Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Участники каналов распределения




Структура и управление каналами распределения

Формирование каналов. Предполагает выбор типа и числа посредников, их образующих. Необходимо выявить типы посредников, которые могли бы обеспечить функционирование канала предприятия. Одновременно следует изыскивать и новые прогрессивные маркетинговые каналы.

Предприятию предстоит решить, какое число посредников будет использовано на каждом уровне канала. Существуют три подхода к решению этой проблемы: 1) интенсивное распределение - часто используют для товаров повседневного спроса, при этом стремятся привлечь возможно большее число торговцев. Например, сигареты продают в миллионах торговых точек; 2) распределение на правах исключительности - строится с использованием строго ограниченного числа посредников. При этом часто ставится условие, чтобы дилеры, продающие товары предприятия, не торговали товарами конкурентов. Этот метод позволяет повысить престиж товарной марки и практикуется в торговле сложными и особо модными товарами; 3) селективное распределение - это метод, средний между методами интенсивного распределения и распределения на правах исключительности. В этом случае число привлекаемых посредников ограничивается, но не столь строго, как при использовании метода распределения на правах исключительности. Селективное распределение дает производителю возможность добиваться необходимого охвата рынка при более жестком контроле, чем при организации интенсивного распределения.

Отбор и мотивация участников канала. Производители отличаются друг от друга возможностями привлечения к работе квалифицированных посредников. Например, фирма "Полароид" вначале не смогла продавать свои камеры в магазинах фототоваров.

Мотивация участников канала. Посредников нужно постоянно мотивировать на выполнение своих обязанностей наилучшим образом. В простейшем случае в качестве мотивов могут быть высокие скидки, сделки на льготных условиях, премии, проведение конкурсов продавцов. Предпочтительно установление с участниками канала - дистрибьюторами и дилерами отношений долговременного партнерства. При этом производитель стремится согласовывать с ними стратегические установки фирмы и увязывать размеры вознаграждения с тем, насколько точно придерживаются дистрибьюторы этих установок.

Планирование распределения. Это процесс создания на плановой основе профессионально управляемой ВМС, которая учитывает потребности как производителя, так и дистрибьюторов. В рамках службы маркетинга производитель учреждает особый отдел, который планирует сбыт, разрабатывает программы стимулирования для каждого дистрибьютора. Совместно с дистрибьюторами отдел намечает коммерческие цели, которых необходимо достичь, определяет требуемый уровень товарных запасов, разрабатывает планы использования торговых площадей и их оформления для пропаганды товара, вырабатывает требования к подготовке торгового персонала, составляет планы рекламы и стимулирования сбыта.

Оценка деятельности участников канала. Производитель должен периодически оценивать работу дистрибьюторов по таким показателям, как выполнение нормы сбыта, поддержание среднего уровня товарных запасов. Оценке подлежат оперативность доставки товара.

 

 

22. Характеристика участников каналов распределения

Участники каналов распределения

Основными участниками каналов распределения являются торговые посредники. Торговые посредники — это торговые организации, предприятия и лица, осуществляющие перепродажу товаров для удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли.
Целесообразность использования торговых посредников обусловлена возможностями повышения оперативности сбыта продукции, быстрого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры, сокращения сроков поставки товаров, развития сервиса и обслуживания. Важным является и то обстоятельство, что с помощью посредников обеспечивается использование их материальных, финансовых и трудовых средств непосредственно в процессе продажи товаров. Существенно увеличивается возможность получения достоверной информации о рынке, конкурентных преимуществах, ценах и др.
Однако, если посредник не обеспечивает получение дополнительной прибыли по сравнению с той, которую производители извлекают при самостоятельной продаже товаров на рынке, их привлечение становится нецелесообразным.
Торговые посредники подразделяются на простых посредников и торговцев.
Простые посредники — это предприятия и лица, которые, не принимая на себя права ответственности за товар, осуществляют посредничество или сделки между производителем (продавцом) и покупателем. К числу простых посредников относятся брокеры, агенты, комиссионеры и др. Их доходы формируются за счет различного рода вознаграждений.
Торговцы — это организации, предприятия и лица, осуществляющие перепродажу или продажу товаров и услуг промежуточным и (или) конечным потребителям. Торговые посредники приобретают товар в собственность, становятся его владельцами и действуют от своего имени и за свой счет. Доходы торговцев образуются как разница между ценой покупки и ценой продажи (торговая маржа).
Участвуя в каналах распределения, торговцы принимают самостоятельные маркетинговые решения.

Маркетинговые решения розничного торговца

Решения розничного торговца (дилера) направлены на создание «конечного торгового продукта» («магазинной формулы») с целью привлечения наибольшего числа постоянных покупателей. Конечный продукт розничного торговца определяется:
• целевым рынком (сегментом рынка), на который направлены торговые усилия;
• торговым ассортиментом, предлагаемым к продаже;
• имиджем магазина (позиционированием по совокупности ожиданий и впечатлений от предоставляемой торговой услуги).
Соответственно принимаются решения по использованию маркетингового комплекса, который состоит из семи элементов.
1. Место (район расположения магазина в зависимости от целевой группы, торгового ассортимента, формы продаж и др.).
2. Торговый ассортимент (ширина и глубина, основной и дополнительный, исполь-зуемые марки товаров, виды упаковок и др.).
3. Оформление магазина (внешний вид, покупательские потоки, размещение товаров и др.)
4. Торговый персонал (профессиональные навыки, организация работы и др.).
5. Цена (уровень цен, ценовой имидж и др.).
6. Стимулирование (коммуникационный комплекс, внутри-магазинная реклама, сти-мулирование определенных товаров и др.).
7. Физическое перемещение товаров в магазине (транспортировка, хранение, штрихо-вые коды и др.).

Маркетинговые решения оптового торговца

Решения оптового торговца (дистрибьютора) принимаются по следующим направле-ниям.
• Определение целевого рынка с учетом масштабов закупок, типов оптовых покупате-лей, необходимости предоставления дополнительных услуг и др.
• Формирование торгового ассортимента, соответствующего по глубине и широте требованиям розничных торговцев и учитывающего возможности создания запасов и хране-ния.
• Ценообразование, направленное на привлечение клиентов (в том числе снижение цен для увеличения объемов закупок, предоставление кредита и др.).
• Продвижение, связанное в основном с персональными продажами, установлением и поддержанием деловых отношений.
• Организация физических потоков товаров (маркетинговая логистика), включающая принятие решений по:
приему и обработке заказов;
складированию;
формированию товарных запасов;
транспортировке.

 

23. Основные направления и виды маркетинговых исследований

 

Исследования маркетинга — это сбор, обработка и анализ данных о рынке, конкурентах, потребителях, ценах, внутреннем потенциале предприятия в целях уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Общенаучные и аналитико-прогностические методы являются основой таких исследований, а источниками информационного обеспечения — результаты кабинетных и полевых исследований (внутренние и внешние, собственные и платные и др.). Результатом исследований маркетинга являются конкретные разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинговой деятельности предприятия.

Исследование рынка — самое распространенное направление в маркетинговых исследованиях. Как подчеркивают специалисты, без рыночных исследований невозможно систематически собирать, анализировать и сопоставлять всю информацию, необходимую для принятия важных решений, связанных с деятельностью на рынке, выбором рынка, определением объема продаж, прогнозированием и планированием рыночной деятельности. Объектами рыночного исследования являются тенденции и процессы развития рынка, включая анализ изменения экономических, научно-технических, демографических, экологических, законодательных и других факторов, а также структура и география рынка, его емкость, динамика продаж, барьеры рынка, состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура, возможности и риски. Основными результатами исследования рынка являются:

– прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций, выявление ключевых факторов успеха;

– определение наиболее эффективных способов ведения конкурентной политики на рынке и возможности выхода на новые рынки;

– осуществление сегментации рынков, т.е. выбор целевых рынков и рыночных ниш.

Исследование потребителей позволяет определить и исследовать весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуются потребители при выборе товаров (доходы, социальное положение, половозрастные признаки, образование). В качестве объектов выступают индивидуальные потребители, семьи, домашние хозяйства, а также организации. Предметом исследования является мотивация поведения потребителя на рынке и определяющие ее факторы; изучается структура потребления, обеспеченность товарами, тенденции покупательского спроса; анализируются процессы и условия удовлетворения основных прав потребителей (типология потребителей, моделирование их поведения на рынке, прогноз ожидаемого спроса). При этом появляется возможность разработать пути предоставления выбора потребителям. Цель такого исследования - сегментация потребителей, выбор целевых сегментов рынка.

Основная задача исследования конкурентов заключается в том, чтобы получить необходимые данные для обеспечения конкурентного преимущества на рынке, а также найти пути сотрудничества и кооперации с возможными конкурентами. С этой целые анализируются сильные и слабые стороны конкурентов, изучаются занимаемая ими доля рынка, реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов (совершенствование товара, изменение цен, товарные марки, проведение рекламных кампаний, развитие сервиса), изучаются материальный, финансовый, трудовой потенциал конкурентов, организация управления деятельностью. Результатом таких исследований становится выбор путей и средств достижения наиболее выгодного положения на рынке относительно конкурентов (лидерство, следование за лидером, избегание конкуренции), определение активных и пассивных стратегий обеспечения ими ценового преимущества или преимущества за счет качества предлагаемых товаров.

В целях получения сведений о возможных посредниках, с помощью которых предприятие будет в состоянии «присутствовать» на выбранных рынках, проводится изучение фирменной структуры рынка. Помимо коммерческих, торговых и иных посредников предприятие должно иметь правильное представление о других своих «помощниках»: транспортно-экспедиторских, рекламных, страховых, юридических, финансовых, консультационных и других компаниях и организациях, создающих в совокупность маркетинговую инфраструктуру рынка.

Главной целью исследования товаров является определение соответствия технико-экономических показателей и качества товаров, обращающихся на рынках, запросам и требованиям покупателей, а также анализ их конкурентоспособность. Исследования товара позволяют получить самые полные и ценные с точки зрения потребителя сведения о потребительских параметрах изделия (дизайн, надежность, цену, эргономику, сервис, функциональность), а также данные для формирования наиболее удачных аргументов рекламной кампании, выбора подходящих торговых посредников. Объекты исследования - потребительские свойства товаров-аналогов и товаров-конкурентов, реакция потребителей на новые товары, товарный ассортимент, упаковка, уровень сервиса, соответствие продукции законодательным нормам и правилам, перспективные требования потребителей. Результаты исследования дают возможность предприятию разработать собственный ассортимент товаров в соответствии с требованиями покупателей, повысить их конкурентоспособность, определить направления деятельности в зависимости от различных стадий «жизненного цикла» изделий, разработать новые товары, модифицировать выпускаемые изделия, усовершенствовать маркировку, выработать фирменный стиль, определить способы патентной защиты.

Исследование цены направлено на определение такого уровня и соотношения цен, который бы позволял получать наибольшую прибыль при наименьших затратах (минимизация затрат и максимизация выгоды). В качестве объектов исследования выступают затраты на разработку, производство и сбыт товаров (калькуляция издержек), степень влияния конкуренции (сравнение технико-экономических и потребительских параметров товаров-аналогов других предприятий), поведение и реакция потребителей на цены товара (эластичность спроса). В результате проведенных исследований выбираются наиболее эффективные соотношения «затраты-цены» (внутренние условия, издержки производства) и «цена—прибыль» (внешние условия).

Исследование товародвижения и продаж преследует цель определить наиболее эффективные пути, способы и средства быстрейшего доведения товара до потребителя и его реализации. Главными объектами изучения становятся торговые каналы, посредники, продавцы, формы и методы продажи, издержки обращения (сопоставление торговых расходов с размерами получаемой прибыли). Исследования включают также анализ функций и особенностей деятельности различных типов предприятий оптовой и розничной торговли, выявление их сильных и слабых сторон, характера сложившихся взаимоотношений с производителями. Такие сведения позволяют определить возможности увеличения товарооборота предприятия, оптимизировать товарные запасы, разработать критерии выбора эффективных каналов товародвижения, разработать приемы продажи товаров конечным потребителям.

Исследование системы стимулирования сбыта и рекламы — также одно из важных направлений маркетинговых исследований, которое преследует цель выявить, как, когда и с помощью каких средств лучше стимулировать сбыт товаров, повысить авторитет товаропроизводителя на рынке, успешно осуществлять рекламные мероприятия. В качестве объектов исследования выступают: поведение поставщиков, посредников, покупателей, эффективность рекламы, отношение потребительской общественности, контакты с покупателями. Результаты исследований позволяют выработать политику «паблик рилейшнз», создать благоприятное отношение к предприятию, его товарам (сформировать имидж), определить методы формирования спроса населения, воздействия на поставщиков и посредников, повысить эффективность коммуникационных связей, в том числе рекламы.

Исследование рекламы предполагает апробацию средств рекламы (предварительное испытание), сопоставление фактических и ожидаемых результатов от рекламы, оценку продолжительности воздействия рекламы на потребителей, позволяет принимать решения по активизации рекламных кампаний, вести поиск новых средств воздействия на потребителя, повышения его интереса к продукции предприятия

Стимулирование продвижения товаров на рынок касается не только рекламы, но и других сторон политики предприятия по сбыту, в частности, исследования эффективности конкурсов, скидок, премий, награждений и других льгот, которые мог/т активно применяться предприятием, в их взаимодействии с покупателями, поставщиками, посредниками.

 

25. Характеристика процедуры маркетингового исследования

 

Процедура маркетингового исследованияПроцедуру маркетингового исследования можно разделит на четыре блока: (см.Приложение № 1).Разработка концепции исследования.Определение целей исследования и постановка проблемы.Формирование рабочей гипотезы.Разработка программы исследования.Определение системы показателей и потребности в информации.Выбор методов исследования и рабочего инструментария.Формирование выборки.Процесс получении я данныхТехническая организация сбора данных.Сбор данных.Процесс обработки и представления данных.Процесс технической обработки данных.Анализ данных.Разработка выводов и рекомендаций.Оформление и презентация отчетов.Проверка адекватности результатов и выводов.Рассмотрим более подробно процесс организации проведения маркетинговыхисследований. Любое исследование начинается с определения целей.Цели могут быть как стратегическими, так и тактическими, и от их вида зависитглубина предполагаемого исследования. В зависимости от поставленных целей,исследования могут носить описательный характер, могут быть нацелены навыявление причинно-следственных связей (казуальные) или на разработку прогнозов. В результате этого появляется гипотеза. Рабочая гипотеза – это вероятностное предположение относительно сущности и путей решениярассматриваемых явлений. Она позволяет установить рамки и основные направлениявсей разработки. Рабочая гипотеза должна обеспечивать: достоверность научногопредположения; предсказуемость; проверяемость; возможность формализации, т.е.возможность выразить главные предположения не только логически, но и с помощьюэкономико-математических построений. Программа исследования –это план, которому необходимо следовать для того, чтобы ответить напоставленные в исследовании вопросы, увязывающий временные, материальные идругие ресурсы, выделяемые на проведение исследования. Она устанавливаетсистему показателей, определяет потребности в информации и предполагаемый наборинструментов для ее получения. Выбор инструментария связан свыбором подходящих методов исследования. Классификация инструментариямаркетинговых исследований представлена в таблице (см. ниже по тексту).Наконец, программа исследований устанавливает правила формированиявыборки. Выбор форм и методов исследования рынка связан с множествомфакторов: доступными источниками информации, широтой охвата и т.д. Взависимости от уровня постановки проблемы различаются прикладные ифундаментальные исследования.
Классификационный признак

Виды исследований

Уровень постановки проблемы

Прикладные

Фундаментальные

Этап изучения проблемы Поисковые

Описательные

Пояснительные
Источник информации

Первичные (полевые)

Вторичные (кабинетные)

Периодичность проведения

Разовые

(специальные)

Постоянные

Области использования результатов

Стандартные (синдицированные)

Степень охвата

Сплошные

Выборочные

Уровень измерительной «точности»

Качественные

Количественные

         
Количественные исследования – это описание проблемы в числовом выражении.Здесь подтверждается или опровергается высказанная гипотеза. Данные, какправило, представляются в виде таблиц и графиков.Качественные исследования имеют общую цель – выявить проблемы и/или объяснитьнаблюдаемые явления. С их помощью можно определить различные побудительныемотивы действий потребителей, а также на основе каких факторов принимаетсярешение.

 

 

26. Методы анализа маркетинговой информации, характеристика

 

Методы получения и обработки маркетинговой информации        Обычно при проведении маркетинговых исследований используется информация,полученная на основе первичных и вторичных данных. Первичные данные получаются в результате специально проведенных длярешения конкретной маркетинговой проблемы так называемых полевых маркетинговыхисследований; их сбор осуществляется путем наблюдений, опросов,экспериментальных исследований, выполняемых, как правило, над частью общейсовокупности исследуемых объектов – выборкой.Под вторичными данными, применяемыми при проведении так называемыхкабинетных маркетинговых исследований, понимаются данные, собранные ранее извнутренних и внешних источников для целей, отличных от целей маркетинговыхисследований. Другими словами, вторичные данные не является результатомпроведения специальных маркетинговых исследований.Различают (по отношению к фирме) внешние и внутренние источники для вторичныхисследований. В качестве внутренних источников информации могут быть –маркетинговая статистика (характеристика товарооборота, объем сбыта, объемраспродаж, импорт, экспорт, рекламации), данные о маркетинговых затратах (попродукту, рекламе, продвижению, сбыта, коммуникациям), прочие данные (опроизводительности установок, оборудования, прайс-листы на сырье и материалы,характеристика системы складирования, карты потребителей и др.).В качестве внешних источников выступают:- публикации национальных и международных официальных организаций;- публикации государственных органов, министерств, муниципальных комитетов;- публикации торгово-промышленных палат и объединений;- ежегодники статистической информации;- отчеты и издания отраслевых фирм и совместных предприятий;- книги, сообщения в журналах и газетах;- публикации учебных, научно-исследовательских, проектных институтов иобщественно-научных организаций, симпозиумов, конгрессов, конференций.Основными достоинствами вторичных исследований являются:- затраты на проведение кабинетных исследований меньше, чем на проведениетаких же исследований с помощью полевых исследований;- большей частью вполне достаточно для решения исследований только вторичнойинформации, поэтому первичные исследования становятся не нужными;- возможность использования результатов кабинетного исследования, в случаеесли поставленная цель маркетингового исследования не достигнута, дляопределения задач полевого исследования, его планирования и использованиявыборочного метода.В тех случаях, когда вторичное исследование не дает нужного результатапроводят первичное (полевое) исследование.Основными методами получения первичных данных являются опрос, наблюдение,эксперимент и панель. Наибольшее распространение получил метод опроса иинтервью. Каждый из методов может использоваться в сочетании с другими,полевые исследования почти всегда дороже кабинетных. Поэтому они применяютсяв случаях, когда:- в результате вторичного исследования не достигнут требуемый результат и невозможно проведение соответствующего маркетингового мероприятия;- высокие затраты на полевые исследования могут быть компенсированы значениеми необходимостью решения соответствующей задачи.Полевое исследование может быть полным или сплошным, если им охвачена всягруппа интересующих исследователя респондентов и частичным, если им охваченопределенный процент респондентов.В общем случае проведения кабинетных или полевых исследований следует иметьввиду, что сбор и обработка данных в процессе исследования осуществляетсяметодами, которые теория маркетинга заимствовала из математики, статистики,психологии, социологии социальной экономики.Данные, полученные в процессе маркетингового исследования должны пройтипроцедуру обработки, обобщения и интерпретации. При этом выделяют триобласти: упорядочения, масштабирования (шкалирования), обобщения и анализа.Упорядочение данных заключается в распределении данных по категориям, ихредактировании и кодировании результатов, а также их табулировании.Под редактированием понимается просмотр данных, имея ввиду возможности ихиспользования. Представление просмотренного материала данных в форме таблицозначает их табулирование.Шкалирование означает классификацию данных по определенным критериям. Напрактике применяются номинальная шкала (классификационные), порядковая шкала(ранговые) и количественные (метрические).Анализ и обобщение данных осуществляется методами ручной, компьютерной(полукомпьютерной), когда используется карманный компьютер и электронной (сиспользованием персонального или большого компьютера) обработки. Дляобработки используются как описательные, так и аналитические методы. Средианалитических методов в маркетинге часто применяются: анализ трендов, методынелинейной регрессии и коррекции, дискриминантный анализ, кластерный анализ,факторный анализ и другие

 

 

27. Характеристика методов сбора качественной информации, обоснование выбора

 

                                                                                                                   

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 140.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...