друг с дру­гом, приемы и техники обмена информацией, спо­собы общения с преподавателем.

Познавательная активностьучащегося прояв­ляется в инициировании вопросов, в анализе учеб­ных материалов и изложении результатов анали­за. Познавательная активность обучаемых разви­вается в случае, когда они сами формулируют про­блему, намечают способы ее решения, вносят по­правки и дополнения в изложение преподавате­ля, находят решение проблемы и обосновывают его.

Обучение — это специально организованный процесс. Но человек учится не только в учебных заведениях, но и приобретается в ходе "естественного освоения", кото­рое получило название научение. Выражения "шко­ла жизни" и "мои университеты", в которых не подразумеваются официальные заведения, — имен­но об этом. Такой взгляд на приобретение знаний описывал еще в середине XVIII века Жан-Жак Рус­со, в XX веке его идеи развил Джон Дьюи.

Ос­новной момент в естественном обучении

 конк­ретный опыт:например, непосредственное выпол­нение задачи. Он образует основу для осмысления и рефлексии,которые составляют вторую стадию научения. Под рефлексией осмыслением понима­ется наблюдение, анализ того, как была выполнена конкретная задача, оценка того, насколько хорошо она выполнена. На основе наблюдения человек приходит к абстрактным представлениям и понятиям, концептуализации опыта:выработке обобщений или подходов к тому, как выполнять задачу. В свою очередь, обобщенные представления выступают как гипотезы и проверяются в различных ситуациях — воображаемых, моделируемых и реальных. Провер­ка гипотез является четвертой стадией освоения нового опыта, которая получила название актив­ное экспериментирование.Активное эксперимен­тирование позволяет увидеть, работают ли идеи на практике, что затем ведет снова к конкретному опыту.

Психологи и педагоги выделяют четыре индивидуаль­ных стиля :

· активист;

·  наблюдатель;    

· теоретик;

·  прагматик.

Активист

Основа стиля: активное экспериментирование и конкретный опыт, предпочитает "делать дело", не­жели сидеть и размышлять. Активист поглощен новым опытом, если он связан с новизной дей­ствий. Его девиз: "Все нужно попробовать". Об­суждения может воспринимать как "говорильню". Если план не подходит к ситуации, легко откажет­ся от плана.

Наблюдатель

Основа стиля: конкретный опыт и рефлексивное наблюдение. К любой ситуации стремится подойти с нескольких сторон. Наблюдатель стремится прежде всего собрать информацию, откладывая выводы и действия. Его девиз: "Тщательность и взвешенность". Он предпочтет наблюдать и анализировать действия других, выслушивать и обдумывать чужие высказы­вания, прежде чем будет действовать или высказы­ваться сам.

Теоретик

Основа стиля: рефлексивное наблюдение и кон­цептуализация опыта. На основе имеющихся дан­ных теоретик строит целостные идеи, подходы, схемы. Теоретика отличает стремление к законченности, полноте и совер­шенству. Его девиз: "Логичность и обоснованность". Он предпочтет развивать идеи, искать стройные, сбалансированные представления и подходы, прежде чем перейдет к каким-либо дей­ствиям.

Прагматик

Основа стиля: концептуализация опыта и актив­ное экспериментирование. Новые сведения высту­пают как средство в решении конкретных задач. Новое интересует прагматика прежде всего с точ­ки зрения практичности и эффективности приме­нения. Его девиз: "Практика — критерий истины". Он предпочтет практичный, работающий подход красивым, но абстрактным идеям, которые будут интересны для него лишь постольку, поскольку позволяет строить учебный процесс с учетом принципов научения. Важно отметить, что ни одна из форм обучения не является единственно верной для достижения поставленных целей обучения; со­хранению внимания и работоспособности учащихся способствует использование разнообразных методов.



Примеры применения активных методов на уроках информатики.

Пример 1.

Урок - ролевая игра

Тема: "Суд над информацион­ными технологиями".

Цель урока: развитие мотивации, навыков работы в команде, самостоятельной рабо­ты с литературой, умение представлять и обосновы­вать полученные результаты.

Дидактическая цель: проверить, понима­ют ли учащиеся назначение и функции ИКТ; оце­нить, с какими видами информационных процессов они знакомы; как они оценивают роль информации и ИКТ в развитии современного общества.

Для этой игры из группы уча­щихся выделяются "обвинители", "защитники" и "члены суда" во главе с председателем суда, осталь­ные учащиеся были "зрителями" в зале суда.

В начале занятия учащимся раздаются правила поведения "в суде" и описание ролей. Обвинители должны были сформулировать, в чем ИКТ "обвиня­ются" перед человечеством. Защитники, соответ­ственно, должны были подобрать аргументы в пользу ИКТ для развития человечества. Суд должен вынес­ти вердикт: наносит ли вред человечеству активное проникновение ИКТ во все сферы жизнедеятельности человека или, наоборот, способствует гармо­ническому развитию общества.

Для подготовки к "суду" даётся 15 минут. При этом разрешается пользоваться заранее подо­бранной литературой.

Основная сложность в проведении занятий с ис­пользованием активных методов обучения состоит в том, чтобы задействовать учащихся в соответствии со свойственными им стилями научения. В данном случае правильно распределить роли.

Пример 2.

Урок - баскет-метод

Тема: "Исто­рия развития вычислительной техники"

Цели урока: развитие учебной мотивации, навыков работы в команде, самостоя­тельной работы с литературой, умение представлять и обосновывать полученные результаты.

Дидактическая: обобщение и про­верка усвоения ранее изученного материала.

Для проведения этого занятия учителем гото­вится несколько "экспонатов" для нескольких за­лов "виртуального" музея компьютерной техники. Причем "экспонаты" для каждого зала подбира­ются так, чтобы можно было построить стройный рассказ. В качестве таких "экспонатов" можно использовать фотографии ученых и инженеров, внесших вклад в развитие вычислительной техни­ки, фотографии отдельных устройств компьютера, схемы, отражающие структуры компьютеров раз­ных поколений.

Пример набора экспонатов одного "виртуального" зала. Название зала — "Машины II поколения". Перечень "экспонатов": фотогра­фии БЭСМ-6, ЕС ЭВМ "Электроника", фотографии Н.П. Брусенцова, С.А. Лебедева, В.М. Глушкова, схема струк­туры ЭВМ II поколения, таблица с краткими све­дениями о троичной уравновешенной системе счисления и т.д.

"Экскурсовод" должен в течение 5 минут подго­товить связный рассказ о предложенных экспонатах. В подготовке рассказа ему помогают 2 "совет­ника". Основную "интригу" рассказа учащиеся вы­бирают сами.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...