Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Клинические симптомы дизартрии и принципы речевой терапии





113


 


тельность рук и тонкие дифференцированные движения пальцев. При работе над ручной моторикой для воспитания четких пальцевых кинестезии также применяют тактиль­ную стимуляцию при помощи массажа. Если логопедичес­кие занятия проводят с ребенком в положении сидя, то его руки помещают на стол, ладонь и пальцы прижимают к сто­лу. При проведении гимнастики рук детей учат разминать и раскатывать пластилин, сжимать руками резиновые груши, захватывать кончиками пальцев мелкие предметы, склады­вать мозаику, рисовать, лепить, вырезать, штриховать, рас­крашивать картинки, застегивать и расстегивать пуговицы, крючки, шнуровать ботинки, пользоваться ложкой и вилкой (М. В. Ипполитова, 1967 и др.).

Нарушения голосообразования

Характерной особенностью дизартрии является наруше­ние голоса, что в значительной степени зависит от патологи­ческого состояния мышц гортани, особенно перстне-щито-видных, натягивающих истинные голосовые связки. При поражении этих мышц голос становится слабым, немелодич­ным (А. Митронович-Моджеевска, 1965 и др.).

Антагонистами мышц, натягивающих голосовые связки, являются грудино-щитовидные мышцы, которые при сво­ем сокращении опускают гортань, уменьшая тем самым на­тяжение истинных голосовых связок. Указанные мышцы функционируют комплексно и регулируют деятельность го­лосовых связок, имеющих большое значение в звукообра­зовании (Р. Шилинг, 1925).

Иннервация гортани осуществляется с помощью двух не­рвов: верхнего и нижнего гортанных. Верхний гортанный нерв иннервирует перстне-щитовидную мышцу, а нижний гортанный — все остальные мышцы гортани.

Все движения гортани связаны с движениями языка, нёба и нижней челюсти, поэтому нарушения голоса и артикуля­ционные расстройства чаще всего выступают вместе. Для возникновения голоса большое значение имеет вибрация голосовых связок. При слабости и паретичности мышц го­лосового аппарата вибрация голосовых связок нарушается, поэтому сила голоса становится минимальной. Спастическое


сокращение мышц голосового аппарата иногда полностью исключает возможность вибрации голосовых связок. Про­цесс же образования звонких согласных (б, в, г, д, з, ж, л, м, н, р) связан с возможностью вибрации голосовых связок. Поэтому патологические состояния мышц голосового аппа­рата могут быть причиной нарушения произношения звон­ких согласных и замены их на глухие, артикуляция кото­рых осуществляется при не сомкнутых и не колеблющихся голосовых связках (к, п, тп,с,фи др.).

Нарушения голосообразования при дизартриях определя­ют необходимость при проведении речевой терапии особое внимание уделять постановке голоса и отдельных звуков.

После появления первых голосовых реакций приступают к вызыванию отдельных звуков. Если у ребенка имеются какие-то звуки, то постановку других звуков проводят на основе звуков, близких по артикуляционным укладам к имеющимся. Если у ребенка нет никаких звуков, то вызы­вание их начинают со звука а, который является первым зву­ком в плаче ребенка. При вызывании этого звука пассивно-активно открывают рот ребенка, другой рукой логопед производит вибрирующие движения грудной клетки и про­износит звук а, добиваясь от ребенка повторения этого зву­ка. Вся работа над постановкой звуков требует достаточного эмоционального фона и проводится в виде подражательных эмоциональных игр (укачивание куклы: «а — а —», аука­нье и т. д.), совместного с логопедом пения.

Затем приступают к вызыванию звуков, имеющихся у нормального ребенка в гулении. Это согласные звуки, не требующие дифференцированных движений языка (п, б, н, м). Эти звуки вводят на имеющуюся фонацию путем специ­альных пассивных движений артикуляционных мышц (два пальца логопед помещает на губы ребенка и пассивно-актив­но производит сближение губ, в это же время большой па­лец логопеда остается под подбородком).

Иногда при полной афонии, резко выраженной спастичнос-ти артикуляционных мышц, что препятствует возможности пассивно-активного открывания рта, занятия по вызыванию голоса рекомендуют начинать с имитации мычания (звук м).

Поскольку для этого звука необходимо минимальное ко­личество резонирующих полостей (только полость носа) и


114


К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин


Клинические симптомы дизартрии и принципы речевой терапии


115


 


звук этот является более легким по активности голосовых связок, он легче других удается детям с таким характером поражения.

Если вызвана звонкая двугубная взрывная фонема б, то на ее основе можно выработать произношение язычно-зубной фонемы д. Работа над сочетанием выдоха с произнесением согласных на­чинается со звука н — взрыв воздушной струи и ф — длительный выдох. Эти звуки ставят в сочетании с имеющимися гласными (а, о, у) и вводят в речь (па — па, ба и т. д.), т. е. у ребенка форми­руют слоговой лепет.

Звуки, особенно согласные м, н, б, вызывают на основе слухового, зрительного и проприоцептивного контроля. Из­вестные трудности у детей с дизартрией может представлять вызывание некоторых заднеязычных звуков, которые у здо­рового ребенка появляются рано, в период формирования у него гуления (х, к, г). Из-за выраженной спастичности кор­ня языка произвольное приподнимание задней части и спин­ки языка может быть затрудненным, в силу чего у ребенка отсутствуют заднеязычные звуки. Для стимуляции этих зву­ков большое значение имеют описанные выше упражнения по развитию мышц спинки языка, основанные на их рефлек­торных движениях. Подключение голоса к рефлекторным кашлевым движениям даст возможность произнесения зву­ка к. Мы не будем останавливаться на методике стимуля­ции других, более трудных звуков, требующих дифферен­цированных движений многих мышц языка. Эти приемы являются общепринятыми в логопедии и в значительной сте­пени основываются на сочетанных координированных дви­жениях артикуляционных, дыхательных и фонационных мышц. Поэтому при постановке звуков у детей с церебраль­ными параличами большое значение имеет ортофоническое лечение, основанное на двигательной терапии голоса при помощи артикуляционных и дыхательных упражнений. Большое внимание уделяют утрированным артикуляцион­ным движениям перед зеркалом и сочетанию их со звуком.

Проводя артикуляционную гимнастику при постановке голоса, особенно большое внимание уделяют развитию дви­жений нижней челюсти вниз и движений мягкого нёба. При помощи этих движений образуются достаточные резонатор-ные камеры, необходимые для звучания голоса. Таким об-


разом, все мероприятия по постановке голоса и звуков у де­тей с дизартрией проводят в общем комплексе речевой тера­пии этих детей.

Как при проведении артикуляционной гимнастики, так и при работе над голосообразованием нередко требуется при­менение медикаментозной терапии (стимулирующей, анти-холинэстеразной и симптоматической, направленной на сни­жение мышечного тонуса).

Нарушения дыхания

... Для нормального функционирования голосового аппара­та необходимо определенное соответствие напряжения мышц, осуществляющих вдох и формирующих выдох. Эти мышцы, как известно, являются антагонистами. Первые увеличивают объем грудной клетки во время вдоха, вторые, наоборот, умень­шают ее размеры и объем. К мышцам, осуществляющим вдох, прежде всего относятся передняя зубчатая мышца (m. serratus anterior), а также наружные межреберные мышцы (mm. intercostales externi). Мощной вдыхательной мышцей являет­ся диафрагма. Большое значение для речевого дыхания имеют также большие грудные мышцы (m. pectoralis major), малые грудные мышцы (т. pectoralis minor), а также наружные меж­реберные мышцы (mm. intercostales externi). Тонкая коорди­нированная работа всех дыхательных мышц имеет особо боль­шое значение при производстве активного речевого выдоха. У детей с церебральными параличами определенную роль в нарушении дыхания может играть патология реципрокной иннервации, одновременная спастическая ко-контракция мышц-антагонистов. Так, для активного речевого выдоха не­обходимо напряжение мышц, осуществляющих вдох, всех за исключением диафрагмы, которая, хотя и участвует во вдо­хе, в момент выдоха расслабляется и постепенно перемеща­ется вверх, т. е. функционирует вместе с выдыхательными мышцами. Одновременное напряжение диафрагмы вместе с другими мышцами, осуществляющими вдох, будет резко на­рушать речевой выдох. Все эти нарушения координационной деятельности дыхательных мышц подтверждаются при помо­щи пневмографических исследований (Bohme, 1966 и др.).


116










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...